На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности анализа поэтического текста в начальной школе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 14.10.2016. Сдан: 2015. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: 40.

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие поэтического текста………………………………………………….5
1.1. Сущность понятия «поэзия», «поэтический текст»……………………..5
1.2. Особенности стихотворного текста……………………………………..10
2. Приемы анализа поэтического текста…………………………………….…14
2.1. Слагаемые анализа поэтического текста……………………………….14
2.2. Приемы анализа поэтического текста………………………………….19
3. Приемы анализа поэтического текста в современных программах для начальной школы. Школа России.………………………………….…….…….31
Заключение…………………………………………………………..……….….36
Список использованной литературы………………………………………..….38






ВВЕДЕНИЕ

Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями начальной школы. Причём важно не просто ознакомить ребят с ритмическим рисунком того или иного стихотворения, научить определять их средства художественной выразительности, использованные поэтом, или ориентироваться в стилевом и жанровом разнообразии лирики, но дать им возможность услышать «живое» звучание стиха, глубже постичь его особенности.
Современные школьные программы по литературному чтению отводят большое количество часов на изучение лирики в начальной школе. Анализ учебников свидетельствует о разнообразии тематики лирических произведений, с которыми знакомятся дети на уроках литературного чтения. Центральной темой в учебниках для чтения является тема «времена года». Большое место также отводится лирическим стихам о Родине, о детстве, о природе. В небольшом количестве представлены стихи о ВОВ, о дружбе, о школе.
В поэтическом произведении аккумулированы добро, красота, правда. Поэтика передает впечатления, раздумья, переживания, настроения, мысли и чувства, которые возникли в душе поэта под влиянием обстоятельств жизни. А в период младшего школьного возраста, когда интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость, совершенствующиеся мышление и речь нуждаются в ярком, лаконичном, образном слове. Поэтому формированию интереса к поэзии должно уделяться особое внимание именно в начальной школе. Тем более, что как уже отмечалось, изучение поэтического произведения представляет определенные трудности. Это и малый читательский и житейский опыт учеников, и высокие требования к учителю в области литературоведческих знаний.
Педагог должен найти методы и приемы работы, способствующие полноценному изучению поэтических произведений в начальных классах.
Обращаясь к поэтическому произведению, следует учесть, что наиболее полно оно воспринимается в его звучащем варианте. При этом единого «ключа», помогающего осмыслить лирический текст, нет, и каждый учитель и его ученики способны привнести свою интерпретацию художественного произведения.
Актуальность темы обусловлена тем, что исследователи, обращаясь к вопросу об изучении художественных произведений в начальной школе (Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-ол, М.С. Соловейчик, М.И. Оморохова, Л.В. Занков и др.), зачастую не выделяют изучение поэтических произведений как особое направление в методике преподавания литературного чтения, имеющее свою специфику.
Поэтому проблема восприятия художественных произведений, и в частности поэтического произведения, рассматриваемая в нашем исследовании, является актуальной.
Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс, способствующий восприятию поэтических произведений младшими школьниками на уроках литературного чтения.
Предметом исследования при этом является анализ поэтических произведений младшими школьниками.
Цель исследования заключается в рассмотрении проблемы, определении методов и приемов анализа поэтического текста, способствующими развитию восприятия младшими школьниками.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «поэзия», «поэтический текст».
2. Рассмотреть особенности стихотворного текста.
3. Представить приема анализ поэтического текста.
4. Проанализировать поэтическое произведение, входящее в программу по «Литературному чтению», программа Школа России.


1. ПОНЯТИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1.1. Сущность понятия «поэзия», «поэтический текст»

Поэзия – искусство слова в собственном смысле (т.е. уже отграниченно от фольклора) возникает вначале как поэзия, в стихотворной форме [3, с. 487]. Стих является неотъемлемой формой основных жанров античности, средневековья и даже Возрождения и классицизма – эпические поэмы, трагедии, комедии и разных видов лирики. Стихотворная форма, вплоть до создания собственно художественной прозы в Новое время, была уникальным, незаменимым инструментом превращения слова в искусство. Необычная организация речи, присущая стиху, выявляла, удостоверяла, утверждала особую значимость и специфическую природу высказывания. Она как бы свидетельствовала, что данное высказывание – не просто сообщение или теоретическое суждение, а некое самобытное словесное «деяние».
Необходимость стиха на ранних ступенях развития искусства слова диктовалась, в частности, и тем, что оно изначально существовало как звучащее, произносимое, исполнительское. Даже Гегель ещё убеждён, что все художественные словесные произведения должны произноситься, петься, декламироваться. Это неприменимо к современному роману, который полноценно существует и как читаемая «про себя» книга; хотя в прозе слышимы живые голоса автора и героев, но они слышимы «внутренним» слухом читателя. Поэзия же, стих, с одной стороны, действительно себя выявляет лишь в устном бытии, а с другой стороны, только стих может всесторонне организовать звучащую материю речи, придать ей ритмическую закруглённость, законченность, завершённость, которые в эстетике прошлого нераздельно связывались с совершенством, красотой. В словесности прошлых эпох стих и выступает как такое «заранее установленное ограничение», которое создаёт возвышенность и красоту слова.
Становление художественной прозы действительно начинается лишь в эпоху Возрождения, а осознание и утверждение прозы как законной формы искусства слова происходит даже позднее – в 18 – начале 19 вв. В эпоху господства прозы причины, породившие поэзию, уже как бы теряют своё значение: искусство слова теперь и без стиха способно созидать подлинно художественный мир, а «эстетика завершённости», в сущности, чужда литературе нового времени. Художественная проза обнаружила способность создавать красоту слова, не уступающую красоте слова в поэзии [3, с. 487].
Поэзия в эпоху прозы не отмирает (а временами, например в России начала 20 в., даже вновь выдвигается на авансцену); однако она претерпевает глубокие изменения. В ней резко ослабевают черты завершённости; отходят на второй план особенно строгие строфические конструкции – сонет, рондо, газель, танка и т.п., развиваются более свободные формы ритма – дольник, тактовик, акцентный стих и т.п., в стих внедряются разговорные интонации.
В новейшей поэзии раскрылись иные содержательные качества и возможности стихотворной формы. В поэзии 20 в. у А. Блока, Р.М. Рильке, П. Валери, Р. Фроста и др. со всей ясностью выступило то громадное усложнение художественного смысла, возможность которого всегда была заложена в природе стихотворной речи. (ЦИТИРОВАНИЕ? СЛОЖНО ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СТУДЕНТА ИПИПа)
Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчётливое выявление звуковой стороны речи, даваемое стихотворной формой, взаимоотношения ритмического и синтаксического строения и т.п. – всё это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности, которых проза, в сущности, лишена. Многие прекрасные стихи, если их переложить прозой, окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создаётся главным образом самим взаимодействием стихотворной формы со словами. Это взаимодействие создаёт сложнейшие и тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, которые невозможно воплотить иным способом [3, c. 488].
Поэзия в высшей степени способна воссоздавать живой поэтический голос и личную интонацию автора, которые опредмечиваются в самом построении стиха – в ритмическом движении и его «изгибах», рисунке фразовых ударений, словоразделов, пауз и пр. Вполне закономерно, что поэзия нового времени – прежде всего лирическая поэзия. В далёком прошлом стих выступал как единая и единственная форма всех основных жанров искусства слова; но именно в лирике предельно выявляются особые смысловые возможности стихотворной формы.
В современной лирике стих осуществляет двоякую задачу. В соответствии со своей извечной ролью он возносит некоторое сообщение о реальном жизненном опыте автора в сферу искусства, т.е. превращает эмпирический факт в факт художественный; и вместе с тем именно стих позволяет воссоздать в лирической интонации непосредственную правду личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта [3, c. 488].
Художественная функциональность поэтического языка призвана отражать эстетически значимое, эмоционально воздействующее преобразование действительности. Я. Мукаржовский писал, что единственным постоянным признаком поэтического языка является его «эстетическая» или «поэтическая» функция, которую он определял как «направленность поэтического выражения на само себя: «... Тем самым поэтический язык ставится; в один ряд с многочисленными иными функциональными языками, каждый из которых означает приспособление языковой системы к какой-то цели выражения; цель поэтического выражения - эстетическое воздействие. Однако, эстетическая функция, которая таким образом доминирует в поэтическом языке (будучи в других функциональных языках только сопутствующим явлением), делает центром внимания сам языковой знак, выступая, следовательно, в качестве прямой противоположности действительной; ориентации на цель, каковой в языке служит сообщение» [18, с. 240].
Таким образом, ученый определяет поэтический язык как составную часть языковой системы, как «устойчивое образование, обладающее собственным закономерным развитием, как важный фактор в общем развитии человеческой способности изъясняться с помощью языка» [18, с. 240]. Но тогда поэтический язык, как и естественный, способен выполнять коммуникативную функцию, т.е. передавать некоторое сообщение о внешнем по отношению к тексту мире. Лингвистическая особенность поэтического языка состоит в том, что в нем могут наделяться смыслом любые языковые структуры (фонетические, словообразовательные, грамматические, ритмические и т.п.), становящиеся, тем самым, своего рода материалом для построения новых эстетически значимых языковых объектов.
Я. Мукаржовский выделяет две лингвистические стороны поэтического языка: звуковую и смысловую, рассматривая их с точки зрения строения языкового знака и участия отдельных элементов в построении поэтического произведения.
К звуковой стороне поэтического языка он относит: звуковой состав языкового проявления (соотношение отдельных звуков); и последовательность звуков, (эвфония), ритм, рифму, слог (в качестве основы клаузул), интонацию (выраженную графически пунктуацией), экспирацию (ударение как носитель ритмического рисунка), окраску голоса или тембр (эмоциональные оттенки содержания), темп (длительность ритмических отрезков и паузы).
Смысловую (или в узком смысле – грамматическую) сторону представляют следующие элементы поэтического языка: морфемы (а именно, производящие морфемы), представляющие внутреннее строение поэтического слова, словесное значение – лексика поэта (т.е. выбор словесного материала), семантическая направленность, поэтическое наименование (употребление слова в конкретном случае), смысловая динамика (в противоположность статике) контекста, монолог и диалог (скрытое значение). По мнению ученого, язык, состав которого представляют перечисленные элементы, по своему знаковому характеру представляет собой художественный материал для построения поэтического произведения.
В отличие от обычного языка, первичной моделирующей системы (исходной «картины мира»), поэтический язык является «вторичной моделирующей системой» (в понимании Ю.М. Лотмана), в которой сам знак моделирует свое содержание. Поэтический язык самой своей; формой предлагает адресату поэтического сообщения осознать причины и следствия выбора именно такого (порой необычного), а не какого-либо иного способа выражения; внешняя обыденность поэтического языка, которая иногда имеет место, сама воспринимается на фоне ожиданий необычности формы как особый эстетический эффект.
Поэтический текст подчиняется всем правилам данного языка. Однако на него накладывают новые, дополнительные по отношению к языку, ограничения: требование соблюдать определенные метро-ритмические нормы, организованность на фонологическом, рифмовом, лексическом и идейно-композиционном уровнях. Все это делает поэтический текст значительно более «несвободным», чем обычная разговорная речь.
Информативность текста в поэзии растет, что на первый взгляд расходится с основными положениями теории информации.
Каким образом наложение на текст дополнительных – поэтических ограничений приводит не к уменьшению, а к резкому росту возможностей новых значимых сочетаний элементов внутри текста.
В не-поэзии выделяют:
1. структурно-значимые элементы, относящиеся к языку, и их варианты расположенные на уровне речи. Эти последние собственного значения не имеют, а обретают его лишь в результате соотнесения с определенными инвариантными единицами языкового уровня.
2. в пределах языкового уровня различают элементы, имеющие семантическое значение, то есть соотнесенные с какой-либо языковой реальностью, и формальные, то есть имеющие только внутриязыковое (например, грамматическое) значение [12, с. 137].
Переходя к поэзии, мы обнаруживаем, что:
1. Любые элементы языкового уровня могут возводиться в ранг значимых.
2. Любые элементы, являющиеся в языке формальными, могут приобретать в поэзии семантический характер, получая дополнительные значения.
Таким образом, некоторые дополнительные, наложенные на текст ограничения заставляют воспринимать его как поэзию. А стоит нам отнести этот текст к поэтическим, как количество значимых элементов в нем получает способность расти.

1.2. Особенности стихотворного текста

Стихи – особая форма ритмичной речи. Стихотворный текст, в отличие от прозаического, делится не только на смысловые единицы – слова и предложения, но и на ритмические – стихотворные строки. И задача оформления стихов заключается прежде всего в том, чтобы облегчить читателю восприятие их ритмического строя.
Графически членение стихотворного текста на ритмические единицы выражается в том, что каждая стихотворная строка набирается отдельной строкой. В этом первая особенность оформления стихов.
Ритмическая организация стихов может быть основана на различных принципах. Так, классическое русское стихосложение основано на силлабо-тоническом принципе: стихотворная строка делится на стопы – группы слогов, один из которых является ударным. В зависимости от количества слогов в стопе и от последовательности ударных и безударных слогов различают стопы нескольких видов, например, ямб, хорей, дактиль и другие. Стихотворное произведение может быть написано как равностопными, то есть с одинаковым количеством стоп во всех строках, так и неравностопными стихами. Различным может быть и строение стоп в строках.
Для облегчения ритмичного чтения важно, чтобы читатель мог сразу заметить перемену ритма, связанную с изменением количества или строения стоп в строке. Отсюда вторая особенность оформления стихов: наличие строк с различными по величине отступами (втяжками) от левого края набора.
Если все строки стихотворного произведения равностопны и состоят из стоп одинакового строения, то начала их располагают от одной вертикали. Если же в стихотворении встречаются строки двух размеров (то есть различные по числу стоп или по их строению), то широко применяется такое расположение строк, при котором они начинаются от двух вертикалей.
Кажется естественным, что с отступом слева должны начинаться строки с меньшим числом стоп – они короче. Во многих случаях такое расположение строк действительно помогает читателю уловить ритмический строй стихов и к тому же позволяет зрительно уравновесить текст на левой и правой частях книжной полосы. Но бывает и так, что некоторые особенности стихотворного строя лучше выявляются, если с отступом расположены строки с большим числом стоп; таким способом, например, может быть подчеркнуто окончание строфы и полустрофы [10, с. 117].
Встречаются стихотворения, где есть строки трех, четырех, пяти размеров, причем чередуются они в различной последовательности. При этом некоторые строки с различным количеством стоп могут оказаться особенно тесно связанными между собой рифмой или по смыслу. При оформлении таких стихов, например басен, принцип различных по величине отступов для строк с различным числом стоп требует корректива: наиболее тесно связанные между собой соседние строки, если они даже неравностопны, лучше начинать от одной вертикали.
В современной поэзии часто встречаются стихи с внутристрочными паузами, где каждая строка делится на несколько тактов. Чтобы показать принадлежность этих тактов к одной стихотворной строке и вместе с тем их некоторую обособленность, обычно применяется способ, называемый связанной выключкой строк (или набором лесенкой). По этому способу начала (первые такты) всех стихотворных строк располагаются на одной вертикали. Каждый же следующий такт стиха дается в виде отдельной наборной строки, с отступом. Размер отступа каждый раз определяется окончанием предыдущего такта [16, с. 82].
Бывает и так, что для передачи особенностей ритмического и интонационного строя стихов поэт находит какую-то другую форму расположения строк и тактов, иной раз – еще и усиливая эту форму увеличением пробелов между некоторыми строками в строфе и необычной пунктуацией.
Еще большей ритмической сложностью отличаются так называемые свободные стихи с произвольным, неравным числом неударных слогов между ударными. При очень большом разнообразии размеров оформление свободных стихов по принципу различных отступов для строк с неодинаковым строением привело бы к такому сложному их расположению, которое воспринималось бы читателями как неупорядоченное. Поэтому при оформлении свободных стихов все строки обычно начинают от одной вертикали [14, c. 124].
Мы привели лишь самые распространенные варианты оформления стихотворных текстов. Но ритмический строй стихов так многообразен, что требует и других приемов. Например, быстрому темпу приводимых ниже стихов отвечает «скользящее» расположение строк.
В стихах нежелательны переносы, так как они нарушают ритм чтения, и это учитывается при выборе формата. Но все же отдельные особенно длинные строки приходится переносить. Чтобы переносы возможно меньше мешали плавному чтению, стихотворную строку не делят на полуслове, а переносят целые слова. Кроме того, переносимую часть строки помещают ближе к правому краю набора, а не начинают ее от левого края, как в обычном прозаическом тексте. Таким расположением подчеркивается связь переносимой части с основной строкой и ускоряется переход глаз к окончанию стихотворной строки. При этом возможны два способа: первый – переносимые части строк выключают к правому краю формата, так что их окончания находятся на одной вертикали; второй – переносимые части строк помещают в правой части полосы так, чтобы на одной вертикали находились их начала. В первом случае связь между основной строкой и ее переносимой частью выражена сильнее.
Стихотворное произведение часто делится на строфы – группы строк, объединенных ритмически и по содержанию. Существуют два основных способа разделения строф: первый – строфы отделяются пробелом, нормальная величина которого равна кеглю строки; второй – все строки первой строфы (и всех последующих нечетных) начинаются от одной вертикали, а второй строфы (и последующих четных) – от другой.
Первый способ более четко разделяет строфы и вместе с тем придает странице книги спокойный вид. Он может быть использован для стихов любого типа. Второй же подходит только для стихотворных произведений, все строки которых начинаются от одной вертикали. Его применяют только при особенно экономичном оформлении.
В XVIII-XIX вв. для разделения строф (в равностопных стихах) было принято начинать первую строку каждой строфы с абзацного отступа. При переизданиях произведений поэтов того времени часто повторяют этот прием. Мы считаем это неправильным, так как отступ в стихах служит сигналом перемены ритма. Отметим, что в рукописях поэтов той поры, например Пушкина, Лермонтова, Тютчева, строфы обычно начинаются без абзацного отступа [14, с. 126].






2. ПРИЕМЫ АНАЛИЗА
.............
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллина А.А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе воссоздания образов и картин читаемого произведения // Обучение чтению младших школьников: Пособие для учителей / Сост. И.А.Гаркунова. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. М.: Вербум-М, 2004.
3. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
4. Васильева М. С., Оморокова М. И., Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.: Педагогика, 2000.
5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы //Начальная школа. - 2009. - № 8. - С.11-16.
6. Волченко Т.В. Некоторые приемы работы с художественным произведением на уроках литературы в начальной школе: Система Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова // Начальная школа. - 2009. - №11. - С.34-38.
7. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. / Под общ.ред. Т.Г. Рамзаевой. - СПб., 1998. - С.40-86.
8. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы // Начальная школа. - 2009. - № 8. - С.11-16.
9. Жесткова Е. А., Питеримова Е. В. Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературному чтению как основа реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования // Педагогическая мастерская: научно-методический сборник. Выпуск II / гл. ред.б Романова И. В. - Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014.
10. Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.: Наука, 1975.
11. Журова Л. Е., Евдокимова А. О. и др. Чтение и письмо. - М.: Вентана-Граф, 2001.
12. Казакова В.В. Анализ поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 571-573.
13. Литературное чтение: учеб. Для 4 кл. нач. шк. в 2-х ч./[сост. Л.Ф.Климанова и др.]. – М.: Просвещение, 2013.
14. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М. - Л., Просвещение, 1972. - С. 36
15. Мальнева Л. Изучение поэтических произведений в начальной школе. - М.: ИД "Первое сентября", 2013. - 92 с.
16. Методика обучения чтению: Учебно-метод. пособие для преп. и студ. пед.уч.зав. (по спец-ти "Учитель нач.кл.")/ Сост. Т.П.Сальниковой. - М.: ТЦ "Сфера", 2008. - 240 с.
17. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т. Г. Рализаевой. - С-Пб.: Специальная литература, 2007
18. Минькова В.Н. Достучаться до сердца ребенка: Работа на уроках литературного чтения с лирическими стихотворениями // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 26-30.
19. Мукаржовский Я., Литературный язык и поэтический язык, в сб.: Пражский лингвистич. Кружок. - М., 1967.
20. Методика обучения чтению. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. / Сост. Т.П.Сальникова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
21. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. / Сост. Т.П.Сальникова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
22. Раицкая Г.В. Шаг навстречу к искусству слова // Начальная школа. - 2010. - № 2. - С. 53-56.
23. Слонь О. В. Анализ композиции лирического стихотворения в начальной школе // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1.
24. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учеб. пособие для студ.пед.вузов. - М.: Изд.центр "Академия", 2010. - 248 с.
25. Фесенко Э.Я. Теория литератур. - М.: Едиториал УРСС, 2005
26. Шарапова О. Методика чтения лирических стихотворений и поэтических описаний природы // Начальная школа. - 2009. - №4. - С. 21-25.
27. Шпунов А.И. Система работы над логическим ударением на уроках чтения // Начальна



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.