Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г. Конституция устанавливала исключительную компетенцию Союза в лице его верховных органов: международные отношения, вопросы обороны, внутренней безопасности, внешняя торговля.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 20.03.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


4
Содержание
Введение 3
1. Образование СССР 4
2. Конституция СССР 1924 г. 17
3. Конституция РСФСР 1925 г. 22
Заключение
Список литературы
Введение
Россия представляет собой особую цивилизацию, вырабо-тавшую на протяжении веков свой собственный, не повторяю-щийся в других цивилизациях способ сосуществования наро-дов. Здесь любое изменение общественного устройства являет-ся национальной проблемой и не может быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (в этом отличие революции в России от других великих революций - в Англии и Франции). С другой стороны - решение любой про-блемы национальной политики в России реализуется через из-менение государственного устройства, экономического или со-циального порядка.
Термин «национальный» мы применяем как условный, т.к. в Российской империи большинство народов, включая русский, находились на донациональной стадии развития общества и культуры, поскольку нация - продукт развитого буржуазного общества. Поэтому, строго говоря, в массовом сознании и по-литической мысли не было национализма Он культивировался в узких кругах буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытые социально-политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в. создавался при актив-ном участии русской радикальной интеллигенции, которая ви-дела в нем оружие против царизма.
В ходе борьбы с государством вот уже более века «национа-льный вопрос» - один из наиболее идеологизированных, он построен на мифах. И Российская империя, и СССР одними представляются как «тюрьма народов», другими - как земной рай «семьи народов». Оба эти мифа мешают познанию и пони-манию истины.
В данной работе были использованы учебные пособия по истории государства и права России, статьи из периодической литературы, а также документы, позволяющие раскрыть сущность проблем, возникших при образовании СССР и принятии первой Конституции СССР.
1. Образование СССР
До образования СССР взаимоотношения республик прошли ряд эта-пов и форм. В годы граждан-ской войны и иностранной войной интервенции, когда главным вопро-сом был военный, отношения республик приняли форму военного сою-за. На следующем этапе с конца 1920 г. и до образования СССР, когда вопросы восстановления разрушенного хозяйства стали главными, воен-ный союз был дополнен хозяйственным союзом. Отношения между рес-публиками приняли характер двусторонних договорных отношений. Так, в декабре 1920 г. был заключен союзный договор между РСФСР и Украиной, в январе 1921 г. аналогичный договор был заключен между РСФСР и БССР, а также с другими советскими республиками11 История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000, с. 275.
. Союзные договоры между советскими республиками являлись правовым оформ-лением их военно-хозяйственного союза. В период военного союза дого-воры подобного рода между республиками не заключались. По сравне-нию с периодом военного союза, когда объединялись пять народных комиссариатов, был сделан новый шаг вперед: союзные договоры преду-сматривали объединение двух новых органов государственного управле-ния - Народных комиссариатов внешней торговли и почт и телеграфов. Но и объединение старых пяти наркоматов происходило на новой каче-ственной основе - они объединялись с хозяйственными целями, тогда как раньше только с оборонными. Союзные договоры послужили пра-вовой основой для создания не только объединенных органов государст-венного управления договаривающихся республик, но и органа государ-ственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представи-телей договаривающихся советских республик.
Важную роль в сближении республик сыграл их дипломатический союз. Председатель ВЦИК М.И. Калинин 17 января 1922 г. обратился к советским республикам с телеграммой, в которой говорилось, что рос-сийское правительство считает невозможным участие в конференции в Генуе без советских республик и Дальневосточной республики. 22 февраля 1922 г. в Москве было созвано совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии, ДВР, Бухар-ской и Хорезмской советских республик. Представители республик подписали протокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всех республик, выступать от их имени на Генуэзской конфе-ренции, а также заключать от имени всех республик международные договоры и соглашения как с государствами - участниками конферен-ции, так и со всеми другими. Это позволило прорвать дипломатическую блокаду, заключив договор с Германией 16 апреля 1922 г.
Большим событием, предшествовавшим и способствовавшим образо-ванию СССР, было создание Закавказской Федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию. Причины, диктовавшие объединение закавказских республик, были следующие:
1) экономическая необходи-мость объединения хозяйственных ресурсов этих республик,
2) улучше-ние отношений между народами Закавказья.
12 марта 1922 г. в Тифлисе состоялась конференция центральных исполнительных комитетов совет-ских республик Закавказья, на которой был подписан договор о созда-нии федеративного союза Закавказских республик. В него вошли Азер-байджан, Армения, Грузия. Образование ЗСФСР имело еще и то значе-ние, что это был первый опыт по созданию союзного федеративного советского государства, субъектами которого являлись союзные респуб-лики.
Единство внутренней и внешней политики республик до образования СССР обеспечивалось организационным единством правящей Коммуни-стической партии, объединявшей коммунистов всех республик, а также однотипностью политической основы республик. Велика была роль РСФСР, которая оказывала республикам бескорыстную военную, эко-номическую, культурную, дипломатическую и иную помощь. Республи-ки широко использовали государственно-правовой опыт РСФСР. Хозяй-ственный союз советских республик способствовал более тесному сбли-жению республик и подвел их к необходимости политического объеди-нения - создания СССР. Старые договорные отношения уже исчерпали себя.
Образование СССР определялось серьезными причинами. Прежде всего необходимо было объединить скудные в то время экономические ресурсы республик для более успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа. Следовало объе-динить финансы, транспорт, средства связи, осуществлять планирование народного хозяйства в масштабе всей страны. Нужно было учитывать и исторически сложившееся разделение труда между отдельными эконо-мическими районами страны. Необходимо было также ликвидировать вековую отсталость национальных окраин. Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать и внешнеполитические задачи: и оборонные, и дипломатические. Полити-ческой предпосылкой образования СССР являлось наличие в республи-ках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства11 Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000, с. 301.
.
Вопрос о более тесных взаимоотношениях между республиками был поставлен по инициативе самих республик. За его создание высказались представительные органы всех будущих субъектов федерации. Выдвига-лись различные предложения по созданию будущего государства. Одни развивали мысль о создании конфедерации союзных республик. Другие предлагали ликвидировать РСФСР и дать возможность автономным рес-публикам войти в создаваемое государство в качестве его субъектов наравне с союзными республиками. Третьи выступали с идеей уп-разднения ЗСФСР и предоставления Азербайджану, Армении и Гру-зии права непосредственного вступления в состав нового государ-ства. Весьма популярным было мнение о вхождении в состав РСФСР союзных республик на правах автономных республик и превращение органов власти и управления РСФСР в органы власти и управления все-го вновь образуемого государства. Это предложение получило извест-ность как предложение об «автономизации».
В августе 1922 г. Оргбюро по поручению Политбюро ЦК РКП (б) создало комиссию, которой было дано задание подготовить к очередно-му пленуму ЦК вопрос об усовершенствовании федеративных отноше-ний между РСФСР и другими республиками. Председателем комиссии был В.В. Куйбышев. В нее также вошли представители республик. Член комиссии И.В. Сталин разработал проект резолюции комиссии, по которому Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия входи-ли в состав РСФСР на правах автономных республик. Этот проект под-держали ЦК компартий Азербайджана, Армении. ЦК компартии Грузии выступил против проекта. ЦК компартии Белоруссии считал возмож-ным сохранить договорные отношения. Среди руководства Украины не было единого мнения. Секретарь ЦК компартии Украины Д.З. Мануильский был за проект, а председатель СНК Украины и член комиссии оргбюро ЦК РКП (б) Х.Г. Раковский был решительно против него. На заседании комиссии Оргбюро в сентябре 1922 г. был принят проект Сталина. В.И. Ленин решительно выступил против предложения об «автономизации», за равноправие республик. В письме Л.Б. Каменеву для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 26 сентября 1922 г. он подчерки-вал: «По-моему, вопрос архиважный ... мы признаем себя равно-правными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию «Союз Советских Республик Европы и Азии». Далее В.И. Ленин писал о необходимости создания общефеде-рального ЦИК, общефедеральных наркоматов. Не имея возможности из-за болезни участвовать в работе Октябрьского (1922 г.) Пленума ЦК, решавшего вопрос о взаимоотношениях республик, В.И. Ленин пишет 6 октября 1922 г. записку «О борьбе с великодержавным шовинизмом», в которой вновь отстаивает идею равноправия республик и в деятельности органов власти будущего союза республик. Он писал: «Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди рус-ский, украинец, грузин и т.д. Абсолютно». 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) одобрил ленинские предложения о создании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных союзных республик в составе: РСФСР, Украины, Белоруссии, ЗСФСР. В течение октября - декабря 1922 г. идея образования СССР была одобрена партийными и государственными органами всех союзных республик11 История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000, с. 292.
.
Состоявшаяся 29 декабря 1922 г. под председательством М.И. Кали-нина конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юри-дически оформил образование СССР. В повестке работы съезда стояли два вопроса:
1) утверждение Декларации об образовании СССР и союз-ного Договора;
2) выборы ЦИК СССР.
Доклад о декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И.В. Сталин. Съезд по предло-жению М.В. Фрунзе в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Кроме того, съезд решил передать Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик с тем, чтобы отзывы союзных республик были представлены ЦИК Союза ССР к ближайшей очередной его сессии. Это еще раз показывает, на-сколько серьезно учитывались мнения республик, как всемерно подчер-кивалось их равноправие.
Первыми председателями ЦИК СССР были избраны на 1 Всесоюзном съезде Советов председатели ЦИК союзных республик: М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов. Исполнительным ор-ганом СССР являлся СНК СССР. Первое правительство СССР было об-разовано ЦИК СССР в июле 1923 г. во главе с В.И. Лениным. Первыми субъектами СССР являлись четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.
В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Первый этап развития Союза ССР связан с национально-государствен-ным размежеванием в Средней Азии, созданием национальной государ-ственности ее народов и появлением новых союзных республик, вошед-ших в состав СССР. До национально-государственного размежевания на территории Средней Азии были следующие государства: Хорезмская и Бухарская народные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР. Как известно, БНСР и ХНСР не вошли в состав СССР по причине того (как тогда объясняли), что они не были социалистическими. Но таковыми тогда были все республики. Эти три государства сложились в рамках прежнего административного деления, не учитывавшего расселения народов Средней Азии. Получилось так, что узбеки и туркмены проживали во всех трех государствах. Причем 66,5% узбеков находилось в Туркестанской АССР; 22,2% - в БНСР и 11,3% - в ХНСР; туркменов - соответственно 43,2; 27; 29,8%. Таджики оказались на территории Туркестанской АССР (47,7%) и БНСР (52,3%). В развитии экономики и культуры Средней Азии большую роль сыг-рала РСФСР и в частности ее договоры с ХНСР (1920 г.) и БНСР (1921 г.).
Условия для проведения национально-государственного размежева-ния Средней Азии сложились к 1924 г. К этому времени были разгром-лены основные силы басмачества и установилась относительно мирная обстановка. Можно было заняться проблемами национально-государст-венного строительства. Еще ранее укреплялись экономические связи. На конференции представителей Туркестанской АССР, ХНСР и БНСР в 1923 г. было создано Среднеазиатское экономическое совещание для осуществления планирования развития народного хозяйства трех рес-публик. Была также проведена унификация денежной системы трех республик и образованы органы управления транспортом, внешней тор-говлей и т.д. В феврале - марте 1924 г. советские и партийные органы трех республик высказались за создание национальных государств. 28 треля 1924 г. Средазбюро ЦК РКЩб) по докладам представителей Бухарской и Хорезмской республик, Туркестанской и Киргизской Казахской) АССР признало своевременным и целесообразным разделение среднеазиатских республик по национальному признаку. 12 июня 1924 г. ЦК РКП (б) приняло постановление «О национальном размеже-вании республик Средней Азии (Туркестана, Бухары и Хорезма)». В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаи Советов принимают постановления о националь-но-государственном объединении народов Средней Азии. 14 октября 1924 г. ВЦИК РСФСР утвердил постановление ЦИК Туркестанской АССР о национально-государственном размежевании. А 27 октября ЦИК СССР принял постановление «О размежевании советских рес-публик в Средней Азии и о вхождении в Союз ССР Узбекской Совет-ской Социалистической Республики и Туркменской Советской Социа-листической Республики», в котором одобрил постановления верховных органов республик Средней Азии и РСФСР о национальном государст-венном размежевании и образовании новых советских республик и ав-тономных областей11 Фроянов В.К. История СССР, т. 1, М., 1994, с. 121.
. Таким образом, идея национально-государственного размежевания Средней Азии получила юридическое оформление.
В результате национально-государственного размежевания на терри-тории бывших Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской респуб-лик были созданы: Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, а также две автономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР и Кара-Киргизская в составе РСФСР. Киргизская (Казахская) АССР в то время входила в состав РСФСР. Для проведения подготовительной работы (организации и проведения выборов в органы власти и т.д.) в республи-ках Средней Азии были созданы революционные комитеты. На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов в феврале 1925 г. были приняты Декларации об образовании Узбекской ССР (17 февраля) и Туркменской ССР (20 февраля). Здесь же принимаются решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. Были созданы ЦИК и СНК этих республик. Первым председателем ЦИК Уз-бекской ССР был избран Ю. Ахунбаев, а председателем СНК стал Ф. Ходжаев. ЦИК Туркменской ССР возглавил Н. Айтанов, а СНК - К. Атабаев.
13 мая 1925 г. III съезд Советов СССР удовлетворил просьбы Узбек-ской ССР и Туркменской ССР и принял их в состав СССР, распростра-нив на них «... действие договора об образовании Союза СССР». Таким образом, СССР увеличился еще на два члена. Теперь в Союзе ССР ста-ло 6 союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения тад-жикских земель в единое национальное советское государство. 15 ок-тября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял Декларацию, в которой в полном согласии с трудящимися Узбекистана провозгласил выход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР, которая «... добровольно входит в Союз Советских Социалистиче-ских Республик на правах полноправного члена». Председателем ЦИК Таджикской ССР был избран Н. Максум. 5 декабря 1929 г. ЦИК СССР постановил: «I. Действие договора об образовании СССР распростра-нить на Таджикскую Социалистическую Советскую Республику». 17 марта 1931 г. VI съезд Советов Союза ССР принял в свой состав нового субъекта - Таджикскую ССР. Отныне в составе союзного советского государства стало 7 членов.
Часто, освещая проблему национально-государственного размежева-ния, ограничивают ее рамками Средней Азии. Однако нужно сказать, что это более широкая проблема и географически. Возник вопрос о включении в состав Белорусской ССР территорий СССР, населенных преимущественно белорусами. Состоявшийся в марте 1923 г. VII съезд компартии Белоруссии в резолюции по национальному вопросу прямо отмечал, что быстро возродить Белоруссию можно, лишь включив в территорию Белоруссии родственные ей соседние районы. В мае 1923 г. это предложение было одобрено ЦК РКП (б). Для практического реше-ния вопроса Президиум ЦИК СССР создал из представителей РСФСР и БССР комиссию под председательством А.С. Енукидзе11 На пути к «социалистическому унитаризму»: документы // Отечественная история, 1992, № 4, с. 91.
. Материалы ко-миссии были положены в основу соглашения ЦИК РСФСР и БССР, на основании которого ВЦИК 3 марта 1924 г. издал декрет о передаче БССР восьми уездов Витебской губернии, значительной части Гомель-ской губернии и части Смоленской губернии, основное население кото-рых составляли белорусы. 7 марта 1924 г. Президиум ЦИК СССР в по-становлении по этому поводу отмечал, что это стало возможным в ре-зультате братских отношений народов, населяющих СССР. Территория Белоруссии в результате увеличилась более чем в два раза, а числен-ность населения - с 1555 тыс. до 4171 тыс. человек, причем белорусы составляли 70,4%. Передаваемые Белоруссии территории были по сво-ему экономическому развитию выше территорий Белоруссии.
Вхождение РСФСР в состав СССР изменило ее правовой статус. Из независимого государства она превратилась в субъект федеративного государства, передав ему часть своих полномочий. Начался довольно длительный период истории РСФСР в составе СССР до декабря 1991 г.
Известный специалист по вопросам национально-государственного строительства О.И. Чистяков считает, что в 1921-1922 гг. завершилось становление РСФСР как федеративного государства. Особенно широко процесс становления автономных республик и областей шел на Кавказе и в Сибири.
В 1921 г. были образованы Дагестанская АССР, Горская АССР, Крымская АССР, в 1922 г. - Якутская АССР, в 1923 г. - Бурят-Монгольская АССР, объединив бурят-монгольские области РСФСР; ДВР; Карельская АССР (преобразована из Карельской трудовой комму-ны); АССР немцев Поволжья (преобразована из автономной области). В Горскую АССР входили территории, на которых проживали чеченцы, осетины, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы. IV съезд Советов Кабардинского округа решил вопрос о выделении Кабарды в автоном-ную область. ВЦИК 1 сентября 1921 г. принял постановление о создании Кабардинской автономной области. В том же 1921 г. из Горской, АССР выделился Балкарский округ и, объединившись с Кабардинской автономной областью, составил Кабардино-Балкарскую автономную область. Из Горской АССР выделился Чеченский округ и по постанов-лению Президиума ВЦИК в ноябре 1922 г. создается Чеченская авто-номная область. На карачаевской территории, выделившейся из Горской АССР, и черкесской, выделившейся из Кубано-Черноморской области, декретом ВЦИК от 12 января 1922 г. была создана Карачаево-Черкесская автономная область. 7 июля 1924 г. с упразднением Горской АССР создаются Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. 22 августа 1921 г. образуется автономная область Коми, 1 июня 1922 г. - Ойротская автономная область.
В 1923 г. в РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автоном-ных областей, 63 губернии и области. Областной съезд Чувашской ав-тономной области принял решение о преобразовании ее в автономную республику, и ВЦИК по ее просьбе 21 апреля 1925 г. издал декрет о преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую АССР. 15 июня 1925 г. Президиум ВЦИК «в соответствии с волей трудящихся Киргизской АССР, выраженной на V съезде Советов Киргизской АССР», постановил о переименовании Киргизской АССР в Казахскую АССР. С этого времени она именуется Казахской республикой. 25 мая 1925 г. постановлением ВЦИК Кара-Киргизская автономная область была переименована в Киргизскую автономную область, которая 1 фев-раля 1926 г. была преобразована в Киргизскую АССР. В 1928 г. созда-ется Мордовский округ в составе Средне-Волжского края. В 1926 г. из Карачаево-Черкесской автономной области выделился Черкесский на-циональный округ, преобразованный в 1928 г. в Черкесскую автоном-ную область в составе Ставропольского края. Для народов Севера, от-личающихся особым национальным составом и бытом, также стали соз-даваться национальные округа. Первый такой округ, Коми-Пермяцкий, был учрежден в 1925 г11 Поздеев В.М. История СССР, М., 1978, с. 167.
. Как видим, национально-государственный во-прос в РСФСР решался в разных формах.
Таким образом, РСФСР в период нэпа представляла собой сложное национально-государственное образование.
До образования СССР, когда РСФСР была самостоятельным госу-дарством, ее взаимоотношения с автономными республиками строились следующим образом: иностранные дела и внешняя торговля целиком относились к компетенции РСФСР, военные дела также относились к ведению РСФСР, хотя в республиках и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.