На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99525


Наименование:


Курсовик ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ПУТИ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 10.10.2016. Сдан: 2016. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: 90.08.

Описание (план):


Введение…. ....…….................................................................................................3
1 Общие теоретические подходы к изучению детей дошкольного
возраста с дизартрией………………..……………………………..……….....6
1.1 Этиопатогенез дизартрических расстройств…..………..…….…...……...6
1.2 Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией………..19
1.3 Особенности нарушения речи детей с дизартрией……………………...21
2 Экспериментальное исследование особенностей речевого развития
детей старшего дошкольного возраста с дизартрией………………………..31
2.1 Проведение диагностики детей с дизартрией…………..…………...…...31
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования…..……...….33
2.3 Основные направления коррекционной работы с дизартриками………35
Заключение.............................................................................................................50
Список использованных источников...................................................................52


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Изучением дизартрий занимались А. Куссмауль, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова и др. Однако, несмотря на несомненные успехи в изучении проблемы дизартрии и основанное на этих успехах совершенствование диагностической практики и реабилитационной работы, само это понятие остается еще довольно расплывча­тым и малоопределенным. Например, нет единого определения этой формы речевого нарушения, недостаточно изучен процесс восприятия речи у детей с дизартрией.
За более чем столетнюю историю изучения дизартрии взгляды ученых относительно принципов классификации данной речевой патологии, основных патогенетических механизмов и специфики речевой патологии при различных формах дизартрии кардинальным образом изменились. Однако и сегодня остаются вопросы, требующие дальнейшего исследования: уточнение патогенетических механизмов, лежащих в основе нарушения восприятия устной речи, несформированности грамматического строя и развития связной речи у детей с дизартрией. Это и обуславливает актуальность данного исследования. Дизартрия является наиболее часто встречающейся речевой патологией у детей с детским церебральным параличом. При дизартрии нарушаются двигательные механизмы речи как следствие органического поражения центральной нервной системы. Выявление патогенетических механизмов, лежащих в основе каждого отдельного вида дизартрии, является основной задачей логопеда в ходе проведения диагностики. Поражение двигательных механизмов речи в сочетании с сенсорными расстройствами может приводить к патологии всех звеньев речевого развития ребенка. Поэтому на современном этапе развития логопедии, дефектологии все более актуальным становится применение методов нейропсихологической диагностики на основе синдромологического подхода, а проведение дифференциальной нейропсихологической диагностики позволяет выявить основные патогенетические механизмы, лежащие в основе дефекта. В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интен­сивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом и психолого-педагогическом направлениях.
Цель исследования - изучение особенностей речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией и путей ее коррекции.
Объект исследования: дизонтогенез психофизического развития дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: особенности психоречевого развития дошкольников с дизартрическими расстройствами.
Гипотеза исследования: знание специфики диагностики детей с дизартрией на основе комплексного подхода, позволит логопеду провести правильное планирование будущей коррекционной работы, что, в свою очередь, позволит добиться эффективных результатов.
Задачи исследования:
1.Изучить этиопатогенез, дать характеристику форм дизартрических расстройств.
2. Рассмотреть особенности психоречевого развития детей с дизартрией, методы диагностики речи детей данной категории.
3. Провести констатирующее обследование психоречевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией и наметить пути ее коррекции, проанализировать результаты.
Методы исследования: теоретические; диагностические; констатирующего эксперимента; беседы, наблюдения; анализа и интерпретации результатов.


Теоретические и методологические основы исследования:
- в процессе исследования мы опирались на следующие теоретические положения, которые составили методологию исследования: теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта; теория В.В. Лебединского о дизонтогенетическом развитии; теория А.Р. Лурия о функциональных блоках мозга; теория Р.Е. Левиной по общему недоразвитию речи;
- вопросы по изучению речи и проведению коррекционной работы с детьми-дизартриками широко освещаются в трудах ведущих исследователей: М.Е Хватцев, Е.С. Алмазова, М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, 1959; К.А. Семенова, 1968; Е.М. Мастюкова, 1969, 1983; И.И. Панченко, 1979; Л.А. Данилова, 1975, А.И. Смирнова и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Изучены этиология, патогенез, симптоматика, формы дизартрии дошкольников. Практическая значимость заключается в подборе диагностического инструментария для изучения детей, страдающих дизартрическими нарушениями.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (29 наименований). В работе содержится 3 таблицы, одного приложения на 4-х страницах. Текст работы изложен на 53 страницах.



1 Общие теоретические подходы к изучению детей дошкольного
возраста с дизартрией


1.1 Этиопатогенез дизартрических расстройств.


В советской науке вопрос о дизартрии был недостаточно разра­ботан. Так, М.С. Маргулис (1926) относил к дизартрии все двигатель­ные расстройства речи за исключением тех, которые связаны с поражением «кортикальной области двигательных образов сло­ва» и которые проявляются в клинике моторной афазией и апраксией. Все дизартрии он подразделил на бульбарную и церебральную формы, при этом церебральная делилась им на кортикальную и субкортикальную. К последней М.С. Маргулис отно­сил разные варианты капсулярных, экстрапирамидных и мозжечковых дизартрий.
Л.Б. Литвак (1959) заостряет внимание на локально-диагнос­тическом значении дизартрических расстройств речи. Под ди­зартрией автор понимает расстройства артикуляции, которые, однако, трактуются им нечетко: в их число включаются различ­ные нарушения темпа, ритма и интонации речи. Специфические особенности невнятного произношения звуков автором упоминаются только при избирательных поражениях двигательных че­репно-мозговых нервов. При других формах дизартрии симптом невнятной «смазанной» речи остается не проанализированным [14].
Дальнейшее изучение природы дизартрии нашло известное отражение в практике отечественной логопедии и связано с именем О.В. Правдиной (1969), которой понятие дизартрии определяется уже с неврологи­ческих позиций, и ею же представляются отдельные синдромы соответствующих звуковых расстройств. В работе И.И. Панченко (1972) делается серьезная попытка разоб­раться в патогенезе клинических проявлений дизартрии у детей с детским церебральным параличом и создать патогенетически обоснованную методику логопедической работы [28].
Как отмечает большинство исследователей, патогенетические механизмы возникновения дизартрии определяются органическим поражением центральной и периферической нервной системы, которые возникают под воздействием экзогенных факторов во внутриутробный период развития, натальный и постнатальный периоды развития ребенка.
Среди причин возникновения дизартрии важное значение имеют асфиксия, родовая травма, поражение центральной нервной системы вследствие инфекционных заболеваний, черепно-мозговые травмы, нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, наследственные болезни нервной и нервно-мышечной системы.
У Г.А. Волковой находим, что нарушение просодической стороны речи при дизартрии обусловлено следствием поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом:
- периферических двигательных нервов, обеспечивающих иннервацию мышц речевого аппарата;
- ядер этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;
- ядер, расположенных в подкорковых отделах мозга и осуществляющих элементарные безусловно-рефлекторные реакции [3].
Поражение этих структур мозга дает картину периферического паралича: нервные импульсы не поступают к мышцам речевого аппарата, нарушаются обменные процессы, мышцы становятся вялыми, наблюдается атрофия и атония.
Двигательные механизмы речи обеспечиваются также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:
1. Подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность сокращения речевой мускулатуры, координированность в работе артикуляционного аппарата и эмоциональную выразительность речи. Поражение этих структур приводит к нарушению мышечного тонуса, выраженное нарушение просодических характеристик речи - темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности.
2. Проводящими системами, обеспечивающих проведение импульсов от коры головного мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи. Поражение этих структур вызывает центральный парез речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса, усиление безусловных рефлексов;
3. Корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства.
Поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дезинтеграции всего речевого развития. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.
Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц: в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ и других органов артикуляционного аппарата. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады ощущаются при произнесении звуков речи [17].
Еще в конце XIX века предпринимались попытки не только выделить дизартрию или симптомы при церебральном параличе, но и описать ее различ­ные клинические формы. Последующие работы лишь дополняли и углубляли наши представления об этом часто встречающемся симптоме церебрального паралича. В частности, особое внима­ние было уделено вопросам классификации дизартрии.
Анализ научно-методической литературы позволяет резюмировать, что наиболее целесообразной является классификация по принципу локализации ввиду большей диагностической четкости различных форм дизартрий. Кроме того, системный подход к их анализу, как отмечают Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, дает возможность вести логопедическую работу более дифференцированно. Синдромологическая оценка характера нарушения артикуляционной моторики представляет значительную диагностическую сложность для невропатолога. Она не может быть произведена логопедом, так как в ее основе лежит тонкая дифференциация неврологических син­дромов. В ряде случаев полезно сочетать оба подхода [42]
Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом Tardien (1968). Им было выделено четыре степени тяжести рече­вых нарушений у детей с церебральным параличом: 1) наруше­ния звукопроизношения выявляются только специалистом в про­цессе обследования ребенка; 2) нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; 3) речь понятна только близким ребенка; 4) речь отсутствует или непо­нятна даже близким ребенка. Четвертая степень нарушения зву­копроизношения, по существу, представляет собой анартрию. Под анартрией понимается полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате нарушения двигательной иннер­вации речевой мускулатуры. По тяжести проявлений анартрия тоже может быть различной:
1) полное отсутствие речи и голоса;
2) наличие только голосовых реакций;
3) наличие звукослоговой активности.
В современной логопедии Е.Н. Винарская выделяет несколько клинических форм дизартрии [4].
Псевдобульбарная дизартрия. Как уже указывалось выше, кли­нические проявления псевдобульбарной дизартрии входят в симптомокомплекс псевдобульбарного синдрома и проявляются у детей раннего возраста главным образом в расстройствах соса­ния, глотания, жевания, в нарушениях дыхания. Спастичность артикуляционных мышц и фонационных мышц играет большую роль в патологии речи у этих детей. Отмечаются самые разнооб­разные комбинации парезов черепно-мозговых нервов и спазмов различных артикуляционных и фонационных мышц.
В зависимости от клинических особенностей в логопедичес­кой практике выделяются две формы псевдобульбарной дизарт­рии: спастическая и паретическая. Наиболее часто отмечается сочетание обеих форм.
Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. При спас­тической форме псевдобульбарной дизартрии отмечается выра­женная спастичность артикуляционной и фонационной муску­латуры. Спастичность может преобладать над парезами артику­ляционных мышц. В силу измененного мышечного тонуса и паретичности подвижность артикуляционных мышц резко ограничена. Как и при всяком центральном парезе, страдают наиболее тонкие, изолированные движения. Особенно это каса­ется движений языка вверх. Поэтому при указанной форме ди­зартрии нарушено прежде всего произношение переднеязычных звуков, для которых требуется поднятие кончика языка вверх (р, л, ж, ш, ч). Нередко ограничены также движения языка в сторо­ны, вниз, вперед. В тяжелых случаях имеется только ограничен­ное движение вперед, и язык едва касается края нижних зубов. Как при всяком центральном парезе, крайне затруднено произ­вольное расслабление; попытка к движению и движение вызы­вают повышение мышечного тонуса в артикуляционной, фона­ционной, а также дыхательной мускулатуре, а в некоторых слу­чаях и в скелетных мышцах (ассоциированные реакции).
Следующей особенностью этой формы дизартрии является частое наличие синкинезий. Наиболее характерной синкинезией является движение нижней челюсти, нижней губы при попытке поднятия кончика языка вверх. Характерно отсутствие произ­вольных движений при сохранности рефлекторных, автоматических. Ребенок не может произвольно открыть рот и произнести звук а, в то же время он может зевать, плакать, кашлять, ребенок не может по инструкции высунуть язык вперед, а при еде облизывает губы.
В более легких случаях псевдобульбарной дизартрии активные движения артикуляционных мышц сохраняются, но объем их ограничен, ребенок с трудом удерживает позу языка, губ.
Спастическая псевдобульбарная дизартрия возникает в резуль­тате двустороннего надъядерного поражения кортико-нуклеарных путей на различном уровне их протяжения.
Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При данной форме псевдобульбарной дизартрии отмечается выраженный па­рез речевых мышц со значительной их слабостью и ограничением активных движений, нерезко повышенный или даже понижен­ный мышечный тонус. Не все авторы выделяют паретическую форму в самостоятельную, однако у детей раннего возраста при некоторых формах церебрального паралича нередко наблюдается преобладание паретического компонента над спастическим, что требует определенных логопедических приемов. С этой точки зре­ния правомерно выделение паретической формы. При этой фор­ме дизартрии отмечается общая слабость лицевой, артикуляцион­ной и жевательной мускулатуры. Язык обычно вялый, широкий, распластанный, занимает всю ротовую полость, подвижность его резко ограничена. Отмечается повышенная истощаемость рече­вой мускулатуры. Жевание крайне ослаблено, рот полуоткрыт, усилена саливация. В фонетическом отношении нарушено преж­де всего произношение звуков, требующих наиболее точных диф­ференцированных движений языка (переднеязычные звуки) и достаточно мышечных усилий (смычные губные звуки - п, т, к, б, д, г), особенно губно-губные: п, б, м, язычно-альвеолярные звуки: р. При выраженной паретичности мышц языка может стра­дать и произношение ряда гласных звуков, особенно тех, кото­рые требуют достаточного подъема спинки языка вверху и, ы, у. Для этой формы дизартрии характерно также то, что наряду с огранич........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста./ Под ред. Л.С.Цветковой. Москва-Воронеж, 2001.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.
3. Винарская Е.Н. Дизартрия. М., 2005.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. С-Пб., 2003.
5. Выготский Л.С. Психология./ Мышление и речь. С-Пб., 2000.
6. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии: Вопросы логопедии. М., 1978,
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург. 2000.
9. Загузина И.О. Логопедический массаж. Краснодар, 1994.
10. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., 1980.
11. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии// Дефектология.1996. №5.
12. Каше Г.А. Формирование речи у детей. М., 1999.
13. Короткова З.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 1982.
14. Логопедия /Под ред. Л.С.Волковой. М.,1989.
15. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии// Дефектология. 1989. №6.
16. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального
развития детей. М., 1989.
17. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1971.
18. Мартынова Р.И, Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позицией комп­лексного подхода: Автореф.канд.дис. М., 1972.
19. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией,-В кн.: Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975.
20. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление. М., 1967.
21. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.
22. Основы теории и практики логопедии / под. ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.
23. Панченко И.И. Дизартрические нарушения и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними: Канд.дис. М., 1974.
24. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи.-В кн.: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М., 1973.
25. Психо-диагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии./ Под.ред.Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана. С-Пб., 1991.
26. Рыбина З.В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу// Дефектология.1989. №4.
27. Симонова Н.В. Психолого-педагогическая оценка детей с церебральными параличами в раннем возрасте. Авт.канд.дис.- М., 1974.
28. Семенова К.А. Вопросы патогенеза и терапии речевых расстройств при псевдобульбарной форме ДЦП//Ж.невропатологии и психиатрии им.Корсакова, 1961. № 12.
29. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. СПб, 2004.
30. Смирнова И.А., Артемова Т.В. и др. Использование дидактической куклы в логопедической работе// Дефектология.1994. №4.
31. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертой формы дизартрии и методика ее диагностики //Д. 1994. №4.
32. Токарева О.A. Дизартрии.-В кн.: Расстройства речи у детей и подростков./ Под ред. Ляпидевского С.С. М., 1969.
33. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина О.В. Основы логопедии. М., 1989.
34. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей. // Школьный психолог. 2001. № 37.
35. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. М., 1996.
36. Чистович Л.А., Кожевников В.А. Речь. Артикуляция и восприятие. М., 1965.





Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.