Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ Вар. 1

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 09.11.2021. Год: 2021. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………...…...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ..……….………..….………. ..….7
1.1. Проблема изучения внимания и памяти в научной психологии: понятие, виды, характеристика, психологические особенности в младшем школьном возрасте...….………..……….7
1.2. Тревожность: определение, виды, характеристика, психологические особенности в младшем школьном возрасте….………..……..15
1.3. Связь тревожности с характеристиками внимания и памяти младших школьников……….………..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ…...……….……….….2
2.1. Организация и методы исследования...…...……….………...25
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных...………...………28
2.3. Рекомендации для родителей младших школьников по снижению уровня тревожности……….………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………..……….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...………..……...43
ПРИЛОЖЕНИЯ…..……….…...………...……4
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления……45
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных………...52
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных……….…….54

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что внимание и память является основными способностями человека и необходимы для обучения, накопления знаний и развития навыков. Проблема развития внимания и памяти младших школьников – одни из главных задач начальной школы сегодня, так как невнимательность в сочетании с нарушенной функцией запоминания у ребёнка зачастую становится серьёзной проблемой на пути обучения школьника.
Проблема тревожности – является одной из центральных проблем современности. По данной проблеме психологи заметили, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога понимается как фактор мобилизации внимания и памяти, но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный придел, то тревожность начинает носить деструктивный характер. Это происходит по разным причинам, но по одной схеме: ребёнок, стремясь избежать неуспеха, отказывается от учебной деятельности или стремится во что бы то ни стало достичь успеха, изматывается и становится неуспешным в других ситуациях. Все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой в обучении и развитии познавательных процессов.
Внимание и память младших школьников изучали следующие отечественные и зарубежные авторы: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, Д.Б. Эльконин, Ж.Н.Тельнова, Н.Ф. Добрынин, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, О.Ю. Ермолаев и другие. В этих
исследованиях отмечается, что большое значение имеет память в процессе развития познавательной сферы младших школьников. В результате исследований внимания были раскрыты особенности свойств внимания младших школьников и пути их развития.
Проблему проявления тревожности у младших школьников изучали как отечественные ученые (А.М. Прихожан, Р.С. Немов, И.В. Имедадзе, Ф.Б. Березин, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина и др.), так и зарубежные (К. Роджерс, К. Хорни, Г.С. Салливен и др.). Экспериментальным путем они доказали, что практически у каждого младшего школьника наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, поэтому таким детям нужна целенаправленная и планомерная помощь специалистов.
Данные авторы утверждают, что младший школьный возраст, который предшествует подростковому возрасту, следует держать под контролем. Именно здесь, может возникнуть тревожность, которая закрепившись и перейдя в подростковый возраст, станет носить устойчивый личностный характер и в дальнейшем сыграет немалую роль в формировании таких познавательных процессов, как внимание и память. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания и памяти у тревожных детей младшего школьного возраста, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач, а также их недолговременную память. В настоящее время увеличилось число тревожных детей с выраженными нарушениями внимания и памяти, что и послужило основанием для выбора темы исследования.
Проблема исследования: каковы особенности внимания и памяти младших школьников с разным уровнем тревожности?
Цель исследования – изучить особенности внимания и памяти младших школьников с разным уровнем тревожности.
Объект исследования – внимание и память как познавательные психические процессы младших школьников.
Предмет исследования – внимание и память младших школьников с разным уровнем тревожности.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы особенностей внимания и памяти младших школьников с разным уровнем тревожности.
2. Выявить особенности внимания и памяти у младших школьников.
3. Изучить особенности внимания и памяти младших школьников в гендерном аспекте.
4. Изучить связь между вниманием, памятью и тревожностью младших школьников.
5. Проанализировать особенности внимания и памяти младших школьников в зависимости от уровня тревожности.
6. Разработать рекомендации для младших школьников и их родителей по снижению уровня школьной тревожности.
Гипотеза исследования: внимание и память младших школьников проявляют свои особенности в зависимости от уровня тревожности, а именно младшие школьники, имеющие низкий и средний уровень тревожности отличаются высокими или средними значениями концентрации и устойчивости внимания, объёмом внимания и памяти, характерным для их возрастной группы, а также высокими или средними значениями в процессах скорости запоминания и точности воспроизведения информации, в то время как младшие школьники с высоким уровнем тревожности, наоборот, отличаются низкими или очень низкими значениями концентрации и устойчивости внимания, точности воспроизведения и скорости запоминания информации, объём внимания и памяти отстаёт от норм возрастной группы.
Теоретико-методологи еской основой исследования составили психологические исследования памяти младших школьников (Г. Мюллер, З. Фрейд, К.Бюлер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), психолого-педагогиче кие исследования особенностей внимания (Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский и др.), а также представления о специфике, видах и основных проявлениях тревожности младших школьников, методах их диагностики и коррекции (А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, C.B. Капранова, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова и др.).
Методы исследования:
- теоретические (анализ, сравнение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования),
- эмпирические (психодиагностически методы),
- методы статистической обработки данных (количественный и качественный анализ данных, критерии математической статистики - непараметрический метод критерий U – Манна - Уитни, для выявления различий между двумя независимыми выборками; непараметрический критерий Н – Крускала-Уоллиса, для проверки различий между тремя независимыми выборками; коэффициент ранговой корреляции Спирмена, для выявления связей между изучаемыми показателями).
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы статистического анализа SPSS.
Методики исследования:
1. Опросник школьной тревожности Филипса;
2. Корректурная проба Бурдона;
3. Методика «Диагностика опосредствованной памяти» (А.Н. Леонтьев).
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный эмпирический материал может использоваться в рамках работы школьного психолога с целью профилактической и коррекционной работы с младшими школьниками, для коррекции уровня их тревожности и развития познавательных процессов (внимания и памяти).
База и выборка исследования: исследование проводилось в г. Валуйки на базе МОУ СОШ №4. В исследовании принимали участие ученики с 1 по 3 класс. Объём выборки составил 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте от 8 до 9 лет.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1 Проблема изучения внимания и памяти в научной психологии: понятие, виды, характеристика, психологические особенности в младшем школьном возрасте

Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось.
Так как ни одно из существующих определений памяти не может считаться достаточным, следует проанализировать и объединить в единое целое несколько формулировок, дополняющих друг друга.
По определению, данному в психологическом словаре, "память – это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта" [3, c.213].
По определению Ж. Пиаже, "память - совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением человека" [8, c.346].
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей внимания и памяти младших школьников с разным уровнем тревожности.
Углубленный анализ данной проблематики представляется весьма актуальным в связи с взаимосвязью уровня тревожности с познавательными процессами школьника, в основном, такими как внимание и память, за счет наличия определенных личностных черт, которые в совокупности формируют познавательные способности школьника и организуют его учебную деятельность, а также оказывают значимое влияние на успех ребёнка в учёбе. Внимание и память младших школьников – это такие познавательные процессы, которые необходимы, чтобы концентрироваться на чем-то и запоминать те или иные события, объекты, что немало важно в учебной деятельности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности школьника к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Тревожность оказывает значительное влияние на развитие познавательных процессов детей, поэтому у детей с высоким уровнем школьной тревожности преобладают низкие показатели по таким познавательным процессам, как память и внимание.
В ходе данного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Обращение к проблеме особенностей внимания и памяти младших школьников с разным уровнем тревожности обосновано той ролью, которую внимание и память играют в процессе обучения и развития личности младшего школьника. Так, для учеников с низкой и средней тревожностью характерны такие особенности внимания как высокая или средняя концентрация и устойчивость, а также объём внимания, близкий к нормам своей возрастной группы. Такие дети не имеют особых нарушений внимания и памяти. В то время как внимание высоко тревожных школьников характеризуется низкой концентрацией и устойчивостью, а также малым объёмом, значительно отстающим от норм их возрастной группы. У таких детей имеются нарушение или ослабление памяти или отдельных ее компонентов (запоминания, удержания, воспроизведения).
2. Рассмотрев особенности внимания и памяти у младших школьников, мы выявили, что возрастной особенностью развития памяти младших школьников является то, что произвольное внимание у них развито сравнительно слабо, в отличие от непроизвольного. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные, потому что они привлекают своими интересными деталями. Только со временем внимание и память младших школьников поддаются волевому регулированию, т.е. становятся произвольным и управляемым. Ведущие виды памяти у детей – образная и эмоциональная. Младшеклассник в первую очередь запомнит то, что привлечёт его внимание, покажется ему ярким и неожиданным, вызовет у него эмоциональный отклик. Детям этого возраста легче запомнить конкретные предметы, события и лица, чем описания, объяснения и определения. Тем не менее, образная память имеет определенные ограничения. Нередко в памяти ребенка некоторые детали могут быть опущены, а некоторые – преувеличены.
3. Изучая особенности внимания и памяти младших школьников в гендерном аспекте, мы придерживались известной в гендерной психологии закономерности: в младшем школьном возрасте девочки опережают мальчиков по темпу психического развития в целом, и, в частности, произвольное внимание у них сформировано лучше, чем у мальчиков. В большинстве случаев девочки превосходят мальчиков по параметру устойчивости внимания. Мальчики чаще отвлекаются на внешние раздражители, предъявляют жалобы на усталость, что свидетельствует о быстрой утомляемости и недостаточной устойчивости внимания. Уровень развития различных видов памяти у девочек выше, чем у мальчиков. Девочки охотнее зап

Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.