Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 126758
Наименование:
Курсовик БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 17.05.2021.
Год: 2021.
Страниц: 40.
Уникальность по antiplagiat.ru: 74. *
Описание (план):
Оглавление Введение 3 ГЛАВА 1 . Буллинг как явление в подростковой среде . 6 1.1 Сущность понятия « Буллинг » . 6 1.2 Буллинг как феномен целенаправленного (девиантного) агрессивного поведения в подростковом возрасте . 13 ГЛАВА 2 . Практические аспекты профилактики буллиннга среди подростков в школе . 17 2.1 Основные направления работы с детьми девиантного поведения в образовательных учреждениях . 19 2.2 Методические пути преодоления школьного буллинга в современных школьных условиях . 22 Заключение 35 Список использованных источников . 38
Введение
Проблема насилия и агрессии в детских коллективах изучается много лет. Масштабы этих явлений не перестают удивлять. Проблема насилия среди учащихся все чаще привлекает внимание учителей и родителей в школе. Эта жестокость приобретает иной характер и похожа на проблему дедовщины в армии. Издевательства - этот новый термин получил название древнего, возможно, извечного явления, которое подразумевает умышленную жестокость по отношению к детям. К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. Проблема насилия в детских коллективах вызывает серьезную озабоченность у учителей всего мира. Проблема буллинга давно замалчивается, об этом не принято было говорить, не было даже специального научного термина, так как слово «буллинг» сложно отнести к терминам. Несмотря на чрезвычайную важность проблемы буллинга, она практически не освещается в отечественной литературе; В настоящее время существует не более 5 статей или учебников, посвященных конкретно издевательствам. В то же время издевательства - проблема номер один на Западе. Первыми исследователями в этом направлении стали ученые из Скандинавии, обследовав тысячу школьников в возрасте от семи до одиннадцати лет, исследователи получили следующие данные: 23% детей подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. Испанские исследователи приводят данные о 17–21% распространенности этого явления. Ирландские эксперты говорят, что «10% детей регулярно подвергаются насилию со стороны сверстников раз в неделю или чаще, а 55% - время от времени». [31]. Расхождения в цифрах естественны. Одни называют серьезные акты агрессии издевательством, другие - любые угрозы и оскорбления, без которых не может обойтись даже самое мирное человеческое сообщество. Тем не менее ясно, что это серьезное и массовое явление. Первые публикации на тему школьных издевательств появились довольно давно, еще в 1905 году К. Дьюкс опубликовал свою работу, но первые систематические исследования проблемы издевательств принадлежат скандинавским ученым, среди которых: Д. Ольвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Э. Роланд. Среди этих исследователей Д. Ольвеус остается наиболее авторитетным исследователем проблемы буллинга на сегодняшний день. Затем возник интерес в Великобритании. Среди британских исследователей В. Ортон, Д.А. Лейн, Д. Таттума, Э. Мунте. В США особое внимание к издевательствам начали проявлять в начале 90-х годов. ?? c. [7, с. 160]. В средствах массовой информации появлялось все больше сообщений о негативной ситуации в школах. Мы постоянно узнаем, как дети изводят одноклассников и учителей. То, что мы показываем по телевизору или пишем в газетах, - это только верхушка айсберга. Большая часть этого остается недоступной для масс или просто появляется в Интернете. В строке поиска нужно написать, например, «драки в школе», так как нашему вниманию результат 6 миллионов страниц. В то же время появляются видео, на которых дети бьют друг друга или учителей. Хотя эта проблема широко распространена, реальных мер по ее предотвращению нет. Как отмечает Е. Н. Пронина, оскорбительные отношения со студентами в наше время стали обычным явлением. Скорее всего, есть хотя бы один класс в каждой школе страны, где вы можете это наблюдать. К сожалению, никто не может с уверенностью сказать, откуда у детей такая ненависть друг к другу. Совсем недавно появилась психологическая и юридическая литература (как переводная, так и отечественная), которая прямо или косвенно связана с этим предметом, но, к сожалению, мало ориентирована на социальную практику, особенно на образовательную деятельность. Объект исследования: школьный буллинг. Предмет исследования: школьный буллинг как социально-педагогиче кая проблема. Методы исследования: теоретический анализ социально-педагогиче кой и психологической литературы, нормативной и программно-методическ й информации, обобщение и систематизация научных положений по проблеме исследования, сравнительный анализ результатов работы практиков образования. Цель курсовой работы: выявить сущностные характеристики школьного буллинга и разработать методические пути его преодоления. Задачи курсовой работы: - изучить основные характеристики издевательств в школе; - выявить социальные проблемы издевательств в школе; - определить методические средства борьбы с издевательствами в школе.
ГЛАВА 1 . Буллинг как явление в подростковой среде . 1.1 Сущность понятия « Буллинг » . Дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации и находящиеся в условиях реабилитационного процесса, сталкиваются с феноменом «издевательства» в подростковом возрасте. Задача педагогов и педагогов-психологов реабилитационного центра - выявить причины издевательств, помочь максимально (без рецидивов) устранить сложившуюся ситуацию. Причины издевательств сложны и разнообразны. В науке существует несколько подходов к объяснению природы агрессии. Рассмотрим некоторые из них. В психоаналитическом подходе (С. Фрейд) агрессия рассматривается как продукт боевого инстинкта наряду с инстинктами жизни, эроса, смерти, разрушения. З. Фрейд, исследуя природу агрессии, предположил, что в человеке постоянно генерируется агрессивная энергия, которую он периодически «выбрасывает», иногда даже без видимой причины. Этологический подход (К. Лоренц) утверждает, что агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы и проистекает из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Согласно теории ситуативной агрессии (Дж. Доллард) фрустрация (вмешательство, раздражение) всегда приводит к агрессии, но агрессия не всегда проявляется по отношению к фрустратору. Боязнь наказания, жесткая реакция, человек часто передает свои агрессивные действия другому человеку или объектам, которые не могут ответить тем же. Н. Е. Миллер представил систематическую модель, объясняющую возникновение такого явления. Он предположил, что такое поведение агрессивного человека обусловлено тремя факторами: силой желания агрессии; сила факторов, тормозящих такое поведение; сходство каждой потенциальной жертвы с каким-то разочаровывающим фактором... Заключение Буллинг - актуальная проблема в современном обществе, потому что мы уже сказали: в каждой школе страны есть хотя бы один класс, в котором вы можете это наблюдать. В ходе курсовой работы мы попытались понять множество определений термина «запугивание» и обнаружили, что все эти определения относятся к преднамеренному, продолжительному (повторяющемуся) физическому или психологическому насилию со стороны индивид или группа, имеющая определенные преимущества (физические, психологические, административные и т. д.) перед индивидом и возникающая в основном в организованных группах с определенной личной целью (например, желание завоевать авторитет для некоторых людей). Нам кажется, что уровень насилия в наших школах иногда зашкаливает. Издевательства, избиения, оскорбления - все это хорошо вписывается в нашу образовательную систему. Дети с каждым годом становятся жестче. Из приведенных нами примеров видно, что ситуация с каждым годом ухудшается, но никто не торопится что-либо делать. Школьное насилие оказывает прямое и косвенное воздействие на детей. Во-первых, продолжительное издевательство в школе влияет на «я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя преследуемым. Этот ребенок по-прежнему старается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает наоборот - другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, потому что боятся, что сами станут жертвами, следуя логике старого учителя: «Кто твой друг - ты тоже». В результате налаживание дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отказ в школе часто экстраполируется на другие области социальных отношений. Этот ребенок может продолжать жить по «программе неудачников». Во-вторых, становление жертвой вызывает низкий статус в группе, проблемы с обучением и поведением. Эти дети подвержены высокому риску развития психоневрологических и поведенческих расстройств. У жертв школьного насилия чаще возникают невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно развитие посттравматического синдрома. В-третьих, у подростков школьное насилие нарушает развитие личности. Длительный стресс порождает безнадежность и безнадежность, что, в свою очередь, является благодатной почвой для суицидальных мыслей. Чтобы не допустить запугивания, необходимо повышать культуру общества. В настоящее время нравственному воспитанию уделяется мало внимания. Например, в школе нам очень редко говорят, насколько неправильно оскорблять других. Учителя были равнодушны к таким урокам. И часто названия разговоров просто появлялись в журнале, но никто не запоминал, когда они были. Отсюда следует, что учителя должны уделять больше внимания своим ученикам и актуальным темам. А детям просто нужно внимание. Иногда им просто нужно поговорить и поговорить о болезненном. Учителя должны знать, что происходит в семье ребенка. Ведь многие дети переносят семейный негатив на учебу. Если будет негативное влияние на ребенка дома, в школе он может это убрать, но метод тоже будет уместным. Также необходимо улучшить профессиональную подготовку учителей, чтобы педагог мог сделать процесс обучения детей интересным и получить от них авторитет. Также необходимо организовать внеклассную работу с детьми. Ведь если ребенок занимается спортом, у него есть возможность выпустить весь накопившийся негатив. Кроме того, такая деятельность должна сочетаться с нравственным воспитанием. Нам кажется, что сегодня в нашей системе образования очень много негативных моментов, но при этом не стоит говорить о том, что насилие в школах встречается повсеместно. Ведь каждый из нас может вспомнить нескольких учителей, с которыми у нас были прекрасные отношения. И не все наши дети фанатики. Тем не менее, эта проблема весьма значительна и требует решения. Очень важно, чтобы издевательства в школе не стали типичным явлением и чтобы агрессия не рассматривалась как норма поведения. Ведь остается надеяться, что пластическая психика детей, развитие подросткового самосознания и мудрость взрослых помогут преодолеть последствия неадекватных ролей, которые многие люди сознательно или непреднамеренно играют в детстве и жизни.
Список использованных источников . 1. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – М. : Директ-Медиа. – 2008. – 532 c. 2. Бердышев, И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев, Е. Куценко // Первое сентября – 2005. – № 18. – С. 3. 3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – М. : Изд-во Прайм-Еврознак. – 2007. – 510 с. 4. Берон, Р. Агрессия / Р. Берон, Д. Ричардсон. – Санкт-Петербург : Питер. – 2001. – 352 с. 5. Воробьева, К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного вопитания / К. Воробьева // Воспитание школьников. – 2008. – № 7. – С. 48–56. 6. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. – Санкт-Петербург , 2009. – № 105. – С. 159–165. 7. Доллард, Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард. – М. : Просвещение. – 1939. – 265 с. 8. Дроздов, А. Ю. Агрессивное телевидение: социально-психологич ский анализ феномена / А. Ю. Дроздов // Социологические исследования – 2003. – № 4. – С. 62–65. 10. Журлова, И. В. Работа социального педагога с агрессивными детьми / И. В. Козлова // Сацыяльна-педагагiчн я работа. – 2008. – № 7. – С. 3– 8. 11. Князюк, О. В. Основные принципы построения коррекционной работы с агрессивными подростками / О. В. Князюк // Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-педагогиче кой и психологической службы : Респ. науч.-практ. конф., Гомель, 18 сент. 2008г. / ГГУ им. Ф. Скорины; редкол. Ф. В. Кадол (науч. ред.) [и др.]. – Гомель, 2008. – С. 169–172. 12. Козлова, С. А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников / С. А. Козлова // Современное дошкольное образование. – 2008. – № 1. – С. 62–64. 13. Кон, И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И. С. Кон // [Электронный ресур]. Режим доступа: info18.html. – Дата доступа : 25.01.2011. 14. Куклотерапия: игра или лечение? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: statyi/statyi19.html. – Дата доступа: 19.02.2011. 15. Лоренц, К. Агрессия: так называемое «зло» / К. Лоренц. – М. : Прогресс. – 1994. – 272 с. 16. Лэйн, Д. А. Школьная травля (буллинг) / Д. А. Лэйн / [Электронный ресур]. – Режим доступа : psy/psyib/ info.php?=414. – Дата дотупа : 25.01.2011. 17. Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90–92. 18. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Изд-во Эксмо. – 2005. – 960 с. 19. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Тюменский государственный университет – 2009. – № 7. – С. 51–54. 20. Мерцалова, С. Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. – 2000. – № 3. – С. 25–32. 21. Миллер, Н.Е. Фрустрационно-агрессив ые гипотезы (физиологическое обозрение), 1939; Образовательный портал Н. Поповой 22. Мухаркина, А. В качканарских школах эпидемия буллинга: жертв травли снимают на видео / А. Мухаркина // [Электронный ресурс]. – Режим доступа : ?p=589. – Дата доступа : 25.01.2011. 23. Мюллер, В. К. Bullying / В. К. Мюллер // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: dict/new-enru/00/55/78. html. – Дата доступа: 25.01.2011. 24. Нечаева, М. Природа агрессии / М. Нечаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилита ионной работы. – 2008. – № 1. – С. 73–80. 25. Нiколаенко, С. М. Виступ Міністра освіти і науки України на спільній колегії МОН, МВС / С. М. Нiколаенко // [Электронный ресурс]. – Режим доступа : official/2007/04/270407 3.html. – Дата доступа : 25.01.2011. 26. Пронина, Е. Н. Детская жестокость: причины и следствия / Е. Н. Пронина // Психологическая служба. – 2008. – № 5. – С. 20–23. 27. Roland E., Munthe E. Bulling: An International Perspective. – London, 1989. 28. Семенюк, Л. К. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. К. Семенюк. – М. : Флинта. –1998. – 185 с. 29. Сенько, Т. В. Диагностико-коррекцио ная работа с агрессивными детьми и подростками / Т. В. Сенько // Психологическая служба. – 2002. – № 1. – С. 47– 51. 30. Стреж, А. Л. Снижение уровня агрессивности с помощью метода куклотерапии / А. Л. Стреж // Сацыяльна-педагагiчн я работа. – 2010. – № 5. – С. 24–27 31. Ушакова, Е. Н. Буллинг – новый термин для старого явления / Е. Н. Ушакова // Директор школы. – 2009. – № 6. – С. 84–87. 32. Ушакова, Е. «Сказка по кругу» и др. способы предотвращения детской агрессии / Е. Ушакова // Директор школы. – 2006. – № 5. – С. 101– 104. 33. Фалд, Т. Буллинг. Офисные хулиганы / Т. Фалд, В. Кичкаев // [Электронный ресурс]. – Режим доступа : lib/bulling.htm. – Дата доступа: 25.01.2011. 34. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М. : Просвешение. – 1989. – 448 с. 35. Шишова, Т. Л. Куклотерапия / Т. Л. Шишова, И. Я. Медведева // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: courses.html. – Дата доступа: 10.02.2011. 36. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Санкт-Петербург : Ленато. –1996. – 592 с. 37. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – Санкт-Петербург : Питер. – 2003. – 296 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.