На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Правовое регулирование и общая характеристика использования земель в Республике Беларусь. Характеристика правового режима земель граждан. Порядок приобретения и прекращения права пользования землей. Законодательство Республики Беларусь и его особенности.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 22.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ГРАЖДАНАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Правовое регулирование использования земель физическими и юридическими лицами имеет важное значение. Актуальность проблемы определяется еще и тем, что физические и юридические лица составляют основную часть собственников, владельцев и пользователей земли. От урегулирования земельных отношений с участием данных субъектов во многом зависит обеспечение рационального использования и охраны земель, обеспечение условий повышения эффективности землепользования.
Правовому режиму земель физических и юридических лиц посвящена большая совокупность норм земельного законодательства, наблюдается выделение их в самостоятельные разделы ряда нормативных актов, осуществляется дифференциация правового режима земель граждан, проживающих в городах и сельской местности.
Правовой режим земель юридических и физических лиц различен в зависимости от цели предоставления земель (сельскохозяйственная и несельскохозяйственная), форм ее использования (коллективная и индивидуальная), организационной структуры юридического лица (государственное предприятие, кооператив, АО, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью и др.).
Правовое регулирование использования земель физическими и юридическими лицами имеет ряд общих черт.
Так, во-первых, как физические, так и юридические лица в настоящее время могут иметь землю на праве собственности или пользования, в том числе аренды.
Во-вторых, на данных субъектов права распространяется ряд общих правовых норм, регулирующих отношения по поводу земли как имущества, сделок с землей.
В-третьих, наблюдается сближение целей землепользования. Землепользование граждан перестало быть вторичным, зависимым от землепользования предприятий и организаций. Как предприятия, так и граждане могут получить земельные участки для предпринимательства.
В-четвертых, переход от административно-командной системы управления и регулирования определил новые подходы к правовому режиму земель физических и юридических лиц. Практически утратило значимость деление форм землепользования на общественную и индивидуальную. Расширение круга юридических лиц способствовало появлению и земельно-правовых норм о них.
Земельные участки физическому и юридическому лицу могут быть предоставлены в двух и более местах, в установленных законом случаях они могут получить одновременно несколько земельных участков разных видов и целей использования.
Под правовым режимом земель физических и юридических лиц следует понимать особую, целостную систему правового регулирования отношений по использованию и охране земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.
Элементами, составляющими правовой режим земель граждан, являются:
а) принципы, распространяющиеся на совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земель граждан;
б) состав субъектов прав на данные земли;
в) порядок возникновения и прекращения прав и обязанностей данной категории субъектов;
г) порядок осуществления и защиты прав данных субъектов;
д) санкции за нарушение правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земель.
Правовой режим земель физических лиц может быть охарактеризован следующим образом. Само понятие «физическое лицо» в соответствии с нормами гражданского законодательства включает в себя граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства. Причем иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии со ст. 11 Конституции Республики Беларусь на территории Беларуси пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
Граждане обладают земельной правоспособностью и дееспособностью в объеме, установленном нормами земельного законодательства. Земельная правоспособность как способность иметь права и нести обязанности возникает у гражданина в момент рождения и прекращается со смертью. Она признается в равной мере за всеми гражданами, не зависит от пола, национальности и принадлежности к религии. Земельные права в настоящее время предоставляются вне зависимости от связи гражданина с производством, земельная правоспособность не зависит от трудовой функции гражданина. Он может получить участок исключительно для предпринимательства и, кроме того, быть собственником юридического лица, использующего землю.
Правоспособность граждан в области земельных отношений включает их права иметь землю в собственности или на другом праве, получить земельный участок по наследству, совершать с землей разрешенные законодательством сделки и участвовать в обязательствах, иметь права и обязанности по владению, пользованию и распоряжению землей, установленные земельным законодательством.
Земельная дееспособность граждан - это их способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их в соответствии с законодательством. В полном объеме она возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Новым Гражданским кодексом в п. 2 ст. 20 установлено, что в случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак. Все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установлено законодательством.
Правовой режим земель граждан отличают следующие характеристики.
Размер земельных участков, предоставляемых гражданам, по общему правилу нормируем. Так, общая площадь земельного участка, предоставляемого в частную собственность или пожизненное наследуемое владение граждан для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать размеров, установленных ст. 70 Кодекса о земле. Площадь земельных участков, приобретаемых в собственность граждан для строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и дачного строительства, также нормируема и определяется в соответствии с нормами, установленными ст. 70-73 Кодекса о земле.
Использование земель гражданами утратило свой подсобный, второстепенный характер, способный удовлетворить только их потребности и личные нужды. Так, граждане Республики Беларусь могут получить земельные участки для занятия крестьянским (фермерским) хозяйством в размере до 100 гектаров сельскохозяйственных земель. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью не только в сфере сельскохозяйственного производства, но и в других областях.
Нормы земельного права выделяют ряд форм использования земель гражданами: право собственности, право пожизненного наследуемого землевладения, право пользования, аренду и др. Собственность на землю граждан может быть индивидуальной и общей. Общая собственность в свою очередь подразделяется на совместную и долевую. Если граждане используют землю на праве пользования, они могут быть долгосрочными или временными пользователями земельных участков.
Правовой режим земель граждан отличает целевой характер и устойчивость. Цель использования земли может быть основной и дополнительной. Она определяет объем прав и обязанностей граждан. Использование земель гражданами в сельской местности преследует в основном сельскохозяйственные цели, в то время как в городах - несельскохозяйственные.
Правовой режим земель граждан установлен нормативными актами высокой юридической силы: законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства.
Выделение земельных участков гражданам осуществляется в добровольном порядке и зависит от их места нахождения, а в ряде случаев - и от местных условий и возможностей. Так, например, размеры земельных участков, предоставляемых в пожизненное наследуемое владение для традиционных народных промыслов, устанавливаются соответствующими исполнительными и распорядительными органами в зависимости от местных условий и особенностей при наличии обосновывающих материалов.
Личные подсобные хозяйства являются составной частью сельскохозяйственного производства, одним из важнейших дополнительных источников получения разнообразной сельскохозяйственной продукции и дополнительным источником доходов граждан.
Личное подсобное хозяйство длительное время рассматривалось как специфическая, переходная, социалистическая форма производства, основанная на общественной собственности на землю, личной собственности на некоторые средства производства и личном труде его владельцев. При характеристике личного подсобного хозяйства подчеркивались такие его отличительные черты, как производ-ность и зависимость от развития общественного производства колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, подсобный характер как дополнительного источника доходов трудящихся, потребительская направленность деятельности, так как произведенная продукция почти полностью потреблялась самими производителями.
В настоящее время место и роль личных подсобных хозяйств изменились. Личные подсобные хозяйства из области вторичной занятости постепенно превращаются в основное место работы. Наблюдается и такой процесс. Если доля доходов от работы, вкладов, заработной платы рабочих, служащих, пенсионеров в совокупном доходе семей сокращается, то натуральные доходы от ведения личного подсобного хозяйства и доходы от реализации сельскохозяйственной и другой продукции в этом совокупном доходе семей постоянно растут.
Личные подсобные хозяйства заполняют рынки продовольствия, увеличивая его производство, в то время как доля общественного сектора в его производстве неизменно уменьшается.
Совет Министров Республики Беларусь в постановлении от 31 января 2000 г. № 127 «О мерах по увеличению производства и заготовок сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан» отмечает, что за этими хозяйствами закреплено 14% сельскохозяйственных земель республики, в них получают около 80% овощей, картофеля, плодов, более 30% молока и около 20% мяса от общих объемов их производства. Одновременно Совет Министров Республики Беларусь поручил облисполкомам и райисполкомам обеспечить оказание помощи гражданам в обработке земельных участков, заготовке кормов, выделении земельных участков для сенокошения и выпаса скота.
Вместе с тем особенностью функционирования личных подсобных хозяйств граждан является их тесная связь и кооперация с коллективными формами ведения хозяйства: через общественный сектор личные подсобные хозяйства приобретают дополнительные земельные участки, корма, удобрения, могут арендовать технику, реализовать выращенную продукцию. Колхозы, совхозы другие сельскохозяйственные предприятия могут оказывать гражданам помощь в ведении хозяйства: осуществлять механизированную обработку приусадебных участков, агрохимическое обслуживание, обеспечивать посадочным материалом. В Белоруссии получила широкое распространение практика перемещения приусадебных участков, их части в поля севооборота колхозов и совхозов, что способствует повышению урожайности сельскохозяйственных культур.
Отношения, связанные с ведением гражданами Республики Беларусь личных подсобных хозяйств и государственной поддержкой этих хозяйств, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле. Правовые основы ведения гражданами Республики Беларусь личного подсобного хозяйства, а также меры по его государственной поддержке определены также Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149-32.
Личное подсобное хозяйство граждан - форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, находящихся в частной собственности, в пожизненном наследуемом владении, переданных им в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
В личном подсобном хозяйстве граждан на праве частной собственности могут находиться хозяйственные строения и сооружения, скот, птица, многолетние насаждения, в установленном законодательством Республики Беларусь порядке - транспортные средства, а также иное имущество, не запрещенное законодательством Республики Беларусь.
Сведения о личном подсобном хозяйстве граждан заносятся в похозяйственную книгу сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Право на ведение личного подсобного хозяйства предоставлено как гражданам Республики Беларусь, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане осуществляют ведение личного подсобного хозяйства по своему усмотрению и под свою ответственность.
Деятельность граждан, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции не относится к предпринимательской деятельности.
Вмешательство государственных органов в деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства не допускается, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Граждане, права которых на ведение личного подсобного хозяйства нарушены, вправе предъявлять требования по возмещению причиненных им убытков, в том числе упущенной выгоды, по компенсации морального вреда, а также по восстановлению нарушенных прав в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут вести личное подсобное хозяйство на территории Республики Беларусь в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, имеют право:
возводить в установленном законодательством Республики Беларусь порядке хозяйственные строения и сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, на земельных участках, предоставленных им в пожизненное наследуемое владение и находящихся в частной собственности;
самостоятельно вести хозяйство на земельных участках, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства;
совершать любые не противоречащие законодательству Республики Беларусь сделки, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, иметь иные имущественные и неимущественные права;
использовать привлеченное на добровольных началах и договорных условиях имущество, в том числе денежные средства юридических и физических лиц, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства.
Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, имеют и иные права, предусмотренные гражданским, земельным и иным законодательством Республики Беларусь (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О личных подсобных хозяйствах граждан»).
Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, обязаны:
обеспечивать использование земельных участков в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления;
эффективно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять технологии, обеспечивающие соблюдение природоохранных требований, не допускать ухудшения состояния окружающей среды;
соблюдать зоогигиенические нормы и ветеринарные правила содержания животных, установленные режимы использования земельных участков, требования санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при осуществлении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также иные требования и правила, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, установленные законодательством Республики Беларусь.
Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, выполняют другие обязанности, предусмотренные гражданским, земельным и иным законодательством Республики Беларусь (ст. 5 Закона Республики Беларусь «О личных подсобных хозяйствах граждан»).
Посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, сельскохозяйственная продукция, произведенная гражданами, осуществляющими ведение личных подсобных хозяйств, являются их собственностью.
Сельскохозяйственная продукция, произведенная гражданами, осуществляющими ведение личных подсобных хозяйств, используется ими по своему усмотрению, в том числе она может быть реализована юридическим и физическим лицам согласно заключенным с ними договорам. Споры, возникающие при ведении гражданами личного подсобного хозяйства, разрешаются судом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Ведение личного подсобного хозяйства гражданами прекращается при добровольном отказе граждан от земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, при отчуждении или изъятии этих участков в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь (ст. 11 Закона Республики Беларусь «О личных подсобных хозяйствах граждан»).
Личные подсобные хозяйства граждан следует отличать от предпринимательской деятельности, которую осуществляют крестьянские хозяйства. В отличие от последних, личные подсобные хозяйства организационно не оформляются. Субъектами прав в них выступают отдельные граждане, которым земельный участок предоставляется для личного подсобного хозяйства. В основном личным подсобным хозяйством занимаются работники сельскохозяйственных предприятий, проживающие в сельской местности и небольших городах, в свободное от основной работы время.
Основным объектом земельных прав в личных подсобных хозяйствах выступает земельный приусадебный участок. Он характеризуется определенным местоположением, установлением границ, размеров, правовым статусом и иными характеристиками, отражаемыми в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации.
Согласно нормам гражданского законодательства, количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются. В настоящее время исключено обязательное отчуждение гражданами имеющихся у них более одного жилого дома. Земельный же участок для ведения личного подсобного хозяйства может быть только один. По существующему положению это не лишает собственника недвижимости прав на нее. Он может распорядиться таким имуществом и в случае продажи строений передавать покупателю право пользования земельным участком. Причем к новому собственнику имущества переходит право пользования землей на тех же условиях, на которых им пользовался прежний субъект права.
Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение или приобретаются в частную собственность. Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, при предоставлении земли не может превышать одного гектара с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома. Кроме того, гражданам Республики Беларусь для ведения личного подсобного хозяйства сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров. Конк и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.