Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 127916


Наименование:


Курсовик Воспитание толерантности у младших школьников во внеклассной работе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 25.10.2021. Год: 2011. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение………. 3
Глава 1. Психолого-педагогиче кие основы воспитания толерантности у младших школьников во внеклассной работе ……….. 7
1.1. Сущность понятия «толерантность» ………... 7
1.2. Особенности воспитания толерантности………12
1.3. Внеклассная работа и ее роль в воспитании толерантности у младших
школьников ……….18
Выводы по 1 главе……….24
Глава 2. Проект опытно-экспериментал ной работы по воспитанию толерантности у младших школьников во внеклассной работе ……… 26
2.1. Выявление и описание уровней сформированности толерантности у младших школьников………. 26
2.2. Проект реализации педагогических условий, способствующих воспитанию толерантности у младших школьников во внеклассной работе………. 29
Выводы по 2 главе ……….. 34
Заключение ………. 35
Литература ……….. 37
Приложение 1 ……… 40
Приложение 2………..41
Приложение 3 ……… 42
Приложение 4………. 45
Приложение 5………. 46


Введение
Проблема воспитания толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу. В связи с этим, 1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности, а 16 ноября – Международным днём толерантности.
В законе РФ «Об образовании» 1992 г. одним из принципов государственной политики в области образования выступает «приоритет общечеловеческих ценностей,… Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». Гарантируется право на возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений [6, с. 4-5].
В федеральном государственном стандарте 2009 года в пояснительной записке описаны особенности первой ступени общего образования, одной из которых является: «... Рост национального самосознания граждан современного общества оказывает неоднозначное воздействие на современных детей, способствуя формированию как гражданской и этнической идентичности и толерантности в общении, так нередко и детской враждебности к «чужим». Все это должно учитываться школой при организации воспитательного процесса» [17, с. 5]. В книге серии «Стандарты второго поколения», «Как проектировать УУД в начальной школе» в главе первой прописываются основные задачи и направления развития системы образования, одной из которых является: понимание и уважение ценностей иных культур, активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху [8, с. 6].
Все вышеперечисленные положения подчеркивают актуальность данной проблемы на современном этапе.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам. Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности.
Термин «толерантность» переводится с латинского как терпение, терпимость к чему-либо. Педагогика толерантности имеет глубокие корни в гумани-стических учениях отечественных и зарубежных авторов: Ж.Ж. Руссо, А.В. Дистервега, В.А. Сухомлинского, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля, К. Роджерса и других. Особое внимание проблеме воспитания толерантности уделяли и отечественные просветители: Н.И. Ильминский, П.И. Кавалевский, М.В. Ломаносов, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский. Современное понимание толерантности ведущими российскими учеными (Г.А. Асмоловым, С.А. Герасимовым, Б.С. Гершунским, В.В. Глебкиным, Е.Ю. Клепцовой, В.С. Кукушкиным, А.П. Оконешниковой, В.Г. Мараловым, В.А. Ситаровым, В.А. Тишковым и др.) позволяет рассматривать ее в качестве важнейшего нравственного принципа взаимоотношения людей, социокультурного феномена, одного из универсальных аспектов культуры личности, ее ценностной ориентации [2, с. 35-37]. Большие возможности для воспитания толерантности у младших школьников создает правильно организованная внеклассная работа (Л.В. Байбородова, Н.И. Болдырев, Д.И. Латышина, М.И. Рожков и др.).
Проведенный анализ психолого-педагогиче кой литературы показал, что до сих пор существует противоречие между большими возможностями проведения внеклассной работы по воспитанию толерантности и недостаточно целенаправленным использованием средств, методов, способствующих воспитанию толерантности как качества личности у младших школьников.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях внеклассная работа будет способствовать наиболее эффективному воспитанию толерантности у младших школьников.
Цель исследования – выявить и теоретически обосновать наиболее эффективные педагогические условия, способствующие воспитанию толерантности у младших школьников во внеклассной работе.
Объект исследования – процесс воспитания толерантности у младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеклассной работе.
Задачи исследования:
1) Изучить литературу по данной теме.
2) Проанализировать психолого-педагогиче кие положения по данной проблеме и раскрыть сущность основных понятий: «толерантность», «внеклассная работа», «формы внеклассной работы».
3) Обосновать основные педагогические условия, способствующие воспитанию толерантности у младших школьников во внеклассной работе.
4) Разработать проект по реализации педагогических условий, способствующих воспитанию толерантности у младших школьников во внеклассной работе.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что внеклассная работа будет способствовать наиболее эффективному воспитанию толерантности у младших школьников при соблюдении следующих педагогических условий:
u взаимодействие учителя, учеников и родителей при подготовке и проведении внеклассных мероприятий;
u использование во внеклассной работе устного народного творчества, как средства воспитания толерантности у младших школьников.
u использование во внеклассной работе тренинга как активного метода социально-психологич ского развития личности младшего школьника, способствующего воспитанию толерантности.
Методы исследования:
u метод сбора информации (изучение психолого-педагогиче кой литературы);
u аналитический (анализ, обобщение педагогической и методической литературы по проблеме).
Структура работы:
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений с таблицами.


Глава 1. Психолого-педагогиче кие основы воспитания толерантности у младших школьников во внеклассной работе.
1.1.Сущность понятия «толерантность»
Понятие «толерантность» является предметом изучения многих наук: философии, медицины, социологии, этики, культурологии, психологии педагогики.
Слово “толерантность” имеет неоднозначное толкование в различных языках: в английском – это готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание. В русском языке термин толерантность использовался, до недавнего времени, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Позже толерантность и терпение стали трактовать как тождественные понятия, т.к. толерантность (от лат tolarantia) в переводе на русский означает «терпение, терпимость», что в толковом словаре С.И. Ожегова определяется как способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей [14, с. 784]...


Заключение
Толерантность как качество личности и проблема её воспитания имеет актуальное звучание в современном мире.
На основе анализа психолого-педагогиче кой литературы мы определили сущность рассматриваемых нами понятий: «толерантность», «внеклассная работа», «формы внеклассной работы».
Толерантность представляет собой сложный социально-педагогиче кий феномен. При этом педагогический контекст понятия «толерантность» включает терпимость, снисходительность по отношению к окружающим; сложное качество личности; принцип взаимодействия между людьми.
Воспитание толерантности как качества личности школьника представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся толерантного отношения к иного рода взглядам, нравам, привычкам, терпимости и уважения по отношению к особенностям различных народов, наций, религий; процесс развития толерантного сознания, чувств, качеств и свойств личности, а также способности к толерантному взаимодействию.
Воспитание толерантности возможно в разные возрастные периоды развития человека. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом в развитии толерантной личности, что объясняется возрастными особенностями, бурно идущим процессом общего развития детей этой возрастной группы.
Воспитание толерантной личности у младших школьников эффективно осуществляется во внеклассной работе, под которой понимается организация педагогом различных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеклассная воспитательная работа имеет разнообразные формы. К формам воспитательной работы по формированию толерантности у младших школьников относят следующие: общешкольные и классные мероприятия, дела (КТД), игры, кружки в контексте национально-религиоз ого компонента (краеведческий, плетение из бересты, лоскутное шитье, резьба по дереву, народных танцев), секции (национальных видов спорта, традиционной национальной борьбы), клубы (общения, интернациональной дружбы (КИД)), детские организации как инструмент социализации личности.
Необходимым условием формирования толерантности у ребенка является взаимодействие педагога и родителей. В основе взаимодействия педагога и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу.
Анализ литературы позволил нам выделить наиболее часто применяемые средство и метод воспитания толерантности у младших школьников: устное народное творчество, метод тренинга. Таким образом, встала необходимость проекта опытно-экспереметаль ой работы.
Первым этапом работы стало выявление критериев толерантности у младших школьников. На основе выделенных критериев мы сформулировали уровни сформированности толерантности у младших школьников, дали им развернутую характеристику. Далее подобрали методики, позволяющие выявить уровни сформированности толерантности у младших школьников. Вторым этапом - стала разработка проекта формирующего эксперимента. В проекте мы на примере внеклассного мероприятия, фрагмента из внеклассного занятия по окружающему миру и организации тренинга показали возможности реализации выдвинутых нами педагогических условий.
Наше исследование носит теоретический характер, поэтому мы не можем утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердится, но опираясь на теоретическую основу, можем это предполагать.


Литература
1. Асмолов А.Г. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача // Мы – сограждане / Под ред. Л.И. Селивановой. – М.: Изд-во Бонфи, 2002. – Т.2. – С. 270 – 278.
2. Герасимов С.А., Сковородкина И.З. История и теория воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста. – Архангельск, 2006. – 148 с.
3. Декларация принципов толерантности // Первое сентября – 2001. – 21 апр. – с. 6.
4. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебн. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000.- 432 с.
5. Журавлев В.И. Соотношение методов и средств воспитания // Советская педагогика. -1985. №6. С. 38-41.
6. Закон Российской Федерации Об образовании. – Третье издание. – М. Ось – 89, 2002. -48 с.
7. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? Вестник СПб. ун-та. – 1996. -№ 20. – с. 22-28.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г Асмолова. – М.: Просвещение 2009 г. – 151 с.
9. Клепцова Е.Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям: Дис. … канд. психологич. Наук: 19. 00. 07. – Курск, 2001. – 176 с.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш.и сред. пед. учеб. заведений: Изд. Центр «Академия», 2000. – 176 с.
11. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях. – М.: академия, 2000. -191 с.
12. Кукушин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. –Ростов н/Д: Издательский центр Март, 2002. – 320 с.
13. Мчедлов М.П. Терпимость – свойство культуры, путь к гражданскому согласию // Свободная мысль. – 1994. №5. – С. 59-69.
14. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры. -3 –е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1996 – 928 с.
15. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. -640 с.
16. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 352 с.
17. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1 / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 205 с.
18. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.: Рефл-бук, 1997. – 320 с.
19. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие. –М.: Академия, 2000. – 212 с.
20. Словарь по этике/ под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. – 6-е издание. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
21. Словарь практического психолога / Под ред. С.Ю Головина. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.
22. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В. Позволь другим быть другими: Тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. – 115 с.
23. Социологический энциклопедический словарь / Сост. З.Т. Голенкова. –М.: ИНФА-М: Норма, 1998. – 480 с.
24. Уолцер М. О терпимости. Перевод с англ. яз. И. Мюрнберга. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. -160 с.
25. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф. Губинский. – М.: ИНФА-М, 1998. – 574 с.
26. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: российской педагогическое агентство, 1998. – 46 с.


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.