На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции. Общая характеристика авторских и смежных прав, способы их защиты.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 05.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


29
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования

Курсовая работа
по дисциплине: Гражданское право
Тема:
Общая характеристика и способы защиты авторских и смежных прав
Оглавление

Введение
Глава 1. Общая характеристика
§ 1. Авторские права
§ 2. Смежные права
Глава 2. Способы защиты
§ 1. Виды ответственности
§ 2. Технические средства защиты
Заключение
Список используемой литературы

Введение

В современную эпоху, называемую «информационным обществом», мы являемся свидетелями закономерного и вполне ожидаемого бурного развития интеллектуальной деятельности человека, роль которой претерпела качественные изменения и сильно возросла.
Сегодня интеллектуальная деятельность человека важна и имеет первостепенное значение не только для духовного развития человека и человечества, но и для социального и экономического состояния любого государства. Она является важной составной частью безопасности государства, поскольку недостаточный интеллектуальный потенциал, являющийся, в первую очередь, следствием недостаточной нормативно-правовой базы, ведет к неконкурентоспособной экономике, а значит, слабому государству. Новые информационные технологии открывают практически неограниченные и еще плохо изученные, не только в правовом, но и в философском смысле возможности. Они позволяют значительно шире и быстрее применять в общественной жизни новые результаты интеллектуальной деятельности
Конституция Российской Федерации признает право на свободу во всех сферах творческой деятельности, как неотъемлемое право человека, гарантированное общепризнанными нормами международного права. При этом Конституция Российской Федерации и принятые на ее основании законодательные акты не только гарантирует свободу творчества, но и охраняет права на его результаты. Признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг. Интеллектуальная собственность фиксирует права на нематериальные объекты и непосредственно не связана с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены.

Глава 1. Общая характеристика

§ 1. Авторские права

Большинство отечественных и зарубежных исследователей, связывают возникновение и развитие авторского права и смежных прав, с развитием техники. Изобретение Гуттенбергом в XVI в. печатного станка сделало возможным производство и распространение относительно дешевых и качественных копий литературных произведений в огромных масштабах. Это в значительной мере вывело из-под контроля авторов использование таких произведений, однако вопрос о регулировании процесса их воспроизведения возник не в связи с необходимостью защитить права авторов, а в связи с тем, что были затронуты интересы предпринимателей - издателей и книготорговцев. Под воздействием их требований во многих европейских государствах была создана система привилегий, предоставляемых государственной властью.
Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны 1709 г.
В России, регулирование отношений, связанных с воспроизведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством. До 1771 г. книгоиздательское дело считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г., отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального. Доминирующее положение государства в сфере книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в. Первый закон, закрепивший права на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава.
Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право первоначально возникло как право на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.
Термин «авторское право» понимается в двух значениях: Гришаев С.П. Авторское право. - Система ГАРАНТ, 2005.
а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;
б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права и в первую очередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора и т.д. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территория использования, срок использования.
Авторские права бывают личными неимущественными и имущественными. К личным неимущественным относятся:
- право признаваться автором произведения (право авторства);
- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
К имущественным правам относятся исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: Ст. 16 Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»
- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
- публично показывать произведение (право на публичный показ);
- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
- сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
- сообщать произведение, для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
- переводить произведение (право на перевод);
- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
Термин «авторское право» не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листе изделия. Гришаев С.П. Авторское право. - Система ГАРАНТ, 2005.
Закон об авторских правах не раскрывает понятие произведения, являющегося объектом авторского права, но указывает на признаки, характеризующие произведение Согласно п. 1 ст. 6, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения., а также дает примерный перечень форм, в которых может существовать произведение (п.2 ст.6), и видов произведений, как являющихся объектами авторского права (ст.7), так и не являющихся таковыми (ст.8).
Что касается создателей произведений (авторов), то ими являются только физические лица, творческим трудом которых созданы произведения Абзац 2 ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-1.
Среди субъектов авторского права выделяют, прежде всего, автора произведения. При этом лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Субъекты авторского права подразделяются на первоначальных и производных. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав.
Возраст автора может быть любым, но за недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют, от их имени, родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия. Лица, являющиеся ограниченно дееспособными осуществляют свои авторские правомочия только с согласия своих попечителей.
Субъектами авторских прав являются также составители. Так, в соответствии со ст. 11 Закона об авторских правах, автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленный им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Гришаев С.П. Авторское право. - Система ГАРАНТ, 2005.
Субъектом авторского права является также переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, которое он переводит, а только на созданный им перевод. При этом авторское право переводчика не препятствует другим лицам осуществлять свои собственные переводы. В данном случае имеется в виду не простой перевод отдельных слов или выражений на другой язык, а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведения с сохранением смыслового содержания.
Аналогичные права возникают и в отношении авторов других производных произведений (переделок, аранжировок и т.д.). Это обусловлено тем, что и переводчик, и другие переработчики при создании своих произведений используют элементы формы других ранее созданных произведений. Переработчик пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения ими прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.
Особым образом законодатель выделяет субъектов авторского права на аудиовизуальные произведения, под которыми понимаются произведения, воспринимаемые одновременно с помощью слуха и зрительно. В соответствии со ст. 13 Закона об авторских правах, авторами таких произведений являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения с текстом или без текста, специально созданного для этого произведения. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона об авторских правах, заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой, если в договоре не указано иное, передачу исключительных прав на использование аудиовизуального произведения. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании указывать свое имя и наименование либо требовать такого указания. Гришаев С.П. Авторское право. - Система ГАРАНТ, 2005.
Субъектами авторских правоотношений являются также правопреемники авторов, к которым относятся в первую очередь юридические лица. Основой правопреемства в данном случае является заключение договора. К правопреемнику автора на основании договора обычно переходят те правомочия, которые автор, как правило, не может осуществить сам.
Произведения литературы, науки и искусства могут создаваться не одним, а двумя или несколькими лицами, в результате чего возникает соавторство. При этом речь идет только о совместном творческом труде; оказание всякого рода технической, организационной или иной подобной помощи при создании произведения или придания ему объективной формы не признается творческим трудом и не может служить основанием для признания соавторства.
Особым видом произведений, созданных в соавторстве, является интервью. Авторские права на интервью принадлежат как лицу, давшему интервью, так и лицу, проводившему интервью. Эти лица рассматриваются в качестве соавторов, если договором между ними не предусмотрено иное. При этом использование интервью допускается лишь с согласия лица, давшего интервью.
Авторское право переходит по наследству в случае смерти автора или объявления его умершим. Его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения. Авторские права могут наследоваться как по закону, так и по завещанию.
В соответствии со ст. 14 Закона об авторских правах исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Вместе с тем автор сохраняет личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. Из этого следует, что при создании служебных произведений работодатели также могут рассматриваться в качестве субъектов авторского права.
Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. П. 1 ст. 27 Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»

§ 2. Смежные права

Смежные права появились гораздо позже авторского права, однако истории их возникновения во многом схожи. Если у истоков авторского права стояло изобретение печатного станка, то для возникновения смежных прав решающую роль сыграло изобретение радио, грамзаписи и кинематографа, что позволило воспроизводить процесс исполнения и создавать фонограммы, а также передачи вещательных организаций. Если до второй половины XIX в. воспроизводился лишь результат творчества авторов, то во второй половине XIX в. это стало возможно и в отношении живых исполнений и фонограмм. Так же как изобретение книгопечатания в значительной мере усложнило для авторов контроль за использованием их литературных произведений, так и радио, грамзапись и кинематограф лишали исполнителей возможности эффективно регулировать процесс использования результатов их деятельности. Поэтому артисты-исполнители выдвинули требования, касающиеся охраны их исполнений от незаконного использования индустрией грамзаписи и радио. Одновременно свои требования сформулировали фирмы грамзаписи и вещательные организации, которые заявили о необходимости защиты вложенных ими инвестиций путем предоставления охраны прав на использование фонограмм и передач вещательных организаций.
Изобретение звукозаписи породило непреодолимую на тот момент трудность. Как указывает С.М. Стюарт, признать звукоинженера или продюсера, отвечающего за запись в студии, или артиста-исполнителя в качестве соавторов звукозаписи было бы слишком большой условностью, да и опыт использования фикции (как в случае с фильмами) был не очень удачным. Тем не менее, создание звуковой записи в студии еще могло рассматриваться как коллективные усилия отдельных лиц, хотя такой подход создал бы значительные сложности. Но когда встал вопрос о радиовещании, упомянутая аналогия стала излишне натянутой. Будучи слишком большим предприятием, вещательная организация не могла рассматриваться в качестве группы соавторов. Таким образом, для фонограмм и программ вещательных организаций потребовалось новое правовое решение на международном уровне.
Компромисс между идеей авторского права и новыми правами выразился в признании того, что первоначальное право на новые виды объектов (исполнения, фонограммы, программы вещательных организаций) не является авторским, но представляет собой право, относящееся к сфере интеллектуальной собственности. Поэтому уже в 1936 г. Австрия и в 1941 г. Италия предоставили смежные права исполнителям и производителям звукозаписи. Поскольку права исполнителей, производителей фонограмм и вещателей являются взаимосвязанными, в целях установления справедливого баланса между ними была выдвинута идея об объединении их в едином институте, которая нашла отражение в заключенной в 1961 г. в Риме Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Отмечая связь новой категории прав с авторским правом, их стали обозначать как «близкие», «связанные», «соседствующие» или «смежные» права.
Как отмечает А. Строуэл, понятие «смежное право» имеет огромное количество аспектов, и одной определенной категории смежного права не существует. В разных странах число категорий смежного права неодинаково. Строуэл А. Права производителей фонограмм и видеопрограмм организаций телевидения и радиовещания. Вып.1. М., 1997. С.155 Классическая концепция, отраженная в Римской конвенции, включает в себя права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. Многие государства, в том числе Россия, к категории смежных прав также относят права организаций кабельного вещания. Кроме того, законодательство некоторых стран относит сюда права издателей на «типографическое представление» опубликованных произведений, права на фотографии, содержащиеся в каталогах и сборниках, которые не отвечают условиям, необходимым для того, чтобы их охрана обеспечивалась в качестве самостоятельных произведений, права на эскизы театральных декораций, чертежи, литературную переписку, а также права производителей фильмов Н.Л. Стремецкая Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права, «Законодательство», № 8, август 2002 г..
Что касается российского законодательства, то права радио- и телевизионных организаций на передаваемые ими радио- и телевизионные передачи предусматривалось еще Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. (ст.486). При этом радио и телевизионные передачи рассматривались в качестве объектов авторских прав, а права радио- и телевизионных организаций на передаваемые ими передачи - в качестве авторских прав.
Смежными правами называются права близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права Гришаев С.П. Авторское право. - Система ГАРАНТ, 2005..
Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен, либо произведение может вообще не охраняться авторским правом. Основное назначение смежных прав состоит в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителя требует согласия соответствующих правообладателей.
Субъектами смежных прав являются: исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.
Исполнителями являются - актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссеры-постановщики спектакля и дирижеры. Исполнителям принадлежат следующие исключительные права: П. 1 ст. 37 Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»
- право на имя;
- право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
- право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.
Исключительное право исполнителя на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
а) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;
б) записывать ранее не записанные исполнения или постановки;
в) воспроизводить запись исполнения или постановки;
г) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;
д) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнения или постановки с участием исполнителя.
Производителем (изготовителем) записи признается юридическое лицо или гражданин, взявший на себя инициативу и соответствующие обязанности по изготовлению с помощью технических средств звукозаписи и (или) видеозаписи со звуком или без звука. Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. К исключительным правам производителя фонограммы относятся:
- воспроизведение фонограммы;
- переделывание или любым иным способом переработка фонограммы;
- распространение экземпляров фонограммы, то есть продажа, сдача их в прокат и т.д.;
- импорт экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.
Исключительные права производителя фонограммы, могут передаваться по договору другим лицам.
Организации эфирного и кабельного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения. Исключительные права включают:
1) одновременно передавать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания;
2) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;
3) записывать передачу;
4) воспроизводить запись передачи;
5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом;
В соответствии с п. 4 ст. 36 Закона об авторском праве и смежных правах создатель смежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов:
- латинской б и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.