Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 128048
Наименование:
Диплом Виды самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 22.11.2021.
Год: 2021.
Страниц: 57.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Тема: «Виды самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………...3 Глава 1. Теоретические аспекты самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе 1.1. Самостоятельная работа: условия эффективности, значение. Характеристика видов самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе………5 1.2 Методика организации самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе………..13 Выводы по главе 1……….20 Глава 2. Практические аспекты самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе 2.1. Определение уровня сформированности навыков самостоятельной работы в 4 классе ……….23 2.2. Комплекс упражнений для 4 класса по формированию навыков самостоятельной работы на уроках математики………31 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию навыков самостоятельной работы в 4 классе………..43 Выводы по главе 2……….48 Заключение……….50 Список использованной литературы………...52
? ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети очень любознательны и полны желания учиться, но для того, чтобы показать свои таланты, им нужно умелое руководство взрослых. Даже древнегреческие философы стремились в своих системах преподавания применять методы, которые развили бы навыки самостоятельность учеников. «Не идти вперед - это значит вернуться назад», - говорили древние мыслители. Эта идея лежит в основе обучения, которое развивает способности детей, влияет на умственное развитие, развитие творческих способностей, основателями которой были такие психологи, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и другие. Проблема развития творчества, творческой активности, творческих способностей не нова. В разные исторические периоды Аристотель, Платон и другие занимались решением этой проблемы. Современные ученые внесли большой вклад в изучение этой темы: П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. До недавнего времени развитие считалось побочным продуктом обучения, спонтанно возникающим и почти неуправляемым. Проблема развития навыков самостоятельности не выделялась в качестве особой задачи педагогики. Но сейчас ситуация резко изменилась. Интенсивно ориентированное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Проблема развития навыков самостоятельности многогранна и сложна. Сложность заключается, прежде всего, в самой сути явления. Формирование и развитие творческих способностей является важной составляющей педагогического процесса. Помощь учащимся в полной мере продемонстрировать свои способности, развить инициативу, самостоятельность, креативность - одна из главных задач современной школы. Педагоги и психологи ищут пути повышения эффективности обычного обучения, при котором дети учатся навыкам, а формирование способностей выступает косвенным результатом. Все более важное место в исследованиях занимает вопрос: как повысить эффект развития, т.е. как целенаправленно развивать способности. В настоящее время имеются достаточные условия для организации обучения с целью развития навыков самостоятельности. Тема - виды самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе. Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования - процесс развития навыков самостоятельности младшего школьника при изучении математики. Цель исследования состоит в исследовании уровня самостоятельности учеников 4 класса и разработке комплекса упражнений по формированию навыков самостоятельной работы. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: 1. Изучить условия эффективности, значение самостоятельной работы и характеристику видов самостоятельной работы на уроках математики в классе 2. Рассмотреть методику организации самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе 3. Определить уровень сформированности навыков самостоятельной работы в 4 классе 4. Разработать комплекс упражнений для 4 класса по формированию навыков самостоятельной работы на уроках математики 5. Проанализировать результаты экспериментальной работы по формированию навыков самостоятельной работы в 4 классе Ключевая идея исследования отражается в следующей гипотезе: развитие навыков самостоятельной работы у младшего школьника при изучении математики будет эффективным, если учитель будет проводить работу в условиях включения специальных заданий на развитие навыков самостоятельной работы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ
1.1. Самостоятельная работа: условия эффективности, значение. Характеристика видов самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе
Самостоятельная работа не является формой организации обучения и не является методом обучения. Правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения обучающихся независимо от познавательной деятельности, инструмент ее логической и психологической организации. [19] Самостоятельная работа является важным условием, теоретической и практической, подготовки учеников к следующей учебной деятельности требует знаний, умений, моральных и психических качеств. В современных условиях возросла ценность ответственности ученика, как за его учебную деятельность, так и за развитие у него горизонтов познания, а именно разграничение содержания и общего содержания. Именно стремление к самопознанию должно активно поощряться во всех системах образования... ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть возможности развития навыков самостоятельной работы учащихся на уроках математики с использованием специально разработанного комплекса упражнений. Целью нашего исследования явилось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования навыков самостоятельной работы младших школьников и разработка комплекса упражнений для достижения результатов. В первой главе был проведен теоретический анализ проблемы развития навыков самостоятельной работы и установлены психолого-педагогиче кие факторы е развития. Самостоятельная работа рассматривалась как особый вид деятельности, во время которого формируются навыки самостоятельной работы. В качестве факторов развития были рассмотрены различные развлекательные задачи и упражнения с использованием геометрии. Анализируя проблему использования данных заданий в обучении, мы пришли к выводу, что они имеют большой дидактический потенциал. Использование данных заданий в нашей педагогической деятельности: - улучшает качество знаний - способствует общему развитию ребенка - помогает преодолевать трудности - приносит радость жизни ребенка - создает благоприятные условия для лучшего понимания между учителями и учениками и их взаимодействия в образовательном процессе Все это позволило определить требования к программе формирования навыков самостоятельной работы учащихся на уроках математики с использованием комплекса упражнений. На основании выдвинутых задач и теоретико-методологи еского анализа было найдено содержание опытно - экспериментального исследования. На этапе констатирующего эксперимента мы изучали уровень сформированности навыков самостоятельной работы учащихся 4-го класса на уроках математики. Структура исследования на этапе констатирующего и формирующего эксперимента была следующей: постановка целей и определение соответствующих диагностируемых основных компонентов самстоятельных способностей у детей, способность к первичной диагностике, разработка комплекса упражнений, проведение занятий с учениками по данному комплексу для их собственной самостоятельной активности при работе над упражнениями с геометрическим содержанием. В ходе экспериментальной работы мы опирались на положения гуманистической педагогики, теории личностного развития, представления о потребностях каждого человека в саморазвитии и необходимости создания соответствующих условий для реализации этого развития. Работа со школьниками была направлена на развитие навыков самостоятельной работы. Задания, разработанные нами, расширяют возможности преподавателей для знакомства учеников с увлекательным миром, где они смогут добывать, анализировать, представлять и передавать информацию; эти задания значительно улучшают процесс обучения и ориентированы на учащихся. Таким образом, доказана эффективность комплекса упражнений для развития навыков самостоятельной работы учащихся.
? СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Артемов, А.К., Истомина, Н.Б. Теоретические основы методики обучения математики в начальных классах: пособие для учеников факультета подготовки учителей начальных классов, заочного отделения. - М.: Москва, 2016. - 224 с. 3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 2017. - 192 с. 4. Бабкина Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников / Н.В. Бабкина. - М.: Школьная пресса, 2016. - 24 с. 5. Белошистая, А.В., Левитес, В.В. Задания для развития логического мышления. - М.: Дрофа, 2017. – 64 с. 6. Белошистая, А.В., Левитес, В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография. / А.В. Белошистая, В.В. Левитес - Мурманск: МГПУ, 2015. - 104 с. 7. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. - М.: Аспект пресс, 2015. - 272 с. 8. В. В. Петухов психология мышления [Электронный ресурс]. – URL: 37602326-V-v-petuhov- sihologiya-myshleniy .html (дата обращения 18.04.2020). 9. Васильева, Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Р.А. Васильева, Г.Ф. Суворова. - М.: Педагогика, 2016. - 346 с. 10. Виноградова Л В. Методика преподавания математики. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015. - 253 с. 11. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учеб. пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2015. - 208 с. 12. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2016. - 108 с. 13. Вюрцбургская школа — психология [Электронный ресурс]. – URL: psihologiya/vyurtsbur skaya-shkola-psiholo iya.html (дата обращения 18.04.2020). 14. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 2016. - №1.-С. 36-46 15. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М., 2015.- 600 с. 16. Гамезо, М.В., Герасимова, В.С., Машурцева, Д.А. Общая психология: Учебно - методическое пособие / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Д.А. Машурцева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 352 с. 17. Есипов, Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Педагогика, 2016. - 415 с. 18. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2015. - 186 с. 19. Жарова, А.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / А.В. Жарова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 246 с. 20. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 2016. – 153 с. 21. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2015. - 264 с. 22. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. - М.: Педагогика, 2016. - 248 с. 23. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие /З.М. Истомина - М.: Москва, 2017. – 120 с. 24. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Наука, 2016. - 244 с. 25. Калинина, Н.В. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2015. - 80 с. 26. Ковальская, М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения / М.К. Ковальская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 156 27. Кочаровская, З.Д., Омарокова М.И. Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя / З.Д. Кочаровская, М.И. Омарокова // Начальная школа. - 2015. - №5. - с.34-38. 28. Кулагин И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагин. - М.: Эксмо, 2019. - 176 с. 29. Лебедева, С.А., Тарасов, С.В. Организация исследовательской деятельности / С.А. Лебедева, С.В. Тарасов // Практика административной работы в школе. - 2015. - № 7. - С.41-44. 30. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для пед. вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2018. - 583 с. 31. Матюхина М.В. Психология младшего школьника /М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.П. Патрина - М.: Просвещение, 2016. - 206 с. 32. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбицявичене [Электронный ресурс]. – URL: методика-э-ф-замбицяв чене/ (дата обращения: 18.04.2020). 33. Методика обучения математике учащихся начальной школы. Курс лекций для учеников, обучающихся по специальности Преподавание в начальных классах. Часть 2. - Бутурлиновка, 2019. - 149 с. 34. Муртазин, Г.М. Самостоятельная учебная работа учащихся / Г.М. Муртазин. - М.: Аспект пресс, 2015. - 318 с. 35. О. К. Тихомиров. Психология мышления [Электронный ресурс]. – URL: 25937563-O-k-tihomiro -psihologiya-myshlen ya.html (дата обращения 18.04.2020). 36. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И.Рогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2015. - 448 с. 37. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция /Т.Н. Овчинникова - М.: АСТ, 2018. - 208 с. 38. Огородников, И.Т. Дидактические основы повышения самостоятельности и активности учащихся / И.Т. Огородников. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 286 с. 39. Останина Е.Е. Обучение школьников приему классификации /Е.Е. Останина // Начальная школа. - 2016. - №4. - с. 52-56 40. Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - М.: Академия, 2016. - 512 с. 41. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 2015. - 386 с. 42. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. – Спб.: Питер, 2016. – 272 с. 43. Попова А.И., Литвинская И.Г. Развитие самодеятельности младших школьников в условиях коллективных занятий / Начальная школа, № 7, 2015., - С.90. 44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2017. - 720 с. 45. Теория мышления Л.С. Выготского [Электронный ресурс]. – URL: 5_21829_teoriya-mishl niya-lsvigotskogo.ht l (дата обращения 18.04.2020). 46. Ткачева М.С. Педагогическая психология. - М.: Высшее образование, 2018. - 192 с. 47. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. - М.: МПСИ, 2015. - 432 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.