На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99575


Наименование:


Курсовик Формирование представлений о музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 12.10.2016. Сдан: 2015. Страниц: 94. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение………………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Теоретические основы исследования……………………..……..…5
1.1 Характеристика музыкальных инструментов.……………………......…..6-9
1.2 Музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….10-13
1.3 Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………………………..…......14-18
1.4 Методы и формы формирования представлений о музыкальных инструментах....................................................................................................19-22
Глава 2. Экспериментальная часть исследования………………………...23
2.1 Выявление и характеристика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о музыкальных инструментах…………………………………….23-26
2.2 Использование наглядных, словесных и практических методов в систематизации знаний детей о музыкальных инструментах…………….27-31
2.3 Проверка эффективности проделанной работы…………………….....32-34
Заключение………………………………………………………………..…35-36
Список использованной литературы………………………………….…37-38


ВВЕДЕНИЕ
С самого рождения человека окружает музыка. Музыка в мире повсюду: она в щебетании птиц, в шуме моря, стрекотании кузнечика, дуновении ветра. Чтобы извлекать звуки и создавать музыку, люди придумали и создали множество музыкальных инструментов. Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. [4, с 76].
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Актуальность темы работы заключается в том, что знакомство детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами - важная часть эстетического воспитания детей. Игра на музыкальных инструментах - одно из самых любимых занятий детей в дошкольном учреждении. Чтобы желание музицировать и узнавать об инструментах что-то новое интересное для каждого дошкольника, необходимо знакомить их в интересной и увлекательной форме с инструментами симфонического оркестра, с оркестром народных инструментов.
В процессе знакомства с музыкальными инструментами у детей дошкольного возраста развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, элементарное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. [5, с 17].
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду также должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Цель исследования - определить пути формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о музыкальных инструментах.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу, опыт педагогов, систематизировать теоретический материал по теме исследования.
2. Установить уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о музыкальных инструментах.
3. Провести педагогическую работу по систематизации представлений о музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами
Предмет исследования - методы и средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы, наблюдение за детьми, беседа с детьми, опытно-педагогическая работа, математические методы обработки полученных данных.


1.1.Характеристика музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к III - II вв. до и. э., которые являются прообразами ныне существующих.
Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных - в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан).
Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд.
Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже - дерево и металл.
В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов - народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.
Народные духовые музыкальные инструменты делятся на несколько разновидностей. Одна из них - свистулька, свирель (продольные или поперечные, в зависимости от того, где расположены отверстия для вдувания воздуха). Эти инструменты стали прообразами продольных и поперечных флейт. Другая разновидность - язычковые инструменты: жалейка, волынка. На основе их устройства родились позже кларнет, гобой. Если звук извлекается с помощью вибрации губ (русский рог, пастуший рожок), такие инструменты называются мундштучные.
Современные духовые музыкальные инструменты симфонического оркестра делятся на две группы:
I. ДЕРЕВЯННЫЕ (флейта, кларнет, фагот, гобой)
Флейта (лат.?citus - дуновение, порыв) - деревянный ду­ховой инструмент, один из самых древних. Предки - различ­ные тростниковые дудки, свирели. Инструменты флейтового типа были известны древним египтянам, грекам, римлянам. Пер­вый образец этого инструмента - продольная флейта известна в Европе уже в XI-XIII вв. Музыкант держал ее наклонно пе­ред собой, как держат современный гобой и кларнет. Слабый и однообразный звук стал причиной ее исчезновения из музыкаль­ной практики. Ныне к продольной флейте нередко обращаются при исполнении старинной музыки. Вытеснившая ее поперечная флейта сначала была инструментом бродячих музыкантов. Пер­вые образцы изготавливались из дерева, поэтому и современ­ные флейты - металлические и стеклянные - по традиции относят к группе деревянных духовых. Выдающиеся образцы флейтовой музыки встречаются у А. Вивальди (20 концертов для флейты) и И.С. Баха. Непременный участник симфонического оркестра, камерных ансамблей.
Кларнет - деревянный духовой инструмент, подобно гобою ведущий происхождение от пастушеской свирели. Далекими пред­ками считают некоторые деревянные духовые, существовавшие в Древнем Египте 4 тысячелетия назад. Обладает многообразной тембровой палитрой: нижние звуки несколько мрачноваты, одна­ко по мере перехода к высоким звучание становится более теп­лым, а в самом верхнем регистре - ясным, чистым, пронзитель­ным. С сер. XVIII в. прочно закрепляется в оркестре как один из ведущих духовых инструментов.
Фагот (итал. fagotto, букв.- вязанка, связка) - низкий по звучанию деревянный духовой инструмент, изобретенный в 1-й пол. XVI в. Тембр отличается густой наполненностью и вместе с тем мягкостью, певучестью. Композиторы разных национальных школ широко использовали выразительные возможности инстру­мента: А. Вивальди принадлежат 38 концертов для фагота; часто встречается партия фагота в ансамблевых сочинениях И.С. Баха, Г.Ф. Генделя. Постоянно совершенствуемый фагот - один из ведущих инструментов в симфоническом оркестре и камерных ансамблях.
Гобой - деревянный духовой инструмент, ведущий происхож­дение от древней пастушеской свирели. Тембр мягкий, несколько гнусавый. Используется в оркестре. [25, с 43].
II. МЕДНЫЕ (труба, валторна, тромбон, туба).
Труба - медный духовой инструмент, простейшие образцы были известны задолго до н. э. Первоначально представлял со­бой обычную трубу, конусообразно расширенную на одном кон­це. Когда инструмент начали изготовлять из меди, серебра и спла­вов, он достиг дайны в несколько метров. Такая конструкция была неудобной, и со временем труба приобрела свернутую форму, приблизившись по внешнему виду к современной. В средние века игрой на трубе сопровождались рыцарские турниры, культовые обряды, военные церемонии. (Интересно, что трубачи, в отличие от других музыкантов, имели особые привилегии.) Звук трубы яркого, блестящего тембра. Используется во всех видах оркест­ров, кроме оркестра народных инструментов.
Валторна - медный духовой инструмент, ведущий происхождение от старинного охотничьего рога. Представляет собой длинную узко канальную трубку, свернутую спиралеобразно и завершающуюся широким раструбом. Первоначально служила для подачи различных сигналов, а позднее - для фанфарной переклички во время охоты. Тембр мягкий, певучий, богатый краска-ми, великолепно сливается с тембрами струнных и деревянных. Является своеобразным сольным инструментом, а также непременным участником симфонических оркестров и различных ансамблей.
Тромбон - медный духовой инструмент, известный с XV в. Чаще бывает с кулисой - выдвижной частью трубки для увели­чения длины ствола, что соответственно изменяет и высоту зву­ка. Из многочисленных средневековых разновидностей в оркест­ровой практике повсеместно используется теноровый тромбон, значительно усовершенствованный в XIX в. В симфонический ор­кестр инструмент ввел JI. Бетховен (1808). Группа тромбонов по­стоянно включается в симфонические партитуры, кроме того, тром­бон широко распространен в джазовых оркестрах и ансамблях.
Туба - медный духовой инструмент, самый низкий по звуча­нию. Используется в симфоническом и духовом оркестрах, ред­ко - соло.
Ударные музыкальные инструменты имеют различное устройство. Их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения: удар по натянутой коже, дереву, металлу. [25, с 67].
К народным ударным инструментам относятся: барабан, бубен, деревянные ложки, трещотка, колотушка, бубенцы, маракасы, кастаньеты.
В группу ударных инструментов симфонического оркестра входят барабан, литавры, колокольчик, тамтам, треугольник, тарелки, ксилофон и т. д. Среди ударных инструментов можно выделить те, которые имеют мелодический звукоряд (ксилофон) и не имеют его (барабан, тарелки).
Барабан - ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Имеет вид цилиндра, с обеих сторон обтянутого кожей. Большой барабан - крупный ударный инструмент с мощным низ­ким и глухим звуком, извлекаемым ударами колотушки. Малый военный барабан - небольшой по размеру инструмент с сухим, высоким звуком, извлекаемым при помощи двух деревянных палочек. В оркестре исполняет ритмическую и шумовую роль.
Литавры - ударный инструмент, настраиваемый на опреде­ленный тон. Представляет собой систему двух или нескольких медных котлов, открытая сторона которых затянута кожей. Ин­струмент азиатского происхождения, в Европе известен с XV в. Применяются литавры трех размеров: большая, средняя и малая. Настройка может быть изменена по указанию композитора во время исполнения произведения (в паузах); повышение или пони­жение строя достигается при помощи винтов, усиливающих или ослабляющих натяжение кожи. Звук литавры похож на звук боль­шого барабана, но слабее и имеет определенную высоту. Играют двумя палочками с мягкими головками, которые позволяют по­лучить более или менее продолжительные звуки или характерное тремоло (быстрым чередованием ударов обеих палочек), созда­вать яркие динамические нарастания и спады. Один музыкант может играть на трех или даже четырех литаврах.
Колокольчик - оркестровый ударный инструмент. Пред­ставляет собой ряд металлических пластинок, свободно закреп­ленных на брусках в два ряда. Звук извлекают при помощи спе­циальных молоточков. По типу колокольчиков устроен детский музыкальный инструмент - металлофон.
Тамтам - ударный инструмент, разновидность гонга. Имеет вид выпуклого диска большого размера, подвешенного к стойке или раме. Мощный, звенящий, нарастающий после удара коло­тушки звук не имеет точно определенной высоты. Применяется в симфоническом оркестре.
Треугольник - ударный инструмент, имеющий вид выгнуто­го из стального прута незамкнутого треугольника. Звук нежный и звонкий, извлекают при помощи ударов металлического стерж­ня. Используется в симфоническом оркестре
Тарелки - ударный инструмент, состоящий из двух металли­ческих дисков особой формы. Звук резкий, звенящий, без определенной высоты; извлекают, ударяя одну тарелку о другую, а так же палочкой от малого барабана колотушкой от литавр, щеточками и т. д.
Ксилофон - ударный инструмент, издающий звуки опреде­ленной высоты. Представляет собой расположенные на мягкой подстилке специально подобранные деревянные бруски различ­ной величины (а следовательно, и различной настройки), по кото­рым ударяют двумя деревянными молоточками особой формы. Звук отличается пронзительностью и выделяется своим звонким щелканьем даже на фоне полного оркестрового звучания. Ис­пользуется в симфоническом оркестре лишь последние 50 лет. [25, с 89].
Струнная группа инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал охотничий лук. Мелодичное звучание натянутой струны человек воспринял как музыкальный звук. Так лук стал предком арфы, лиры, изображения которых имеются на фресках Древнего Египта, Древней Греции. Через много веков были изобретены струнные музыкальные инструменты с резонирующим корпусом- лютня, гусли. Это щипковые музыкальные инструменты. Среди народных щипковых музыкальных инструментов можно назвать гусли, цитру, домру, балалайку, гитару, мандолину и т. д. Арфа является одним из инструментов симфонического оркестра.
Другой способ звукоизвлечения - смычком - положил начало возникновению струнных смычковых инструментов. Это народные инструменты: древнерусский гудок, скрипка. Струнные смычковые составляют основную группу инструментов современного симфонического оркестра: это скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Особая группа инструментов - клавишные: клавесин, клавикорд, челеста, пианино, рояль. Они часто используются как солирующие инструменты, но также звучат и в ансамблях, и в оркестрах.
Существуют инструменты клавишно-язычковые: аккордеон, гармонь, баян.
Поистине королем всех инструментов является орган. Он был изобретен еще в Древнем Риме. Орган имеет несколько тысяч труб различной длины, в которые вдувается воздух. Этот инструмент, обладая огромными возможностями тембровых красок, заменяет целый оркестр.
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.
Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам,- с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук; резиновой - более приглушенный, мягкий.
Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) - «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием. [11, с 115].
Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски.
Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик - тихо, нежно и звонко.
Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты плавный звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона - более насыщенный, у триоли, симоны - яркий и даже резковатый.
Струнные музыкальные инструменты и игрушки - это цитра, гусли, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.
Клавишные детские инструменты-игрушки - это пианино и рояль.
Клавишно - язычковые - аккордеон, гармонь, баян.


1.2. Музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста.
Музыкальное развитие ребенка, направленное на постижение музыки как вида искусства, осуществляется в различных видах музыкальной деятельности. Вспомним, что слушание - восприятие способствует формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды деятельности: певческая, музыкально-ритмическая, музицирование на инструментах - удовлетворяют потребность ребенка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество. Конечно, знания, сведения о музыке даются детям в процессе слушания и исполнительства. Но каждый вид деятельности требует определенных знаний. [2, с 23].
Так, при слушании - восприятии дети получают знания: о композиторах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных инструментах, жанровых особенностях музыки. В результате они овладевают музыкальными терминами: зарубежные и отечественные композиторы, музыка вокальная и инструментальная, сольная, ансамблевая, оркестровая; темп (медленный, подвижный); мелодия (напевная, протяжная, отрывистая); жанры (пьеса, песня, марш, опера, балет, сюита) и т.д.
Почти каждая из программ музыкального воспитания и развития ребенка включает блок знаний о музыке и способах деятельности. Н. А Ветлугина называет эту деятельность музыкально-познавательной, Е.А.Дубровская и О.П. Радынова - музыкально-образовательной, К.В.Тарасова - деятельностью по усвоению теоретических сведений о музыке, а Л.В.Школяр - единой художественной деятельностью, когда дети начинают овладевать «алгоритмами» теоретического мышления, погружаясь в сам процесс выведения знаний.
В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности. Задачи музыкального воспитания детей (развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры) можно решить с помощью различных видов музыкальной деятельности. Какое же место занимает музыкально-образовательная деятельность?
Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.
Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки - характера всего произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображающие в музыке какие-либо явления окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика, интонация и т. д.) создают определенное на-строение - нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях и т. д. [4, с 54].
Для формирования музыкально - слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.
Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным, спокойным или более активным, скачкообразным, с резкой сменой коротких и длинных нот, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры (благодаря ритму мы можем отличить вальс от польки, полонеза и т. д.).
Решение второй задачи музыкального воспитания - развитие основ музыкальной культуры - предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкальной деятельности. ,
Увлекательные рассказы педагога о музыке различных стилей, эпох, о жизненном укладе, вкусах, обычаях людей, живших в разные времена, сопровождающиеся музыкой, показом иллюстраций, репродукций картин, заинтересовывают ребят, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства, эмоциональные реакции на музыку.
Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений, помимо накопления слухового опыта, предполагает определенные знания о музыке, ее видах (народной, классической; вокальной, инструментальной), композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, накопление «словаря эмоций» (для характеристики настроений, выраженных в произведении, отдельных частях), владение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т. д.). [4, с 71].
Музыкально-эстетическое сознание формируется в различных видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, образовательной деятельности. Музыкально - образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту.
Каждый вид музыкальной деятельности (как и развитие музыкальных способностей) требует определенных знаний. Для развития музыкального восприятия нужны знания общего плана (о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т. д.). Дети слушают разную по характеру музыку (веселую, грустную, нежную, спокойную и т. д.). Педагог объясняет, с помощью каких средств передается каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики и т. д. Дети начинают понимать, по каким признакам можно сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения, какими терминами нужно пользоваться при этом.
Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности, сведения о возможностях создания музыкального образа в различных видах деятельности, музыкальных жанрах.
Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, с какими динамическими оттенками, нюансами, в каком темпе песня прозвучит наиболее ярко и т. д.
В музыкально - ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов (поскоки, шаг польки, переменный шаг, галоп и т. д.), усваивают названия танцев, хороводов.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети также получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Например, на металлофоне это приемы стаккато, глиссандо; на бубне - удары руки, пальцев в зависимости от характера музыки. Ребята узнают, как правильно держать молоточек для металлофона, медиатор для цитры или арфы и т. д. [10, с 38].
Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вначале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.
Музыкально - образовательная деятельность предполагает овладение дошкольниками следующими знаниями в области музыкального искусства:
1.Музыкальные жанры, виды музыки:
- песня (колыбельная, плясовая, частушка, канон и др.);
- танец (вальс, полька, менуэт, гопак, хоровод, мазурка, краковяк);
- марш (праздничный, спортивный, шуточный, траурный и др.);
- опера, балет, соната, симфония, концерт, трио, квартет, романс;
- вокальная, инструментальная музыка;
- народная музыка;
- программная и непрограммная музыка;
2. Средства музыкальной выразительности:
- мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и другие);
- ритм (равномерный, спокойный, четкий);
- пауза (долгая, короткая);
- акцент (легкий, сильный);
- гармония (светлая, темная, резкая и другие);
- интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, грозная);
- лад (мажорный, минорный);
- темп (быстрый, медленный, умеренный и др.);
- динамика (громко, тихо, негромко и др.);
- регистр (высокий, средний, низкий);
- тембр (различная окраска звука - светлая, темная и др.)
3.Музыкальная форма:
- одночастная, двухчастная, трехчастная;
- куплетная (куплет, запев, припев, вступление, заключение);
- вариация.
4. Музыкальные инструменты:
- инструменты симфонического оркестра: духовые деревянные (флейта, гобой, фагот, кларнет), духовые медные (труба, туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, барабан, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные (скрипка, виолончель, контрабас, альт);
- инструменты народные (гусли, домра, балалайка, свирель, гармонь, баян, гитара, трещотка, деревянные ложки и др.);
- инструменты клавишные (клавесин, фортепиано, рояль, пианино);
- орган.
5. Музыкальные профессии, специальности, коллективы:
- композитор, дирижер, пианист, солист, артист, музыкант;
- оркестр, ансамбль, хор.
6. Характер исполнения, приемы:
- стаккато, легато, глиссандо;
- отрывисто, плавно, отчетливо, мягко и т.д.)
7. Общие музыкальные термины:
- нота, звук (высота, длительность), бас, аккорд, тема, аккомпанемент, мотив, часть, кульминация, фраза, нотный стан и т.д.


1.3. Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…» Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны. [2, с 78].
Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности.
Прежде всего, надо воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.
Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, работа по слушанию и восприятию музыки углубляется. Она выступает и как раздел занятия, и как методический прием работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний и чувств. Значительная динамика наблюдается в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. [6, с 24].
Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения.
Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми.
Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется в основном посредством занятий. Подобранный репертуар системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Для развития образной речи детей использовала стихотворения, сказочные сюжеты. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.
Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними - в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагаю послушать соответствующий музыкальный материал.
Музыка, по мнению большинства детей, нужна для того, чтобы петь и танцевать, отдыхать, развлекаться, радоваться жизни, весело отмечать праздники. Но встречаются и суждения о том, что музыка «помогает думать», «заставляет человека переживать что-то», «вызывает какие-то чувства», «для красоты» «для игры» и т.д.
Старшие дошкольники знают, что музыку сочиняет композитор, они имеют довольно четкие представления о его деятельности, о различных музыкальных инструментах, с помощью которых «получается музыка». Наиболее знакомый и популярный музыкальный инструмент у детей - пианино, затем они называют барабан, дудку, металлофон. Менее знакомы детям балалайка и баян. Иногда к числу музыкальных инструментов они относят магнитофон. [1, с 19].
Дети старшего дошкольного возраста также знают, что музыка бывает вокальной и инструментальной, хотя можно порой услышать и такое высказывание: «Есть музыка и есть песня, это две разные музыки». Они имеют представления о том, что музыку можно исполнять на одном или нескольких инструментах.
Примечательно, что на портретах дети почти безошибочно узнают П. И. Чайковского. Остальных композиторов они либо не узнают, либо путают с писателями, поэтами, иногда художниками. Рассматривая портреты, современный ребенок обращает внимание главным образом на внешний вид композитора. Так, портрет Бетховена, например, часто сопровождается такими вопросами и комментариями: «А почему он не причесан?» или «Этот человек с растрепанными волосами, видно, не успел причесаться», «Y него лохматые волосы, как у меня с утра» и т. п.
Часть дошкольники не могут соотнести знакомое им музыкальное произведение с его названием и фамилией композитора, т. е. эту информацию они не запоминают. Дети могут сориентироваться только в тех произведениях, которые недавно слушали на музыкальных занятиях, но поскольку именно эти произведения чаще всего не звучат в другой обстановке, ребенок не задерживает их в памяти, а значит, они не отражаются в опыте малыша.
Детям знакомы некоторые жанры музыки, они могут отличить марш от вальса, песни, но само слово «жанр» они еще не воспринимают.
У старших дошкольников хорошо сформированы представления о балете, большинство из них может ответить, что: «это когда танцуют», «это танцы под музыку, там есть сюжет», «история, которую не рассказывают, а показывают, там все герои танцуют», «это когда в театре звучит музыка, на сцене красивые декорации и только танцы, они разные и очень красивые». В отличие от балета дети ничего не могут сказать об опере. Представления о хоровой музыке также не сформированы и в музыкальном опыте детей представлены крайне слабо. Наиболее любимым детьми музыкальным жанром является песня. [24, с 36].
У ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, это значит, что он способен глубоко ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.
К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания детей углубляются, усложняются, обогащаются. На этой основе происходит зарождение оценки, появляются первые суждения о музыкальном произведении. Ребенок делает попытки определить, сочинение какого композитора он слушает, проявляет интерес к повторному прослушиванию музыки, стремится узнать что-то новое о создателях музыки, музыкальных жанрах, средствах выразительности. [11, с 87].
Но такой процесс развития художественного восприятия детей возможен только в том случае, если развитию художественного восприятия уделяется достаточно внимания со стороны родителей и педагогов.(гогоб 93)
Старший дошкольный возраст характеризуется активизацией воображения. Это сензитивный период для развития воображения. Высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы старшего ........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.