Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Курсовик ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ Вар. 1
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Психология.
Добавлен: 09.11.2021.
Год: 2021.
Страниц: 62.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………...…...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ..……….………..….………. ..….7 1.1. Проблема изучения внимания и памяти в научной психологии: понятие, виды, характеристика, психологические особенности в младшем школьном возрасте...….………..……….7 1.2. Тревожность: определение, виды, характеристика, психологические особенности в младшем школьном возрасте….………..……..15 1.3. Связь тревожности с характеристиками внимания и памяти младших школьников……….………..20 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ…...……….……….….2 2.1. Организация и методы исследования...…...……….………...25 2.2. Анализ и интерпретация полученных данных...………...………28 2.3. Рекомендации для родителей младших школьников по снижению уровня тревожности……….………...37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………..……….39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...………..……...43 ПРИЛОЖЕНИЯ…..……….…...………...……4 Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления……45 Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных………...52 Приложение 3. Результаты статистической обработки данных……….…….54
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что внимание и память является основными способностями человека и необходимы для обучения, накопления знаний и развития навыков. Проблема развития внимания и памяти младших школьников – одни из главных задач начальной школы сегодня, так как невнимательность в сочетании с нарушенной функцией запоминания у ребёнка зачастую становится серьёзной проблемой на пути обучения школьника. Проблема тревожности – является одной из центральных проблем современности. По данной проблеме психологи заметили, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога понимается как фактор мобилизации внимания и памяти, но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный придел, то тревожность начинает носить деструктивный характер. Это происходит по разным причинам, но по одной схеме: ребёнок, стремясь избежать неуспеха, отказывается от учебной деятельности или стремится во что бы то ни стало достичь успеха, изматывается и становится неуспешным в других ситуациях. Все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой в обучении и развитии познавательных процессов. Внимание и память младших школьников изучали следующие отечественные и зарубежные авторы: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, Д.Б. Эльконин, Ж.Н.Тельнова, Н.Ф. Добрынин, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, О.Ю. Ермолаев и другие. В этих исследованиях отмечается, что большое значение имеет память в процессе развития познавательной сферы младших школьников. В результате исследований внимания были раскрыты особенности свойств внимания младших школьников и пути их развития. Проблему проявления тревожности у младших школьников изучали как отечественные ученые (А.М. Прихожан, Р.С. Немов, И.В. Имедадзе, Ф.Б. Березин, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина и др.), так и зарубежные (К. Роджерс, К. Хорни, Г.С. Салливен и др.). Экспериментальным путем они доказали, что практически у каждого младшего школьника наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, поэтому таким детям нужна целенаправленная и планомерная помощь специалистов. Данные авторы утверждают, что младший школьный возраст, который предшествует подростковому возрасту, следует держать под контролем. Именно здесь, может возникнуть тревожность, которая закрепившись и перейдя в подростковый возраст, станет носить устойчивый личностный характер и в дальнейшем сыграет немалую роль в формировании таких познавательных процессов, как внимание и память. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания и памяти у тревожных детей младшего школьного возраста, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач, а также их недолговременную память. В настоящее время увеличилось число тревожных детей с выраженными нарушениями внимания и памяти, что и послужило основанием для выбора темы исследования. Проблема исследования: каковы особенности внимания и памяти младших школьников с разным уровнем тревожности? Цель исследования – изучить особенности внимания и памяти младших школьников с разным уровнем тревожности. Объект исследования – внимание и память как познавательные психические процессы младших школьников. Предмет исследования – внимание и память младших школьников с разным уровнем тревожности. Задачи исследования: 1. Дать теоретическое обоснование проблемы особенностей внимания и памяти младших школьников с разным уровнем тревожности. 2. Выявить особенности внимания и памяти у младших школьников. 3. Изучить особенности внимания и памяти младших школьников в гендерном аспекте. 4. Изучить связь между вниманием, памятью и тревожностью младших школьников. 5. Проанализировать особенности внимания и памяти младших школьников в зависимости от уровня тревожности. 6. Разработать рекомендации для младших школьников и их родителей по снижению уровня школьной тревожности. Гипотеза исследования: внимание и память младших школьников проявляют свои особенности в зависимости от уровня тревожности, а именно младшие школьники, имеющие низкий и средний уровень тревожности отличаются высокими или средними значениями концентрации и устойчивости внимания, объёмом внимания и памяти, характерным для их возрастной группы, а также высокими или средними значениями в процессах скорости запоминания и точности воспроизведения информации, в то время как младшие школьники с высоким уровнем тревожности, наоборот, отличаются низкими или очень низкими значениями концентрации и устойчивости внимания, точности воспроизведения и скорости запоминания информации, объём внимания и памяти отстаёт от норм возрастной группы. Теоретико-методологи еской основой исследования составили психологические исследования памяти младших школьников (Г. Мюллер, З. Фрейд, К.Бюлер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), психолого-педагогиче кие исследования особенностей внимания (Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский и др.), а также представления о специфике, видах и основных проявлениях тревожности младших школьников, методах их диагностики и коррекции (А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, C.B. Капранова, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова и др.). Методы исследования: - теоретические (анализ, сравнение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования), - эмпирические (психодиагностически методы), - методы статистической обработки данных (количественный и качественный анализ данных, критерии математической статистики - непараметрический метод критерий U – Манна - Уитни, для выявления различий между двумя независимыми выборками; непараметрический критерий Н – Крускала-Уоллиса, для проверки различий между тремя независимыми выборками; коэффициент ранговой корреляции Спирмена, для выявления связей между изучаемыми показателями). Математическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы статистического анализа SPSS. Методики исследования: 1. Опросник школьной тревожности Филипса; 2. Корректурная проба Бурдона; 3. Методика «Диагностика опосредствованной памяти» (А.Н. Леонтьев). Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный эмпирический материал может использоваться в рамках работы школьного психолога с целью профилактической и коррекционной работы с младшими школьниками, для коррекции уровня их тревожности и развития познавательных процессов (внимания и памяти). База и выборка исследования: исследование проводилось в г. Валуйки на базе МОУ СОШ №4. В исследовании принимали участие ученики с 1 по 3 класс. Объём выборки составил 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте от 8 до 9 лет. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ 1.1 Проблема изучения внимания и памяти в научной психологии: понятие, виды, характеристика, психологические особенности в младшем школьном возрасте
Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. Так как ни одно из существующих определений памяти не может считаться достаточным, следует проанализировать и объединить в единое целое несколько формулировок, дополняющих друг друга. По определению, данному в психологическом словаре, "память – это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта" [3, c.213]. По определению Ж. Пиаже, "память - совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением человека" [8, c.346]. ... ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей внимания и памяти младших школьников с разным уровнем тревожности. Углубленный анализ данной проблематики представляется весьма актуальным в связи с взаимосвязью уровня тревожности с познавательными процессами школьника, в основном, такими как внимание и память, за счет наличия определенных личностных черт, которые в совокупности формируют познавательные способности школьника и организуют его учебную деятельность, а также оказывают значимое влияние на успех ребёнка в учёбе. Внимание и память младших школьников – это такие познавательные процессы, которые необходимы, чтобы концентрироваться на чем-то и запоминать те или иные события, объекты, что немало важно в учебной деятельности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности школьника к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Тревожность оказывает значительное влияние на развитие познавательных процессов детей, поэтому у детей с высоким уровнем школьной тревожности преобладают низкие показатели по таким познавательным процессам, как память и внимание. В ходе данного исследования были сформулированы следующие выводы: 1. Обращение к проблеме особенностей внимания и памяти младших школьников с разным уровнем тревожности обосновано той ролью, которую внимание и память играют в процессе обучения и развития личности младшего школьника. Так, для учеников с низкой и средней тревожностью характерны такие особенности внимания как высокая или средняя концентрация и устойчивость, а также объём внимания, близкий к нормам своей возрастной группы. Такие дети не имеют особых нарушений внимания и памяти. В то время как внимание высоко тревожных школьников характеризуется низкой концентрацией и устойчивостью, а также малым объёмом, значительно отстающим от норм их возрастной группы. У таких детей имеются нарушение или ослабление памяти или отдельных ее компонентов (запоминания, удержания, воспроизведения). 2. Рассмотрев особенности внимания и памяти у младших школьников, мы выявили, что возрастной особенностью развития памяти младших школьников является то, что произвольное внимание у них развито сравнительно слабо, в отличие от непроизвольного. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные, потому что они привлекают своими интересными деталями. Только со временем внимание и память младших школьников поддаются волевому регулированию, т.е. становятся произвольным и управляемым. Ведущие виды памяти у детей – образная и эмоциональная. Младшеклассник в первую очередь запомнит то, что привлечёт его внимание, покажется ему ярким и неожиданным, вызовет у него эмоциональный отклик. Детям этого возраста легче запомнить конкретные предметы, события и лица, чем описания, объяснения и определения. Тем не менее, образная память имеет определенные ограничения. Нередко в памяти ребенка некоторые детали могут быть опущены, а некоторые – преувеличены. 3. Изучая особенности внимания и памяти младших школьников в гендерном аспекте, мы придерживались известной в гендерной психологии закономерности: в младшем школьном возрасте девочки опережают мальчиков по темпу психического развития в целом, и, в частности, произвольное внимание у них сформировано лучше, чем у мальчиков. В большинстве случаев девочки превосходят мальчиков по параметру устойчивости внимания. Мальчики чаще отвлекаются на внешние раздражители, предъявляют жалобы на усталость, что свидетельствует о быстрой утомляемости и недостаточной устойчивости внимания. Уровень развития различных видов памяти у девочек выше, чем у мальчиков. Девочки охотнее зап