Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Диплом Арт-технологии в профориентационной работе с учащимися девятых классов
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Психология.
Добавлен: 14.05.2021.
Год: 2021.
Страниц: 74.
Уникальность по antiplagiat.ru: 83. *
Описание (план):
Введение 7 1 Теоретико-методологи еские основы использования арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов 13 1.1 Особенности профориентационной работы с учащимися девятых классов………...13 1.2 Влияние арт-технологий на выбор профессии 18 1.3 Теоретическая модель профориентационной работы с учащимися девятых классов с использованием арт-технологий 23 2 Опытно-практическая работа по использованию арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов (на примере МБОУ Проволоченская ОШ рп Виля Нижегородской области) 30 2.1 Анализ опыта работы образовательного учреждения по проведению профориентационной работы с учащимися девятых классов 30 2.2 Реализация профориентационной программы «Путёвка в жизнь» 42 2.3 Оценка эффективности программы «Путёвка в жизнь» и рекомендации по использованию арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов 51 Заключение 55 Список использованных источников 58 Приложение А Анкета профессионального самоопределения 61 Приложение Б Тест «Психогеометрические фигуры С. Деллингера» 63 Приложение В Анкета «Определение профессионального типа личности Дж. Голланда» ………...64 Приложение Г Формула темперамента (автор – А. Белов) 66 Приложение Д Примерные вопросы для учителей 68 Приложение Е Методика «Шесть рек» Леонгарда 69 Приложение Ж Тренинговое занятие «Профессиональное самоопределение личности ………..… 74
Введение
Актуальность исследования. Проблема профориентации учащихся девятых классов всегда привлекала своей актуальностью многих специалистов. Исследованию данной проблемы посвящено множество статей, диссертаций, монографий, а также обобщён опыт работы многих практиков. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в её нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких качеств у выпускников, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за него и готовыми к профессиональной мобильности. В условиях формирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому выпускнику. Девятиклассники являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы по профессиональному самоопределению. Одной из таких форм является арт-терапия[4]. Поэтому психологи обращают повышенное внимание на использование арт-терапии для развития определённых психологических и личностных качеств учащихся. Разработка теории профориентационной работы связана с американским социологом Фрэнком Парсонсом, именно он впервые придал конкретную и устойчивую форму организации руководства выбором профессии. Проблема профориентации широко рассматривается в работах таких зарубежных учёных как С. Деллингера, Дж. Голланда, А. Бине и других. Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях занимались такие отечетсвенные учёные как А.К. Маркова, Г.С. Прыгин, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Л.А. Йоваша, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко и другие. Е.А. Климов в своих работах раскрывает психологические основы профессионального самоопределения личности в течение всей своей жизни, предлагая к рассмотрению классической триады профориентации «хочу», «могу», «буду». Соотношение профессионального и личностного самоопределения исследует Н.С. Пряжников. В своих трудах С.И. Вершинин обосновывает компоненты готовности школьников к профессиональному выбору через педагогические основы принятия решения. В работах А.С. Макаренко расмотрены вопросы теоретического обоснования концепции профориентации. Он обращал внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодёжи должна присутствовать духовность. Вопросами использования арт-терапии занимались психологи: Е.О. Смирнова, М.В. Киселева, Е. Каралашвили, О.В. Бережнова, Дора Кальфф, К. Г. Юнг, З. Фрейд, А.И. Копытин и другие. В своих разработках А.И. Копытин опирается на применение арт-терапии в образовании с целью сохранения и восстановления здоровья учащихся и их адаптации к условиям образовательного учреждения путём реализации диагностического и психопрофилактическо о потенциала. Изучая данный вопрос, мы заметили, что одним из сложных факторов, затрудняющий сделать осознанный выбор выпускникам, является недостаточная сформированность мотивов к овладению видами деятельности. Педагоги общеобразовательных учреждений не всегда замечают присутствие данного фактора. Они понимают необходимость регулирования вопросов по профориентации, но не всегда используют эффективные приёмы в своей деятельности для решения данной проблемы. И родители не уделяют должного внимания на осознанный выбор профессии своего ребёнка, подавляя его желания и стремления. В литературе разработаны разнообразные приёмы для определения будущей профессии. Одними из таких приёмов являются арт-технологии. Таким образом, сложилось противоречие между большими возможностями использования арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов и недостаточной реализацией данного потенциала. Объект исследования: профориентационная работа с учащимися девятых классов. Предметом исследования выступают арт-технологии в профориентационной работе с учащимися девятых классов на базе МБОУ Проволоченской ОШ. Цель исследования: на основе анализа наработанных исследований разработать программу профориентационной работы с использованием арт-технологий для учащихся девятых классов и проанализировать её эффективность. Для достижения цели, необходимо выполнить ряд задач. 1) Изучить теоретические основы использования арт-технологий и особенности профориентационной работы с учащимися девятых классов. 2) Рассмотреть влияние арт-технологий на выбор профессии. 3) Разработать теоретическую модель арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов. 4) Проанализировать опыт работы образовательного учреждения по проведению профориентационной работы с учащимися девятых классов. 5) Реализовать профориентационную программу «Путёвка в жизнь». 6) Оценить эффективность программы «Путёвка в жизнь» и составить рекомендации по использованию арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов. Методы исследования: изучение литературы по данной проблеме, теоретическое моделирование, анализ, наблюдение, сравнение, обобщение и интерпретация данных. При организации исследования за основу были взяты работы: С. Деллингера - «Психогеометрические фигуры»; Дж. Голланда – «Определение профессионального типа личности»; А. Белова – «Формула темперамента». Также была изучена литература по данной теме и проанализирован опыт работы образовательного учреждения по проведению профориентационной работы с учащимися девятых классов. Научная новизна исследования определяется реализацией профориентационной программы «Путёвка в жизнь» для учащихся девятых классов, ввиду наличия устаревших, не отвечающих современным требованиям диагностических методик. Теоретическая значимость исследования: результаты проведенной работы могут стать основой для дальнейших исследований в сфере повышения эффективности профориентационной работы с учащимися девятых классов. Практическая значимость исследования заключается в составлении наиболее актуальных рекомендаций по использованию арт-технологий в профориентационной работе с учащимися девятых классов в МБОУ Проволоченской ОШ, которые могут быть применены в работе учителей, классных руководителей и педагога-психолога. В ходе исследований была разработана профориентационная программа «Путёвка в жизнь» с использованием арт-технологий для учащихся девятых классов, результаты которой показывают эффективность предложенных приёмов и методов. Гипотеза исследования: эффективная профориентационная работа с учащимися девятых классов возможна, если она будет построена с учётом актуальных приёмов арт-технологий, исходя из индивидуальных особенностей, склонностей и интересов выпускников. Положения, выносимые на защиту. 1) Профориентационная работа учащихся девятых классов является одним из важнейших факторов правильного выбора будущей профессии. Она даёт возможность выработать у выпускников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями и способностями. Необходимо отметить тот факт, что по критериям профессиональной успешности выпускников школы можно говорить об эффективности деятельности общеобразовательной организации. Разработанная нами теоретическая модель, с учётом изученных основ профориентационной работы в школе, будет способствовать успешной работе специалистов. 2) Анализ опыта работы МБОУ Проволоченской ОШ по проведению профориентационной работы с учащимися девятых классов показал необходимость реализации программы, так как количество выпускников, которые определились с выбором будущей профессии очень низок. Это говорит нам о том, что многие девятиклассники либо не уверены в своих возможностях, либо выбор будущей профессии сделали за них их родители, подавляя желания и интересы своего ребёнка. В контексте проведенного исследования, в профориентационной работе с учащимися девятых классов на базе МБОУ Проволоченской ОШ была реализована программа «Путёвка в жизнь» с использованием арт-технологий, которая даёт положительную динамику в работе. 3) Для МБОУ Проволоченской ОШ были разработаны следующие рекомендации по обеспечению качественного проведения профориентационной работы с учащимися девятых классов: а) формировать профессиональную компетентность у выпускников через педагогическую, психологическую, просветительскую поддержку в ситуации выбора будущей профессии по окончании основной школы; б) необходимость взаимодействия взрослых и выпускников как равноправного сотрудничества, направленного на оказание помощи обучающимся в использовании внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленных целей; в) создать гибкую систему работы общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями и организациями Выксунского района; г) составить план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, приёмы и средства, активизирующие познавательную и творческую активность; д) организовать индивидуальные и групповые профориентационные диспуты, беседы и лектории; е) проводить регулярные диагностические мероприятия по профориентации в средних и старших классах; ж) проводить родительские собрания по вопросам формирования готовности выпускников к профессиональному самоопределению; з) устраивать выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям; и) осуществлять консультации девятиклассникам по социальным вопросам; к) способствовать формированию адекватной самооценки у обучающихся. ...