Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 128000


Наименование:


Курсовик Влияние пережитого насилия в семье на социальную адаптацию ребенка

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 16.11.2021. Год: 2020. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИВлГУ)


Факультет Гуманитарный
Кафедра СГПД
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Педагогика девиантного поведения
Тема: Влияние пережитого насилия в семье на социальную адаптацию ребенка


Студент Пс-118
Муром 2021

Содержание
Введение 3
1. Теоретические подходы к анализу проблемы насилия над детьми в семье.. 6
1.1 Изучение проблемы насилия над детьми в семье в работах отечественных и зарубежных психологов 6
1.2 Понятие "насилие", "жестокое обращение" и их виды в отечественной и зарубежной психологии 9
1.3 Факторы социальной адаптации и причины дезадаптации у детей, переживших насилие в семье ………17
2.Психологическая помощь детям,пережившим насилие………. 20
2.1 Особенности детей, переживших насилие……….20
2.2 Формы, методы и технологии оказания психологической и психотерапевтической помощи детям - жертвам насилия 24
2.3 Рекомендации по психокоррекции нарушений у детей, переживших насилие в семье 36
Заключение 45
Список использованных источников 47



Введение
Дети – наиболее ранимые члены нашего общества, их права и свободы часто нарушаются. В повседневной жизни, характеризующейся социально-политическ й и экономической нестабильностью, многие дети переживают ужас насилия, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и психологических злоупотреблений со стороны взрослых своей семьи. Доказано, что жестокое обращение с детьми имеет физические и психологические последствия для их здоровья, оказывает крайне негативное влияние на развитие детей, на их социальную адаптацию.
Рост числа детей, подвергшихся насилию, трудности выявления его причин и признаков, а также влияния последствий насилия на развитие личности ребенка постоянно требуют внимания исследователей. Изучение психологических особенностей детей, переживших насилие, разработка методов диагностики последствий травматических переживаний и психокоррекционных программ реабилитации этих детей являются востребованными в практике в настоящее время.
Дети, подвергающиеся насилию, как правило, сами редко обращаются за помощью, а педагоги недостаточно информированы об этой проблеме и не всегда готовы увидеть такого ребенка и оказать ему необходимую помощь влияние этих факторов друг на друга.
Актуальность работы - определена тем, что насилие и жестокое обращение с детьми в семье - одна из острых проблем в современной психологии.
Объект исследования - дети, подвергшиеся насилию в семье.
Предмет - особенности социально-психологич ской адаптации детей, подвергшихся насилию в семье.
Цель исследования - изучение проблемы жестокого отношения к детям и социализация детей, перенесших насилие в семье.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по изучению домашнего насилия над детьми.
2. Определить виды насилия над детьми и дать их характеристику.
3. Выявить особенности социальной адаптации детей, переживших насилие в семье.
4. Изучить основные методы работы с детьми, перенесшими насилие.
5. Разработать психологические рекомендации для работы с детьми, пережившими насилие в семье.
Степень научной разработанности данной темы очень обширная. Теоретическую основу исследования составили: ведущие идеи зарубежных и отечественных авторов, такие как: Б. Боннер, Дж. М. Левенталь, Д. Финкельхор, Т. Н. Шульга, E. T. Соколова, C. B. Ильина, H. B. Тарабрина и др.
Методы исследования: аналитический, структурный и логический методы; анализ научной литературы по данной проблеме, статистических данных и материалов периодической печати; подбор диагностических методик, наблюдение, беседа.
Теоретическое значение исследования заключается в уточнении и расширении знаний о насилии над детьми в семье.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что данные курсовой работы могут быть использованы медицинскими работниками, социальными работниками, педагогами, психологами с целью выявления различных видов насилия и жестокого обращения с детьми в семье.
Теоретической базой исследования послужила обширная психологическая литература, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ изучения проблемы насилия над детьми в семье показал, что очень часто встречаются дети, страдающие нервно-психическими расстройствами. Незнание педагогами и родителями правил общения, характеристики синдромов и их своеобразия проявлений у детей может привести к ухудшению состояния здоровья ребенка.
2. Дети, познавшие человеческое зло и растущие в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремятся изолироваться от общества и могут проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Таким детям необходима психологическая помощь.
3. Рекомендации, которые выведены в курсовой работе, каждому педагогу пойдут на пользу, т.к. в жизни встречаются очень большое количество детей пережившие насилие в семье. И педагог должен знать, как правильно работать с детьми, родителями, коллегами по работе, с непростыми случаями в жизни и здоровье детей.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников.


1. Теоритические подходы к анализу проблемы насилия над детьми в семье
1.1 Изучение проблемы насилия над детьми в семье в работах отечественных и зарубежных психологов
Проблематика насилия – обширная область, разрабатывающаяся в мировой психологии, педагогике, философии, социологии, социальной работе, культурологии, медицине и других отраслях научного знания. Пересмотр роли и места насилия в системе общественных отношений связан с достижениями целой плеяды выдающихся исследователей во всех областях познания. Большой вклад в проблему изучения психологии насилия внесли З. Фрейд, Э. Фромм, и многие другие.
Различные аспекты насилия над детьми затрагиваются в работах
Н. К. Асановой, М. А. Догадиной, Л. О. Пережогина, С. В. Ильиной, и др.
Сущность профилактики домашнего насилия над детьми и технологии ее осуществления раскрываются в работах М. А. Беляевой, М. Н. Бессоновой, Г. В. Латышева, М. Ф. Черкасовой и др.
Исследованием проблемы насилия и жестокого обращения с детьми занимались такие зарубежные и отечественные авторы как: Б. Боннер,
Дж. М. Левенталь, Д. Финкельхор, Т. Н. Шульга, E. T. Соколова,
C. B. Ильина, H. B. Тарабрина и др. Они рассматривают данную проблему как одну из возможных причин аномального развития ребенка и асоциального детства.
Поскольку это новая, активно разрабатываемая научная тема, то на настоящий момент не существует единого определения насилия. Зарубежные специалисты считают, что кроме преступлений это понятие включает в себя принуждение или поощрение совершать действия или поступки, которые человек совершать не хочет; вовлечение кого-либо в деятельность с помощью обмана или угроз; препятствие выполнению того, что человек выполнять хочет; злоупотребление властью (в широком смысле этого слова); также в понятие насилия входит пренебрежение родителями своими обязанностями, унижение человеческого достоинства и любое нарушение внутренней границы личностных переживаний [10; 16; 42; 50]. Как правило, выделяют физическое, вербальное, психологическое и сексуальное насилие, при этом вербальное насилие может включаться в понятие психологического насилия.
Вопрос о причинах насилия до сих пор остается спорным. Исследователи различных школ и направлений науки изучали и расширяли представления о насилии и агрессии, их причинах и формах проявления. Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности истоков насилия и агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает насильственное поведение как врожденное. З. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что насилие берет начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, насилие – это тот же самый инстинкт, только спроецированный и целенаправленный на внешние объекты. Теории побуждения предполагают, что источником насилия является, в первую очередь, вызываемой внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теории этого направления пользуется теории фрустрации – агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Дж. Доллардом и его коллегами [50]. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к насилию. И последнее теоретическое направление, рассматривает насилие, прежде всего, как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В соответствии с этой теорией глубокое понимание насилия может быть достигнуто только при обращении пристального внимания на то, каким путем агрессивная модель проведения была усвоена, способствующие закреплению данной модели поведения. Насильственные ситуации усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявлениях насилия [50].
В настоящее время выделяют несколько подходов к пониманию насилия: биологический, психологический, социологический и юридический.
Существование феномена насилия по отношению к детям, а в особенности семейного насилия над детьми, в большинстве стран было признано только во второй половине XX века [40].
Такое позднее обращение психологии к этой теме культурно- исторически обусловлено тем, что вплоть до начала XX в. в обществе было широко распространено мнение, что дети – всего лишь вид собственности взрослых. К детям относились как к миниатюрным, неполноценным людям на протяжении всей истории человечества, отражение такой позиции широко представлено, например, в художественной литературе, в изобразительном искусстве.
Эта точка зрения стала постепенно отмирать только, начиная с эпохи Возрождения, когда родители лишились права на жизнь и смерть своего ребенка, но в основном вплоть до начала XX в. внутренний мир ребенка и его проблемы не являлись предметом отдельного изучения. Например, в области психотерапии не существовало специального направления, посвященного детям. Любое отклонение объяснялось в терминах "дурных наклонностей" или недостатков воспитания [9].
Стоит добавить, что физическое и сексуальное насилие подразумевают наличие психологического насилия, но не наоборот. Психологическое и физическое насилие менее изучены, чем сексуальное, так как включают в себя крайне широкий спектр действий, субъективная оценка которых жертвой играет важную роль. Сегодня большинство специалистов в области оказания помощи детям, пережившим насилие, отмечают, что механизмы травматизации и психологические последствия при всех формах насилия носят сходный характер. В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой психологические последствия разных форм насилия имеют существенные различия [2;6;8].
1.2. Понятие "насилие", "жестокое обращение" и их виды в отечественной и зарубежной психологии
Во многих странах семейное насилие рассматривают как серьезную социальную проблему.
Термин «насилие», согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова [49], может быть истолкован как:
1) принуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы;
2) принудительное воздействие на кого-либо;
3) притеснение, беззаконие.
Согласно А. С. Синельникову, домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты множества видов физического, сексуального, психологического и экономического насилия [41, С. 92].
По мнению Е. Н. Волковой насилие – это физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности [13, С. 65].
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение, или действия со стороны родителей, лиц их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка [2, С. 72].
Для объяснения механизмов и причин насилия вообще и семейного насилия в частности в различных научных дисциплинах используются следующие концептуальные подходы.
В рамках социологического подхода ведущим фактором считается социокультурная обусловленность, т.е. насилие является стереотипом семейных отношений, принятым в данной группе населения и воспитанным с детства, а также воздействие социальных факторов (социально-экономиче кое положение индивида, безработица, плохие жилищные условия и пр.)
С позиции психологического подхода насилие рассматривается как результат либо негативного личного жизненного опыта, «травмы детства», либо алкоголизма и психопатологии. Социально психологический подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который ребенок получил в семье [2; 4; 12; 20; 25].
Выявлено также, что каждый второй из тех детей, кто воспитывался в жестких условиях, впоследствии применяет насилие в отношении своих пожилых родителей [7, С.68-70].
Проблема семейного насилия рассматривается также в терминах «власть» и «контроль». Унижая жертву, ущемляя ее права и свободу, обидчик получает возможность ощущать свою власть над ней, утверждать ее зависимость, контролировать ее жизнь [3].
Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение потребностями ребенка, эмоциональное насилие.
В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений [1; 35].
Постоянные издевательства – моральные и физические – становятся причиной ухода детей из дома.
Иногда бывает трудно провести различие между проявлением жестокости и обычным наказанием. Как отмечает Н. Ю. Синягина [42, С. 25], среди мотивов жестокого отношения к детям преобладает «стремление воспитать» (отмечают 50% родителей). Это объясняется многовековыми традициями патриархального воспитания.
Около 30% родителей одним из мотивов жестокого отношения к ребенку называют «месть за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит, требует».
Основной причиной недовольства родителей своими детьми является неудовлетворенность результатами учебной деятельностью ребенка (отмечают 59% опрошенных родителей).
С. Фрайд, П. Хоулт, В. Гиллхам выделили типы-схемы жестокого обращения родителей с детьми [50]:
«Ребенок - мишень» – ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.
«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения.
«Отсутствие навыков отцовства и материнства» – родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.
«Необразованный родитель» – отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики.
«Модель домашнего насилия» – жестокое поведение чаще отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.
«Изоляция от внешнего мира» – нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки нарушить его.
«Семейные стереотипы» – нарушение традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиций семьи, этические нарушения и т. п.).
Большинство теоретических объяснений причин и источников насилия над детьми позволяет выделить две основные группы факторов, приводящих к насилию [39, С.182].
К первой группе относят особенности общества, в котором проявляется насилие: характер социально-экономичес их условий, уровень безработицы, бедность, наличие войн и военных действий, уровень преступности, слабость законов, отсутствие целостной и действенной системы защиты детей, а также особенности установок общества с точки зрения терпимости к насилию являются эффективным способом воспитания [2, С.184].
Отличительной особенностью нашего менталитета является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Отрицание того, что жестокое с детьми случается слишком часто в нашем обществе, или отрицание того, что эта проблема является серьезной, приводит к тяжелым последствиям...

Заключение
Итак, изучив теоретический и практический материал по теме «Влияние пережитого насилия в семье на социальную адаптацию ребенка» были сделаны такие выводы:
1. На основе анализа основных теоретических подходов к проблеме насилия над ребенком в семье и его дальнейшей социальной адаптации в отечественной и зарубежной психологии мы увидели, что наибольший вклад в изучение данной проблемы внесли такие ученые: Д. Финкельхор,
Б. Боннер, Дж. М. Левенталь, Т. Н. Шульга, E. T. Соколова, C. B. Ильина,
H. B. Тарабрина, М. А. Беляева, М. Н. Бессонова, М. Ф. Черкасова,
З. Фрейд, Э. Фромм.
2. Определили виды насилия над детьми и дали их характеристику.
Насилие – это физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью. Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: физическое насилие; сексуальное насилие; эмоциональное насилие; пренебрежение потребностями ребенка.
Ребенок, явившийся жертвой насилия, не усваивает социально-положитель ых отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни.
3. Анализ методов, методик и технологий работы позволяет сделать следующий выводы: проблема метода в науке не проста и не односложна. Применяемые методы исследования зависят от уровня развития науки, от тех принципиальных положений, теоретических, методологических установок, на которых данная область знаний базируется. Саморазвитие той или иной области знаний зависит в известной мере от применяемых методов исследования.
4. Выявлены особенности социальной адаптации детей, переживших насилие в семье.
Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономичес их аспектов.
Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.
Дети, переживающие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиций, чтобы завоевать авторитет в школе и др.
5. Даны такие рекомендации для работы с детьми, пережившими насилие в семье:
– Внимательно выслушивать ребенка.
– Сверяться с ребенком, понимает ли взрослый смысл используемых ребенком слов, и наоборот.
– Обсуждать на примерах, что такое «хорошие» и «плохие» прикосновения, и учить ребенка говорить «нет» при попытках «нехороших прикосновений».
– Обсуждать права ребенка, кто может до него дотрагиваться и кому не стоит этого позволять; кого ребенок имеет право трогать сам.
– Объяснять ребенку, что «нехорошие» прикосновения могут исходить от близких людей.
– Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей /
Н. Аккерман // Семейная психотерапия Хрестоматия / Сост.
Э. Г. Эйдемиллер и др. – СПб. : Питер, 2000. – С. 287-307.
2. Алексеева И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. – М. : Генезис, 2005. – 256 с.
3. Алберти Р. Самоутверждающее поведение / Р. Алберти, М. Эммонс. – СПб. : Акад. проект, 1998. – 240 с.
4. Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю. М. Антонян. – М.: Апрель-Пресс, 1995. – 260 с.
5. Асанова Н. К. Обретение радости. Игровая психоаналитическая терапия в лечении детей, подвергшихся плохому обращению / Н. К. Асанова // Прикладная психология и психоанализ, 1997. – 31. – С. 54-66.
6. Асанова Н. К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. / Н. К. Асанова – М. : ВЛАДОС, 1997. – 220 с.
7. Бандура А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. : Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. – 480 с.
8. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковец. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 510 с.
9. Боннер. Б. Краткий очерк по развитию предотвращения насилия над детьми в Восточной Европе / Б. Боннер, Т. Балашова, М. Чаффрин,
Р. Соонетс. – Будапешт, 2001. – 272 с.
10. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М. : Гардарика, 2003. –370 с.
11. Брутман В. И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В. И. Брутман, М. С. Радионова // Вопросы психологии. – 1997. – №7. – С. 38-47.
12. Василькова Ю. В. Социальная педагогика. / Ю. В. Василькова,
Т. А. Василькова Т. А. – М., 1999.
13. Волкова Е. Н. Защита детей от жестокого обращения /
Е. Н. Волкова. – СПБ.: Питер, 2007. – с. 243.
14. Гиндин Г. И. Социально-психологич ская помощь детям – жертвам сексуального насилия в семье / Г. И. Гиндин, О.Б. Духова. – Вологда, 1997. – 162 с.
15. Григович И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей /
И. Н. Григович. – Петрозаводстк : ПетрГУ, 2001. – 80 с.
16. Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими насилие / Л. Дамон, Дж. Мэнделл. – М. : Генезис, 1998. – 410 с.
17. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна,
Э. Миллера. – СПб. : Питер, 2001. – 580 с.
18. Догадина М. А. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших / М. А. Догадина,
Л. О. Пересогин. – М. : Сам себе адвокат, 2002. – 210 с.
19. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А. И. Захаров. – СПб. : Питер, 1998. – 260 с.
20. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е. Н. Волковой. – СПб. : Питер, 2007. – 256 с.
21. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга / Под ред. Е. Н. Волковой. – Нижний Новгород, 2004. – 192 с.
22. Зиновьева Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. – СПб. : Речь, 2005. – 248 с.
23. Зуйкова Е. М. Насилие в семье – социальная проблема /
Е. М. Зуйкова // Социальная работа. – 2003. – №1. – С. 22-30.
24. Климантова Г. И. Насилие в семье: социальные технологии, его диагностики и профилактики / Г. И. Климантова, М. Г. Котовская,
И. Д. Горшкова. – М. : Изд-во РГСУ, 2007. – 39 с.
25. Кошелева Е. В. Насилие в семье: генезис, состояние, предупреждение: Пособие / Е. В. Кошелева / Под ред. В. А. Лелекова. – Воронеж: ВИ МВД России, 2001. – 50 с.
26. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 620 с.
27. Курасова Н. В. Сексуальное насилие в семье / Н. В. Курасова // Семейная психология и семейная терапия. – 1997. – №1. – С. 62-72.
28. Курасова Н. В. Психологическая реабилитация детей – жертв насилия / Н. В. Курасова // Семейная психология и семейная терапия. – 1997. – № 2. – С. 106-110.
29. Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. – СПб. : Речь, 2004. –
С. 90-91.
30. Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 280 с.
31. Остер Дж. Рисунок в психотерапии / Дж. Остер, П. Гоуэд. – М. : 2001. – 220 с.
32. Осухова Н. Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с.
33. Пушкарев А. Л. Посттравматическое стрессовое расстройство /
А. Л. Пушкарев, В. А. Доморацкий, Е.Г. Тордеева. –М. : Институт психотерапии, 2000. – 318 с.
34. Ремшмидт Х. Детская и подростковая терапия / Х. Ремшмидт. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 320 с.
35. Роджерс К. Консультирование и психотерапия / К. Роджерс. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. – 410 с.
36. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика / К. Рудестам. – М. : Прогресс, 1993. – 394 с.
37. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред.
Н. К. Асановой. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 280 с.
38. Сафонова Т. Я. Жестокое обращение с детьми / Т. Я. Сафонова,
Е. И. Цымбал. – М. : Изд-во ИПК и ПРНОМО, 1993. – 220 с.
39. Сафонова Т. Я. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал. – М.: Дом, 1993. – 242 с.
40. Сведкин К. И. Сексуальное принуждение детей. Реабилитация и терапия / К. И. Сведкин. – СПб.: Питер, 2001. – 240 с.
41. Синельников А. С. Выученные уроки: Подростки и проблема насилия в семье / А. С. Синельников // Обыкновенное зло: исследования насилия в семье / под ред. О. М. Здравомысловой. – М. : Едиториал УРСС, 2003. – С. 92 – 122.
42. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогиче кая коррекция детско-родительских отношений. / Н. Ю. Синягина – М . : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 96с.
43. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. 2-е изд. /
Р. Смид / Пер. с англ. – М. : Генезис, 2000. – 370 с.
44. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. – СПб. : Питер, 2001. – С. 64-74.
45. Технологии и приемы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия: Методические рекомендации / Под ред. И. В. Матвиенко. – М. : Региональная общественная организация «АННА», 2001. – 210 с.
46. Хайл-Эверс А. Базисное руководство по психотерапии / А. Хайл-Эверс, Ф. Хайгл, Ю. Отт, У. Рюгер. – СПб. : Речь, 2001. – 480 с.
47. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пос. для вузов / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2002. –
272 с.
48. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи /
Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий. – СПб. : Питер, 1999. – 420 с.
49. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова // vedu.ru


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.