На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99696


Наименование:


Курсовик Механизмы формирования интереса к обучению у младших школьников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 17.10.2016. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты познавательного интереса 5
1.1. Сущность познавательного интереса 5
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения 10
Глава 2. Механизмы формирования интереса к обучению у младших школьников 16
2.1. Методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников 16
2.2. Средства формирования познавательного интереса 21
Заключение 27
Список литературы 28


Введение

Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников является одной из актуальных проблем современной педагогики. Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах - один из важнейших факторов успешности учения.
Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Каждому учителю известно, что ученик не сможет успешно усвоить материал, если он равнодушно относиться к знаниям. Поэтому познавательный интерес у школьников нужно формировать и развивать. В начальном образовании формирование познавательного интереса имеет свои особенности. Например, такой особенностью стало формирование познавательного интереса и становления самосознания. Ребенок осознает себя в новой роли ученика (Я - ученик!). На этом этапе закладываются основы представления о мире, человеке, его деятельности.
Формирование познавательного интереса как одна из важнейших целей фигурирует в таких базовых документах, как Фундаментальное ядро содержания общего образования и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе» [16].
В Стандарте решается вопрос о сформированной мотивации к обучению и интереса к познанию. Ценностно-смысловые установки обучающихся отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Это так же способствует развитию личности ученика.
Этой проблемой занимались множество педагогов, как например, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А. Дистервег, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Г.И. Щукина, В.Ф. Одоевский и множество других.
Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса, мной выбрана тема исследования: "Формирование познавательного интереса у младших школьников".
Объект исследования: интерес к познавательной деятельности.
Предмет исследования: формирование познавательного интереса у младших школьников.
Цель исследования: выявить условия формирования познавательного интереса у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Определить сущность познавательного интереса.
2. Изучить психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения.
3. Выявить методы и приемы обучения, влияющие на формирования познавательного интереса.
4. Изучить средства, способствующие формированию познавательного интереса.


Глава 1. Теоретические аспекты познавательного интереса
1.1. Сущность познавательного интереса

Перед тем, как мы познакомимся с понятием «познавательный интерес», объясним, что собой представляет понятие «интерес».
Интерес (от латинского «быть внутри») - многозначное определение:
Интерес - особое внимание к чему-нибудь;
Интерес - положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Различают несколько видов интересов:
1. Интересы художественные,
2. Спортивные,
3. Технические,
4. Познавательные и т.д.
Предметом нашего исследования являются интересы познавательные. Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена “интерес”. В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес изучается с различных сторон педагогами и психологами. Сущностью познавательного интереса и его роль в воспитании личности рассматривают множество психологов и педагогов.
Г.И. Щукина пишет, что познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека и явлений окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. У нее интерес выступает как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной; особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам
С.Л. Рубинштейн считает: «Познавательный интерес это сложное отношение, которое носит двусторонний характер» [7, c. 524].
Познавательный интерес не является отдельным психическим процессом. Под познавательным интересом понимается сложное отношение человека с окружающей действительностью, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. Познавательный интерес появляется у человека с первого года жизни и сопровождает его практически всю жизнь. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив личности, ее познавательной деятельности. Своеобразие этого интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, к знаниям о них, к научным областям их изучающим. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Познание и развитие человека идет через интерес.
Щукина Г.И. выделяет основные характерные особенности познавательного интереса: [18, с. 6]
1) «Поисковый» характер - человек все время ищет, старается найти новые стороны в интересующем его предмете, установить более глубокие связи и отношения.
2) Окрашивание эмоциями мыслительной, интеллектуальной деятельности (чувства).
3) Волевой характер - стремление к продуктивной деятельности.
Развитие познавательных интересов ребенка - один из важнейших факторов успешности учения. В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес является потребностью ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающем мире. Познавательная активность на ранних этапах развития проявляется в виде любопытства. Первым двигателем познавательных процессов является любопытство.
К.Д. Ушинский замечал, что любопытство побуждает ребенка к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивает умственную деятельность на определенной области и перерастает в любознательность. Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание. Для развития познавательной потребности необходим постоянный переход от уже знакомого предмета на совершенно новый предмет. В основе развития лежит неудовлетворенность одних знаний и постоянный поиск, который приводит к новым знаниям. Главным источником побуждения младших школьников к труду и умственной деятельности является интерес. Так же важную роль в формировании познавательного интереса играют вопросы учителя. Грамотно составленные, имеют определенную структуру, заставляют мыслить точно, последовательно, самостоятельно, экономно распределять ресурсы для достижения цели, анализировать свои действия, рассуждать и обосновывать свои суждения. Вопросы учителя выполняют несколько функций: информационную, организационную, контролирующую, мотивационную, стимулирующую.
Проблема познавательно интереса остается одним из важнейших направлений научных поисков современной теории и практики воспитания. Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения - одна из центральных в системе. Интерес определяет социальное становление человека. Способствуя умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию ребенка, интересы являются главной движущей силой педагогики. Анализ состояния проблемы исследования в современной педагогической теории и практике свидетельствует, что в настоящее время познавательный интерес рассматривается педагогами и психологами не изолированно, а с позиций принципов диалектической детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности, и предстает как своеобразное проявление биологического и социального, индивидуального и общественного.
Современная педагогика рассматривает познавательный интерес как интерес к жизни, к истории, к культуре, к другому человеку - интерес как основу новых достижений на протяжении всей жизни человека, насыщенной умственной деятельностью. В настоящее время познавательный интерес относится не только к дидактике, но и провозглашается важным предметом исслед........

Список литературы

1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова / Под ред. Т.Д. Марцинковская. - Москва: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
2. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - Москва: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
3. Бордовская Н. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н. Бордовская, С. Розум. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 624 с.
4. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - Москва, 1966. - 395 с.
5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - Москва: Гардарики, 2005. - 349 с.
6. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева // Начальная школа №1, 2011. - С. 156
7. Маркова А.К. Формирование интереса к учению школьников / А.К. Маркова. - Москва, 2012. - 140 с.
8. Меньшикова Е.А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) / Е.А. Меньшикова // Психология. - 2009. - №5. - С. 112-115
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие / Под ред. С.А. Смирнов. - Москва: Просвещение 2008. - 456 с.
10. Рафисова П.Э. Активизация познавательной деятельности учащихся / П.Э. Рафисова // Открытый урок ( articles/583097/)
11. Санжаровская Л. Психология эмоций. Интерес / Л. Санжаровская // Практическая психология на каждый день - ( psyhologiya -emotsiy-interes/ < psyhologiya-emotsiy-interes/>)
12. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Москва: Академия, 2002. - 576 с.
13. Фоминова А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - 2-е изд. перераб., доп. - Москва, 2013. - 333 с.
14. Эльконин Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин. - Москва: Академия, 2011. - 384 с.
15. Дронюк И.В. Формирование познавательного интереса в системе М / И.В. Дронюк // Родительский центр - (< statya-dronyuk-i-v-formirovanie-poznavatelnogo-interesa-v-sisteme-m>)
16. Федеральный государственный образовательный стандарт
17. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1979. - 160 с.
18. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Учебник для вузов / Г.И. Щукина - Москва: Изд-во «Педагогика», 1971. - 456 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.