На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОДРАЗВИТИЯКОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 12.10.2016. Сдан: 2015. Страниц: 84. Уникальность по antiplagiat.ru: 65.

Описание (план):



Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений
младших школьников с задержкой психического развития 8
1.1. Развитие коммуникативных умений как психолого-
педагогическая проблема 8
1.2. Особенности развития коммуникативных умений младших
школьников с задержкой психического развития 18
1.3. Возможности игротерапии как метода развития
коммуникативных умений младших школьников с задержкой
психического развития 28
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. Проектирование деятельности педагога - психолога по
развитию коммуникативных умений младших школьников с
задержкой психического развития 40
2.1. Диагностика уровня развития коммуникативных умений
младших школьников с задержкой психического развития 40
2.2. Психолого-педагогический проект по развитию коммуникативных
умений младших школьников с задержкой психического развития
с использованием игротерапии 53
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 73

ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. В настоящее время они составляют более 20% детской популяции. Это часть той группы детей, которая в мировой психологической и медицинской литературе называется «дети с минимальной мозговой дисфункцией мозга», а в педагогической-«дети с трудностями в обучении». А так же всё большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с отклонениями в развитии. Современный человек рассматривается как участник «диалога активностей», а само протекание социализации как процесс, успех которого для отдельного индивида немыслим без своевременного овладения достаточным уровнем коммуникативной компетентности.
В современном обществе, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, коммуникативная деятельность принимает особую значимость. Ведь в коммуникативной сфере у человека осуществляются и профессиональные, и личные планы. Здесь он может получить подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, а так же помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения - это те важные средства, которые обеспечивают успешную деятельность субъекта в коммуникативной сфере.
Общение в младшем школьном возрасте и формирование у ребёнка коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. Через общение ребёнок может познавать окружающий мир, учится проявлять добро, быть толерантным, учиться сопереживать, узнаёт правила общения в обществе и выстраивать взаимоотношения с людьми. Благодаря общению ребёнок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности, а так же через общение с окружающими людьми, совершенствует все свои высшие познавательно-деятельностные способности и коммуникативные умения [17. с. 15]
Эффективность совместной деятельности людей во многом обусловливается уровнем их компетентности в сфере межличностных взаимодействий, в том числе коммуникативной компетенции, в состав которой входят коммуникативные умения [24. с. 45].
Мы рассматриваем коммуникативные умения как личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях учащихся и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника [35, с. 29].
Сформированность коммуникативных умений играет большую роль к моменту поступления в школу (Г. Г. Кравцов, М. И. Лисина, В. А. Петровский, Е. Е. Шульшенко), когда отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, а так же повышается тревожность, и в целом нарушается процесс обучения.
В своих трудах Л. С. Выготский[3, с. 45] рассматривал специфические особенности социализации детей, имеющих нарушения психического и физического развития. По мнению ученого, общение - это важный фактор развития ребёнка в онтогенезе и дизонтогенезе. Физический и психический дефект, с точки зрения Л.С. Выготского, может создать почву для возникновения препятствий в развитии общения ребёнка с окружающими, в расширении социальных связей, выступая в качестве неблагоприятного фактора личностного развития и нарушая «нормальное врастание ребёнка в культуру».
Проблемой формирования коммуникативных умений у учащихся с нормальным развитием занимались А.Г. Арушанова, С.В. Коноваленко, А.А. Панферова, О.А. Черенкова и др.
К настоящему времени проведен ряд исследований, в той или иной мере посвященных особенностям общения детей с задержкой психического развития (Е.А. Акулова, Е.С. Великанова, Ю.А. Игнатова, М.Н. Назарова,
Е. С. Слепович, А.Н. Степина, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова и др.). В основном авторы уделяют внимание изучению особенностей высших психических функций, которые участвуют в обеспечении процесса общения; структуре межличностных отношений детей; социальной перцепции; особенностях речи как средства общения. В наши дни в психолого-педагогической литературе проблема развития коммуникативных умений младшего школьника рассматривается в контексте эстетического и риторического образования, социально - психологического образования, социально - психологического обучения, коррекционной педагогики и др. Большинство авторов осуществляют задачу развития коммуникативных умений без учёта индивидуально- типологических особенностей учащихся. В.А. Ситаров и В. Г. Маралов выделяют типы взаимодействия детей друг с другом по основаниям: дружелюбие- враждебность, общительность - замкнутость. Данная типология ориентирована, прежде всего, на учёт отношений ребёнка к сверстникам, но не принимает во внимание характер отношения ребёнка к себе, в значительной мере определяющего коммуникативное поведение личности, не учитывает уровень развития коммуникативных умений школьников [3. с.16].
Формирование коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития - это чрезвычайно актуальная психолого-педагогической проблемой, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.
Одним из основных методов формирования коммуникативных умений младших школьников Е.С. Великанова, А.Н. Степина, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут оказаться эффективными как в учебной, так и во внеучебной деятельности, где развиваются коллективные отношения и раскрывать дарования.
Игротерапия- это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра занимает важную роль в развитии личности. В современной психокоррекции, игру можно использовать в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Благодаря игротерапии, между участниками игры создаются близкие отношения, снимается напряженность, тревога, пропадает страх перед окружающими, повышается самооценка, а так же появляется возможность проверить себя в различных ситуациях общения.[24. с. 45]
Специфика данного дефекта, возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности ребёнка, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений, в том числе и игровой деятельности. Игротерапия вызывает интерес у ребёнка, но недостаточно используется в коррекционной работе по развитию коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития.
Таким образом, можно выделить противоречиемежду необходимостью развития коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития и недостаточностью использования методов развития этого процесса в современной начальной школе.
Актуальность и выявленное противоречие позволили сформулировать проблему исследования, которая связана с поиском методов развития коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития.
Тема исследования: «Игротерапия как метод коррекции коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития».
Объект исследования: коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования:игротерапия как метод коррекции коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать игротерапию как метод коррекции коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагаем, что игротерапия будет являться эффективным методом развития коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития, если:
- направлена на формирование умения вступать в контакт, договариваться, приходить к общему решению для достижения результата деятельности в ситуации вынужденных уступок и сотрудничества;
- оказывает влияние на улучшение отношений со сверстниками;
- способствует развитию умения понимать эмоциональное состояние другого, сопереживать;
- устраняет признаки дезадаптации к условиям обучения в школе;
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого - педагогической литературы, выявить сущность и особенности коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития.
2. Охарактеризовать игротерапию как метод развития коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития.
3. Провести диагностику уровня развития коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития.
4. Разработать психолого-педагогический проект по развитию коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
-теоретические - анализ, изучение педагогической литературы, сравнение, обобщение;
-эмпирические - тестирование, проектирование.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный нами психолого-педагогический проект по развитию коммуникативных умений младших школьников с задержкой психической развития может быть использован педагогом- психологом в начальной школе.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


.............
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова, И. А. Веселая психогимнастика, или как научить ребенка управлять самим собой [Текст]: практическое пособие / И. А.Агапова, М. А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
2. Андреева Г.М.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Г.М. Андреева, А. П. Воронова [и др.]. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 380 с.
3. Александрова, Т. В. Мы вместе, или воспитание толерантности и интеграция детей с проблемами развития в детском саду комбинированного вида // Т. В. Александрова, О. Ю. Никитина, Е. В. Турьева // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1. – С. 3.
4. Акулова, Е. Тесты на выявление коммуникативных особенностей / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С.10 – 12.
5. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: учебное пособие / В. П.Арсентьева. – М.: Форум, 2009.– 144 с.
6. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей [Текст]: методическое пособие / А. Г. Арушанова. – М.:Сфера, 2011. – 80 с.
7. Белянина, М.В Дети, которых не понимают взрослые / М.Белянина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 5. – С. 50 – 56.
8. Блонский, П. П. Педология [Текст]: книга для преподавателей и студентов вузов / П. П. Блонский; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Владос,2000. – 288 с.
9. Болотов, В. А. О воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях / В. А.Болотов // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 5.
10. Великанова, Е. С. Перспективное планирование работы педагога- психолога в старшей группе для детей с ЗПР / Е. С. Великанова // Дошкольная педагогика.– 2011. – № 5. – С. 49 – 51.
11. Веприцкая, Ю. Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 5 – 7 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы [Текст] / Ю. Е.Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2011.– 123 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]: научное издание / Л.С. Выготский.– Санкт-Петербург: Союз, 2004. – 222 с.
13. Доронова, Т. Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы образовательных учреждений России [Текст] / сост. Т. Н. Доронова.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208 с.
14Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии /Пер. с англ. И. Романовой, науч. ред. Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 98 – 106.
15. Ермаков, В. П. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учебное пособие для вузов / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М.: Владос, 2000. – 240 с.
16. Игнатова, Ю. А. Социально-эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития / Ю. А. Игнатова // Сборник работ молодых ученых МГПУ. М., 2001. - Вып. 7. - С. 75-79.
17. Педагогическая психология [Текст]: учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Клюева, С. Н. Батракова, Ю. А. Варенова [и др.].– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 400 с.
18. Клюева, Н. В. Общение. Дети 5 – 7 лет. [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160 с.
19. Коноваленко, С. В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей младшего школьного возраста [Текст] / С. В.Коноваленко, М. И. Кременецкая. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 80 с.
20. Ковалев, Г. А. Проблемы психологии общения / Г. А. Ковалев,
21. Коротаева, Е. Образ дошкольного детства. Пирамида потребностей по А. Маслоу / Е.Коротаева, Е. Царегородцева // Дошкольное воспитание. – 2008.– № 5. – С. 36 – 40.
22. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н. Краснощекова. – Ростов-на Дону: Феникс, 2008. – 251 с.
23. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина.– М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
24. Лебединская К.С.Коррекционно-педагогические проблемы образования /Лебединская К.С., Е. Тетенькина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С. 51 – 53.
25.Ломов, Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. — М


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.