На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99612


Наименование:


Курсовик Основные методологические принципы социологии М.Вебера

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Социология. Добавлен: 13.10.2016. Сдан: 2015. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 2
1. Основные методологические принципы социологии М.Вебера 4
2. Социальное действие как предмет социологии 11
3. Классификация социальных действий, предложенная М. Вебером 18
3.1 Шесть типов социального действия по их ориентации 19
3.2 Особые виды социального действия по М.Веберу 19
Заключение 24
Список литературы 26

Введение

Макс Вебер, находясь под влиянием идей И. Канта, его последователей - неокантианцев Г. Риккерта и В. Виндельбанда, начал с изучения экономической истории. Исследуя проблемы взаимоотношения экономики с другими сферами человеческой деятельности - политикой, правом, религией и т.д., Вебер пришел к выводу о необходимости специально заняться социологией, в основном социологией экономического поведения людей. Причем его интересовала деятельность не небольших групп людей, а индивидов, именно их экономическое поведение и его мотивация. Это поведение он и считал социальным действием.
Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера и поэтому её значение для профессиональной подготовки социолога очень велико, т.к. он создал одну из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования - теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей. Эта тема плохо изучена.
Объектом данной КР является социологическое творчество М.Вебера, предметом - концепция социального действия и его типов.
В КР ставится цель: определить методологическое значение концепции социального действия и его типов.
Задачи КР решаются следующим образом:
1. Выделить основные методологические принципы социологии М.Вебера
2.Раскрыть определение социального действия как предмета социологии
3.Обозначить классификацию социальных действий, предложенных М.Вебером.
Первоисточниками для написания КР являются труды М.Вебера «Основные социологические понятия» и «О некоторых категориях понимающей социологии».
Теоретико-методологической основой для написания данной КР являются положения и выводы.
Методами исследования выступают общенаучные методы: логический и сравнительный.
Использован конкретно-исторический подход.

1. Основные методологические принципы социологии М.Вебера

Множество элементов, признаков факторов, явлений, согласно учению Вебера, лежат в основе действительности, которую изучает социология. Для этой действительности характерна аморфность, неупорядоченность, хаотичность. Понимание своеобразия жизни, определение важности общественных явлений, определение причин своеобразия исторических событий - и является главной задачей социологической науки. А познание, это именно то, по Веберу, что позволяет хаотичности действительности рационально упорядочиться.
Из всего разнообразия эмпирической действительности предметом научного познания, по М. Веберу, может стать только часть ее, существенная и важная для цели исследования. Критерием такого выделения не может быть эмпирическая регулярность, поскольку, подчеркивает немецкий ученый, не важно то, что лишь регулярно повторяется. Таким критерием могут быть религиозные, нравственные, эстетические, политические и иные ценности определенной культуры. Только благодаря соотнесению с ними конкретный фрагмент действительности становится значимым для научного исследования. Эмпирическая реальность предстает как «культура», а понятие культуры является ценностным понятием.
Идеи, господствующие в обществе, способствуют формированию ценностной позиции исследователя. Ценности культуры влияют на выбор исследовательской проблематики, подбор эмпирического материала, могут стать предметом социальной науки, научной критики. Итак, по М. Веберу, социальная наука о действительности тесно связана с вне-научными ценностями.
Важное место в социальной науке М. Вебера занимает концепция идеальных типов. Социолог усматривает в идеальных типах, прежде всего познавательный инструмент, который исследователь конструирует и использует для упорядочивания хаотической действительности и ее понимания. Идеальный тип, подчеркивает Вебер, не является гипотезой относительно действительности, не является он и описанием самой действительности, идеалом. Идеальный тип представляет собой теоретический конструкт, «мысленный образ», который создается с помощью выделения, обострения, усиления тех элементов действительности, которые исследователь считает существенными.
Принципиальным моментом веберовской трактовки идеальных типов стало признание того, что они не имеют десигнатов в эмпирической действительности. Свою «реальность» идеальные типы находят исключительно путем сопоставления с конкретно существующей эмпирией. Следовательно, предполагается первоначальный разрыв между идеальными типами и эмпирической действительностью. Вследствие сопоставления с идеальными типами эмпирические факты получают лишь отрицательную характеристику, поскольку результатом такого сопоставления является определение степени отклонения эмпирических фактов от своих эталонов - идеальных типов.
М. Вебер различает исторические и социологические идеальные типы, принимая во внимание различие их по мере обобщения. Исторические идеальные типы, как правило, локализованы во времени и пространстве, социологические - более абстрактные. Примерами первых являются такие понятийные конструкции, как «капитализм», «средневековый город» и др., Вторых - «церковь», «легитимный порядок», «бюрократия» и тому подобное.
Конструирование идеальных типов - творческий акт, посредством которого формируется специфический образ действительности. Это и делает ее более осмысленной и понятной для исследователя. Итак, идеальные типы представляют собой незаменимый эвристический инструмент социальной науки.
В творчестве М. Вебера можно условно выделить два периода. В первом он выступает, прежде всего, как историк культуры, исследующий историческую действительность в духе неокантианской «науки о культуре». Во второй период немецкий ученый разрабатывает концепцию «понимающей социологии», осуществляя переход от исторического к социологическому познанию.
Социологию М. Вебер определяет как науку, пытается объяснить свой предмет - социальное действие - на основе понимания ее. Понимание для М. Вебера представляет собой специфическую категорию, с помощью которой можно объяснить человеческое поведение. При этом имеется в виду поведение отдельного индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение рассматриваются как «ячейка» социологии, ее «атом», «простейшее единство», которое не подлежит размельчению. В своей трактовке понимающей социологии М. Вебер занимает позицию номинализма, или методологического индивидуализма. По его мнению, такие понятия, как «государство», «общество», «феодализм» и проч., обозначают определенные категории совместной деятельности людей. Следовательно, задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению, то есть к поведению отдельных людей, участвующих в этой деятельности.
Методологические принципы веберовской социологии тесно связаны с теоретической ситуацией западного обществознания конца XIX в. Особенно важно правильно понять отношение Вебера к идеям Дильтея и неокантианцев.
Проблема общезначи........


Список литературы

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс: Политика, 1992. 608 с.
2. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс,1990.
4. Вебер М. Понятие социологии и «смысла» социального действия //Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина - М.: Высш. гик., 2006. - 783 с.
5.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991.
6. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.- 608 с.
7. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов./ Ответственный редактор- академик Г.В. Осипов.- М.: Издательство НОРМА, 2001.- 576 с.
8. История теоретической социологии. В 4-х т./ отв. Ред. И составитель Ю.Н. Давыдов.- М.: Канон, 1997.- т. 3.-448 с.
9. Патрушев А.И. Расколдованный мир М. Вебера. М.: Изд-во Московского ун-та, 1992.-432 с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.