На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99679


Наименование:


Диплом Развитие познавательных УУД, в процессе решения младшими школьниками текстовых задач.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 17.10.2016. Сдан: 2016. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: 95.35.

Описание (план):


Введение ……………………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретический аспект развития познавательных УУД, формирование умственных операций, на уроках математики ……….
1.1. Психические особенности развития мышления младших школьников……………………………………………………….
1.2. Познавательные УУД в структуре программы универсальных учебных действий.
1.3. Текстовая задача как средство развития познавательных универсальных учебных действий.………………………………….
Глава 2. Методика развития познавательных УУД в процессе решения текстовых задач……………………………………………………
2.1. Классификация объектов в дифференцировании задач по их содержанию………………………………………………………….
2.2. Установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами в процессе работы с текстовой задачей…….
2.3. Методические приёмы развития навыка сравнения различных объектов в работе с текстовой задачей ………………………….
2.4. Способы оформления результатов решения задачи в развитии навыка выполнения учебных задач, не имеющих однозначного решения……………………………………………………………………………..
Заключение …………………………………
Список литературы …………………………………………………………………………..
Приложение ..............................................................................................................................



Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения; переосмысление места, роли, целей математического образования. Образование рассматривается как процесс, направленный не столько на трансляцию знаний и умений, сколько на становление человека, обретение им своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Важно сформировать у младших школьников такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Важнейшей задачей современного начального образования является формирование универсальных учебных действий - совокупность способов действия обучающегося, то есть способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Развитие у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования. Формирование этих сложных психологических структур - залог успеха активной познавательной деятельности учащихся, их творческой активности и интеллектуального роста. Сам факт использования ребенком универсальных учебных действий в повседневной практической деятельности является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы. В своей работе мы делаем попытку определить, как работа над задачей на уроках математики будет влиять на уровень формирования познавательных универсальных учебных действий. В связи с тем, что над этим вопросом продолжают работать ученые-методисты и учителя, можно говорить о том, что тема проекта достаточно актуальна.
Содержательной основой математического развития всегда являлись текстовые задачи. Многие ведущие российские ученые такие, как В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и другие, отмечают необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности: «начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка». Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе - умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций. Каждая конкретная учебно-математическая задача предназначена для достижения чаще всего не одной, а нескольких целей: педагогической, учебной, дидактической, а формулировки этих целей подсказывает содержание самой задачи.
В.Н. Рудницкая в своей программе по математике для начальной школы важнейшей целью ставит создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
В программе И.И. Аргинской говорится, что «Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л.В. Занкова, начальный курс математики должен решать следующие задачи:
-дать представление о математике как науке, обобщающей
существующие и происходящие в реальной жизни явления и
способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его
широкой картины;
-сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в
жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы» .
Программа И.И. Аргинской по математике для начальной школы нацелена на то, что можно назвать истинным умением решать задачи. Оно выражается, прежде всего, в решении задач без соотнесения их со знакомыми, ранее отработанными типами, а на основе распутывания той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.
В основе программы Н.Б. Истоминой лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, в процессе усвоения математического содержания. Именно перечисленные приемы умственной деятельности составляют основу деятельности, связанной с решением текстовых задач.
Современная методическая наука рассматривает два подхода в обучении решению текстовых задач. Первый заключается в развитии навыка решения простых задач и на этой основе формирование опыта решения составных. Второй - в овладении общим алгоритмом решения задач посредством решения нестандартных задач. Именно они, по мнению многих учёных-методистов и учителей-практиков способствуют развитию мышления учащихся.
В связи с введением новых ФГОС в начальную школу возникают противоречия между требованиями к уровню, например, математической подготовки учащихся и реальными возможностями их реализации в аспекте развитие познавательных учебных действий.
Отсюда вытекает проблема исследования - необходимость поиска ответа на вопрос: как в процессе работы с текстовыми задачами обеспечивать развитие познавательных УУД, формирующих умственные операции?
Цель исследования: изучить теоретический и методический аспекты развития познавательных УУД младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами и составить методические указания по теме исследования.
Исходя из поставленной цели, мы определили задачи исследования:
1. Изучить познавательные универсальные учебные действия в структуре программы универсальных учебных действий;
2. Рассмотреть текстовую задачу как средство развития познавательных универсальных учебных действий;
3. Представить классификацию объектов в процессе дифференцирования задач по их содержанию;
4. Установить причинно-следственные связи и зависимости между объектами в процессе работы с текстовой задачей;
5. Рассмотреть методические приёмы развития навыка сравнения различных объектов в работе с текстовой задачей;
6. Изучить способы оформления результатов решения задачи в развитии навыка выполнения учебных задач, не имеющих однозначного решения.
Объект исследования: развитие познавательных УУД, формирующих умственные операции, в начальной школе.
Предмет исследования: развитие познавательных УУД, формирующих умственные операции в процессе решения младшими школьниками текстовых задач.
В ходе работы были применены следующие методы исследования:
анализ научной, методической, периодической литературы по теме исследования, анализ базовых понятий исследования; изучение, анализ и обобщение передового опыта, наблюдение, самооценка;
Практическая значимость исследование заключается в обеспечении соответствия между составляющими процесса решения младших школьников на примере изучения текстовых задач.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Глава 1. Теоретический аспект развития познавательных УУД, формирующих умственные операции на уроках математики
1.1. Психические особенности развития мышления младших школьников
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуали-зируются и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов.
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т. п.
Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности. Как уже отмечалось, мышление младших школьников неразрывно связано с восприятием. Воспринял ученик только отдельные внешние детали и стороны учебного материала или уловил самое существенное, основные внутренние зависимости имеют большое значение для понимания и успешного усвоения, для правильного выполнения задания.
В формировании мышления школьников решающее значение принадлежит учебной деятельности, постепенное усложнение которой ведет за собой развитие умственных способностей учащихся. Однако для активизации и развития мыслительной деятельности детей бывает целесообразно использовать те учебные задания, которые в целом ряде случаев оказываются для школьников более привлекательными. Развитию мышления способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо умственной задачи.
Например, одним из самых эффективных способов развития наглядно-действенного мышления является включение ребенка в предметно-орудийную деятельность, которая наиболее полно воплощается в конструировании (кубики, «Лего», оригами, различные конструкторы и пр.).
Развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно реализовать идею. Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его. Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки.
Таким образом, мы показали, какими особенностями характеризуется мышление младших школьников и как постепенно наглядно-образный тип мышления начинает преобразовываться абстрактно-теоретический. Поступательный переход обучающихся из класса в класс в последующие годы обучения обеспечивает все большее развитие абстрактно-теоретического типа мышления. Познавательные УУД в начальной школе являются и предметом, и средством развития. От качества организации этого процесса, несомненно, зависит и развитие мышления обучающихся.


1.2. Познавательные УУД в структуре программы универсальных учебных действий
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Универсальные учебные действия - одно из ведущих ключевых понятий новых образовательных стандартов и технологии их реализации в практике образовательного процесса современной начальной школы.
Универсальные учебные действия (УУД) дают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Познавательные УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Функции универсальных учебных действий включают:
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
•создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
•обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области;
•универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса;
•овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию;
•процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или........

Список литературы
1. Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике // Первое сентября. - №24. - 2005. - С.12-21.
2. Басангова Р.Б. Познавательная деятельность ученика в ходе решения задач / Р.Б. Басангова // Начальная школа. - 2002. - №3. - С.61-64.
3. Белошистая А.В. Вопросы обучения решению задач / А.В. Белошистая // Начальная школа Плюс До и После. - 2002. - №10. - С.73-79.
4. Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе: учеб. пособие [для учителя] / А.В. Белошистая - М.: ТИД: Русское слово, 2013. - 288 с.
5. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: учеб. пособие [для студентов педагогических вузов] / А.В. Белошистая - М.: Гуманитар. пед. ин-т, 2005. - 455 с.
6. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций: пособие / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2007. - 328с.
7. Виноградова Л.П. Обучение решению задач / Л.П. Виноградова // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - 2004. - №5 - С.29-30.
8. Володарская И., Салмина Н. Общий прием решения математических задач / И. Володарская, Н. Салмина // Математика. - 2015. - № 23. - С.12-14.
9. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике: учеб. пособие [для учителей] / В.А. Гусев - М.: Изд. центр Академия, 2013. - 432 с.
10. Груденов Я.И. // Совершенствование методики работы учителя математики. // М., Просвещение, 2012.
11. Дебашинина Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения / Е.Ю. Дебашинина // Начальная школа. - 2011. - №7. - С.101-103.
12. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: учеб. пособие [для учителей] / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких - М.: Изд. центр Академия, 2012. - 127 с.
13. Зайцев В.В. Математика для младших школьников: метод пособие [для учителей и родителей] / В.В. Зайцев - М.: ВЛАДОС, 2011. - 72 с.
14. Ивлева Э.И. Организация взаимопомощи учащихся на уроках математики / Э.И. Ивлева // Начальная школа. - 2012. - №2. - С.47-50.
15. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина - М.: Академия, 1999. - 285 с.
16. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику "Математика.1 класс" [для четырехлетней начальной школы] / Н.Б. Истомина - Смоленск Ассоциация XXI век, 2003. - 112 с.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Academia, 2010. - 579с.
18. Колидзей Э.А. // Психология двигательной активности ребенка. // М., Прогресс, 2015..
19. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи в курсе математики начальных классов / Г.Г. Левитас // Начальная школа. - 2013. - №5. - С.14-17.
20. Малыхина В.В. Различные арифметические способы решения задач / В.В. Малыхина // Начальная школа. - 2011. - № 3. - С.29-32.
21. Матвеева Н.А. Методические приемы обучения составлению текстовых задач / Н.А. Матвеева // Начальная школа. - 2013. - №6. - С.41-44.
22. Матвеева Н.А. Различные арифметические способы решения задач / Н.А. Матвеева // Начальная школа. - 2010. - №3. - С.29-30.
23. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучение / А.М. Матюшкин // Педагогика. - 2012. - №3. - С.23-26.
24. Методика преподавания математики в начальной школе: частная методика / [А.Я. и Блох, В.А. Гусев и др.; Сост.В.И. Мишин]. - М.: Просвещение, 1999. - с.218.
25. Моро М.И. Математика, 2 класс / Моро М.И., М. А Бантова. - М.: Просвещение, 2004. - 149 с.
26. Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. Методические рекомендации: [пособие для учителей] / Л.Г. Петерсон. - М.: Балла, 2015. - 224 с.
27. Плахова В.Г. Формирование математической компетенции: [автореф. дис. канд. пед. наук] / В.Г. Плахова - Саранск: ГОУ ВПО "Пензенский государственный университет", 2015. - 168 с.
28. Сластенин Р.А. Педагогика / Р.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2012. - 316с.
29. Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задачи / Т.В. Смолеусова // Начальная школа. - 2013. - №12. - С.62-67.
30. Стойлова Л.П. Математика: [учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений] / Л.П. Стойлова. - М.: Академия, 2010. - 432 с.
31. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике: [История, теория, методика учеб. пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей] / Л.М. Фридман. - М.: Школьная пресса, 2012. - 208 с.
32. Шадрина И.В. Ещё раз о простой задаче / И.В. Шадрина // Начальная школа. - 2015. - №2. - С.89-92.
33. Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики / А.В. Шевкин // Математика. - 2015. - №11. - С.17-26.
34. Шелехова Л.В. Сюжетные задачи по математике в начальной школе. -М.: Чистые пруды, 2013. - 219с.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.