На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Неолитическая революция, и изменения в общественных отношениях, вызванные ею. Социальные нормы первобытного общества. Возникновение права. Признаки права. Множественность концепций о происхождении государства и права.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 29.08.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


29

План.

Введение.

1. Неолитическая революция, и изменения в общественных отношениях, вызванные ею.

2. Социальные нормы первобытного общества, особенности регулирования ими общественных отношений .

3. Возникновение права. Признаки права, отличающие от социальных норм первобытнообщинного строя.

4. Множественность концепций о происхождении государства и права (теологическая, патриархальная, органическая, насилие, психологическая, договорная), их основные положения.

Вывод

Список использованной литературы Введение.

Вопросами происхождения государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось и уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные на рубеже XIX - XX веков работы известных ученых - юристов, философов: Муромцева С. А. Определение и основное разделение права (М., 1879); Коркунова Н. М. Лекции по общей теории права (СПб., 1904); Трубецкого Е. Н. Энциклопедия права (М., 1906); Шершеневича Г. Ф. Общая теория права т. 1 - 4 (М., 1910 - 1912); Михайловского И. В. Очерки философии (Томск, 1914) и других.
О значительном внимании к вопросам теории государства и права в послереволюционный период свидетельствуют также многочисленные монографии по данной тематике, а кроме того - учебники и учебные пособия. В числе последних - работы: Денисова А. И. Теория государства и права (М., 1948); Кареловой М. П., Кечекьяна С. Ф., Федосеева А. С. и Федькина Г. И. Теория государства и права (М., 1955); Мокичева К. А. Теория государства и права (М., 1971) и ряд других учебников и учебных пособий.
В данной работе использованы концепции трудов современных исследователей права, таких как Венгеров А. Б. Теория государства и права (М., 1999), Марченко М. Н. Теория государства и права (М., 1996), Лазарева В. В. Теория права и государства, Кошаниной Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы (М., 1999), материалы периодической печати, опубликованные в журнале Основы государства и права, так и произведение классика марксизма - ленинизма Ф. Энгельса Происхождение семьи, частной собственности и государства (М., 1989).
Целью данной работы является изучение и освещение вопросов возникновения государства и права.
В работе в четкой последовательности освещаются вопросы развития производящей экономики, рассматриваются социальные нормы первобытного общества, особенности регулирования ими общественных отношений, также в работе сделана попытка рассмотреть вопросы права, его признаки, отличающие его от социальных норм первобытнообщинного строя. Также в работе рассматривается плюрализм концепций о происхождении государства и права.

1. Неолитическая революция, и изменения в общественных отношениях, вызванные ею.

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества.
Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.
В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатились. Если в начале XIX - начала XX века историческое знание об общественном развитии охватывало период в 3 тысячи лет, а все, что было до этого, определялось как предыстория (из-за отсутствия письменных и других надежных источников), то теперь, к началу 3-го тысячелетия, история многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.
Кроме того, если для XIX - начала XX века был характерен в основном евро-центрический взгляд на историю, т. е. использовались знания истории Европы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в XX веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно - правового развития общества.
В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. Иными словами нужно отметить, что само это общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации - общеисторическую, археологическую и антропологическую. Особую методологическую ценность для теории государства и права представляет периодизация, базирующая на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества неолитическую революцию (от неолит - новый каменный век). Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чойлд в средине XX века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно VII - III тыс. до н. э.) от присваивающего к производящему хозяйству, т. е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производств. Этот переход начался в различных районах земного шара (Ближний восток, Месоамерика, Горное Перу и др.) приблизительно 10 - 12 тысяч лет назад и занял несколько тысячелетий.
Поскольку этот период изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо обозначается как революция, хотя и растянулся на несколько тысячелетий.
Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и существования использовало человечество. Для теории государства и права появляется наконец возможность также четко определять, какие формы организации власти и социально - регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей экономики. Теория государства и права: Часть 1 Теория государства. - М.: Юристъ, 1995, с.15
Длительное время наш предок - кроманьонский человек (его появление датируется 40 тысяч лет назад) занимался охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней растений, т. е. занимался присвоением готовых животных и растительных форм. Для этого он использовал кремневые, костяные и некоторые другие орудия, которые изготавливались также из готовых природных материалов (кремневых конкреций, костей, дерева и т. д.), т.е. занимался орудийной деятельностью.
Социальная организация кроманьонцев характеризовалась семейной общиной, которой руководили ее члены - наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов. В основе семейной общины лежали родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был их относительно кочевой образ жизни на определенной территории.
Семейные общины могли объединяться, но только на родственной основе, в более крупные образования для защиты от нападений, для организации важных походов, коллективных охот. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяют как родовой строй.
В этом обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда, распределение пищи, брачно - семейных отношений. Последние варьировались в зависимости от соотношения мужчин и женщин, их возраста, сложившихся форм брака - от моногамных до гаремных форм семей.
Разумеется, такая организация знала и властные институты, власть предводителя, совета старейшин. Причем существовала выборность, сменяемость вождей, предводителей, совета старейшин. Форма власти в первобытном обществе называется в отличии от власти в государственно - организационном обществе потестарной (от лат. potestus - власть, мощь).
Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни. 11 Теория государства и права: Часть 1 Теория государства. - М.: Юристъ, 1995, с.23.
Знало такое общество и различные организационные формы разрешения споров - состязания самих спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин.
Таким образом, такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоническое взаимодействие природы и человека, была первым, отличным от всех последующих способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.
Но вот на рубеже 10 - 12 тысяч лет назад возникли экологически кризисные явления, которые, по мнению некоторых ученых, угрожали существованию человечества как биологического вида. Произошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.), бывшей основным источником питания человека в некоторых районах.
Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства - к производящей экономике, произошла неолитическая революция.
Постепенно от охоты и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество переходит к развитым формам земледелия (подсечно - огневом, неполивному, поливному, в том числе ирригационному) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем к кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.
Таким образом, социально - экономическая и экологическая сущность неолитической революции заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производительной деятельностью - прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой.
Производящая экономика к IV - III тыс. до н. э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества.
В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло выйти из глобального экологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений - появление государственных образований, раннеклассовых городов - государств.
Итогом неолитической революции явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например в районе Ближнего Востока оно относится примерно к VII тыс. до н. э.). На следующем этапе социально - экономического развития (примерно к IV - III тыс. до н. э.) происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации - происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникали, как правило, в долинах крупных рек: Тигра и Ефрата, Нила, Инде, Янцзы и других, т. е. в наиболее благоприятных для земледелия климатических и ландшафтных условиях, и составили к III - II тыс. до н. э. настоящий пояс первичных цивилизаций, простиравшихся от Средиземного моря до берегов Тихого Океана.
Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества (демографический взрыв), необходимый для существования и развития цивилизаций. Уже на первых этапах своего становления производящая экономика характеризуется таким обменом между человеком и природой, при котором человек стал создавать первичный продукт.
Производящая экономика объективно вела к усложнению организаций производства, появлению новых управленческих, организационных функций, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и тем самым к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение первобытного продукта. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участия в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов.
Эта экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда. Выделяются группы организаторов производства, работников информационных систем, в которых осуществляется учет труда и распределение его результатов, а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.
Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведет к становлению новых форм собственности: коллективной, групповой, частной - к дальнейшему социальному расслоению общества. Новая организация производственной деятельности также способствует социальной дифференциации общества: происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, неучастия верхушки в материальном производстве. Начинается становление классов, новых организационных форм управления обществом, зарождение государства.
Таким образом, неолитическая революция - переход человечества к производящей экономике - приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу - социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.
Как правило, древнейшие государственные образования, закономерно возникают на социально - экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичные государства возникают к IV - III тыс. до н. э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых районах разновременно и независимо друг от друга.
Первоначально они возникают как города - государства. Поселок (селение), в котором живут свободные общинники - земледельцы представляют теперь не родовую, а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно - хозяйственный центр - город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом - государством.
В городе - государстве организуются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно - хозяйственные, распределительные и информационные системы.
Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма разнообразны: управление общинным земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; осуществление государственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен; защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов - государств; взымание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов; создание институтов для рассмотрения споров; развитие ремесла и торговли и ряд других функций.
Таким образом, государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно в итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т. е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно - трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне. А возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма - город - государство - также обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием неолитической революции.

2. Социальные нормы первобытного общества, особенности регулирования ими общественных отношений.

Понимание неолитической революции как рубежа, длящего всю историю человечества на два способа существования и воспроизводства, - на присваивающую и производящую экономику - является также и методологическим ключом к изучению происхождения права, научного познания этого не менее сложного, чем государство, социального института.

Если при изучении процессов происхождения государства основное внимание уделялось обобщению истории организационных форм и социальных структур, существовавших в первобытном обществе, в том числе на этапе его перехода в раннеклассовые общества, а также при функционировании раннеклассовых обществ, то при изучении происхождения права хотелось бы уделить регулятивным началам в жизни этих обществ.

Что и как определило и обеспечивало поведение человека и его различных объединений: общины, клонов и т. д.? Всегда ли существовало право как одно из мощнейших социально - регулятивных средств, или и право, точно так же, как и государство, возникает лишь на определенном этапе развития человеческого общества? Чем отличаются регулятивные системы догосударственных и государственных обществ - вот основные вопросы, которые придется выяснить, чтобы познать причины появления и сущность права, выполнив тем самым основную исследовательскую задачу.

Обратимся в этой связи вновь к социально - экономической сущности присваивающей системы хозяйства. Эта система объективно не нуждалась в учете вклада каждого члена общества в результаты конкретной охоты, занятие рыболовством, в другие способы добывания пищи, в обеспечении жильем и т. п.. Не было в присваивающем хозяйстве и какого - либо нормирования затрат времени на участие того или иного члена общины в этих процессах обеспечения локальной группы.

Регулятивным фактором для таких затрат выступали только половозрастная структура общины, клана, локальной группы, экологическое состояние среды, возможности и потребности самих общин охотников, рыболовов и собирателей, умение и опыт отдельных членов общины. Самоорганизация, иные самопроизвольные процессы - вот главное, что характеризует в целом взаимодействия человека и природы в присваивающей экономике на протяжении многих тысячелетий.

Вместе с тем необходимо отметить, что широкое распространение и использование приобретают в таких обществах и регулятивные начала, формировавшиеся в ходе самоорганизации человечества. Эта регуляция обеспечивает существование и существенное воспроизводство конкретных общин, кланов, групп. Это правило смягчения агрессивных столкновений между группами, организации семейно - брачных отношений, закрепление половозрастного деления, взаимопомощи, организации совместных охот, рыболовного промысла, распределение пищи, нормы функционирования потестарных органов управления, процедуры решения споров и т. п. . Эти регулятивные начала осуществляются в разных формах, но суть их одна: они направлены на поддержание присваивающих экономик, на гармоничное сосуществование человека в природной среде, на воспроизводство его как биологического вида.

Отметим сразу, что в производящем хозяйстве дело обстояло совершенно иначе. К IV - III тыс. до н. э. самоорганизационные процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равенства между ними, сменяются сознательным процессом регулирования организации сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства и т. п..

Как отмечалось выше, на этом этапе происходит усложнение организации производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством пищи. Возникает необходимость регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности. Появляется объективная необходимость нормировать, а следовательно, и учитывать, трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов без такого нормирования и учета общества производящей экономики попросту не смогли бы существовать.

Эта экономика объективно ведет к дальнейшему разделению труда. Половозрастное деление, хотя и сохраняет свое значение, но и дополняется уже иным, социальным, классовым делением. Появляется тот самый особый слой людей, выделившихся из общества. В данном случае следует подчеркнуть, что появление не только публичной власти, но и иной системы регулирования, вызванной к жизни становлением производящей экономики и призванной объективно обеспечить ее функциональное развитие.

Таким образом, на теоретическом уровне можно выделить не только наличие в историческом развитии человечества двух способов хозяйственно - присваивающей и производящей экономики, но и наличие двух принципиально отличных систем регулирования, привязанных к экономическим и экологическим характеристикам этих способов хозяйствования, по всему комплексу материальных, социальных и духовных отношений, существовавших в них.

И в этой связи надо отметить, что социальные нормы присваивающей экономики имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты, составляли достаточно солидную регулятивную систему.

Содержание. Если упомянуть содержание регулятивной системы, то можно увидеть, что в социальных нормах закреплялась тотемная система (тотем - идеализированное существо - покровитель отдельного члена группы или всей группы: как правило вид животного и растения, которых нельзя убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологического регулятора, была своеобразной Красной книгой.

Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно - семейные отношения, способы приобщения женщин в других группах, в том числе в некоторых ситуациях и их похищения.

Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.

Способы регулирования. Здесь можно выделить три основных способа - запреты, дозволения и позитивное обязывание.

Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки, например, недопустимость брака между кровными родственниками.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике указывая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывание корней, на допустимость добрачных половых связей и т. д. . Запрещалось нарушать разделение функций в обществе между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещалось убийство, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь специальные лица - колдуны); запрещались похищения женщин и детей, применение оружия на стоянках, воровство, нарушение правил супружеского союза, нарушение супружеской верности, соблазнение чужих жен и т. д. .

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительстве жилищ, разжигание костров и поддержание огня, изготовление орудий, средств передвижения, например, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.