Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 128000
Наименование:
Курсовик Влияние пережитого насилия в семье на социальную адаптацию ребенка
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 16.11.2021.
Год: 2020.
Страниц: 52.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (МИВлГУ)
Факультет Гуманитарный Кафедра СГПД КУРСОВАЯ РАБОТА по Педагогика девиантного поведения Тема: Влияние пережитого насилия в семье на социальную адаптацию ребенка
Студент Пс-118 Муром 2021
Содержание Введение 3 1. Теоретические подходы к анализу проблемы насилия над детьми в семье.. 6 1.1 Изучение проблемы насилия над детьми в семье в работах отечественных и зарубежных психологов 6 1.2 Понятие "насилие", "жестокое обращение" и их виды в отечественной и зарубежной психологии 9 1.3 Факторы социальной адаптации и причины дезадаптации у детей, переживших насилие в семье ………17 2.Психологическая помощь детям,пережившим насилие………. 20 2.1 Особенности детей, переживших насилие……….20 2.2 Формы, методы и технологии оказания психологической и психотерапевтической помощи детям - жертвам насилия 24 2.3 Рекомендации по психокоррекции нарушений у детей, переживших насилие в семье 36 Заключение 45 Список использованных источников 47
Введение Дети – наиболее ранимые члены нашего общества, их права и свободы часто нарушаются. В повседневной жизни, характеризующейся социально-политическ й и экономической нестабильностью, многие дети переживают ужас насилия, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и психологических злоупотреблений со стороны взрослых своей семьи. Доказано, что жестокое обращение с детьми имеет физические и психологические последствия для их здоровья, оказывает крайне негативное влияние на развитие детей, на их социальную адаптацию. Рост числа детей, подвергшихся насилию, трудности выявления его причин и признаков, а также влияния последствий насилия на развитие личности ребенка постоянно требуют внимания исследователей. Изучение психологических особенностей детей, переживших насилие, разработка методов диагностики последствий травматических переживаний и психокоррекционных программ реабилитации этих детей являются востребованными в практике в настоящее время. Дети, подвергающиеся насилию, как правило, сами редко обращаются за помощью, а педагоги недостаточно информированы об этой проблеме и не всегда готовы увидеть такого ребенка и оказать ему необходимую помощь влияние этих факторов друг на друга. Актуальность работы - определена тем, что насилие и жестокое обращение с детьми в семье - одна из острых проблем в современной психологии. Объект исследования - дети, подвергшиеся насилию в семье. Предмет - особенности социально-психологич ской адаптации детей, подвергшихся насилию в семье. Цель исследования - изучение проблемы жестокого отношения к детям и социализация детей, перенесших насилие в семье. Задачи исследования вытекают из поставленной цели: 1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по изучению домашнего насилия над детьми. 2. Определить виды насилия над детьми и дать их характеристику. 3. Выявить особенности социальной адаптации детей, переживших насилие в семье. 4. Изучить основные методы работы с детьми, перенесшими насилие. 5. Разработать психологические рекомендации для работы с детьми, пережившими насилие в семье. Степень научной разработанности данной темы очень обширная. Теоретическую основу исследования составили: ведущие идеи зарубежных и отечественных авторов, такие как: Б. Боннер, Дж. М. Левенталь, Д. Финкельхор, Т. Н. Шульга, E. T. Соколова, C. B. Ильина, H. B. Тарабрина и др. Методы исследования: аналитический, структурный и логический методы; анализ научной литературы по данной проблеме, статистических данных и материалов периодической печати; подбор диагностических методик, наблюдение, беседа. Теоретическое значение исследования заключается в уточнении и расширении знаний о насилии над детьми в семье. Практическое значение полученных результатов заключается в том, что данные курсовой работы могут быть использованы медицинскими работниками, социальными работниками, педагогами, психологами с целью выявления различных видов насилия и жестокого обращения с детьми в семье. Теоретической базой исследования послужила обширная психологическая литература, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература. Положения, выносимые на защиту: 1. Анализ изучения проблемы насилия над детьми в семье показал, что очень часто встречаются дети, страдающие нервно-психическими расстройствами. Незнание педагогами и родителями правил общения, характеристики синдромов и их своеобразия проявлений у детей может привести к ухудшению состояния здоровья ребенка. 2. Дети, познавшие человеческое зло и растущие в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремятся изолироваться от общества и могут проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Таким детям необходима психологическая помощь. 3. Рекомендации, которые выведены в курсовой работе, каждому педагогу пойдут на пользу, т.к. в жизни встречаются очень большое количество детей пережившие насилие в семье. И педагог должен знать, как правильно работать с детьми, родителями, коллегами по работе, с непростыми случаями в жизни и здоровье детей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников.
1. Теоритические подходы к анализу проблемы насилия над детьми в семье 1.1 Изучение проблемы насилия над детьми в семье в работах отечественных и зарубежных психологов Проблематика насилия – обширная область, разрабатывающаяся в мировой психологии, педагогике, философии, социологии, социальной работе, культурологии, медицине и других отраслях научного знания. Пересмотр роли и места насилия в системе общественных отношений связан с достижениями целой плеяды выдающихся исследователей во всех областях познания. Большой вклад в проблему изучения психологии насилия внесли З. Фрейд, Э. Фромм, и многие другие. Различные аспекты насилия над детьми затрагиваются в работах Н. К. Асановой, М. А. Догадиной, Л. О. Пережогина, С. В. Ильиной, и др. Сущность профилактики домашнего насилия над детьми и технологии ее осуществления раскрываются в работах М. А. Беляевой, М. Н. Бессоновой, Г. В. Латышева, М. Ф. Черкасовой и др. Исследованием проблемы насилия и жестокого обращения с детьми занимались такие зарубежные и отечественные авторы как: Б. Боннер, Дж. М. Левенталь, Д. Финкельхор, Т. Н. Шульга, E. T. Соколова, C. B. Ильина, H. B. Тарабрина и др. Они рассматривают данную проблему как одну из возможных причин аномального развития ребенка и асоциального детства. Поскольку это новая, активно разрабатываемая научная тема, то на настоящий момент не существует единого определения насилия. Зарубежные специалисты считают, что кроме преступлений это понятие включает в себя принуждение или поощрение совершать действия или поступки, которые человек совершать не хочет; вовлечение кого-либо в деятельность с помощью обмана или угроз; препятствие выполнению того, что человек выполнять хочет; злоупотребление властью (в широком смысле этого слова); также в понятие насилия входит пренебрежение родителями своими обязанностями, унижение человеческого достоинства и любое нарушение внутренней границы личностных переживаний [10; 16; 42; 50]. Как правило, выделяют физическое, вербальное, психологическое и сексуальное насилие, при этом вербальное насилие может включаться в понятие психологического насилия. Вопрос о причинах насилия до сих пор остается спорным. Исследователи различных школ и направлений науки изучали и расширяли представления о насилии и агрессии, их причинах и формах проявления. Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности истоков насилия и агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает насильственное поведение как врожденное. З. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что насилие берет начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, насилие – это тот же самый инстинкт, только спроецированный и целенаправленный на внешние объекты. Теории побуждения предполагают, что источником насилия является, в первую очередь, вызываемой внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теории этого направления пользуется теории фрустрации – агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Дж. Доллардом и его коллегами [50]. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к насилию. И последнее теоретическое направление, рассматривает насилие, прежде всего, как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В соответствии с этой теорией глубокое понимание насилия может быть достигнуто только при обращении пристального внимания на то, каким путем агрессивная модель проведения была усвоена, способствующие закреплению данной модели поведения. Насильственные ситуации усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявлениях насилия [50]. В настоящее время выделяют несколько подходов к пониманию насилия: биологический, психологический, социологический и юридический. Существование феномена насилия по отношению к детям, а в особенности семейного насилия над детьми, в большинстве стран было признано только во второй половине XX века [40]. Такое позднее обращение психологии к этой теме культурно- исторически обусловлено тем, что вплоть до начала XX в. в обществе было широко распространено мнение, что дети – всего лишь вид собственности взрослых. К детям относились как к миниатюрным, неполноценным людям на протяжении всей истории человечества, отражение такой позиции широко представлено, например, в художественной литературе, в изобразительном искусстве. Эта точка зрения стала постепенно отмирать только, начиная с эпохи Возрождения, когда родители лишились права на жизнь и смерть своего ребенка, но в основном вплоть до начала XX в. внутренний мир ребенка и его проблемы не являлись предметом отдельного изучения. Например, в области психотерапии не существовало специального направления, посвященного детям. Любое отклонение объяснялось в терминах "дурных наклонностей" или недостатков воспитания [9]. Стоит добавить, что физическое и сексуальное насилие подразумевают наличие психологического насилия, но не наоборот. Психологическое и физическое насилие менее изучены, чем сексуальное, так как включают в себя крайне широкий спектр действий, субъективная оценка которых жертвой играет важную роль. Сегодня большинство специалистов в области оказания помощи детям, пережившим насилие, отмечают, что механизмы травматизации и психологические последствия при всех формах насилия носят сходный характер. В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой психологические последствия разных форм насилия имеют существенные различия [2;6;8]. 1.2. Понятие "насилие", "жестокое обращение" и их виды в отечественной и зарубежной психологии Во многих странах семейное насилие рассматривают как серьезную социальную проблему. Термин «насилие», согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова [49], может быть истолкован как: 1) принуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы; 2) принудительное воздействие на кого-либо; 3) притеснение, беззаконие. Согласно А. С. Синельникову, домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты множества видов физического, сексуального, психологического и экономического насилия [41, С. 92]. По мнению Е. Н. Волковой насилие – это физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности [13, С. 65]. Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение, или действия со стороны родителей, лиц их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка [2, С. 72]. Для объяснения механизмов и причин насилия вообще и семейного насилия в частности в различных научных дисциплинах используются следующие концептуальные подходы. В рамках социологического подхода ведущим фактором считается социокультурная обусловленность, т.е. насилие является стереотипом семейных отношений, принятым в данной группе населения и воспитанным с детства, а также воздействие социальных факторов (социально-экономиче кое положение индивида, безработица, плохие жилищные условия и пр.) С позиции психологического подхода насилие рассматривается как результат либо негативного личного жизненного опыта, «травмы детства», либо алкоголизма и психопатологии. Социально психологический подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который ребенок получил в семье [2; 4; 12; 20; 25]. Выявлено также, что каждый второй из тех детей, кто воспитывался в жестких условиях, впоследствии применяет насилие в отношении своих пожилых родителей [7, С.68-70]. Проблема семейного насилия рассматривается также в терминах «власть» и «контроль». Унижая жертву, ущемляя ее права и свободу, обидчик получает возможность ощущать свою власть над ней, утверждать ее зависимость, контролировать ее жизнь [3]. Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение потребностями ребенка, эмоциональное насилие. В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений [1; 35]. Постоянные издевательства – моральные и физические – становятся причиной ухода детей из дома. Иногда бывает трудно провести различие между проявлением жестокости и обычным наказанием. Как отмечает Н. Ю. Синягина [42, С. 25], среди мотивов жестокого отношения к детям преобладает «стремление воспитать» (отмечают 50% родителей). Это объясняется многовековыми традициями патриархального воспитания. Около 30% родителей одним из мотивов жестокого отношения к ребенку называют «месть за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит, требует». Основной причиной недовольства родителей своими детьми является неудовлетворенность результатами учебной деятельностью ребенка (отмечают 59% опрошенных родителей). С. Фрайд, П. Хоулт, В. Гиллхам выделили типы-схемы жестокого обращения родителей с детьми [50]: «Ребенок - мишень» – ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей. «Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения. «Отсутствие навыков отцовства и материнства» – родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения. «Необразованный родитель» – отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики. «Модель домашнего насилия» – жестокое поведение чаще отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения. «Изоляция от внешнего мира» – нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки нарушить его. «Семейные стереотипы» – нарушение традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиций семьи, этические нарушения и т. п.). Большинство теоретических объяснений причин и источников насилия над детьми позволяет выделить две основные группы факторов, приводящих к насилию [39, С.182]. К первой группе относят особенности общества, в котором проявляется насилие: характер социально-экономичес их условий, уровень безработицы, бедность, наличие войн и военных действий, уровень преступности, слабость законов, отсутствие целостной и действенной системы защиты детей, а также особенности установок общества с точки зрения терпимости к насилию являются эффективным способом воспитания [2, С.184]. Отличительной особенностью нашего менталитета является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Отрицание того, что жестокое с детьми случается слишком часто в нашем обществе, или отрицание того, что эта проблема является серьезной, приводит к тяжелым последствиям...
Заключение Итак, изучив теоретический и практический материал по теме «Влияние пережитого насилия в семье на социальную адаптацию ребенка» были сделаны такие выводы: 1. На основе анализа основных теоретических подходов к проблеме насилия над ребенком в семье и его дальнейшей социальной адаптации в отечественной и зарубежной психологии мы увидели, что наибольший вклад в изучение данной проблемы внесли такие ученые: Д. Финкельхор, Б. Боннер, Дж. М. Левенталь, Т. Н. Шульга, E. T. Соколова, C. B. Ильина, H. B. Тарабрина, М. А. Беляева, М. Н. Бессонова, М. Ф. Черкасова, З. Фрейд, Э. Фромм. 2. Определили виды насилия над детьми и дали их характеристику. Насилие – это физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью. Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: физическое насилие; сексуальное насилие; эмоциональное насилие; пренебрежение потребностями ребенка. Ребенок, явившийся жертвой насилия, не усваивает социально-положитель ых отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни. 3. Анализ методов, методик и технологий работы позволяет сделать следующий выводы: проблема метода в науке не проста и не односложна. Применяемые методы исследования зависят от уровня развития науки, от тех принципиальных положений, теоретических, методологических установок, на которых данная область знаний базируется. Саморазвитие той или иной области знаний зависит в известной мере от применяемых методов исследования. 4. Выявлены особенности социальной адаптации детей, переживших насилие в семье. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономичес их аспектов. Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб. Дети, переживающие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиций, чтобы завоевать авторитет в школе и др. 5. Даны такие рекомендации для работы с детьми, пережившими насилие в семье: – Внимательно выслушивать ребенка. – Сверяться с ребенком, понимает ли взрослый смысл используемых ребенком слов, и наоборот. – Обсуждать на примерах, что такое «хорошие» и «плохие» прикосновения, и учить ребенка говорить «нет» при попытках «нехороших прикосновений». – Обсуждать права ребенка, кто может до него дотрагиваться и кому не стоит этого позволять; кого ребенок имеет право трогать сам. – Объяснять ребенку, что «нехорошие» прикосновения могут исходить от близких людей. – Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять. Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей / Н. Аккерман // Семейная психотерапия Хрестоматия / Сост. Э. Г. Эйдемиллер и др. – СПб. : Питер, 2000. – С. 287-307. 2. Алексеева И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. – М. : Генезис, 2005. – 256 с. 3. Алберти Р. Самоутверждающее поведение / Р. Алберти, М. Эммонс. – СПб. : Акад. проект, 1998. – 240 с. 4. Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю. М. Антонян. – М.: Апрель-Пресс, 1995. – 260 с. 5. Асанова Н. К. Обретение радости. Игровая психоаналитическая терапия в лечении детей, подвергшихся плохому обращению / Н. К. Асанова // Прикладная психология и психоанализ, 1997. – 31. – С. 54-66. 6. Асанова Н. К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. / Н. К. Асанова – М. : ВЛАДОС, 1997. – 220 с. 7. Бандура А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. : Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. – 480 с. 8. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковец. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 510 с. 9. Боннер. Б. Краткий очерк по развитию предотвращения насилия над детьми в Восточной Европе / Б. Боннер, Т. Балашова, М. Чаффрин, Р. Соонетс. – Будапешт, 2001. – 272 с. 10. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М. : Гардарика, 2003. –370 с. 11. Брутман В. И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В. И. Брутман, М. С. Радионова // Вопросы психологии. – 1997. – №7. – С. 38-47. 12. Василькова Ю. В. Социальная педагогика. / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова Т. А. – М., 1999. 13. Волкова Е. Н. Защита детей от жестокого обращения / Е. Н. Волкова. – СПБ.: Питер, 2007. – с. 243. 14. Гиндин Г. И. Социально-психологич ская помощь детям – жертвам сексуального насилия в семье / Г. И. Гиндин, О.Б. Духова. – Вологда, 1997. – 162 с. 15. Григович И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей / И. Н. Григович. – Петрозаводстк : ПетрГУ, 2001. – 80 с. 16. Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими насилие / Л. Дамон, Дж. Мэнделл. – М. : Генезис, 1998. – 410 с. 17. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. – СПб. : Питер, 2001. – 580 с. 18. Догадина М. А. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших / М. А. Догадина, Л. О. Пересогин. – М. : Сам себе адвокат, 2002. – 210 с. 19. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А. И. Захаров. – СПб. : Питер, 1998. – 260 с. 20. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е. Н. Волковой. – СПб. : Питер, 2007. – 256 с. 21. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга / Под ред. Е. Н. Волковой. – Нижний Новгород, 2004. – 192 с. 22. Зиновьева Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. – СПб. : Речь, 2005. – 248 с. 23. Зуйкова Е. М. Насилие в семье – социальная проблема / Е. М. Зуйкова // Социальная работа. – 2003. – №1. – С. 22-30. 24. Климантова Г. И. Насилие в семье: социальные технологии, его диагностики и профилактики / Г. И. Климантова, М. Г. Котовская, И. Д. Горшкова. – М. : Изд-во РГСУ, 2007. – 39 с. 25. Кошелева Е. В. Насилие в семье: генезис, состояние, предупреждение: Пособие / Е. В. Кошелева / Под ред. В. А. Лелекова. – Воронеж: ВИ МВД России, 2001. – 50 с. 26. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 620 с. 27. Курасова Н. В. Сексуальное насилие в семье / Н. В. Курасова // Семейная психология и семейная терапия. – 1997. – №1. – С. 62-72. 28. Курасова Н. В. Психологическая реабилитация детей – жертв насилия / Н. В. Курасова // Семейная психология и семейная терапия. – 1997. – № 2. – С. 106-110. 29. Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. – СПб. : Речь, 2004. – С. 90-91. 30. Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 280 с. 31. Остер Дж. Рисунок в психотерапии / Дж. Остер, П. Гоуэд. – М. : 2001. – 220 с. 32. Осухова Н. Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. 33. Пушкарев А. Л. Посттравматическое стрессовое расстройство / А. Л. Пушкарев, В. А. Доморацкий, Е.Г. Тордеева. –М. : Институт психотерапии, 2000. – 318 с. 34. Ремшмидт Х. Детская и подростковая терапия / Х. Ремшмидт. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 320 с. 35. Роджерс К. Консультирование и психотерапия / К. Роджерс. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. – 410 с. 36. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика / К. Рудестам. – М. : Прогресс, 1993. – 394 с. 37. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред. Н. К. Асановой. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 280 с. 38. Сафонова Т. Я. Жестокое обращение с детьми / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал. – М. : Изд-во ИПК и ПРНОМО, 1993. – 220 с. 39. Сафонова Т. Я. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал. – М.: Дом, 1993. – 242 с. 40. Сведкин К. И. Сексуальное принуждение детей. Реабилитация и терапия / К. И. Сведкин. – СПб.: Питер, 2001. – 240 с. 41. Синельников А. С. Выученные уроки: Подростки и проблема насилия в семье / А. С. Синельников // Обыкновенное зло: исследования насилия в семье / под ред. О. М. Здравомысловой. – М. : Едиториал УРСС, 2003. – С. 92 – 122. 42. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогиче кая коррекция детско-родительских отношений. / Н. Ю. Синягина – М . : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 96с. 43. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. 2-е изд. / Р. Смид / Пер. с англ. – М. : Генезис, 2000. – 370 с. 44. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. – СПб. : Питер, 2001. – С. 64-74. 45. Технологии и приемы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия: Методические рекомендации / Под ред. И. В. Матвиенко. – М. : Региональная общественная организация «АННА», 2001. – 210 с. 46. Хайл-Эверс А. Базисное руководство по психотерапии / А. Хайл-Эверс, Ф. Хайгл, Ю. Отт, У. Рюгер. – СПб. : Речь, 2001. – 480 с. 47. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пос. для вузов / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2002. – 272 с. 48. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий. – СПб. : Питер, 1999. – 420 с. 49. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова // vedu.ru
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.