На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99358


Наименование:


Диссертация РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информация:

Тип работы: Диссертация. Предмет: Педагогика. Добавлен: 05.10.2016. Сдан: 2014. Страниц: 180 в pdf. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


учреждения высшего профессионального образования
«Орловский государственный институт искусств и культуры»
РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.05 – теория, методика и организация
социально-культурной деятельности
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
Орел– 2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития межкультурного
взаимодействия студенческой молодежи в контексте диалога культур ................. 16
1.1 Сущность межкультурного взаимодействия студенческой молодежи
как социально-культурного явления ........................................................................ 16
1.2 Специфика развития межкультурного взаимодействия студенческой
молодежи средствами проектных технологий социально-культурной
деятельности ............................................................................................................... 40
1.3 Педагогическое моделирование процесса развития межкультурного
взаимодействия студенческой молодежи средствами проектных технологий во
внеучебной деятельности .......................................................................................... 63
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ................................................................................. 77
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации межкультурного
взаимодействия студенческой молодежи средствами проектных технологий в
процессе внеучебной деятельности ............................................................................. 82
2.1 Эмпирическое состояние проблемы межкультурного взаимодействия
студенческой молод?жи ............................................................................................ 82
2.2 Реализация педагогической программы «Диалог молодежи – диалог
культур» во внеучебной деятельности студенческой молодежи .......................... 92
2.3 Педагогические условия эффективности развития межкультурного
взаимодействия студенческой молод?жи средствами проектных технологий во
внеучебной деятельности ........................................................................................ 110
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ............................................................................... 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................... 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: ...................................................... 132
ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................................... 155
3
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции глобализации и информатизации мирового про-
странства обусловили дальнейшее развитие человечества по пути расширения
взаимодействия различных стран, народов и их культур. Данный процесс охватил
разные сферы жизни стран мира, что выразилось в бурном росте экономического
и культурного обмена посредством прямых контактов между государственными
институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными
индивидами.
Расширение взаимодействия национальных культур делает особенно акту-
альным вопрос о культурных различиях народов. При этом направленность на со-
хранение культурной самобытности подтверждает закономерность, состоящую в
том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утра-
чивает своего культурного разнообразия. Однако сегодня невозможно найти эт-
нические общности, которые не испытали бы на себе воздействие со стороны
культур других народов.
Гармоничное развитие поликультурного общества возможно достичь лишь
на основе равноуважительного отношения к культуре и истории образующих его
народов с уч?том их этнокультурной идентичности. Вместе с тем культурное
многообразие диалектически связано с общекультурным единством всех народов,
входящих в состав одной страны.
Огромная роль в укреплении процесса межкультурного взаимодействия
принадлежит образованию. И наряду с усилением в российских вузах изучения
русского языка, русской литературы, отечественной истории, в образовательно-
воспитательном процессе должны быть обеспечены условия для сохранения бо-
гатства культурных традиций разных народов.
Данная тенденция нашла отражение в таких государственных документах,
как федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», государст-
венная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020
годы. В них определены и раскрыты основные принципы образовательной поли-
4
тики в России, направленные на преодоление этноцентризма и социальных кон-
фликтов на основе равноправия национальных культур, расширение масштабов
межкультурного взаимодействия и развитие плодотворного сотрудничества в ус-
ловиях общего образовательного пространства.
В контексте современных тенденций социально-культурного развития ста-
новится чрезвычайно важным активизация и продуктивность межкультурного
взаимодействия студенческой молодежи. Особое значение это приобретает среди
студентов вузов культуры и искусств как будущих работников социально-
культурной сферы. Готовясь к предстоящей профессиональной деятельности в
разных учреждениях культуры, они должны уметь определять культурные разли-
чия и особенности народов, чтобы содействовать их пониманию и взаимодейст-
вию посредством реализуемых социально-культурных проектов и культурно-
досуговых программ.
Современный образовательно-воспитательный процесс в вузе непременно
сопряжен с организацией культурно-развивающей внеучебной деятельности сту-
дентов. Именно она способна и должна обеспечивать возможность учета индиви-
дуально-психологических особенностей каждого обучающегося посредством
включения его в различные виды интеллектуальных, творческих и других досуго-
вых занятий. При этом внеучебная деятельность является важным фактором раз-
вития межкультурного взаимодействия студентов, представляющих разные этни-
ческие культуры. В процессе свободного общения и сотрудничества молодые лю-
ди приобретают дополнительные возможности для нравственно-ориентиро-
ванного становления творческой личности, формирования социально активного
поведения и эстетической культуры, углубления знаний иностранных языков и
распространения культурного опыта своего народа.
Вместе с тем провед?нный нами анализ наполнения внеучебной деятельно-
сти студенческой молод?жи в ряде региональных вузов позволил констатировать
недостаточное применение в ней проектных технологий. В основе этих техноло-
гий лежит развитие навыков самостоятельного ориентирования с культурных по-
5
зиций в информационном пространстве, познавательной и творческой деятельно-
сти, организации совместной работы и межкультурной коммуникации. Данные
навыки являются необходимыми не только для развития межкультурного диалога
и сотрудничества студентов во внеучебной деятельности, но и образуют основу
дальнейшего межкультурного взаимодействия представителей разных народов в
поликультурном обществе.
Исходя из таких тенденций, представляется актуальным исследование про-
блемы развития межкультурного взаимодействия студенческой молод?жи и опре-
деление места в е? решении применения проектных технологий в процессе вне-
учебной деятельности.
Научная разработанность проблемы. Теоретический вклад в фило-
софско-антропологическое и культурологическое исследование проблемы взаи-
модействия и взаимопонимания культур внесли отечественные ученые М.М. Бах-
тин, В.С. Библер, А.А. Белик, В.В. Кочеткова, Н.М. Лебедева, Е.А. Сайко, З.В.
Сикевич, Н.Г. Скворцова, Т.Г. Стефаненко, труды которых позволяют понять
природу культурных различий отдельных народов, особенности национального
характера и их роль в межэтнических контактах.
Концепции межкультурной коммуникации представлены в культурологиче-
ских (М. Байрам, В. Гудикунст, Э. Холл и Дж. Летонен), социологических (К.
Гирц и Г. Хофштеде), лингвистических (К. Кнапп, Э. Сепир, Б. Уорф, Э. Холл),
психологических (А. Адлер, К. Хорни, Д. Кислер, Г. Триандис) исследованиях за-
рубежных ученых.
В новейшем отечественном культурологическом знании вопросы динамики
современных социокультурных изменений и формирования е? новых направле-
ний рассмотрены в трудах А.С. Ахиезера, К.Х. Делокарова, В.К. Егорова, И.В.
Кондакова, Л.Н. Москвичева, А.А. Оганова, Н.А. Хренова.
Среди публикаций по общим проблемам межкультурной коммуникации
следует выделить труды филологов Н.Н. Васильевой, Г.В. Елизаровой, И.А. Стер-
нина, П.В. Сысоева, В.П. Фурмановой и лингвистов Т.Н. Астафуровой, Д.Б. Гуд-
6
кова, В.В. Красных, Л.В. Куликовой, О.А. Леонтович, Ю.Е. Прохорова, Ю.А. Со-
рокина, Н.Л. Шамне.
В работах отечественных авторов раскрыты различные подходы к про-
блеме межкультурного взаимодействия: культурологический (Н.А. Авсеенко,
Ж.А. Верховская, Ю.П. Тен, В.Е. Черникова, Н.В. Янкина); социальный (Л.И.
Гришаева, Т.Г. Грушевицкая, Т.Г. Первиль, Т.Н. Персикова); системный (С.Л. Го-
ловнева, В.Г. Зинченко, И.Э. Клюканов, А.П. Садохин); психологический (Н.К.
Иконникова, О.Е. Хухлаев); этнокультурный (В.Д. Попкова, Т.Г. Стефаненко).
Методологические подходы применения проектной деятельности обучаю-
щихся в процессе социально-культурного взаимодействия разработаны в зару-
бежной психолого-педагогической науке Дж. Джонсом, Дж. Дьюи, В. Килпатри-
ком, Е. Коллинзом и др. В отечественном знании проектная деяельность от-
ражена в социально-педагогических и психологических работах В.П. Беспалько,
И.В. Бестужева-Лады, В.С. Лазарева, Г.К. и А.Г. Селевко, Е.И. Холостова и др.
Применительно к образовательно-воспитательному процессу высшей школы дан-
ную проблему рассматривали: Е.И. Григорьева, Е.В. Домаренко, Г.Н. Новикова,
А.Я. Савельев, Г.В. Якушкина и др.
Значительный вклад в обоснование новых концепций и технологий соци-
ального управления культурно-досуговой деятельностью, а также в разработку
методологических и теоретико-методических основ социально-культурного про-
ектирования внесли современные российские ученые М.А. Ариарский, Г.М. Бир-
женюк, А.Д. Жарков, А.С. Запесоцкий, К.Н. Измайлов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кра-
сильников, Н.Ф. Максютин, А.П. Марков, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Б.В.
Титов, В.Е. Триодин, В.В. Туев, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко.
В ряде диссертационных исследований нашли сво? отражение личностно-
воспитательный (Н.Г. Григорьева, И.Д. Демакова), лингвокультурологический
(Е.А. Сайко, П.В. Сысоев), социально-культурный (Л.А. Апанасюк, Ж.А. Верхов-
ская, И.А. Киреева), социальный (В.Л. Недорезова, Т.Г. Первиль), псхологи-
7
ческий (Н.К. Иконникова, Е.В. Тройникова) аспекты межкультурного взаимо-
действия в разных социальных и образовательных средах.
Таким образом, теоретическое изучение источников показало, что проблема
развития межкультурного взаимодействия в современном социуме получила зна-
чительное научное осмысление и была рассмотрена в разных аспектах гуманитар-
ного знания. Однако на сегодняшний день являются недостаточно изученными
научно-теоретические основы организации в высшей школе процесса межкуль-
турного взаимодействия студенческой молод?жи во внеучебной деятельности по-
средством применения технологий социально-культурного проектирования.
Комплексный теоретико-эмпирический анализ в рамках исследуемой про-
блемы позволил выявить противоречия между:
- социальной потребностью в подготовке выпускников высшей школы, спо-
собных к реализации межкультурного взаимодействия в рамках профессиональ-
ной и социально-культурной деятельности в обществе и недостаточным уровнем
готовности студенческой молод?жи к его осуществлению;
- потребностью студенческой молод?жи в межкультурном взаимодействии
и отсутствием педагогических путей и условий его развития средствами проект-
ных технологий в процессе внеучебной деятельности вузов.
Налицо и потребность высшей школы в теоретическом обосновании и прак-
тической реализации социально-культурного потенциала проектных технологий,
который мог бы выступить основой для развития межкультурного взаимодейст-
вия студенческой молодежи во внеучебной деятельности.
Все это позволило сформулировать конкретную проблему нашего педаго-
гического исследования: каковы педагогические условия развития меж-
культурного взаимодействия студенческой молодежи посредством применения
проектных технологий во внеучебной деятельности?
Цель исследования: определить педагогические условия развития меж-
культурного взаимодействия студенческой молодежи средствами проектных тех-
нологий в процессе внеучебной деятельности.
8
Объект исследования: межкультурное взаимодействие студенческой мо-
лодежи.
Предмет исследования: развитие межкультурного взаимодействия студен-
ческой молодежи средствами проектных технологий во внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать сущность и специфику межкультурного
взаимодействия студенческой молод?жи средствами проектных технологий во
внеучебной деятельности.
2. Обосновать и экспериментально апробировать педагогическую мо-
дель развития межкультурного взаимодействия студенческой молод?жи на основе
применения проектных технологий во внеучебной деятельности.
3. Разработать и реализовать педагогическую программу развития меж-
культурного взаимодействия студенческой молодежи посредством социально-
культурного проектирования в процессе внеучебной деятельности
4. Обосновать совокупность педагогических условий, способствующих
эффективности развития компонентов межкультурного взаимодействия студенче-
ской молод?жи средствами проектных технологий во внеучебной деятельности
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие
межкультурного взаимодействия студенческой молодежи, организуемого на ос-
нове применения проектных технологий во внеучебной деятельности, будет эф-
фективным, если:
определены теоретико-методологические подходы к обоснованию
сущности и специфики развития межкультурного взаимодействия студенческой
молод?жи в процессе внеучебной деятельности в высшей школе;
целенаправленная педагогическая работа строится на основе разрабо-
танной модели, состоящей из взаимосвязанных и взаимодополняющих компонен-
тов, обеспечивающих реализацию процесса межкультурного взаимодействия сту-
денческой молод?жи в специально организованной культурно-развивающей вне-
учебной деятельности;
9
выявлены критерии, показатели и уровни сформированности компо-
нентов межкультурного взаимодействия студенческой молодежи, которые будут
использованы при анализе эффективности применения проектных технологий со-
циально-культурной деятельности во внеучебное время;
обоснован и реализован педагогический потенциал проектных техно-
логий социально-культурной деятельности, обеспечивающий формирование лич-
ностных новообразований в компонентах межкультурного взаимодействия сту-
денческой молод?жи;
разработана и реализована педагогическая программа для использова-
ния в процессе внеучебной воспитательной работы в вузе, направленной на под-
держку межкультурного взаимодействия студентов, повышение уровня их ин-
формированности и интереса к особенностям различных этнических культур, вы-
работку навыков коммуникации, конструктивного сотрудничества и совместной
творческой деятельности с культурных позиций.
Методологическая основа исследования базируется на принципах диа-
лога культур как основы гуманного существования человечества в современном
мире (М.М. Бахтин, В.С. Библер); идеях и положениях системного подхода в
изучении межкультурного взаимодействия (Т.Г. Грушевицкая, К. Кнапп, С.Г.
Тер-Минасова, Ю.П. Тен, Э. Сепир), деятельностного и развивающего подходов в
образовании (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), технологического
подхода к организации проектной деятельности обучающихся в высшей школе
(В.П. Беспалько, В.Г. Бочарова, В. Килпатрик, Г.К. Селевко).
Теоретическая основа исследования опирается на психологическую тео-
рию деятельности и общения (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); социально-
педагогическую теорию формирования личности в юношеском возрасте (К.А.
Абульханова-Славская, И.В. Бестужев-Лада, И.С. Кон, А.В. Мудрик); педагоги-
ческие основы проектирования и реализации современных технологий социаль-
но-культурной и культурно-досуговой деятельности сту-денческой молод?жи
10
(Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Г.Н. Новикова, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков,
Н.Н. Ярошенко).
Методы исследования:
Теоретические: анализ и синтез источников по проблеме межкультурного
взаимодействия, понятийно-терминологический анализ, моделирование, анализ
результатов социально-культурного проектирования студентов.
Эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент: (констатирую-
щий, формирующий и контрольный), количественный и качественный анализ
экспериментальных данных, их педагогическая интерпретация.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
обоснованы сущность и специфика развития межкультурного взаимо-
действия студенческой молод?жи в процессе социально-культурного проектиро-
вания во внеучебной деятельности;
представлена развернутая характеристика проектных технологий со-
циально-культурной деятельности, которые способствуют успешному включению
студентов в процесс межкультурного взаимодействия;
обоснован и экспериментально проверен критериальный аппарат ис-
следования, который позволяет отслеживать качество развития компонентов (ин-
формационно-аналитического, мотивационно-ценностного, социально-
коммуникативного, творческо-деятельностного) межкультурного взаимодействия
студенческой молод?жи во внеучебной деятельности;
разработана педагогическая модель развития межкультурного взаимо-
действия студенческой молодежи, которая включает в себя взаимодополняющие
блоки: целевой, содержательно-функциональный, организационно-
процессуальный, критериально-результативный, и позволяет эффективно органи-
зовать во внеучебной деятельности педагогическую работу с целью развития спо-
собностей личности к построению межкультурного диалога и обеспечения е? го-
товности к творческому сотрудничеству и самореализации в поликультурном об-
ществе с социально-нравственных позиций.
11
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении и конкре-
тизации концептуальных подходов к проблеме развития межкультурного взаимо-
действия студенческой молод?жи в контексте диалога культур.
Понятийный аппарат теории социально-культурной деятельности дополнен
новыми понятиями: «межкультурное взаимодействие студенческой молодежи в
процессе внеучебной деятельности», «проектные технологии социально-
культурной деятельности как средство развития межкультурного взаимодействия
студенческой молод?жи».
Теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эф-
фективное развитие компонентов межкультурного взаимодействия студенческой
молод?жи, представляющей разные этнические культуры, в процессе социально-
культурного проектирования во внеучебной деятельности.
Разработана авторская педагогическая программа развития межкультурно-
го взаимодействия студенческой молод?жи «Диалог молод?жи – диалог культур»
на основе использования технологий социально-культурного проектирования во
внеучебной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что получен-
ные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс межкультур-
ного взаимодействия студенческой молодежи во внеучебной деятельности на ос-
нове применения проектных технологий.
Разработанная в ходе исследования авторская педагогическая программа
«Диалог молод?жи – диалог культур» может использоваться в процессе организа-
ции воспитательной работы в вузе с целью развития у студенческой молод?жи
личностной направленности и мотивации, толерантного и ценностного отношения
к межкультурному взаимодействию с представителями разных этнических куль-
тур, навыков межкультурного общения и творческого сотрудничества в процессе
социально-культурного проектирования.
Результаты диссертации позволяют сформулировать научно обоснованные
выводы и методические рекомендации для преподавателей и студентов вуза по
12
развитию межкультурного взаимодействия молодежи посредством социально-
культурного проектирования во внеучебной деятельности.
Материалы диссертационной работы могут быть использованы в работе с
молод?жью в учреждениях культуры и образования, а также при разработке ва-
риативных педагогических программ по развитию межкультурного взаимодейст-
вия студенческой молодежи.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтвер-
ждаются их соответствием фундаментальным положениям, теориям и концепци-
ям социально-гуманитарного знания; организации опытно-экспериментальной ра-
боты с использованием комплекса методов, согласно объекту, предмету и цели и
задачам исследования; положительными изменениями в результате внедрения ав-
торской педагогической программы по развитию межкультурного взаимодействия
студенческой молодежи средствами проектных технологий во внеучебной дея-
тельности.
Опытно-экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Орлов-
ский государственный институт искусств и культуры», ФГБОУ ВПО «Орловский
государственный университет», ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский
Томский политехнический университет». Общее число участников исследования
– 280 человек, из них принимали участие в социологическом опросе 185 человек,
в формирующем эксперименте – 95 человек.
Организация исследования:
Первый этап (2010-2011 гг.) был посвящен изучению теоретических источ-
ников; определению методологических основ исследования; сравнительно-
сопоставительному анализу философской, культурологической, социологической
и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; проведению
констатирующего эксперимента посредством сбора и анализа эмпирических дан-
ных; определению уровней сформированности компонентов межкультурного
взаимодействия у студенческой молодежи.
13
Второй этап (2012-2013 гг.) характеризуется разработкой теоретической
концепции развития межкультурного взаимодействия студенческой молод?жи,
проектированием педагогической модели и разработкой педагогической про-
граммы по развитию межкультурного взаимодействия студенческой молод?жи
средствами проектных технологий во внеучебной деятельности. Далее данные
продукты исследования были апробированы в ходе опытно-экспериментальной
работы (формирующего и контрольного экспериментов).
Третий этап (2014 г.) связан с обобщением результатов опытно-
экспериментальной работы, анализом эффективности применяемых педагогиче-
ских условий и проектных технологий, направленных на повышение индивиду-
ального уровня межкультурного взаимодействия у студентов – участников экспе-
риментальной группы – в процессе внеучебной деятельности, а также оформлени-
ем текста диссертации и приложений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность развития межкультурного взаимодействия студенческой моло-
дежи средствами проектных технологий во внеучебной деятельности определяет-
ся способностью и готовностью личности к практическому применению социаль-
но-коммуникативных знаний и навыков, полученных в процессе организации со-
циально-культурного проектирования в коллективной и групповой работе совме-
стно с обучающимися – представителями других этнических культур.
2. Специфика развития межкультурного взаимодействия студенческой мо-
лодежи во внеучебной деятельности заключается в комплексном применении
проектных технологий социально-культурной деятельности и педагогических ус-
ловий, обеспечивающих свободный выбор и субъектную позицию личности в
процессе приобретения коммуникативных и творческих навыков сотрудничества
с представителями разных народов на основе ценностного и толерантного отно-
шения к их культурным особенностям.
3. Педагогическая модель развития межкультурного взаимодействия сту-
денческой молодежи средствами проектных технологий во внеучебной деятель-
14
ности включает в себя взаимодополняющие блоки: целевой, содержательно-
функциональный, организационно-процессуальный и критериально-
результативный, которые позволяют создать культурно-развивающую среду для
эффективного межкультурного общения и сотрудничества обучающихся – пред-
ставителей разных этнических культур в процессе социально-культурного проек-
тирования.
4. Педагогическая программа «Диалог молод?жи – диалог культур» способ-
ствует поэтапной реализации во внеучебной деятельности разных на-правлений
межкультурного взаимодействия студенческой молод?жи и стимулирует адекват-
ное вхождение каждого студента, участвующего в работе проектно-творческого
объединения, в поликультурный социум на основе добровольного и активного ос-
воения технологий социально-культурного проектирования, выработки ценност-
ных и сущностных представлений об этнокультурных различиях и конструктив-
ных навыков культурного общения и творческого сотрудничества с представите-
лями других народов.
5. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса меж-
культурного взаимодействия студенческой молод?жи средствами проектных тех-
нологий во внеучебной деятельности, включают в себя: - организационно-
методическое обеспечение и социально-культурную направленность содержания
проектной деятельности студентов; - социально-педагогическую поддержку со
стороны педагога и взаимоподдержку самих студентов в процессе общения и со-
трудничества при разработке и реализации социально-культурных проектов раз-
ной тематики; - субъектную позицию студентов в саморазвитии формирующихся
компонентов межкультурного взаимодействия (информационно-аналитического,
мотивационно-ценностного, социально-коммуникативного, творческо-
деятельностного).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на ба-
зе ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» и
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».
15
Основные положения и выводы диссертации были отражены:
в выступлениях на международных, всероссийских и межрегиональ-
ных научно-практических конференциях («Многоуровневая система подготовки
специалистов в сфере искусств и культуры: традиции и инновации» (Орел, ОГИ-
ИК, 2012); «Стрельцовские чтения» (Москва, МГУКИ, 2013); «Межкультурное
взаимодействие в современном обществе: проблемы и перспективы развития»
(Ор?л, ОГИИК, 2014); «Развитие одаренности в современной образовательной
среде» (Белгород, Белгородский институт развития образования, 2014г.) и др.;
в публикациях автора, в том числе в рецензируемых ведущих научных
изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России;
в процессе собственной педагогической деятельности в качестве пре-
подавателя кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Орловский государст-
венный институт искусств и культуры»;
в разработке педагогической программы «Диалог молод?жи – диалог
культур» и непосредственном участии в проведении опытно-экспериментальной
работы;
в процессе обсуждения результатов исследования на заседаниях ка-
федр социально-культурной деятельности, социальной работы и психолого-
педагогических наук ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт ис-
кусств и культуры».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, за-
ключения, списка литературы и приложений.
16
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития межкультурного
взаимодействия студенческой молодежи в контексте диалога культур
1.1 Сущность межкультурного взаимодействия студенческой молодежи
как социально-культурного явления...

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Adler, A. Understanding Human Nature / A. Adler. - New York, Garden
City. 1927.
2. Byram, M. Developing intercultural competence in practice / M. Byram, A.
Nichols, D. Stevens. - Clevedon, 2001.
3. Casmir, F.L. A multicultural perspective of human communication// Intercultural
and international communication / Ed. By F.L. Casmir. N.-Y. 1978. – P. 241-
342.
4. Casmir, Fred L. Intercultural and International Communication / F.L. Casmir.
- Washington. - 1997.
5. Chen, G., Starosta W.J. Foundations of International Communication. Boston,
1998. – P.21.
6. David J. Staley and Denis A. Trincle The changing Landscape of Higher
Education. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.educause.edu
7. Elder, G. H. Children of the Great Depression: Social change in life experience
/ G. H. Elder. Chicago: University of Chicago Press, 1974.
8. Emerson, С. The First Hundred Years of M. Bachtin / C. Emerson. - Princeton
— New Jersey, 1997.
9. Findlay, C.S., Lumsden CJ. The creative mind: toward s evolutionary of
discovery and innovation// Soc. Biol.Struct. 1986. №2. 26 p.
10. Geert, Hofstede. Culture’s Consequences / H. Geert. – London Publishers.
– 1980.
11. Geertz, C. The interpretation of cultures / C. Geertz. - New York: Basic
Books, 2000.
12. Gudykunst, W. B., Communicating with Strangers / W.B. 12. Gudykunst,
Kim Y.Y. - Boston: McGraw Hill. 2nd ed. 2003.
133
13. Handbook of pediatric psychology in school settings / Edited by Ronald T.
Brown // Medical University of South Carolina. – Lawrence Erlbaum associates, publishers,
New Jersey, London: Mahwah, 2004. – 819p.
14. Horney, K. Our Inner Conflicts / K. Horney. – New York, 1945.
15. документы/3049
16. пресс-центр/2658
17. International communication: Reuder / eds. R.E. Porter, L.A. Samovar. Illinois.
1999. – P.9.
18. Kiesler, D.J. The 1982 interpersonal circle: a taxonomy for complementarity
in human transactions / D. J. 18. Kiesler // Psychological Review. V.90. 1983.
19. Knapp, K. Intercultural Communication in EESE. Режим доступа:
docs/ vakken/bci/programma/intercult.html
20. Lehtonen, J. Globalization, National Cultures and the Paradox of Intercultural
Competence. Режим доступа: laitos/ lehtonen/
globalization.html.
21. Nouvelles technologies – reussir la revolution? // Le Monde de l’education,
№287 (12), 2000. (пер. с франц.: Новейшие технологии – успешная революция?//
Мир образования).
22. Triandis, Н. C. Culture and social behavior / H.C. 22. Triandis. - N. Y.,
1994.
23. Zuev, S. Half-way to the cultural regions. Several aspects of cultural policy
and management in the sphere of culture / The collection of Kulturturkontakt. Vienna,
1998.
24. Аверинцев, С.С. М. М. Бахтин как философ / С.С. Аверинцев, Ю.Н.
Давыдов, В.Н. Турбин. — М.: Наука, 1992. — 256 с.
25. Авсеенко, Н.А. Теория и практика межкультурной коммуникации.
Учебное пособие для специалистов в области мировой политики / Н.А. Авсеенко.
- М.: "МАКС Пресс", 2005. - 206 с.
26. Андреева, Г.М. Психология социального познания. / Г.М. Андреева. –
Изд. 2. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 288с.
134
27. Аношкин, А.П. Основы моделирования в образовании: Учебное посо-
бие / А.П. Анишкин. - Омск: ОмГПУ, 1988.-144 с.
28. Антони, М. Л. Интерактивные методы обучения как потенциал лично-
стного развития студентов / М.Л. Антони. - Психология обучения. -2010.- №12.-C.
53-63.
29. Апальков, В.Г. Компонентный состав межкультурной компетенции /
В.Г. Апальков, П.В. Сысоев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гума-
нитарные науки. – 2008. - №8. – с.89-93.
30. Апанасюк, Л.А. Социально-культурные условия формирования навы-
ков межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов: дис. ... канд. пед. наук:
13.00.05. - Тамбов, 2007.- 195 с.
31. Апанасюк Л.А. Теоретико-методологические основы профилактики
ксенофобии в студенческой среде средствами социально-культурной деятельно-
сти: дис.… д-ра пед. наук: 13.00.05. - Тамбов, 2014.- 536 с.
32. Астафурова ,Т.Н. Human and Professional values in short stories.
Human and Professional values in short stories / Т.Н. Астафурова. - Волгоград: Изда-
тельство: ВолГУ, 2013. — 125 с.
33. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. -
СПб.: ЭГО, 2001.- 288 с.
34. Ариарский, М. А. Педагогическая культурология: в 2 т. / М. А. Ариар-
ский. — СПб.: Концерт, 2012. — Т. 2: Социально-культурная деятельность и тех-
нологии е? организации. — Санкт-Петербург: Концерт, 2012. — 447 с.
35. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его законо-
мерные основы и методы / С.И. Архангельский. – М.: Высш. школа, 1980. – 368с.
36. Архангельский, С.И. Лекции по научной организации учебного про-
цесса в высшей школе / С.И. Архангельский. М.: «Высшая школа», - 1976. - 200 с.
37. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г.
Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981.-432 с.
38. Афонченко, Л.Ф. Инновационные образовательные технологии в сис-
теме профессионально-педагогической подготовки студентов вузов искусств /
135
Л.Ф. Афонченко, З.Д. Жуковская // Современные технологии обучения «СТО-
2001»: материалы VII межд. конф.: в 2 ч. – СПб.: СПб ГЭУ «ЛЭТИ», 2001. – Ч.2. –
223с.
39. Ахиезер, А. С. Социально-культурные проблемы развития России /
А.С. Ахиезер. — М.: Ин-т науч. информации по обществ. наукам РАН, 1992. — 82
с.
40. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры:
Уч. Пособие / Н.К. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2003.
41. Бахвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудни-
чества / В.Л. Бахвалов. - М.: Центр «Педагогический поиск». 2000. - 144 с.
42. Бахтин, М.М. Антрополингвистика / Избранные труды. – М.: Лаби-
ринт, 2010. – 255с.
43. Белик, А.А. Личность, культура, этнос. Современная психологическая
антропология / А.А. Белик. - М., 2001. - 688 с.
44. Белинская О. Н. Развитие социального творчества студенческой моло-
дежи в сфере досуга на основе проектных технологий: дис. ... канд. пед. наук:
13.00.05. - Тамбов, 2009. - 201 с.
45. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская,
Т.Г. Стефаненко. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж:
МОДЭК, 2000.
46. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для
студ. высш.пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Акаде-
мия», 2000. – 192с.
47. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /
В.П. Беспалько. - М., 1995г.
48. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Бес-
палько. – М.: Педагогика, 1989. – 192с.
49. Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некото-
рых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Политиздат,
1984. – 207с.
136
50. Библер, В. С. М. М. Бахтин, или Поэтика культуры / В.С. Библер. —
М.: Прогресс, 1991. — С.85.
51. Бодалев, А.А. Психология общения. / Избранные психологические
труды / А.А. Бодалев. – Воронеж, 1996. – 125с.
52. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях
и системах воспитания/ Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Москва-Ростов н/Д:
ТЦ «Учитель», 1999. – 560с.
53. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордопская, А.
А. Реан. - СПб: Питер, 2006. - 304 с.
54. Бориснев, С.В. Социология коммуникации. Учебн. пособие для вузов /
С.В. Бориснев.- М.: Изд-во: Юнити-дана, М., 2003. - С. 14.
55. Борисова, И.И. Интерактивные формы и методы обучения в высшей
школе: Учебное пособие / И.И. Борисова, Е. Ю. Ливанова. – Нижний Новгород:
Нижегородский государственный университет им. П.И. Лобачевского, Нацио-
нальный исследовательский университет, 2011. - 65 с.
56. Бочаров С. Г. Об одном разговоре и вокруг него / С.Г. Бочаров. -
«Новое литературное обозрение», 1993, № 2.
57. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. /
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – М.: Эксмо, 2007. – 672с.
58. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обуче-
ния: Учебное пособие /А.К. Быков.- М.: Сфера, 2006. - 160 с.
59. Васильев, А.А. Гуманитарные технологии профессионального само-
определения личности / А.А. Васильев // Акмеология в системе деятельности го-
сударственных служащих. – М.: РАГС, 1998. – 210с.
60. Васильева, Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники ее
достижения / Н.Н. Васильева. Режим доступа:
journals/lexicography/
61. Вердербер, Р. Психология общения / Р.Вердербер, К. Вердербер. -
СПБ: Прайм-Еврознак, 2003.
137
62. Верховская Ж. А. Межкультурная коммуникация в контексте социо-
культурных изменений: автореф. дис… канд. культурологии: 24.00.01. РАНХиГС
- Москва: 2006. - 24 с.
63. Вейт, М.А. Технологическая организация непрерывного профессио-
нального самообразования – оптимальное условие развития инновационных про-
цессов/ М.А. Вейт // Теория и практика образования: история и современность. –
Вып. 8; под ред. М.А. Вейта. – Липецк, 2001. – 132с.
64. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. школа, 1991. – 207с.
65. Верещагин, Е.М. Язык и культура: три лингвострановедческие
концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / Е.М.
Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Индрик, 2005. – С.26.
66. Вишнякова, Н.В. Креативная психопедагогика. Психология
творческого обучения / Н.В. Вишнякова.– Минск: РИВШ при БГУ, 1995. – 186с.
67. Волков, И. П. Социометрические методы в социально-
психологических исследованиях / И.П. Волков. - Л.: ЛГУ,1970.
68. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: Учебник для ВУЗов / А.Ф. Воло-
вик.- МПУ, 1998. - 235с.
69. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В.А. Кру-
тецкого. М. , 1964
70. Воробьева Е. Н. Организационно-педагогические условия деятельно-
сти региональных центров культуры по формированию межэтнической толерант-
ности молодежи: дис ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Тамбов, 2011. - 190 с.
71. Воспитательная система школы: проблемы управления: Очерки праг-
мат. теории / Вульфов Б. З., Григорьев Д. В, Евладова Е. Б. и др.; под. ред. Е. И.
Соколова. - М. : Изд. фирма "Сентябрь", 1997. - 111 с. - Библиотека журнала "Ди-
ректор школы"; Вып. 6.
72. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические
рекомендации / под ред. Б.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.
138
73. Всемирная энциклопедия: Философия / науч.ред. и сост.
А.А.Грицанов.- М.: ACT, 2001.—1312 с.
74. Видт, И.Е. Культурологические основы образования: Монография. /
И.Е. Видт. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. – 164с.
75. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.:
АСТ, 2008.
76. Гегель, Г. Сочинения: В 15-ти тт. – Т. 1-10. М. Наука. 1981. – С.216.
77. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гер-
шунский. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 325с.
78. Гирц, К. Насыщенное описание в поисках интерпретативной теории
культуры // Антропология исследований культуры. – Спб.: Из-во Санкт-
Петербургского университета, 2006г. – С.171-200.
79. Головнева, С.Л. Основы межкультурной коммуникации / С.Л. Голов-
нева. – Ростов н/Д: Феникс. 2008. 224с.
80. Государственные образовательные стандарты высшего
профессионального образования. Российское образование. Федеральный портал
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: >81. Григорьева Н. Г. Теория и практика педагогического обеспечения
личностного саморазвития студентов в контексте эко - культурного подхода: дис
... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Хабаровск, 2000. - 450 с.
82. Гришаева, Л. И. Особенности использования языка и культурная
идентичность коммуникантов / Л.И. Григорьева. - Воронеж: ВГУ, 2007. - 261 с.
83. Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации / Л.
И. Гришаева, Л. В. Цурикова. - М.: Academia,2008. - Изд. 3-5. - 352с.
84. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Гру-
шевицкая, В.Д. Попков, А.И. Садохин. – М., 2002. – С.141-142.
85. Гудков, Д.Б. Программа курса «Язык и культура. Обучение
межкультурной коммуникации» для студентов, получающих специализацию
«Русский язык как иностранный» // Программы по русскому языку
139
филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова / Д.Б. Гудков, Л.Н. Ка-
шежева.- М., 1998.
86. Гудков, Д.Б. Программа курса «Обучение межкультурной
коммуникации (язык и культура)» // Программы теоретических и практических
курсов ФПК РКИ / Д.Б. Гудков. - М., 2001.
87. Делокаров, К.Х. Ценности глобализирующегося мира / К.Х. Делока-
ров. - Издательство: Scientific Press Ltd. Год издания: 2002. – 189с.
88. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гу-
манизации пространства детства: дис ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Москва, 2000. -
353 с.
89. Джонс, Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. / Дж. К. Джонс. -
2-е изд., доп.- М.: Мир, 1986. 326 с.
90. Дъюи, Дж. Демократия и образование // Пер. с англ. / Дж. Дъюи.—
Москва: Педагогика-пресс, 2000.
91. Днепрова, Т.П. Национальная толерантность в биполярном отечест-
венном образовании: Монография / Т.П. Днепрова. – Екатеренбург, 2009. – 363см.
92. Драгович И. Л. Организационно-педагогические условия реализации
проектных технологий в сфере этнокультурного воспитания: дис. ... канд. пед. на-
ук: 13.00.05. - Тамбов, 2006. - 280 с.
93. Дубина, И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций /
И.Н Дубина. - Новосибирск: СОРАН, 2000. - 173 с.
94. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Ели-
зарова. - СПб., 2005.
95. Есарева, З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей шко-
лы / З.Ф. Есарева. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. – 112с.
96. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-
образовательный. М.: Русс. яз., 2000. – Т.1.:А-О. – 1209с.
97. Жарков, А.Д Теория и технология культурно-досуговой деятельности:
Учебник / А.Д. Жарков. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
140
98. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная
отрасль педагогической науки / А.Д. Жарков Образование и общество. - М., 2007.
- №2. – С.101.
99. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб-
ное пособие / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 1998. - С. 20.
100. Жаркова, Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и
методика научных исследований / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. -
М.: МГУКИ, 1994.
101. Залевская, А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Избран-
ные труды / А.А. Залевская. – М.: Гнозис, 2005. – 543с.
102. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика.
Монография / А.С. Запесоцкий. – СПбГУП, 2002.
103. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образова-
ние / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1998. – 97с.
104. Зуев, С.Э. Социально-культурное проектирование / С.Э. Зуев. -
Ижевск, ТЦ «Альтернатива», 2003. - 156 стр.
105. Иконникова Н.К.: Современные западные концепции межкультурной
коммуникации: модели индивидуального поведения в ситуации контакта куль-
тур.: дис… канд. пед. наук: 13.00.05. - Москва, 1994.
106. Интерпретация культур / Гирц К.— М.: РОССПЭН, 2004.
107. Исаев, И.Ф. Педагогическое творчество и самореализация личности
преподавателя в контексте профессионально педагогической культуры / И.Ф.
Исаев // Творческая самореализация личности в контексте профессионально-
педагогической культуры. Белгород: БГУ, 2001.
108. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в пер-
вобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учеб-
ных заведений / под ред. А. И. Пискунова.- М., 2001.
109. Казакова, А.Г. Основы педагогики высшей школы. Учебное пособие
для преподавателей вузов и слушателей институтов повышения квалификации /
А.Г. Казакова. - М.: ИПО Профиздат, 2000. - 124 с.
141
110. Калина, И.И. О методах, направленных на внедрение современных
образовательных технологий / И.И.Калина // Вопросы образования. - 2005. - № 1.
111. Карпухин, О. Легко ли быть молодым? / О. Карпухин. - Диалог. –
1999. – 2. (с. 18).
112. Килпатрик, В. X., Метод проектов / В.Х. Килпатрик.- Л., - 1925.
113. Киреева И. А. Социально-культурные условия формирования компе-
тенции межкультурного общения студенческой молодежи: дис ... канд. пед. наук:
13.00.05. - Тамбов, 2009. - 195 с.
114. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т.Г.
Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004.
115. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе
исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. - Ри-
га: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
116. Клюева, И. В. М. М. Бахтин — мыслитель, педагог, человек / И.В.
Клюева, Л.М. Лисунова. - Саранск, 2010. - 468 с.
117. Клюканов, И.Э. Динамика межкультурного общения. Системно-
семиотическое исследование / И.Э. Клюканов. – Тверь. 1998. 99с.
118. Козырев, В.А. Высшее образование в зеркале Болонского процесса:
Научно-методическое пособие / В.А. Козырев, Н.Л. Шубина. – Спб.: Изд-во
РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 429с.
119. Кондаков, И. В. Культура России: Учеб. пособие для студентов вузов
/ И.В. Кондаков. - М.: Кн. дом «Ун-т», 1999. - 357 с.
120. Кондаков, И.В. Генезис тоталитаризма в русской культуре / И.В. Кон-
даков // Проблемы и перспективы развития культурологии в вузах России: Тез.
Всерос. конф. … Ростов н/Д, 1993.
121. Кочетков, В. В. Этнокультурное образование / В.В. Кочетков // Техно-
логии обучения и творческий потенциал учителя - Саратов Изд-во Сарат ун-та,
1999.
142
122. Кочетков, В. В. Межкультурные различия и межэтническая напря-
женность / В.В. Кочетков // Этнос и власть местное самоуправление и этнические
конфликты - Саратов Изд-во Поволжск. акад. гос. службы, 1999 Ч I.
123. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020г. // Собр. Законодательства Рос. Феде-
рации. – 2008. - № 47. – Ст.5489.
124. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Рос-
сийской Федерации на 2008-2015 годы // Собрание законодательства РФ № 35 от
01.09.2008г.
125. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного
анализа / Е.В .Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2007. - 276 с.
126. Красильников, Ю.Д. СКД как категория научного знания // Социаль-
ные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Мате-
риалы Всероссийской научно - практической конференции (ноябрь 2001 г.). Там-
бов: Изд-во Тамб. ГУ, 2001. С. 18.
127. Красных, В.В. Культура, культурная память и лингвокультура: их ос-
новные функции и роль в культурной идентификации / В.В. Красных // Вестник
ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика, 2012, № 3.
128. Краткий философский словарь / под. общ. ред. Г.Г. Кириленко. Е.В.
Шевцова — М.: Филол. об-во «Слово»: ACT, 2002. - 480 с.
129. Крылова, Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной
педагогике / Н.Б. Крылова // Сборник «Личность в социокультурном измерении:
история и современность». – М.: «Индрик», 2007.- 416с.
130. Куликова, Л.В. Теория межкультурной коммуникации (Коммуника-
ция. Стиль. Интеркультура): учебное пособие /Л.В. Куликова. - Красноярск: СФУ,
2010.- 290 с.
131. Кульневич, С.В. Педагогика личности: лекционно-практический курс:
в 2 ч. – Ч.: Стратегия и тактика личностного воспитания / С.В. Кульневич. – Во-
ронеж, 1997, - 184 с.
143
132. Культура русской устной речи. Словарь-справочник: Изд.: Айрис-
Пресс, 2007.
133. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / под ред. А.Д. Жаркова,
В.М. Чижикова, 1998.
134. Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Соломина, М.С. Кагана. -
М.: Высшее образование, 2005. – 266с.
135. Культурология XX века. Словарь-справочник. – Спб.: Университет-
ская книга, 1997. - 640с.
136. Лаштабова, Н.В. Проектирование и метод проектов в современном
образовательном процессе средней и высшей школы / Н.В. Лаштабова // Теории,
содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации
образовательного процесса. Оренбург,2006. Ч. 1: Секции общей педагогики и
педагогики высшей школы.
137. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную
психологию / Н.М. Лебедева. - М.: Изд-во Ключ-С. 1999.
138. Лебедева, Н.М. Исследование преемственности культуры у русских на
современном этапе развития / Н.М. Лебедева, Е.В. Павелко // Ежегодник
Российского Психологического Общества. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1998. Т. 4.
139. Лебедева, Н.М. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной
компетентности: Учебно-методическое пособие / Н.М. Лебедева, М.Ю.
Мартынова, Т.Г. Стефаненко. - М: Издательство РУДН, 2003.
140. Левинова, Н.М. Молодежная культура / Н.М. Левинова. - Изд-во: Ву-
зовская книга, 2007.
141. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. 143. Леви-Стросс.-
М.: Прогресс, 1984. – 460с.
142. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные тех-
нологии / Д.Г. Левитес. – Москва, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 288с.
143. Леонтович, О.А. Перспективные тенденции в исследовании
межкультурного общения / О.А. Леонтович // Взаимопонимание в диалоге куль-
144
тур: условия успешности: в 2 ч. – Ч.1. – Воронеж: Воронежский государственный
университет. 2004. – С.106.
144. Леонтьев, А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. – М., 1983. – Т.1. –
С.382
145. Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой
гуманитарной мысли // Бахтин М. М.: pro et contra / Сост., вступ. ст. и коммент. К.
Г. Исупова, хронограф В. И. Лаптуна. — СПб.: РХГИ, 2001. — Т. I. — 552 с.
146. Лич, Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К
использованию структурного анализа в социальной антропологии / Э. Лич. – М.:
Восточная литература РАН, 2001. – С.16.
147. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотики и типологии культуры / Ю.М.
Лотман. – Таллин: Александра, 1992. – С.154
148. Максимова, В.H. Интеграция и системе образования / В.Н. Максимо-
ва. - СПб.: ЛОИРО, 2000-- 83 с.
149. Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций,
опорные занятия и определения: учебн. пособие / Н.Ф. Максютин. - Казань: Ме-
дицина, 1995.
150. Марков, А.П. Отечественная культура как предмет культурологии.
Учеб. пособие / А.П. Марков. С-Пб.: Спб ГУП, 1996, 288 с.
151. Маслова, Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть 1: Гумани-
стическая педагогика./ Пособие для самообразования специалиста по социальной
работе / Н.Ф. Маслова. - Орел, 1994.- 138с.
152. Махлин, В. Л. Михаил Михайлович Бахтин / В.Л. Махлин. - М.: Рос-
сийская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 440 с.
153. Межкультурная коммуникация. Режим доступа:
bibliotek_Buks/Linguist/
154. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергети-
ческой парадигме / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. - М.: Флинта-
Наука, 2007.
145
155. Мендель Маранц. Лирическая комедия по рассказам Давида Фридма-
на / Аудиокнига. М.: Союз, 2011.
156. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Ро-
гова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
157. Молодежь России. Тенденция и перспективы / под. ред. И.М. Ильин-
ского, А.В. Шаропова. • М.: Просвещение, 1993.- 398 с.
158. Молодежь России (2001-2005г.г.) Федеральная целевая программа.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: www. Referent.ru
159. Моль, А. Социодинамика культуры / А.Моль. – М.: Прогресс. 1973. –
С.126
160. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: моно-
графия / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 2006.
161. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструи-
рования учебного процесса / В.М. Монахов. - М.: Дрофа, 1995. -198 с.
162. Москвичев, Л.Н. Знания о мире и мир знаний / Л.Н. Москвичев. - М.:
Издательство «Педагогика», 1989.
163. Недорезова В. Л. Формирование социальной компетентности студен-
тов в условиях межкультурного взаимодействия в образовательной среде гумани-
тарного вуза: дис ... канд. пед. наук: 13.00. - Биробиджан, 2009. - 204 с.
164. Нейштадт, Л.А. К вопросу о понятии педагогическая культура: В по-
мощь начинающему учителю: Метод, материалы. / Л.А. Нейштадт. Даугавпилс,
1990.
165. Нерознак, В.П. От концепта к слову: к проблеме филологического
концептуализма / В.П. Нерознак // Вопросы филологии и методики преподавания
иностранных языков. – Омск, 1998. – С.80-85.
166. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной дея-
тельности: Учебное пособие / Г.Н. Новикова. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: МГУ-
КИ, 2010. –С.117.
146
167. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29
декабря 2012г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
2014/02/10/obrazovanie-dok.html
168. Общая линглистика / Бенвенист Э.; под ред. Ю.С. Степанова. – М.:
Прогресс, 1974. – С.275.
169. Оганов, А.А. Теория культуры. Уч. Пособие / А.А. Оганов. - М. , 2006.
170. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология.Учебник / Л.Ф. Обухова. - М.:
Педагогичсскос общество России, 2001. - 442 с.
171. Основы коммуникативной культуры: Учеб. пособие / Е.И. Григорьева,
Н.В. Апажихова.- Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2011.- 376 с.
172. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т.С. Парсонс. – М.:
Академический проспект, 2000. – 880с.
173. Паршиков, Н.А. Системный подход к основным видам деятельности в
вузах культуры и искусств: монография / Н.А. Паршиков. – М.: МГУКИ, 1999. –
208с.
174. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Па-
хомова. - М., 2003.
175. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое обще-
ство, 2000. – 640с.
176. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / отв. ред.
М.В. Буланова-Топоркова. – 3-е изд.. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512с.
177. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений / В.А. Сласт?нин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. –
М.: Школа-Пресс, 2000. – 512с.
178. Педагогический словарь. Загвязинский В. И.; М.: Academia, 2008.
179. Первиль Т.Г. Межкультурная коммуникация как фактор
модернизации образовательной деятельности: Социально-философский анализ:
дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11: Ростов н/Д, 2005 153 c.
147
180. Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная
культура / Т.Н. Первиль. - М., 2002.
181. Петрусинский, В.В. Обучающие технологии. Акмеология: Учебник /
В.В. Петрусинский. - М.: Российская академия государственной службы при Пре-
зиденте РФ, 2002. - 203 с.
182. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподава-
теля высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гпрунов. – М.: Пе-
дагогическое общество России, 1999. – 354с.
183. Пикан, В.В. Педагогические технологии: что это такое и как их ис-
пользовать в школе: практико ориентированная монография / В.В. Пикан. - Моск-
ва-Тюмень, 1994. – 276с.
184. Подготовка подростков к самообразованию в процессе коллективной
познавательной деятельности: автореф. дис… канд. пед. наук. - М., 1986.
185. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш.
квалиф. пед. кадров / М. Ю. Бухаркина и др.; под ред. Е. С. Полат. — М.: Изда-
тельский центр «Академия», 2002. — 272 с.
186. Поляков, С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д.
Поляков. - М.: Центр Педагогический поиск, 2007. -176 с.
187. Попков, В.Д. Феномен этнических диаспор. – М., 2003. – 340 с. – Ре-
жим доступа: book/12/168/1.htm
188. Послание Президента России Федеральному Собранию 12 декабря
2013г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: >189. Постановление Правительства Российской Федерации: прилагаемые
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по во-
просам государственной молодежной политики. Режим доступа:
ofdocs/rus/rus006.pdf
190. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности лич-
ности. /под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. – М.: МГУ им. М.В. Ло-
моносова, 2003. – 112 с.
148
191. Прокопьева, Н.И. Проектное обучение в зарубежной педагогике. К
вопросу о становлении и развитии / Н.И. Прокопьева // Сибирский учитель. 2004.
№ 2. Март-апрель. URL: www.websib.ru
192. Прохоров, Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю.Е. Прохо-
ров. - М., Флинта: Наука, 2006. - 328 с.
193. Путин, В.В. Россия: Национальный вопрос "Самоопределение русско-
го народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным
ядром" 2012-01-23 / Владимир Путин.
194. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии / СЛ. Рубннштейн. -
СПб.: Питер, 2005.-713 с.
195. Савельев, А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего
образования / А.Я. Савельев // Высшее образование в России. – 1994. - №2. – 320с.
196. Садохин, А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации /
А.П. Садохин. - М., 2004.
197. Самые успешные PR–кампании в мировой практике. – М., Консалтин-
говая группа «ИМИДЖ–Контакт» ИНФРА–М, 2002. (Серия «Современные кон-
салтинговые технологии»).
198. Сайко Е.А. Культур-диалог в переходные эпохи: от Серебряного века
к современности: (концептуализация моделей): дис... д-ра филос. наук: 09.00.13
Москва, 2006. - 336 с.
199. Свистунова Е. А. Проектные технологии как средство формирования
экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности: дис. ...
кандидата педагогических наук: 13.00.05. - Тамбов, 2012. – 221с.
200. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. -256 с.
201. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и
методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных
технологий, 2005. – 288с.
202. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Се-
пир. – М.: Прогресс. 1993. – 556с.
149
203. Сергеева, В.П. Основы управления педагогическими системами / В.П.
Сергеева, С.В. Грицаева. – М.: МГПО, 1999. – 93с.
204. Сердюк М.Л. Метод проектов как средство развития творческих спо-
собностей учащихся. (На примере образовательной области «Технология»): дис.
… канд. пед. наук. - Киров, 2002.
205. Серкин, В.П. Методы психосематики: Учебн. Пособие для студентов
вузов / В.П. Серкин. – М.: аспект Пресс, 2004. – 207с.
206. Сикевич, З.В. Социология и психология национальных отношений /
З.В. Синкевич. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999, 203 с.
207. Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование (культур-
но-технологическая концепция развития общества и образования) / В.Д. Симо-
ненко. – Брянск: БГПУ, 2001. – 214с.
208. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую дея-
тельность / Г.Б. Скок. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 102с.
209. Словарь по межкультурной коммуникации. Понятия и персоналии / В.
Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе, Г. П. Рябов. М.: Флинта-Наука, 2010.
210. Словарь по педагогике (Междисциплинарный) / Коджаспирова Г. М.,
Коджаспиров А. Ю. М.: 2005. – 448с.
211. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В.
Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб.. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
– 32с.
212. Сломский, В. Михаил Михайлович Бахтин - философ известный и не-
известный / В. Сломский. - Брест: БрГУ, 2013. — 155 с.
213. Смирнова А. А. Интерактивные технологии как ресурс развития соци-
ально-творческой активности участников самодеятельного объединения: дис ...
канд. пед. наук: 13.00.05. - Санкт-Петербург, 2012. - 152 с.
214. Современные технологии социально – культурной деятельности: учеб.
пособие / отв. ред. Е.И. Григорьева.- Тамбов: Бизнес-Наука-Общество,2012.- 431
с.
150
215. Сорокин, Ю.А. Русские и русскость (лингвокультурологические этю-
ды ) / Ю.А. Сорокин, В. Жданова, Ю.А. Щеголев. - М.: Гнозис, 2006. - 335 с.
216. Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы.
Инновации: // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (но-
ябрь 2001 г.). Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2001.
217. Современный словарь по педагогике / под ред. Е.Е. Рапацевича. – М.:
Современное слово, 2001. – 928с.
218. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С.
Степанов.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2005.- 672 с.
219. Степанов, Ю.С. Константы: словарь русской культуры: опыт
исследования Ю.С. Степанов. – М.: Школа «Языки русской культуры». – 1997. –
824с.
220. Стернберг, В.Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике
ХХ века: дис... канд. пед. наук. - Владимир, 2002.
221. Стернин, И.А. О национальном коммуникативном сознании / И.А.
Стернин // Лингвистический вестник. - Вып. 4. - Ижевск, 2002.
222. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. – М.: Институт
психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
223. Стратегии успеха и факторы риска в межкультурной коммуникации:
колл. монография / под общ. ред. Л. И. Гришаевой и Л. В. Цуриковой. - Воронеж:
ВГУ, 2005. - 391 с.
224. Стрельцов, Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синер-
гетики / Ю.А.Стельцов. - М.: МГУКИ, 1999.
225. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учебн. пособие /
Ю.А.Стельцов. - М.: МГУГИ, 2003, 151с.
226. Сухомлинский, В.А. 100 советов учителю / В.А. Сухомлинский.– Ки-
ев, 1979.
227. Сухонина, Н. В. Формирование толерантности у студентов участников
вокальных коллективов в условиях дополнительного образования: дис ... канд.
151
пед. наук: 13.00.05. Челяб. гос. акад. культуры и искусства. - Челябинск, 2009. -
215 с.
228. Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на
материале культуроведения США): дис. … д-ра пед. наук. М., 2004.
229. Сысоев, П.В. Языковое поликультурное образование: теория и прак-
тика / П.В. Сысоев. - М., 2008.
230. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие / Н.Ф.
Талызина. - М.: Академия, 2008
231. Тамарченко, Н. Эстетика словесного творчества М. М. Бахтина и рус-
ская философско-филологическая традиция / Н. Тамарченко.- М.: Изд-во Кулаги-
ной, 2011. — 400 с.
232. Творчество и наследие М. М. Бахтина в контексте мировой культуры
// Бахтин М. М. / Сост., и коммент. К. Г. Исупова; библиография О. Ю. Осьмухи-
ной, Т. Г. Юрченко, О. Е. Осовского, Н. Б. Панковой. — СПб.: РХГИ, 2002. — Т.
II. — 712 с.
233. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений куль-
туры в социальной защите личности: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 /
А. А. Лабейкин. - Москва, 2001. - 52 с.
234. Тен, Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация / Ю.П. Тен.
- Ростов н/Д: Феникс. 2007. 338с.
235. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-
Минасова. - М.: Слово. 2000. – 624с.
236. Триодин, В.Е. Социально-культурная деятельность: pro et contra / В. Е.
Триодин // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета куль-
туры и искусств. Выпуск № 3, 2012.
237. Тройникова Е. В. Формирование готовности студентов к межкультур-
ному взаимодействию в образовательной деятельности: авторефер. дис. … канд.
пед. наук 13.00.01. –Ижевск, 2005.
152
238. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включе-
ние в дискуссию) / В.В. Туев // Ученые записки. Вып. 23. М.: МГУКИ, 2001. С.
25-39
239. Рот, Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг / Ю. Рот, Г.
Коптельцева. - Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
240. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт.
– М.: Педагогика, 1990. – 192с.
241. Уорф, Б. Наука и языкознание / Б. Уорф // Новое в лингвистике. –
Вып. 1. – М.: Прогресс. 1960. – С. 169-182.
242. Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психо-
лингвистики / Т.Н. Ушакова. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2011. –
528с.
243. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопри-
гора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, 562 с.
244. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф.Губский,
Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко.- М: ИПФРА-М, 2003.-576 с.
245. Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуро-
ведение в теории и практике обучения иностранным языкам / В.П. Фурманова. -
Изд-во Мордовского ун-та, 1993. - 124с.
246. Холл, Э. Как понять иностранца без слов / Э. Холл. – М.: Наука. 1995.
– 432с.
247. Хорошавцева О. П. Средства массовой коммуникации в системе меж-
культурных взаимодействий современной России: дис ... канд. культурологии:
24.00.01 .Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. - Ека-
теринбург, 2011. - 137 с.
248. Хухлаев, О.Е. Ответы практической этнопсихологии на актуальные
социальные вызовы / О.Е. Хухлаве // Социальная психология и общество. 2011.
№2.
153
249. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологи-
ческий, социологический и искусствоведческий аспекты / Кондаков И.В., Соколов
К.Б., Хренов Н.А. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 1024 c.
250. Цурикова, Л. В. Проблема естественности дискурса в межкультурной
коммуникации / Л.В. Цурикова. - Воронеж: ВГУ, 2002. - 256 с.
251. Черникова, В.Е. Межкультурная коммуникация в поликультурном
пространстве: основные черты и особенности / В.Е. Черникова, Л.А. Волова.- Пя-
тигорск,2005.–168с.
252. Чижиков, В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента:
учебник / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2008.
253. Шамне, Н.Л. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации /
Н.Л. Шамне. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. - 208 с.
254. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф. Шаталов. - Архангельск:
Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. — 384 с.
255. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. —
М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.
256. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. —
М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 416 с.
257. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Ко-
това. – М.: Академия, 1999. – 288с.
258. Шкурина, С.П. Педагогическое моделирование содержания обучения
в средней общеобразовательной школе: На примере гуманитарных дисциплин:
дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 2006. – 220 с.
259. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Щукова Н.Е. – М. 2002.
260. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения / Н.Е. Эргано-
ва. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
261. Энергия эмоций в общении. СПб, «Питер», 2004, 470с.
262. Юнина, Е.А. Педагогическая психология: социально-личностное об-
разование / Е.А. Юнина. - Пермь: ПРИПИТ, 2004. -92 с.
154
263. Ядов, В.А. социологическое исследование: методология, программа,
методы / В.А. Ядов. – Самара: Самарский университет. 1995. – 322с.
264. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образо-
вания / И.С. Якиманская. - М., 2000.
265. Якушкина, Г.В. Народное музыкальное творчество: проектирование и
изучение в контексте мировоззренческого развития личности: Учебно-мет. пос. /
Г.В. Якушкина. Орел: ОГИИК, 2009. – 132с.
266. Янкина, Н.В. Формирование готовности студента университета к ин-
теркультурной коммуникации / Н.В. Янкина // Вестник ОГУ, № 2, - 1999.
267. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте
формирования новых качеств социального взаимодействия / Н.Н. Ярошенко //
Ученые записки. Вып. 23. М.: МГУКИ, 2001. С. 46.
268. Ярошенко, Н.Н. Социокультурная деятельность: парадигмы, методо-
логия, методика: монография / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2000.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.