Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Арт-технологии в профориентационной работе с учащимися девятых классов

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 14.05.2021. Год: 2021. Страниц: 74. Уникальность по antiplagiat.ru: 83. *

Описание (план):



Введение 7
1 Теоретико-методологи еские основы использования арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов 13
1.1 Особенности профориентационной работы с учащимися девятых классов………...13
1.2 Влияние арт-технологий на выбор профессии 18
1.3 Теоретическая модель профориентационной работы с учащимися девятых классов с использованием арт-технологий 23
2 Опытно-практическая работа по использованию арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов (на примере МБОУ Проволоченская ОШ рп Виля Нижегородской области) 30
2.1 Анализ опыта работы образовательного учреждения по проведению профориентационной работы с учащимися девятых классов 30
2.2 Реализация профориентационной программы «Путёвка в жизнь» 42
2.3 Оценка эффективности программы «Путёвка в жизнь» и рекомендации по использованию арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов 51
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А Анкета профессионального самоопределения 61
Приложение Б Тест «Психогеометрические фигуры С. Деллингера» 63
Приложение В Анкета «Определение профессионального типа
личности Дж. Голланда» ………...64
Приложение Г Формула темперамента (автор – А. Белов) 66
Приложение Д Примерные вопросы для учителей 68
Приложение Е Методика «Шесть рек» Леонгарда 69
Приложение Ж Тренинговое занятие «Профессиональное самоопределение
личности ………..… 74

Введение

Актуальность исследования. Проблема профориентации учащихся девятых классов всегда привлекала своей актуальностью многих специалистов. Исследованию данной проблемы посвящено множество статей, диссертаций, монографий, а также обобщён опыт работы многих практиков. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в её нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких качеств у выпускников, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за него и готовыми к профессиональной мобильности.
В условиях формирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому выпускнику. Девятиклассники являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы по профессиональному самоопределению. Одной из таких форм является арт-терапия[4]. Поэтому психологи обращают повышенное внимание на использование арт-терапии для развития определённых психологических и личностных качеств учащихся.
Разработка теории профориентационной работы связана с американским социологом Фрэнком Парсонсом, именно он впервые придал конкретную и устойчивую форму организации руководства выбором профессии.
Проблема профориентации широко рассматривается в работах таких зарубежных учёных как С. Деллингера, Дж. Голланда, А. Бине и других.
Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях занимались такие отечетсвенные учёные как А.К. Маркова, Г.С. Прыгин, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Л.А. Йоваша, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко и другие.
Е.А. Климов в своих работах раскрывает психологические основы профессионального самоопределения личности в течение всей своей жизни, предлагая к рассмотрению классической триады профориентации «хочу», «могу», «буду». Соотношение профессионального и личностного самоопределения исследует Н.С. Пряжников. В своих трудах С.И. Вершинин обосновывает компоненты готовности школьников к профессиональному выбору через педагогические основы принятия решения.
В работах А.С. Макаренко расмотрены вопросы теоретического обоснования концепции профориентации. Он обращал внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодёжи должна присутствовать духовность.
Вопросами использования арт-терапии занимались психологи: Е.О. Смирнова, М.В. Киселева, Е. Каралашвили, О.В. Бережнова, Дора Кальфф, К. Г. Юнг, З. Фрейд, А.И. Копытин и другие.
В своих разработках А.И. Копытин опирается на применение арт-терапии в образовании с целью сохранения и восстановления здоровья учащихся и их адаптации к условиям образовательного учреждения путём реализации диагностического и психопрофилактическо о потенциала.
Изучая данный вопрос, мы заметили, что одним из сложных факторов, затрудняющий сделать осознанный выбор выпускникам, является недостаточная сформированность мотивов к овладению видами деятельности.
Педагоги общеобразовательных учреждений не всегда замечают присутствие данного фактора. Они понимают необходимость регулирования вопросов по профориентации, но не всегда используют эффективные приёмы в своей деятельности для решения данной проблемы. И родители не уделяют должного внимания на осознанный выбор профессии своего ребёнка, подавляя его желания и стремления. В литературе разработаны разнообразные приёмы для определения будущей профессии. Одними из таких приёмов являются арт-технологии.
Таким образом, сложилось противоречие между большими возможностями использования арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов и недостаточной реализацией данного потенциала.
Объект исследования: профориентационная работа с учащимися девятых классов.
Предметом исследования выступают арт-технологии в профориентационной работе с учащимися девятых классов на базе МБОУ Проволоченской ОШ.
Цель исследования: на основе анализа наработанных исследований разработать программу профориентационной работы с использованием арт-технологий для учащихся девятых классов и проанализировать её эффективность.
Для достижения цели, необходимо выполнить ряд задач.
1) Изучить теоретические основы использования арт-технологий и особенности профориентационной работы с учащимися девятых классов.
2) Рассмотреть влияние арт-технологий на выбор профессии.
3) Разработать теоретическую модель арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов.
4) Проанализировать опыт работы образовательного учреждения по проведению профориентационной работы с учащимися девятых классов.
5) Реализовать профориентационную программу «Путёвка в жизнь».
6) Оценить эффективность программы «Путёвка в жизнь» и составить рекомендации по использованию арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов.
Методы исследования: изучение литературы по данной проблеме, теоретическое моделирование, анализ, наблюдение, сравнение, обобщение и интерпретация данных.
При организации исследования за основу были взяты работы: С. Деллингера - «Психогеометрические фигуры»; Дж. Голланда – «Определение профессионального типа личности»; А. Белова – «Формула темперамента».
Также была изучена литература по данной теме и проанализирован опыт работы образовательного учреждения по проведению профориентационной работы с учащимися девятых классов.
Научная новизна исследования определяется реализацией профориентационной программы «Путёвка в жизнь» для учащихся девятых классов, ввиду наличия устаревших, не отвечающих современным требованиям диагностических методик.
Теоретическая значимость исследования: результаты проведенной работы могут стать основой для дальнейших исследований в сфере повышения эффективности профориентационной работы с учащимися девятых классов.
Практическая значимость исследования заключается в составлении наиболее актуальных рекомендаций по использованию арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов в МБОУ Проволоченской ОШ, которые могут быть применены в работе учителей, классных руководителей и педагога-психолога. В ходе исследований была разработана профориентационная программа «Путёвка в жизнь» с использованием арт-технологий для учащихся девятых классов, результаты которой показывают эффективность предложенных приёмов и методов.
Гипотеза исследования: эффективная профориентационная работа с учащимися девятых классов возможна, если она будет построена с учётом актуальных приёмов арт-технологий, исходя из индивидуальных особенностей, склонностей и интересов выпускников.
Положения, выносимые на защиту.
1) Профориентационная работа учащихся девятых классов является одним из важнейших факторов правильного выбора будущей профессии. Она даёт возможность выработать у выпускников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями и способностями. Необходимо отметить тот факт, что по критериям профессиональной успешности выпускников школы можно говорить об эффективности деятельности общеобразовательной организации. Разработанная нами теоретическая модель, с учётом изученных основ профориентационной работы в школе, будет способствовать успешной работе специалистов.
2) Анализ опыта работы МБОУ Проволоченской ОШ по проведению профориентационной работы с учащимися девятых классов показал необходимость реализации программы, так как количество выпускников, которые определились с выбором будущей профессии очень низок. Это говорит нам о том, что многие девятиклассники либо не уверены в своих возможностях, либо выбор будущей профессии сделали за них их родители, подавляя желания и интересы своего ребёнка. В контексте проведенного исследования, в профориентационной работе с учащимися девятых классов на базе МБОУ Проволоченской ОШ была реализована программа «Путёвка в жизнь» с использованием арт-технологий, которая даёт положительную динамику в работе.
3) Для МБОУ Проволоченской ОШ были разработаны следующие рекомендации по обеспечению качественного проведения профориентационной работы с учащимися девятых классов:
а) формировать профессиональную компетентность у выпускников через педагогическую, психологическую, просветительскую поддержку в ситуации выбора будущей профессии по окончании основной школы;
б) необходимость взаимодействия взрослых и выпускников как равноправного сотрудничества, направленного на оказание помощи обучающимся в использовании внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленных целей;
в) создать гибкую систему работы общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями и организациями Выксунского района;
г) составить план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, приёмы и средства, активизирующие познавательную и творческую активность;
д) организовать индивидуальные и групповые профориентационные диспуты, беседы и лектории;
е) проводить регулярные диагностические мероприятия по профориентации в средних и старших классах;
ж) проводить родительские собрания по вопросам формирования готовности выпускников к профессиональному самоопределению;
з) устраивать выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям;
и) осуществлять консультации девятиклассникам по социальным вопросам;
к) способствовать формированию адекватной самооценки у обучающихся.
...