На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99655


Наименование:


Курсовик Могильники кулайской культуры эпохи раннего железа, кон. 6 в. до н.э. - 5 в. н.э.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 14.10.2016. Сдан: 2016. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: 80.

Описание (план):





Оглавление

Введение 3
1. Историографический анализ современных концепций о происхождении кулайской культуры 5
1.1 Первые исследования кулайских поселений и могильников 5
1.2 Исследования кулайских могильников в конце XX века 7
2. Могильники кулайской культуры эпохи раннего железа, кон. 6 в. до н.э. - 5 в. н.э. 10
2.1. Могильники васюганского этапа 10
2.2 Могильники Саровского этапа 11
Заключение 18
Список литературы 20


Введение
Археологическое наследие - это уникальные источники, памятники, которые позволяют заглянуть в прошлое и узнать историю человечества. Благородя вещественным источникам, можно судить о культуре, быте, уровне развития наших предков. Люди на протяжении всей своей истории занимаются поисками своего «Я», поэтому, не удивительно, что интерес к археологии не снижается, а наоборот только возрастает. Очень важно понимать, что было до тебя, чтобы на основании полученных знаний двигаться вперед. Поэтому археологические памятники сегодня привлекают интерес не только специалистов, но и любителей, интересующихся.
Кулайская культура - это уникальное наследие Сибири. Она сыграла особую роль в истории формирования народов Среднего Приобья и их культур. Ее существование охватывает длительный период, границы постоянно расширялись, поэтому кулайские традиции наложили особый отпечаток на культуры ассимилируемых земель. Несомненно, облик самой кулайской культуры менялся, но тем не менее не потерял самобытности, которая и выделяла её среди других культур раннего железа.
Цель данной работы - всесторонне охарактеризовать погребения кулайской культуры.
Задачи:
- на основе историографического анализа выявить основные концепции происхождения кулайской культуры;
- исследовать могильники кулайской культуры эпохи раннего железа, кон. 6 в. до н.э. - 5 в. н.э.
Объектом данного исследования является кулайская археологическая культура.
Предмет исследования - погребения данной культуры.
Методы: сравнительно-исторический и описательный методы научного исследования.
Территориальные и хронологические рамки. Кулайская культура относится к эпохе раннего железа. Она существовала в период с конца 6 века до н.э. по 5 век н. э. Территория ее распространение занимает обширный регион - как зоны тайги, так и лесостепи. В начале своего существования, кулайская культура была распространена во всех современных районах Томской области, кроме южных. Но позднее, видимо, из-за похолодания климата кулайцы распространились и в южных районах. К концу своего существования кулайская культура распространилась в Сургутском Приобье, Томском, Нарымском, Нижнем, Новосибирском Приобье, вплоть до Алтая и Среднего и Нижнего Прииртышья.
Заслуживает внимания монография Л.А. Чиндиной «Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Кулаи?ская культура», написанная на основе археологических источников и вводит в научный оборот обширные новые материалы. Значительное место в работе отводится проблемам происхождения и этапам формирования кулайской культуры, существовавшей в Среднем Приобье в VI в. до н. э. - V в. н. э. Особое внимание уделяется вопросам социально-экономического развития культуры в сложных экологических условиях, рассматриваются процессы миграций кулайцев и причины их перемещения на обширных территориях Приобья.
Помимо этого, кулайская культура затрагивается в публикациях. Например, статьи Чиндиной Л.А. «Кулайская культура», и «Культовая металлопластика сургутского варианта кулайской культуры» Ю.П. Чемякина.

1. Историографический анализ современных концепций о происхождении кулайской культуры
1.1 Первые исследования кулайских поселений и могильников
Весной 1920 года крестьянин с. Подгорного, распахивал «Возвышавшую над рекой Чаей гору, известную под названием «гора Кулайка», выкопал большое количество предметов, сделанных из серебра и меди. Найденные предметы, и особенно серебреные быстро разошлись по рукам крестьян.
Спустя некоторое количество времени о находке был извещен Томский Губмузей, и ему удалось получить некоторую часть из найденных предметов». Так описывал обстоятельства открытия знаменитого археологического памятника на реке Чае работник Томского музея Иван Михайлович Мягков. Он уже в 1928 году впервые провел его научное обследование и дал общую сводку найденных на горе Кулайке предметов и подобных им из других мест. [43].
Выяснилось, что в Чаинском бассейне известны вещи кулайского типа из окрестностей села Усть-Бакчара, близ бывшей деревни Колывани, с рекой Нюрсы и Бундюра[42].
Но, еще в 1901 году древности кулайского облика были обнаружены и за пределами территории, включенной в Томскую область: в Приуралье, Прииртышье, Сургутском Преобье, под городом Ачинском.
Значительная группа находок оружия - знаменитые кулайские стрелы с бронзовыми крупными втульчатыми трехперыми наконечниками. Обязательными предметами в кулайской и других больших коллекциях являются бронзовые зеркала и круглые бляхи, часто с солярными рисунками. Если говорить о находках с горы Кулайки, то основная их часть лежала в бронзовом котле так называемого «скифского типа с поддоном. Другой котел был пуст.
Большая часть собрания была обнаружена на небольшой площадке на соседнем мысе, который теперь называется «Пионерлагерь», и лишь некоторые предметы найдены на самой горе Кулайке.
И.М. Мягков после открытия древнего памятника считал, что во II- IV веке до н. э. на территории лесного Приобья на местной основе сложилась самобытная культура, которую позднее так и назвали - кулайская [34, с.85].
Второй этап начался в конце 1960-х гг., когда были открыты подлинно кулайские поселения и могильники. В 1968 году на Среднем Васюгане посчастливилось найти сразу пять поселений (одно из них укрепленное, то есть городище), вошедших в археологию под названием Степановских. Именно здесь литые культовые изображения и кулайские наконечники стрел оказались представлены вместе с ножами, кельтами (полые тесловидные топоры клиновидного сечения), орудиями литейного производства. Все это концентрировалось в остатках жилищ определенных конструкций и интерьера. И самое главное - здесь была керамика. Теперь-то стало ясно, что творцы тех самых бронзовых изображений, тайна которых уже несколько десятилетий будоражила умы исследователей, изготавливали и пользовались глиняной посудой они украшали традиционными гребенчато-ямочно-жемчужным орнаментом и изобретенными ими фигурно-штамповым. Фигурные штампы в малых формах копировали древние геометрические узоры бронзового века - уголки, треугольники, меандры и зигзаги («уточка»), скомпованные в сложные узоры. Подобные орнаменты широко распространялись и переносились на другие предметы, став сегодня культурно-художественным и этническим показателем кулайской культуры [25, с.89].
Одновременно на границе Томской и Новосибирской областей археолог Татьяна Николаевна Троицкая начала раскопки могильника Каменный Мыс, содержащий вещи кулайского типа. Теперь наконец-то появилось возможность отождествлять с кулайской культурой не только те памятники, гд........


. Новосибирское Приобье в X - XIV вв. / А.А. Адамов. - Тобольск-Омск: ОмГПУ, 2000. - 256 с.
2. Беликова, О. Б. Среднее Причулымье в X - XIII вв./ О. Б. Беликова. - Томск, 1996. - С. 151.
3. Боброва, А.И. Погребально-поминальный обряд коренного населения Нарымского Приобья и Причулымья в XIV - первой половине XX в. (по археологическим и палеоэтнографическим материалам). Автореф. дис. ... канд. ист. Наук / А.И. Боброва. - Новосибирск, 1992. - С. 6.
4. Боброва, А.И. Тяголовский могильник / А.И. Боброва, Н.В. Петрова //Археологические исследования в Среднем Приобье. - Томск, 1993. - С. 112.
5. Гаврилова, А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен / А.А. Гаврилова. - М.- Л., 1965. - С. 45.
6. Иванов, В.А. Курган кыпчакского времени на Южном Урале (XII - XIV вв.) / В.А. Гаврилова, В.А. Кригер. - М., 1988. - С. 45.
7. Коников, Б.А. Таежное Прииртышье в X - XIII вв. н. э. / Б.А. Коников. - Омск, 1993. - С. 112.
8. Костюков, В. П. Тюркские поминальные комплексы на Южном Урале / В.П. Костюков // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I - II тысячелетии н. э. - Кемерово, 1994. - С. 144.
9. Кубарев, В. Д. Древнетюркские изваяния Алтая / В.Д. Кубарев. - Новосибирск, 1984. - С. 79.
10. Кызласов, И. Л. Аскизская культура (средневековые хакасы X - XIV вв.) / И.Л. Кызласов // Степи Евразии в эпоху средневековья. - М., 1981. - С. 206.
11. Львова, Э. Л. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Э.Л. Львова, И.Б. Октябрьская, А.М. Сагалаев, М.С. Усманова. - Новосибирск, 1988. - С. 145.
12. Малиновский, В. Б. Технология изготовления берестяных чехлов по материалам позднесредневекового могильника Малый Чуланкуль 1/ В.Б. Малиновский //Проблемы технологии древних производств. - Новосибирск, 1990. - С. 212.
13. Мельников, Б.В. Поздние погребальные памятники таежного Прииртышья / Б.В. Мельников // Древние погребения Обь - Иртышья. - Омск, 1991, - С. 145.
14. Могильников, В.А. Исследование Кармацких курганов / В.А. Могильников //Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Материалы конференции. - Горно-Алтайск, 1992. - С. 93.
15. Могильников, В.А. Сросткинская культура / В.А. Могильников //Степи Евразии в эпоху средневековья. - М., 1981. - С. 45.
16. Молодин, В.И. Культовые памятники угорского населения лесостепного Обь-Иртышья (по данным археологии) / В.И. Молодин //Мировоззрение финно-угорских народов. -Новосибирск, 1990. - С. 128.
17. Неверов, С.В. Хронология и периодизация сросткинской культуры Верхнего Приобья / С.В. Неверов //Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири. Тез. докладов. - Барнаул, 1991. - С. 182.
18. Овчинникова, Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI - X веках / Б.Б. Овчинникова. - Свердловск, 1990. - С. 8.
19. Панкратова, Л.В. Обрядовые коды культуры: к реконструкции мифоритуального комплекса «кулайцев» /Л.В. Панкратова // Вестник Томского государственного университета. < contents.asp?issueid=1433846> - 2015 .- С. 154-160.
20. Плетнева, Л. М. Взаимодействие культур в период тюркизации в Томском Приобье / Л.М. Плетнева //Смены культур и миграции в Западной Сибири. - Томск, 1987. - С. 99.
21. Плетнева, Л.М. Половцы / Л.М. Плетнев. - М., 1990. - С.59.
22. Плетнева, Л. М. Томское Приобье в позднем средневековье (по археологическим источникам) / Л.М. Плетнева. - Томск, 1990. - С. 119.
23. Савинов Д.Г. Государства и культурогенез на террирории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья / Д.Г. Савинов. - Кемерово, 1994. - С.95-120.
24. Савинов Д.Г. Новый тип памятников начала II тыс. н. э. в Барабинской лесостепи / Д.Г. Савинов //Бараба в тюркское время. - Новосибирск, 1988. - С.42 - 112.
25. Семенова, В.И. Раскопки могильника Усть-Балык / В.И. семнова //АО 1983 года - М., 1985. -С. 241.
26. Соловьев, А.И. Оружие и доспехи: Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья / А.И. Соловьев. - Новосибирск: ИНФОЛИО- пресс, 2003. - 224с.
27. Татауров, С.Ф. Погребение № 36 могильника Бергамак П/Интеграция археологических и этнографических исследований / С.Ф. Татауров. - Омск, 1995. - Ч. 1. - С. 81.
28. Тишкин, А.А. Погребения кулайской культуры на памятнике Кармацкий в Барнаульском Приобье / А. А. Тишкин, В. В. Горбунов // Игорь Геннадьевич Глушков: сб. науч. ст. / Сургутский гос. пед. ун-т. -Ханты-Мансийск, 2012. - Ч. 3. - С. 102-109.
29. Томилов, Н. А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья / Н.А. Томилов. -Томск, 1983. - С. 113.
30. Томилов, Н. А. Сибирские татары / Н.А. Томилов //Семейная обрядность народов Сибири. - М., 1980. - С. 122.
31. Троицкая, Т.Н. Верхнеобская культура / Т.Н. Троицкая //Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. - Томск, 1994. - Т. 2. - С. 224.
32. Троицкая, Т. Н. Красный Яр 1 - памятник позднего железного века//Древние культуры Алтая и Западной Сибири / Т.Н. Троицкая. - Новосибирск, 1978. - С. 106.
33. Троицкая, Т.Н. Кулайская культура в Новосибирском Приобье / Т.Н. Троицкая. - Новосибирск: Наука, 1979. - 114с.
34. Троицкая, Т.Н. Некоторые вопросы развития кулайской культуры / Т.Н. Троицкая // ВААЭ. - 2007. - № 7. - С.85-86.
35. Троицкая, Т. Н. О некоторых погребениях животных в Новосибирском Приобье /Т.Н. Троицкая, А. С. Шишкин // Вестник археологии, антропологии и этнографии. < journal/n/vestnik-arheologii-antropologii-i-etnografii> - 2004.- №4. - С. 114-118.
36. Троицкая, Т. Н. Погребения с трупосожжениями конца I тыс. н. э. на р. Уени Новосибирской области / Т.Н. Троицкая //ИЛАИ. - Кемерово, 1977. - Вып. 9. - С. 121-125.
37. Федорова, Н. Е. Сургутское Приобье в эпоху средневековья / Н.Е. Федорова, А.П. Зыкова, В.М. Морозов, Л.М. Терехова //ВАУ. - Екатеринбург, 1991. - Вып. 20. - С. 141.
38. Худяков, Ю.С. Обряд погребения умершего со шкурой коня в Южной и Центральной Азии в эпоху средневековья / Ю.С. Худяков //Обряды народов Западной Сибири. - Томск, 1990. - С. 36.
39. Чемякин, Ю.П. Культовая металлопластика сургутского варианта кулайской культуры / Ю.П. Чемякин // Вестник ТГУ. - Томск, 2013. - №2. - С. 137-141.
40. Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Кулаи?ская культура / Л.А. Чиндина. - Томск, 1984. - 256 с.
41. Чиндина, Л.А. Кулайская культура // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья / Л.А. Чиндина. - Томск, 2001. - С. 78-81.
42. Кулайка [электронный ресурс]. - режим доступа < other_res/deti/kulajka/> (дата обращения: 18.06.2016).
43. Кулайка (ч. 1) [электронный ресурс]. - режим доступа index-1241493426.php
44. Панкратова, Л.В. Культовый комплекс кулайской культуры в
Кузнецком Притомье / Л.В. Панкратова, А.Г. Марочкин, А.Ю.
Юракова //
Вестник Томского государственного университета.История. < journal/n/vestnik-tomskogo-gosudarstvennogo-universiteta-istoriya>- 2014.- №3 (29). - URL: < article/n/kultovyy-kompleks-kulayskoy-kultury-v->kuznetskom-pritomie (дата обращения: 20.06.2016).


Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.