На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности психосоциального развития детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 02.10.2016. Страниц: 78. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Введение 3
1. Сущность понятия «неполная семья» и эволюция его развития на современном этапе 6
1.1 Понятие «неполная семья» 6
1.2 Виды неполных семей 11
1.3 Неполная семья как современная социально-демографическая проблема 14
2. Особенности психосоциального развития детей младшего дошкольного возраста в неполной семье 21
2.1 Понятие и виды «психосоциального развития» 21
2.2 Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье 29
2.3 Психосоциальное развитие в дошкольном возрасте 36
3. Экспериментальное исследование различий детей дошкольного возраста из полных и неполных семей 46
3.1. Организация исследования 46
3.2 Результаты четырех этапов исследования 59
3.3 Анализ полученных данных 63
3.4 Выводы исследования 64
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение 1 73
Приложение 2 74
Приложение 3 75
Приложение 4 76
Приложение 5 77



Введение

Тема дипломной работы является не только интересной с точки зрения ее изучения, но и актуальной, поскольку семья для ребенка является самой настоящей планетой, на которой он живет, делает свои первые открытия, где он учиться любить и ненавидеть, радоваться и сопереживать.
Но на этой планете, ребенок живет не один, там есть другие члены семьи, которые могут оказывать на него не только положительное влияние, но и негативное воздействие, которое в последствие сказывается на его поведение в целом, ребенок либо растет спокойным, добрым, уравновешенными, либо становится агрессивным, тревожным, замкнутым.
Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Учитывая выше изложенное, стоит сказать, что семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Так, если в 1997 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, превысила 25%, то в настоящее время каждая третья семья является неполной. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается около 700 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.
К сожалению, взрослым часто не хватает времени, сил, возможностей
для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. Как правило, в неполных семья сложное материальное положение, которое за собой тянет и психологическую, и педагогическую сторону вопроса. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на особый статус этих семей в нашем обществе. Отрицательные факторы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.
Таким образом, целью дипломной работы является исследование особенностей психосоциального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Цель обуславливает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятия «неполная семья» и ее виды.
2. Изучить специфику психосоциального развития детей младшего дошкольного возраста в неполной семье.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на определение различий в психологических характеристиках личности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.
В свою очередь, объектом исследования стали дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.
В качестве предмета исследования легли различия психологических особенностей личности детей из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования заключается в том, что дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий, чем у детей, которые воспитываются в полных семьях.
Для выполнения указанной цели и задач исследование строилось на все научном методе познания, предполагающем не только объективность, но и полноту познания исследуемых явлений.
При написании дипломной работы были использованы следующие источники: правовые документы, учебники, методические пособия, научные статьи, монографии, статьи периодических изданий, труды отечественных и современных авторов по рассматриваемому вопросу.
Практическая значимость выполненной работы заключается в обобщении накопленных знаний в данной сфере, что будет полезным для дальнейших теоретических размышлений и последующего изучения данного направления, а также практического применения, содержащихся в работе материалов.
Выше перечисленные цели и задачи предопределили структуру и содержание данной работы, состоящей из введения, 3-х глав, объединяющих 10 параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.
1. Сущность понятия «неполная семья» и эволюция его развития на современном этапе


1.1 Понятие «неполная семья»

В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отмечал американский социолог В. Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно» .
Историческая эволюция семьи как социального института привела к тому, что в современном мире какого-либо единого типа семьи не стало. На протяжении последних примерно 150 лет институт семьи подвергся значительным трансформациям, в результате которых брачно-семейная структура современного человечества стала относительно разнообразной.
Что же касается России, то на долю нашей страны и всего российского общества выпало много испытаний: переход к рыночному типу экономики, который не мог не затронуть, и особым способом трансформировать социальные отношения. Весь этот период происходит расслоение общества, как в материальном, так и в социальном ракурсе. Данную ситуацию усугубляют экономические кризисы, которые еще более повышают градус социальной и политической напряженности в обществе, конфликтами между разными этническими группами. Особенно это наблюдается в последнее время.
И безусловно, данные негативные последствия усугубляют и без того тяжелое положение российской семьи. В результате, российская семья не может в должной мере осуществлять свои основные функции, вследствие чего подрываются основы ее стабильности. –
Постепенное разрушение российской семьи, в свою очередь, приводит к базовым изменениям традиционных ролей членов семьи:
1) повышению коэффициента иждивенчества среди мужчин;
2) изменению структуры занятости у женщин;
3) увеличению малообеспеченных слоев населения .
Но кризис семьи приводит не только к деструктивным изменениям, но и к позитивным: он дает толчок к складыванию нетрадиционных форм, стилей, образцов семейно-брачного поведения, новой ролевой структуры и ценностных ориентаций в этой сфере жизнедеятельности людей . Одной из таких новых форм семьи в условиях сложнейшей демографической ситуации в России является монородительская, или неполная, семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери).
Рассмотрим, что представляет собой сегодня неполная семья.
Дефиниция «неполная семья» употребляется только в отечественной социологической литературе. В зарубежных исследованиях применяются другие словосочетания для обозначения типа семей, в которых по той или иной причине отсутствует один из родителей.
Обратимся к работам немецких авторов. Данный термин на немецком языке звучит следующим образом: «unvollstaendige Familie» – что в дословном переводе означает «семьи одиноких родителей» . В немецком языке мы можем также встретить термин «einelternfamilie», что означает «семья с одним родителем». Это значение данного термина близко к предмету нашего исследования.
В англоязычной литературе мы встречаемся с термином «one-parent family» – «семья с одним родителем». К такому типу семьи английские исследователи относят:
1) разведенные семьи;
2) вдовые;
3) семьи, имеющие внебрачных детей.
Финские социологи изучению неполных семей уделяют особое внимание. Семья с детьми и одним из родителей на финском языке обозначается термином «Yksinhuoltaja», что в дословном переводе означает «заботящийся в одиночку».
По мнению отечественного исследователя
А. М. Демидова, для финских исследователей одинокие матери/отцы – это, прежде всего, взрослые люди, заботящиеся о детях в одиночку, а уже потом, во-вторых, в третьих, они – разведенные или матери, не состоящие в браке, и тому подобное .
Как видим, в зарубежной литературе семью, которая состоит из детей и одного из родителей, называют «семьей с одним родителем», или моно-родительской семьей.
Таким образом, в отечественной научной литературе мы практически не встречаемся с понятием «семья с одним родителем», а при переводе на другие языки данное понятие обретает несколько иной смысл, чем в него вкладывают отечественные социологи. В отечественной научной литературе употребляется термин «неполная семья».
Следует сказать, что среди российских социологов нет единства в определении качественных характеристик неполной семьи.
Так, по мнению А. Г. Волкова, неполная семья характеризуется следующим образом: «Неполная семья – неполное ядро семьи. Обычно один из родителей с одним или несколькими детьми, не состоящий в браке» . Таким образом, неполная семья представляет собой семью, где внутренние отношения составляют один из родителей и ребенок/дети.
Не вполне соответствующим для исследуемого нами предмета оказывается и определение В. Н. Архангельского: «Неполная семья – это семья с детьми, в которой нет одного или обоих родителей» .
По нашему мнению, В. Н. Архангельский дает расширительное толкование данного термина: в неполной семье внутренние отношения составляют мать или отец, т. е. один из родителей и ребенок/дети.
Проблемы неполной семьи являются предметом исследовательского интереса ученых различных направлений: педагогики, психологии, юриспруденции, демографии и т.д., но и здесь единства по вопросу о содержательном наполнении данного понятия до сих пор нет.
Так, в педагогике неполная семья рассматривается как один из факторов неблагополучного воспитания. Среди трудов советских исследователей считаем необходимым отметить работу В. Я. Титаренко, который рассматривал неполную семью, исходя из воспитательной ущербности, а не в виде нарушения структуры семьи, как это делают другие исследователи .
В психологии неполная семья рассматривается как форма, возникающая в результате разрушения ее привычной структуры – отец, мать и дети; здесь исследуется состояние родителей, взаимоотношения матери и/или отца с ребенком при нарушении структуры семьи.
«С психологической точки зрения, – отмечает А. Б. Синельников, – показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, пережитых ими до достижения 18 лет из-за потери одного из родителей» .
В области права первоначально использовался термин «одинокая мать». Этот термин впервые находим в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., где говорится о материальной помощи многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства и учреждения так называемых «материнских» наград . Позже, когда общественное мнение солидаризовалось с желанием женщин родить ребенка вне брака и создать маленькую, но семью, вошло в научный оборот понятие «неполная семья», которое стало употребляться и в правительственных документах. Кстати отметим, что понятие «одинокий отец» в литературе менее распространено, в силу малочисленности в составе неполных семей отцов с детьми.
В исследованиях ученых-юристов неполная семья рассматривается как поставщик несовершеннолетних правонарушителей, что подтверждается данными о повышенном уровне криминогенности среди несовершеннолетних детей, являющихся выходцами из неполных семей. Так, по данным МВД России среди несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в центрах временной изоляции, почти половина были представителями неполных семей .
Демография как наука о народонаселении дает нам некоторые статистические сведения о неполных семьях, в частности, о количестве одиноких матерей (отцов) с детьми в данных переписи населения. Но в указанных сводках неполная семья не является специальным объектом исследования. Так, по данным микропереписи населения 2002 г. в список типов домохозяйств с детьми моложе 18 лет вошли такие типы, которые можно отнести к неполным семьям: матери (отцы) с детьми; матери (отцы) с детьми и одним из родителей матери (отца), с прочими родственниками или не родственниками (или без них).
В последние годы неполная семья во всех обществах развивается как институциональная структура. Если формирование института может не завершиться созданием четкой системы статусов и ролей, тогда мы говорим, что данные социальные связи имеют неполный институциональный статус. То же можно сказать и об образцах поведения в институтах, не получивших должного социального одобрения: этот институт также не полностью развился.
Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что как и другие институты общества, неполная семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций, главными среди которых являются: функция воспроизводства общественных отношений, регулятивная, интегративная, транслирующая, коммуникативная и другие.


1.2 Виды неполных семей
Как видим, неполная семья предстает как достаточно многообразное социальное явление.
Существуют многочисленные ее классификации, среди которых можно выделить следующие: по полу родителей: отцовские неполные семьи; материнские неполные семьи.
1. Семья, в которой отсутствует мать, а дети находятся на иждивении отца, принято считать отцовской. Они могут возникнуть в результате смерти матери, развода, когда решением суда или по другим причинам дети остаются на воспитании и содержание отца – с одной стороны, или смерти матери – с другой.
Материнские семьи – это семьи, в которой отсутствует отец, а дети находятся на иждивении матери. Возникают такие семьи в результате развода, смерти отца и внебрачного рождения.
2. По количеству поколений: однопоколенные и многопоколенные. Необходимо отметить, что существуют семьи, где, кроме одинокого отца, с детьми проживает один из родителей отца – мать и/или отец или другие родственники. Также существуют семьи одиноких матерей с детьми и проживающих с ними других родственников.
3. По форме институирования.
В зависимости от того, кто является главой и основным кормильцем данной семьи, выделяют:
1) семьи матерей, не состоящих в браке;
2) семьи вдовых и разведенных. Если во втором случае брак родителей заключен через органы ЗАГС, то в первом – регистрация брака через органы ЗАГС отсутствует. Таким образом, основанием для выделения этого типа неполных семей является форма регистрации брака родителей.
4. Фактическое наличие или отсутствие в семье второго родителя.
По данному критерию неполные семьи делятся на:
1) семьи вдовых, где отец или мать умерли;
2) семьи с детьми внебрачного рождения, где отец юридически не установлен и отчество ребенка записано со слов матери;
3) семьи с детьми внебрачного рождения, где дети признаны отцом по собственному желанию или решению суда;
4) семьи разведенных.
Учитывая выше изложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Конец 20 века можно охарактеризовать кризисом семьи как социального института.
Этот кризис проявляется в следующих тенденциях:
1) ослаблении родственных связей и преобладании нуклеарной семьи над родственной;
2) увеличении числа одиноких мужчин и женщин;
3) росте занятости женщин в общественном производстве;
4) возникновении новых стилей и форм семейного поведения, означающих зачастую отказ от сложившихся градаций и т. д.
2. Кризис семьи характерен и для российского общества. Разрушение традиционной российской семьи, в свою очередь, приводит к фундаментальным изменениям традиционных ролей членов семьи:
1) повышению коэффициента иждивенчества среди мужчин;
2) изменению структуры занятости у женщин;
3) увеличению малообеспеченных слоев населения.
3. Кризис семьи приводит не только к деструктивным изменениям, но и позитивным: он дает толчок к складыванию нетрадиционных форм, стилей, образцов семейно-брачного поведения, новой ролевой структуры и ценностных ориентаций. Новым явлением в развитии семьи является институализация неполной семьи, состоящей из детей и одного из родителей (чаще всего матери).
4. Классификация неполной семьи может быть осуществлена по следующим основаниям :
1) полу родителей: отцовские или материнские неполные семьи;
2) количеству поколений: однопоколенные, многопоколенные;
3) форме регистрации брака родителей: зарегистрированный
.............
Список литературы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008
№7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СПС: Консультант Плюс.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СПС: Консультант Плюс.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2006. 67 с.
4. Демографический энциклопедический словарь. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1985. С. 284.
5. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: «Академия», 2008. 229 с.
6. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 473 с.
7. Кравченко А.И. Основы социологии: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. 3-е изд., испр. Екатеринбург: Деловая книга; М., 2004. 314 с.
8. Маркович Д. Общая социология: пер. с серб.-хорв. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2007. 198 с.
9. Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. (Личностный аспект): Дис. ...д-ра психол. наук. М., 1996.
10. Программа развития ребенка-дошкольника. – М.: «Истоки», 1997.
11. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.: Волтерс Клувер, 2014. 69 с.
12. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 2009. 419 с.
13. Социологическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 199.
14. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. - Москва: Педагогика – Пресс, 1995 г. – 168 с.
15. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. С.14.
16. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М.: Педагогическое общество России, 1998. 255 с.
17. Гулько Г. В. // Семья в России. 1997. №1. С. 36.
18. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 74.
19. Дементьева И. Ф. // СоцИС. 2001. №11. С. 108-113.
20. Демидов А. М. // СоцИС. 1985. №3. С. 26.
21. Лунякова Л. Г. // СоцИС. 2001. №8. С. 86-95.
22. Мацковский М. С. // Семья в России. 1995. №3-4. С. 11.
23. Нафикова Г.З. Понятие неполной семьи и ее типы // Журнал Вестник Башкирского университета. № 1. том 14. 2009.
24. Синельников А. Б. // Семья в России. 1996. №2. С. 26.
25. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. 2006. № 3.
26. Шаповаленко И.В. «Психология развития и возрастная психология». М.: Гардарики, 2005. 349 с.
27. Образовательный Интернет-ресурс: Электронный ресурс: Колесниченко Е.А. Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье // >28. Образовательный Интернет-ресурс: Электронный ресурс: Психосоциальное развитие в дошкольном возрасте // >


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.