Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Юридико-технический уровень правового акта и нормативного правового акта важный показатель его качества. Технико-юридическая специфика работы органов власти субъекта РФ на примере деятельности органов государственной власти Ульяновской области.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 01.03.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
Ульяновский Государственный Педагогический университет
имени И.Н. Ульянова
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Реферат
На тему
Общий анализ законодательства Ульяновской области (на примере сравнительного анализа Закона "О гербе и флаге Ульяновской области" и Закона "О гербе и флаге Ленинградской области")
Выполнила: Студентка группы юр-04-2
Очного отделения Шигова Татьяна
Проверила: Зав. кафедрой
государственно-правовых
дисциплин
к. ю. н., доцент Леванова С.Т.
Ульяновск 2008
СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ 3
      Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ 5
        1.1. Понятия техника, юридическая техника и их соотношение. 5
        1.2. Правовое регулирование требований юридической техники 8
        1.3. Реквизит как структурный элемент правового акта 9
      Глава 2. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, гербы и флаги субъектов Российской Федерации их описание и порядок официального использования 13
        2.1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, гербы и флаги субъектов Российской Федерации их описание и порядок официального использования 13
      Глава 3. Сравнительный анализ Закона "О гербе и флаге Ульяновской области" и Закона "О гербе и флаге Ленинградской области" 17
        3.1. Структурные элементы содержательной части текста правового акта 19
        3.2. Техника и логика изложения правового акта 25
    заключение 29
    Библиографический список
    31

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в связи с многократным увеличением объема правового регулирования и нормативно-правового массива увеличивается значимость юридической техники. Потребность в унифицирующих нормах, в процедурах технико-юридического плана, в специальном лингво-юридическом анализе законопроектов становится все более насущной.

Еще одним моментом, подтверждающим актуальность данного исследования является то, что сейчас в России динамично развиваются федеративные отношения, когда субъекты Федерации активно используют свое право создавать собственное законодательство. К сожалению, юридико-технический уровень регионального законодательства в настоящее время явно низок. В этой связи Президент Российской Федерации В.В. Путин верно отметил, что "даже самые благие намерения разработчиков [правовых актов] не должны становиться поводом для правовой небрежности". Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Стенограмма выступления. М., "Известия", 2002. С. 17.

Юридико-технический уровень правового акта, а в особенности нормативного правового акта, является, по общему признанию, одним из важнейших показателей его качества.

К сожалению, отечественными специалистами в области права явно недостаточно внимания уделяется данной отрасли теории и практики законотворчества. Более того, во многих юридических вузах страны спецкурс "юридическая техника" не преподается вовсе.

Кроме того, низкий юридико-технический уровень регионального законодательства обусловлен не только недостаточным вниманием регионального законодателя к рассматриваемой стороне качества законодательства, но и небольшим опытом законопроектных работ, отсутствием сложившихся традиций юридической техники в правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации. Многие причины несовершенства регионального законодательства могут быть устранены на ранней стадии разработки правовых актов, что придает ценность и практическую значимость предлагаемому исследованию.

Целью настоящей работы является внесение предложений по совершенствованию юридической техники при разработке правовых актов органов государственной власти Ульяновской области.

В данной работе раскрываются теоретические аспекты техники законотворчества, одновременно рассматривается технико-юридическая специфика работы органов власти субъекта Российской Федерации на примере деятельности органов государственной власти Ульяновской области, путем сравнения законов "О гербе флаге Ульяновской области" и "О гербе флаге Ленинградской области". Для изучения были взяты отдельные примеры из опыта работы других регионов.

К сожалению, в связи с полным игнорированием важности систематизации и обнародования нормативно-правовых актов во всех органах власти Ульяновской области подробно рассматривать данную проблематику, видимо, стоит в отдельных работах.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

1.1. Понятия техника, юридическая техника и их соотношение.

Виды юридической техники

Термином техника в настоящее время обозначаются, как известно, два связанных между собой, но различных явления. Это, во-первых, техника как совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. И, во-вторых, техника как совокупность способов, приемов, навыков в каком-либо виде деятельности.

Для обозначения техники во втором значении часто применяется также термин "технология". Технический (технологический) аспект имеет любая деятельность. Применительно к юридической деятельности можно говорить о технике юридической деятельности, или иными, более привычными для юриста, словами - о юридической технике.

В литературе чаще всего выделяют следующие виды юридической техники:

1) законодательная (нормотворческая, законотворческая техника);

2) правоприменительная (правореализационная или техника индивидуальных правовых актов);

3) интерпретационная или техника актов официального толкования;

4) техника систематизации и учета нормативных правовых актов;

5) техника обнародования (опубликования) нормативных правовых актов.

Большой юридический словарь описывает юридическую технику как "совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых актов, так и при их претворении в жизнь" Большой юридический словарь//Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ИНФРА-М, 2000. -С. 695..

В зависимости от видов юридической деятельности можно различать и виды юридической техники. Так, применительно к правотворческой деятельности следует говорить о законодательной (законотворческой, правотворческой, нормотворческой) технике. Законодательная техника как техника работы с (нормативными) правовыми актами - наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином.

Законодательная техника включает в себя правила построения и оформления правовых актов, приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний, язык и стиль правового акта, правила обнародования (промульгации) и систематизации таких актов.

Другие виды юридической техники получили меньшее развитие и не имеют четкого терминологического обозначения. Так, в отношении такой широкой сферы юридической деятельности как правоприменительная деятельность можно говорить о правоприменительной технике. Этот раздел юридической техники не получил устойчивого понятийно-терминологического отражения в теории и практике.

Считается, что юридическая техника в своей основе едина для федерального и регионального законодательства. Особенности правил юридической техники на уровне субъектов Российской Федерации проявляются в тех элементах, которые непосредственно связаны с особенностями правотворчества субъектов. В частности, имеется специфика оформления реквизитов региональных правовых актов.

На региональном уровне в ряде случаев стоят технико-юридические проблемы, которых нет на федеральном уровне, или которые имеют другой характер.

Так, региональный законодатель должен решать проблему, в каких случаях и в каком объеме возможно, целесообразно или необходимо воспроизводить в своих законах положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

К числу основных общих правил юридической техники чаще всего относят:

1) наиболее полное, адекватное выражение воли законодателя;

2) рациональную организацию и логическую последовательность изложения нормативных предписаний, помещаемых в нормативном правовом акте;

3) отсутствие пробелов и противоречий в нормативных правовых актах и во всей системе законодательства;

4) краткость и компактность изложения правовых норм при достаточной глубине и всесторонности отражения их содержания;

5) ясность, простоту и доступность языка нормативных правовых актов, точность и определенность используемой терминологии;

6) сведение к минимуму количества нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им;

7) своевременное обнародование и вступление в силу законов и других правовых актов в соответствии с установленным порядком.

Пятую группу образуют правила, порядок и условия опубликования, содержащиеся в Конституции РФ, Федеральном законе "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", Указе Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", а также в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

1.2. Правовое регулирование требований юридической техники

Причем правовое регулирование требований юридической техники интенсивнее идет в субъектах Российской Федерации, нежели на федеральном уровне.

На федеральном уровне требования юридической техники регламентируются в основном в подзаконных нормативных правовых актах.

Многочисленные правила юридической техники содержатся в регламентах и инструкциях по делопроизводству и документационному обеспечению. В названных подзаконных актах предусматриваются, помимо прочего, отдельные правила оформления федеральных законов.

На региональном уровне во многих субъектах Российской Федерации требования юридической техники урегулированы в законах субъектов Российской Федерации и прежде всего в специальных законах о правовых актах и правотворчестве.

По данным из всех субъектов только 15 не имеют специально принятых на эту тему законов. Как правило, в субъекте действуют (кроме устава либо конституции) 2-3 закона, регламентирующих законотворческий процесс, законодательную инициативу, юридическую силу правовых актов.

Достаточно сказать, что еще в 1995 году в России лишь несколько регионов (Иркутская, Новгородская, Тверская области) имели специальные законы, опосредующие этот сложный вид человеческой деятельности. Но уже в 1997-1998 гг. в большинстве регионов России в кратчайшие сроки было разработано законодательство о нормотворческой, и, в частности, законопроектной технологии.

Среди региональных законов детализированностью и тщательностью проработки выделяются Закон Республики Адыгея от 9 октября 1998 года № 92 "О нормативных и иных правовых актах" и Закон Свердловской области от 10 марта 1999 года № 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".

К сожалению, в Ульяновской области до сих пор не принят Закон о правовых актах. Разрозненные нормы юридической техники "разбросаны" по Уставу области, Закону о Правительстве Ульяновской области и другим актам Ульяновской области. В этой связи можно согласиться с точкой зрения Н.А. Власенко о том, что во многих регионах характерными чертами закрепления правил юридической техники являются их разбросанность по разным нормативным актам, действующим в регионе, а также бессистемное изложение, формулирование порой ошибочных установлений, что не может не повлиять на качество правовых актов. Н.А.Власенко. Правила законодательной техники в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей: В 2 т.//Под ред. д.ю.н., проф., акад. В.М.Баранова. - Нижний Новгород, 2001. - Т. 1, с. 177.

Остается надеется, что скорейшее принятие в Ульяновской области специализированных нормативно-правовых актов, закрепляющих технико-юридические нормы, является важной задачей для органов государственной власти области.

1.3. Реквизит как структурный элемент правового акта

Реквизит правового акта - это элемент правового акта, который предназначен для отражения юридических свойств и (или) идентификации (обозначения) правового акта и не содержит регулятивных положений (предписаний).

В Нижегородской области принято использовать сокращенное наименование должности, например "Губернатор", "Председатель Собрания". Такую практику нельзя признать обоснованной, поскольку официальное использование сокращенных наименований должностей не предусмотрено никакими правовыми актами области.

Если правовой акт подписывается лицом, исполняющим обязанности лица, уполномоченного подписывать данный нормативный правовой акт, то перед наименованием должности указываются слова "исполняющий обязанности" без сокращения, например: "Исполняющий обязанности Губернатора Ульяновской области". Однако если нормативный правовой акт в установленных случаях подписывается заместителем уполномоченного лица, в том числе в период временного замещения уполномоченного лица, то следует указывать должность заместителя, например: "Первый заместитель Губернатора - член Правительства Ульяновской области".

Этот реквизит обычно состоит из наименования населенного пункта, который является местом постоянного пребывания соответствующего правотворческого органа, а в некоторых случаях также наименования резиденции, в которой размещается правотворческий орган.

Применительно к субъектам Российской Федерации таким населенным пунктом (городом) является столица (административный центр) соответствующего субъекта Российской Федерации. Этот город следует указывать в правовом акте в качестве места издания во всех случаях, в том числе и в тех, когда принятие (подписание) правового акта фактически осуществляется в другом населенном пункте, например, на выездном заседании законодательного органа или же когда правовой акт принимается референдумом.

Возможны следующие варианты оформления места издания правового акта:

· без указания типа населенного пункта;
· с указанием типа населенного пункта без сокращения;
· с указанием населенного пункта с сокращением до одной буквы с точкой.
Предпочтительнее, на наш взгляд, первые два варианта.
Реквизит "Место издания правового акта" лучше всего помещать в конце акта.
Общими реквизитами правовых актов (применительно к подлиннику) являются:
· изображение герба;
· обозначение вида правового акта;
· заголовок (наименование) правового акта;
· подпись (подписи) уполномоченного лица (лиц);
· дата принятия правового акта;
· номер правового акта.
Указанные общие реквизиты правовых актов в то же время являются и наиболее значимыми. Большинство видов правовых актов имеют состав реквизитов, совпадающий с общим.
Наиболее значительные особенности присущи реквизитам законов и правовых актов, утвержденных другими правовыми актами.
Так, помимо общих реквизитов законы имеют гриф принятия закона законодательным органом. Законы, принятые референдумом, имеют гриф принятия законов референдумом и, соответственно, не имеют грифов принятия (и одобрения) законов законодательным органом.
Правовой акт, утвержденный другим правовым актом, имеет следующие реквизиты:
· заголовок правового акта;
· гриф утверждения правового акта.
Состав реквизитов для каждого вида правового акта желательно установить нормативно. Во многих субъектах Российской Федерации это сделано, причем на законодательном уровне.
Изображение герба субъекта Российской Федерации следует помещать на подлинниках всех правовых актов соответствующего субъекта. На текстах других видов изображение герба не обязательно.
На практике герб изображается и на заверенных копиях правовых актов, поскольку они изготавливаются на основе подлинников соответствующих правовых актов.
Изображение герба следует располагать на подлиннике правового акта посредине листа над обозначением вида правового акта.

Глава 2. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, гербы и флаги субъектов Российской Федерации их описание и порядок официального использования

2.1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, гербы и флаги субъектов Российской Федерации их описание и порядок официального использования

В соответствии с Конституцией РФ ч.1 статьи 70 государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Следовательно, Федеральный конституционный закон 25 декабря 2000 года N 2-ФКЗ "О государственном флаге РФ" устанавливает Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

В статье 1 вышеуказанного закона говориться о том, что Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2: 3.

Многоцветный рисунок Государственного флага Российской Федерации помещен в приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.

В статье 8 данного закона разъясняется, что флаги субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному флагу Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации не может использоваться в качестве геральдической основы флагов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный флаг Российской Федерации располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов (но более двух) - левее центра.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и других флагов размер флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного флага Российской Федерации, а высота подъема Государственного флага Российской Федерации не может быть меньше высоты подъема других флагов.

Также следует учитывать Федеральным конституционным законом "О государственном гербе РФ", которым устанавливается Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования. Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.

Статья 8 вышеуказанного закона указывает, что Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Статья 9. При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра. (ст.9 Федерального конституционного закона "О государственном гербе РФ")

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).

Глава 3. Сравнительный анализ Закона "О гербе и флаге Ульяновской области" и Закона "О гербе и флаге Ленинградской области"

В уставе Ульяновской области нет упоминания об ее официальных символах, хотя в статье 8 главы 1 Устава Ленинградской области 31 декабря 1997 года N 74-оз, указываются официальные символы Ленинградской области, что Ленинградская область имеет свой герб, флаг и гимн. Описание герба и флага Ленинградской области, их графическое изображение, текст и музыкальная редакция гимна Ленинградской области, а также порядок их официального использования устанавливаются областными законами.

В Законе "О гербе и флаге Ульяновской области" 03.03. 2004 г. № 010 ЗО, которым устанавливается герб и флаг Ульяновской области, определяет правила их использования. В данном Законе 17 статей и отсутствует деление на главы, что смешивает многие его понятия.

В Законе "О гербе и флаге Ленинградской област и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.