На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99240


Наименование:


Диплом КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КИСТЕЙ РУК У ДЕТЕЙ 6 8 ЛЕТ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 28.09.2016. Сдан: 2012. Страниц: 99. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 - 7
ГЛАВА I. Теоретические аспекты значения развития мелкой моторики кистей рук для обучения в школе.
1.1. Понятие «мелкая моторика» кистей рук. Особенности ее развития у детей 6 - 8 лет…………………………………… 8 - 18
1.2. Пути повышения уровня развития мелкой моторики кистей рук у детей. 18 - 31
1.3. Развитие мелкой моторики на занятиях с бисером. 31 - 36
Выводы по главе I.
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование уровня развития мелкой моторики, кистей рук у детей 6 - 8 лет на занятиях по бисероплетению.
2.1. Организация и методы исследования уровня развития мелкой моторики. 37 - 43
2.2. Экспериментальное исследование, анализ результатов. 43 - 64
2.3. Методика проведения занятий по бисероплетению .64 - 68
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их анализ. 68 - 76
Выводы по главе II.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 - 78
Библиография 79 - 82 Приложение 83 - 99



Истоки способностей и дарований детей -
на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ:
На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации по средствам декоративно - прикладного творчества. Недостаточный интерес и желание у детей заниматься ручным трудом ведет к бедности внутреннего мира ребенка и недостаточному развитию детской мелкой моторики кистей рук.
Именно развитию мелкой моторики кистей рук у детей 6 - 8 лет психологи и педагоги придают особую важность для дальнейшей успешности обучения в школе. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр. Двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга. Ряд ученых называют кисти рук «органами речи», или артикуляционным аппаратом. [42 ] Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение, лучше развиты навыки письма и связная речь. Чем раньше начинается развитие двигательных способностей пальчиков малыша, тем лучше удастся сформировать интеллект ребенка.
Таким образом - развивая пальчики ребенка, мы способствуем развитию целого ряда школьно - значимых функций.
Очень полезны для развития мелкой моторики такие виды деятельности, как лепка, аппликация, рисование пальчиками и карандашами, перебирание различных круп, нанизывание больших и малых бусин и многое другое.
Актуальными и значимыми в процессе воспитания и развития образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. Данная работа посвящена развитию мелкой моторики кистей рук детей 6 - 8 лет на кружковых занятиях по бисероплетениюсредствам. Новизна работы заключается в том, что она разработана для детей младшего школьного возраста, начиная с 6 - 8 лет. Занятия возможно осуществлять и раньше, в этом случае нужно правильно подобрать материал для работы, вид изготавливаемых предметов и количество отведенного времени на занятие. В программе спланирована работа по развитию мелкой моторики на занятиях с бисером, в интересах детей. Изготовлением игрушек цветов, украшений и других поделок из бисера на проволоке, леске и нити легко мотивировать детей на работу с бисером. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности. Занятия с бисером можно рассматривать как путь развития мелкой моторики кистей рук, на условии строго регламентированного обучения способностей зарисовать, считать, запоминать, повторять, воспроизводить и т.д.

Все это подтверждает большой интерес к занятиям учителей, родителей и детей именно начальной школы. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. Обучение бисер оплетению вместе с развитием мелкой моторики кистей рук, развивает и эстетическое воспитание, учит восприятию цвета, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости. Бисероплетение способствует формированию духовно - нравственных качеств и трудолюбия, заботливого отношения к старшим и младшим. Учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей, это удивительное занятие, несущее в себе много пользы.
Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия яркими, «престижными» видами деятельности - иностранный язык, информатика, пение, танцы, теннис. Но современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, профессионалов, занятых в производстве продукта непосредственно ручным трудом. Поэтому и воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни. Данные занятия адекватны возрастным возможностям и направлены на обучение и воспитание целостной личности, на её самоопределение, на формирование системы ценностей. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес ко всему, что его окружает, а также играм и занятиям.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по бисероплетению позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность, умственные способности, облегчает обучение в школе и оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Умелыми пальцы становятся не сразу. Важно помнить золотое правило: игры, упражнения и занятия, пальчиковые разминки должны проводиться систематически, а главное с огромным интересом и желанием ребенка.
Актуальность и малая разработанность проблемы для начальной школы позволила нам сформулировать тему ВКР: «Кружковая работа по бисероплетению как средство повышения уровня развития мелкой моторики кистей рук у детей 6 - 8 лет».
Цель исследования: оценить эффективность кружковой работы по бисероплетению для повышения уровня развития мелкой моторики кистей рук у детей 6 - 8 лет. Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать критерии, подобрать соответствующие методики для изучения уровня развития мелкой моторики кистей рук у детей 6 - 8 лет на занятиях по бисероплетению.
3. Выявить актуальный уровень развития мелкой моторики кистей рук у младших школьников.
4. Разработать программу занятий по бисероплетению для повышения уровня развития мелкой моторики кистей рук у детей 6 - 8 лет.
5. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: процесс повышения уровня развития мелкой моторики кистей рук у детей 6 - 8 лет.
Предмет исследования: кружковая работа по бисероплетеню как средство для повышения уровня развития мелкой моторики кистей рук младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень развития мелкой моторики кистей рук характеризуется самостоятельностью и точностью выполнения техник ручной работы, ее качеством и количеством выполненных фрагментов за единицу времени. Повышение уровня развития мелкой моторики кистей рук возможно на специальных занятиях при условии использования основных техник бисероплетения на проволоке (параллельного, игольчатого, петельного и «французского» кругового плетения) и на специальных нитях с использованием одной и двух игл (низание подвесок, цепочек, различных сеток).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы.
Теоретические методы:
1.Анализ методико - педагогической литературы по теме исследования.
Практические методы:
1. Наблюдение.
2. Тестирование.
3. Обработка данных.
Экспериментальная база: учащиеся начального класса гимназии № 10 Кировского района города Красноярска.
В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 2 «А» класса в количестве 10 человек. В качестве контрольной группы выступали остальные учащиеся 2 «А» класса в количестве10 человек.


ГЛАВА I. Теоретические аспекты значения развития мелкой моторики кистей рук для обучения в школе.
1.1. Понятие «мелкой моторики» кистей рук. Особенности ее развития у детей 6-8 лет.
Мелкая моторика рук - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Выполнение мелких и точных движений кистями, пальцами рук и ладонями. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». [16]
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль руки. Движение пальцев рук постепенно совершенствовалось - из поколенья в поколенье люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозг человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи».
Затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга» [16].
На рисунке показано, как происходит совершенствование движений пальцев с возрастом детей. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным - с этого времени ребенку становятся доступны тонкие движения [16].

Рис. 1. Схема развития тонких движений пальцев рук ребенка (по Х. Хальверсону).
Верхний ряд рисунков показывает усложнение и совершенствование движений пальцев: сначала действует вся ладонь и пальцы, постепенно вычленяются движения отдельных пальцев. Нижний ряд показывает, как меняется положение захватываемого объекта с развитием движений пальцев: сначала он лежит на ладони, а позднее - только в кончиках пальцев.
На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; а если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку школьника можно и необходимо развивать.
Исследования развития мелкой моторики кистей рук ребенка представляют интерес не только для педагогов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов). Руки обладают многообразием функций и являются специфическим человеческим органом. И.М. Сеченов был одним из первых учёных, подвергших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка как результат созревания определённых нервных структур. Он писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой» [32].
Согласно данным психологов и физиологов у детей 5 - 6 лет: * слабо развиты мелкие мышцы руки; * несовершенна координация движений; * не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев; * зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития; * недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв; * дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона; верх - низ, ближе - дальше; под - над; около - внутри и т.д.
Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс.
Р.Е. Левина занималась изучением недостатков письма у детей с речевыми нарушениями. Она указывала, что грамотное написание, очевидно, определятся не только знанием правила. Оно подготавливается еще задолго до его прохождения опытом устного общения и обобщений, возникающим в речевом опыте. У детей с недоразвитием речи опыт речевого общения слишком беден. Нарушение письма у этой категории детей следует рассматривать как вторичное явление, зависящее от недоразвития устной речи, а не как самостоятельное изолированное нарушение [18].
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма, не всем детям он даётся легко. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки [23, 24]. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого - физиологическими особенностями 5 - 6 летнего ребёнка. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-8 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе навыка письма), а не вынужден исправлять неправильно сформированные старые [25].
Изменение неправильно сформированного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.
Механизмы обеспечивающие возрастную динамику изобразительной деятельности. Следует отметить, что на протяжении значительной части раннего дошкольного детства в контроле изобразительных движений доминирует исполнительный моторный компонент. Период от года до 4-5 лет уходит на освоение произвольной регуляции движений руки. Контроль выполнения действий, обратная связь осуществляются на основе кинестезий [12].Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Зрительный контроль над движениями не играет особой роли. Постепенно происходит меж сенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз. К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система меж сенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графо моторных движений и в формировании соответствующих навыков [12].
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
Если руку ребёнка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, нанизывание, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, бусины, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, ,ножницы, молоток, грабли, щётки, лейки, лопаты и др.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее [34].
Установлено, что при включении приёмов развития мелкой моторики кисти руки в содержание и технологию преподавания письма, чтения, математики и, особенно, таких предметов как труд и физическая культура, закономерно отмечается значительное улучшение успеваемости детей и развитие школьно-значимых психических процессов (памяти, внимания, мышления). Особенно значительны положительные сдвиги у детей, изначально наиболее отстающих по развитию школьно-значимых функций.
Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из самых важных компонентов развития и совершенствования школьно-значимых функций.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой - «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией»[17].
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению [11].Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И.М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. «Мне даже кажется, что я никогда не думаю словом, а всегда мышечными ощущениями». По мнению И.П. Павлова: «Речь - это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».
В.В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
Р.Е. Левина занималась изучением недостатков письма у детей с речевыми нарушениями. Она указывала, что грамотное написание, очевидно, определятся не только знанием правила. Оно подготавливается еще задолго до его прохождения опытом устного общения и обобщений, возникающим в речевом опыте. У детей с недоразвитием речи опыт речевого общения слишком беден. Нарушение письма у этой категории детей следует рассматривать как вторичное явление, зависящее от недоразвития устной речи, а не как самостоятельное изолированное нарушение. М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает закономерность. По мнению автора: «говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук». В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: «связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей». В.В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками. Новорожденный ребенок обладает набором первичных автоматизмов, обеспечивающих, прежде всего, акт сосания и регуляцию мышечного тонуса. Зрительное, слуховое восприятия находятся еще в рудиментарном состоянии. Но постепенно зрительные реакции становятся все более активными: от автоматической фиксации взгляда на случайно попавшем в поле зрения предмете ребенок переходит к самостоятельному поиску. Он приобретает способность разглядывать предмет. К шестому - седьмому месяцу жизни разглядывание становится важнейшим способом изучения окружающего мира. Но как только появляется возможность брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую (девять - десять месяцев), активное манипулирование приобретает главную роль в деятельности ребенка. К определенному возрастному этапу различные функциональные системы приходят с разной степенью зрелости, совершенства. Одни уже оформились и начинают модифицироваться, другие только начинают формироваться. В этом и заключается принцип гетерохронности, т.е. не одновременности созревания отдельных функциональных систем мозга. Например, зрительное восприятие совершенствуется быстрее, чем слуховое или вкусовое, а способность понимать обращенную речь возникает гораздо раньше, чем умение говорить. Из этого следует, что гетерохрония нарастания скоростей проведения связана с усложнением двигательных функций. Схема "лицо - руки - ноги - руки" соответствует основным этапам моторного развития ребенка. А также нарастание скоростей предшествует формированию новой функции. В этом проявляется принцип опережающего обеспечения функции, который характерен для развивающейся нервной системы.
Теория функциональных систем рассматривает организм как сложную интегративную структуру, состоящую из множества функциональных систем, каждая из которых своей динамической деятельностью обеспечивает полезный для организма результат (П.К. Анохин).
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики кистей рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушен........


БИБЛИОГРАФИЯ
1. Л.А. Алексина, Т.П. Хайруллина. Сборник научных статей. - Ярославль:
ЯГУ, 1990.
2.Артамонова Е. Бисер. - М.: Академия развития, ООО Академия Холдинг,
2002.
3. Белов Н.В. Фигурки из бисера. - Минск: Харвест, 2007. - 144 с.
4. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность - М.: Наука, 1990. -
312 с.
5. Бернштейн Н.А.О ловкости и её развитии - М.: ФиС, 1991. - 283 с.
6. Бехтерев Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности
человека - Л., 1971. - 423 с.
7. Божко Л. Бисер. - М.: Владос, 2000.
8. Божко Л. Уроки мастерства. - М.: Владос, 2002.
9. Божко Л. Бисер. Бисер для девочек. - М.: Владос, 2003.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: А.С.Т.:
хранитель, 2008 - 668 с.
11. Выготский Л.С. Психология искусства - Минск, 1998 - 500 с.
12. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. СПб., 2000
13. Дубинина С.М. Плетение бисером/ «Домашнее рукоделие»/ - М.: Вече,
2000. - 192 с.
14. Канурская Т.А., Маркман Л.А. Бисер. - М.: Владос, 2000.
15. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить». - М.: «Сов. Россия», 1973.
16. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга
ребенка», М.,1973
17. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1967.
18. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика,
1970. - 495 с.
19. Ляукина М. Бисер. - М.: Изд-во Эксмо, 2000.
20. Ляукина М. Бисер. Техника. Приемы. Изделия.- М.: АСТ - ПРЕСС
КНИГА, 2004.
21. Магина А. Бисер. Плетение и вышивка. - М.: Изд-во Эксмо, 1999.
22.Мастюкова Е.М. Детская рука (о развитии навыков письма) //Дошкольное
воспитание. - 1976.- № 11.
23.Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная
школа. - 1994. - № 8.
24.Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. -
СПб: Питер,
2008. // Сборник статей по исследованиям психических явлений
25. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание.
1984, №1
26. Полная энциклопедия женских рукоделий. /Пер. с французского. - Т.
Издательство литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1992. - 608 с.
27. Прищепова И.В. О диагностике нарушений письменной речи младших
школьников с ОНР //Логопедия. - 2004. - №1.
28. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников. - М.,1997.
29. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 2007
30. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
М., «Олма-Пресс», 2001
31.Сеченов И.М. Избранные произведения. Т.1. - М.:Л, 1952.
32. Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005.
33. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96 с.
34. Сухомлинский В.А. Собрание сочинений. - М. 1981.
35. Тейлор К. Бисер. 55 современных оригинальных идей. - М.: Академия
развития, ООО Академия, К0, ООО Академия Холдинг, 2000.
36. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство
ЭКСМО,2007
37. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М.
Издательство ЭКСМО, 2010
38. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных
различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
39.Толбакова А.К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. -
1988. - № 4; 1989. - №10 .
40. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму //Дошкольное воспитание. -
1996. - № 4.
41. Федотова М. В. Цветы из бисера. М. Издательство «Культура и
традиции».2004.
42. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние
специальных физических упражнений на эффективность формирования
графических навыков. - СПб., 1999.
43. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы
речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.
44. Фонарев A.M. (Развитие ориентировочных реакций у детей). М., 1977 г.
45. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб, 1999.
46. Чиотти Д. Бисер. - М.: Академия развития, ООО Академия, К0, ООО
Академия Холдинг, 2002.
47. Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками. - М.: Академия развития,
ООО Академия, К0, ООО Академия Холдинг, 2004.
48. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960
49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., «Педагогика»,
1989
50. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника < e:/макс/issues/1996/963/963028.htm>//
Вопросы психологии. 1996. №3 < e:/макс/contents/c963.htm>с. 28
51. < wiki/>
52. < >
53. < razdel.php?id=4>
54. < hmforum/>
55. < regulations.pdf>
56. melkaya-motorika/#ixzz2DU7wrzk7 < melkaya-motorika/>





Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.