Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 127160
Наименование:
Курсовик Деятельность и личность классного руководителя, куратора учебной группы в колледже
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 30.07.2021.
Год: 2021.
Страниц: 39.
Уникальность по antiplagiat.ru: 62. *
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА» (ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева)
Факультет гуманитарно-педагоги еский Кафедра педагогики и психологии Методика воспитательной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Деятельность и личность классного руководителя, куратора учебной группы в колледже»
Выполнила: Студентка 3 курса З-И306 группы
Москва, 2021
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Факультет гуманитарно-педагоги еский Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ (КР)
Студент: Тема КР: Деятельность и личность классного руководителя, куратора учебной группы в колледже
Исходные данные к работе: профессионально-важны качества педагога рассмотрены в трудах С.И. Архангельского, В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, М.М. Левиной, А.К. Марковой, В.А. Кан-Калика, Ф.В. Повшедной. Перечень подлежащих разработке в работе вопросов: 1. Провести теоретический анализ проблемы исследования по вопросам: профессионально-важны характеристики куратора учебной группы колледжа; подходы к определению понятий «профессионально важные качества», «профессионально важные характеристик», «педагогическое мастерство», «педагогическая культура», «личностные качества»; роль классного руководителя (куратора) в формировании общих и профессиональных компетенций студентов колледжа; структура и содержание деятельности классного руководителя (куратора) в учебной группе колледжа (направления, принципы работы куратора с учебной группой колледжа); опыт и проблемы в воспитательной работе классного руководителя учебной группы колледжа 2. Проанализировать передовой педагогический опыт воспитательной работы классного руководителя, выявить проблемы, с которыми сталкивается классный руководитель в воспитательной работе с академической группой. 3. Рассмотреть примеры планов воспитательной работы классных руководителей в конкретном колледже (ПОО), проанализировать, выявить общие принципы, требования планирования и целеполагания 4. Разработать методическое обеспечение воспитательной работы куратора с учебной группой – методические рекомендации по планированию воспитательной работы классного руководителя с учебной группой колледжа.
Аннотация В работе рассмотрены деятельность и личность классного руководителя, куратора в профессиональной образовательной организации. В первой главе рассмотрены теоретические основы специфики деятельности и личности классного руководителя, куратора учебной группы в профессиональной образовательной организации: рассмотрены общие положения о классном руководителе, кураторе группы, раскрыты сущность и содержание деятельности классного руководителя, куратора, выявлены особенности личности и роль классного руководителя, куратора в становлении и формировании учебной группы. Во второй главе представлены результаты анализа плана воспитательной работы куратора в профессиональной образовательной организации, конспект воспитательного мероприятия для студентов профессиональной образовательной организации. Объектом исследования является классный руководитель, куратор учебной группы. Предметом – деятельность и личность классного руководителя, куратора группы. Цель курсовой работы – исследование деятельности и личности классного руководителя, куратора в колледже. Результаты проведенного исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы в обучении студентов методике воспитательного процесса. ? Содержание
Введение 5 Глава I.Теоретические основы специфики деятельности и личности классного руководителя, куратора учебной группы в колледже. 7 1.1.Общие положения о классном руководителе-куратор учебной группы в колледже 7 1.2.Сущность и содержание деятельности классного руководителя, куратора в колледже 8 1.3.Личность классного руководителя, куратора в колледже 11 1.4.Роль классного руководителя, куратора в становлении и формировании учебной группы колледжа 14 Глава II. Методические основы деятельности классного руководителя, куратора учебной группы в колледже 17 2.1.Анализ плана воспитательной работы куратора колледжа 17 2.2.Разработка воспитательного мероприятия для студентов колледжа 20 Заключение 28 Библиографический список 30
? Введение В настоящее время классный руководитель / куратор в системе среднего профессионального образования, по мнению студентов, должен являться примером интересной личности, владеющей знаниями, умениями в разных областях науки и культуры, как говорит молодёжь «идти в ногу со временем». Ему необходимо увлекаться не только театром, но и современным искусством, живописью, граффити, направлением в литературе и музыке, следить за тенденцией моды, владеть информацией из сети Интернет и быть просто «своим» человеком. Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своей группы и свои собственные. Немаловажным качеством студенты считают «чувство юмора», умение разрешить конфликтную ситуацию, оказать педагогическую поддержку [8, c.147]. Тем более, что классному руководителю / куратору отводится значимая роль в роль в воспитательной работе будущего специалиста, особенно в формировании его личностных качеств. Объектом нашего исследования является классный руководитель, куратор учебной группы. Предметом – деятельность и личность классного руководителя, куратора группы в колледже. Целью данной работы исследование деятельность и личность классного руководителя, куратора группы в колледже. Для достижения поставленной цели определим задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы исследования по вопросам: профессионально-важны характеристики куратора учебной группы колледжа; подходы к определению понятий «профессионально важные качества», «профессионально важные характеристик», «педагогическое мастерство», «педагогическая культура», «личностные качества»; роль классного руководителя (куратора) в формировании общих и профессиональных компетенций студентов колледжа; структура и содержание деятельности классного руководителя (куратора) в учебной группе колледжа (направления, принципы работы куратора с учебной группой колледжа); опыт и проблемы в воспитательной работе классного руководителя учебной группы колледжа 2. Проанализировать передовой педагогический опыт воспитательной работы классного руководителя, выявить проблемы, с которыми сталкивается классный руководитель в воспитательной работе с академической группой. 3. Рассмотреть примеры планов воспитательной работы классных руководителей в конкретном колледже (ПОО), проанализировать, выявить общие принципы, требования планирования и целеполагания. 4. Разработать методическое обеспечение воспитательного мероприятия. Теоретико-методологи еская база исследования: профессионально-важны качества педагога рассмотрены в трудах С.И. Архангельского, В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, М.М. Левиной, А.К. Марковой, В.А. Кан-Калика, Ф.В. Повшедной. Методы исследования: общелогические (обобщение, аналогия, индукция), структурно-функциона ьный, сравнительный анализ, описательный метод. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
? Глава I. Теоретические основы специфики деятельности и личности классного руководителя, куратора учебной группы в колледже 1.1.Общие положения о классном руководителе-куратор учебной группы в колледже Кураторство - профессиональная деятельность работника, направленная на воспитание обучающегося в коллективе. Работа куратора является составной частью учебно-воспитательно о процесса. В своей деятельности куратор учебной группы руководствуется следующими нормативными документами: ? Конституцией РФ; ? Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989; ? Семейным кодексом Российской Федерации; ? Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ? Федеральным законом от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ? Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ? Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; ? Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ? Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; ? Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования; Деятельность куратора основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья обучающихся, гражданственности, свободного развития личности [2]. Куратор обычно назначается приказом директора колледжа по представлению заместителя директора по учебно-воспитательно работе, как правило, из числа наиболее опытных педагогических работников. Но, к сожалению, учитывая современный дефицит кадров – большая часть кураторов – молодые педагоги. Воспитательную работу куратор проводит в тесном контакте с зам. директора по УВР, педагогом-психологом социальным педагогом, педагогом-организато ом, преподавателями и мастерами производственного обучения данной группы, общественными организациями, родителями обучающихся, в том числе в период практики, промежуточной и итоговой аттестации [6, c.143]. 1.2.Сущность и содержание деятельности классного руководителя, куратора в колледже Основной целью деятельности куратора является организация учебно-воспитательно о процесса в группе, руководство и контроль над развитием этого процесса, а также создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования студентов. Основными направлениями деятельности куратора являются: ? организация и контроль учебной работы и вне учебной жизни обучающихся учебной группы; ? изучение личности обучающихся и организация с ними коррекционной и реабилитационной работы; социальная защита обучающихся; работа с родителями [1]. Куратор координирует реализацию следующих воспитательных задач: ? формирование у обучающихся самосознания, ценностного отношения к жизни; ? воспитание гражданской личности и социализация личности; ? соблюдение норм коллективного взаимодействия, умения работать в команде, выявление творческого потенциала обучающихся, формирование ответственности, выявление и развитие природных задатков в различных областях, способствовать реализации обучающихся в самых разнообразных сферах человеческой деятельности; ? приобщение обучающихся к системе культурных ценностей, которые отражают не только культуру своего народа, но и общечеловеческую культуру, воспитание уважения к чужой культуре, уважения к национальным традициям, формирование потребности в обогащении внутренней культуры и стабильности духовных ценностей [4, c.113]; ? формирование представления о морали, формирование общечеловеческие качеств, которые относятся к гуманистическим и моральным нормам, таких как доброта, взаимопонимание, толерантность, милосердие, терпимость по отношению к людям и т. д.); ? привитие и обогащение культуры общения; воспитание интеллигентности; воспитание положительного отношения к труду как к жизненной ценности; ? воспитание предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях; ? воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни; ? развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении; развитие чувства собственного достоинства [3]. Куратор должен уделять особое внимание воспитанию у обучающихся интереса и любви к избранной профессии (специальности); развитию у них необходимых профессиональных качеств, профессиональной этики; формированию понимания обшественной значимости будущей профессии (специальности) и ответственности за уровень профессиональных знаний. Куратор должен направлять свою деятельность, на формирование в группе сплоченного коллектива[5, c. 96], создает в нем атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, взаимной ответственности, атмосферу творчества, увлеченности, общественной активности, развивает инициативу и самостоятельность обучающихся [25, c.112]. Выделяются следующие функции кураторской работы: Аналитическая функция: ? изучение индивидуальных особенностей, обучающихся; ? выявление специфики и определение динамики развития коллектива группы; ? изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого обучающегося [7, c.127]; ? анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива. Прогностическая функция: ? прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся и этапов формирования коллектива группы; ? прогнозирование результатов воспитательной деятельности; ? построение модели воспитания в группе, соответствующей воспитательной системе колледжа в целом; ? определение ближайших и дальних деятельности отдельных обучающихся и группы последствий складывающихся в группе отношений [18, c.84]. Организационно-координ рующая: ? организация и стимулирование деятельности обучающихся в группе; ? оказание помощи и организации сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся, в организации деятельности органов студенческого самоуправления; ? поддержание связей семьи и колледжа, колледжа и социума; защита прав обучающихся; ? организация индивидуальной работы с обучающимися; ? участие в работе педагогических советов, советов кураторов совета по профилактике правонарушений [10, c.240]; ? предвидение разнообразных конфликтных ситуаций; ? ведение документации куратора; ? куратор несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в период проведения внеурочных мероприятий. Коммуникативная функция: ? развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися; ? оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу; ? содействие созданию благоприятного климата в группе в целом и для каждого обучающегося в отдельности[11, c.22]. 1.3. Личность классного руководителя, куратора в колледже Куратор учебной группы – это наставник студентов на протяжении всех курсов обучения, это человек, с которым студент может разделить успехи, радость или неудачу. Из всего преподавательского состава – это самый близкий человек. Но далеко не всем кураторам удается стать близким человеком для студентов, не каждому куратору студент будет рассказывать о личных переживаниях, о семейных проблемах, о разного рода конфликтных ситуациях. Доверием студентов могут пользоваться только самые любимые, но в то же время авторитетные педагоги. Именно поэтому в высших учебных заведениях и профессиональных образовательных организациях принято назначать кураторами только самых опытных педагогов, с обязательно педагогическим образованием и опытом кураторства. [14, c.154]. Главная роль куратора – не быть представителем администрации, который просто доносит информацию до студента, куратор должен быть настоящим наставником, образцом для подражания, человеком, способным передать опыт предыдущих поколений. И благодаря этому пользоваться любовью и глубоким уважением среди студентов [16, c.110]. Но тем не менее, нельзя переходить определенную грань. Здесь важно чувство меры, так как отношения между студентами и куратором должны быть все-таки деловыми. Сформулируем основные принципы таких отношений: - соблюдение определенного расстояния при общении с кураторской группой и отдельными студентами; - уважение личность студента и нахождение взаимопонимания с ним; - соблюдение демократичности, но во многих вопросах оставаться принципиальным; - соблюдение гармоничности личности: необходимо быть постоянным во всех отношениях (настроение, поступки), доброжелательным, честным и откровенным (особенно касаемо жизни группы); - умение доверять студентам (не смотря ни на что). Теперь опишем негативные качества личности, которые могут навредить работе куратора: - интеллектуальная бедность (студенты это всегда чувствуют); - неустойчивость психики (например, ярко выраженные перепады настроения, заносчивость); - несправедливость (может выражаться даже в отношении к какому-либо одному студенту); - равнодушие к своей деятельности и к жизни группы; - лицемерие (студенты чувствуют данное качество); - пессимизм; - безответственность в работе преподавателя или куратора. Интересную классификацию кураторов предлагает В. П. Зелеева [12, c.48]: 1) Куратор - «информатор» - его основная функция – информировать, он считает студентов самостоятельными и осуществляет только функцию передачи информации 2) Куратор - «организатор» - считает главным в своей работе организацию внеучебных мероприятий, налаживает довольно тесный контакт с группой, чувствует ответственность за различные конфликты (внутри группы, с преподавателями или личные конфликты с родителями) и старается их разрешить. 3) Куратор - «психотерапевт» - всегда найдет время, чтобы поговорить со студентом, готов выслушать, поддержать и дать совет... ? Заключение
В процессе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи: 1. Провели теоретический анализ проблемы исследования по вопросам: профессионально-важны характеристики куратора учебной группы колледжа; подходы к определению понятий «профессионально важные качества», «профессионально важные характеристик», «педагогическое мастерство», «педагогическая культура», «личностные качества»; роль классного руководителя (куратора) в формировании общих и профессиональных компетенций студентов колледжа; структура и содержание деятельности классного руководителя (куратора) в учебной группе колледжа (направления, принципы работы куратора с учебной группой колледжа); опыт и проблемы в воспитательной работе классного руководителя учебной группы колледжа 2. Проанализировали передовой педагогический опыт воспитательной работы классного руководителя, выявили проблемы, с которыми сталкивается классный руководитель в воспитательной работе с академической группой. 3. Рассмотрели примеры планов воспитательной работы классных руководителей в конкретном колледже (ПОО), проанализировали, выявили общие принципы, требования планирования и целеполагания 4. Разработать методическое обеспечение воспитательного мероприятия. Подводя итог нашего исследования, стоит отметить, что качество кураторской деятельности определяется тремя основными факторами: — готовностью куратора к постоянному самообразованию и самосовершенствовани в области теоретической и практической педагогики и психологии; — наличием и степенью организованности и функционирования системы повышения психолого-педагогиче кой грамотности преподавателей-курат ров и оказания социальнопсихологиче кой помощи субъектам воспитательного процесса; — уровнем обладания/отсутствия у преподавателей тех качеств и способностей, которые являются необходимыми для их кураторской деятельности.
? Библиографический список
1. Gorges J. First-Year Students Initial Motivational Beliefs at University: Predicted by Motivational Beliefs Derived from Within and Out-of-School Experience and Malleable Regardless of the Extent of Students Out-of-School Experience // Frontiers in psychology. 2017. No. 8: 1258. doi:10.3389/fpsyg.201 .01258 2. Orekhovskaya N.A., Galushkin A.A., Maleko E.V., Bezenkova T.A., Plugina N.A. Globalization and youth: philosophical analysis of challenges and ways to overcome them // XLinguae. 2018. Vol. 11, no. 2, pp. 256-264. 3. Rapoport A. Patriotic education in Russia: stylistic move or a sign of substantive counter-reform? // Educational forum. 2009. Vol. 73, no. 2, pp. 141-152. 4. Андреев В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогности еский курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 5. Андриенко О. А., Безенкова Т. А., Олейник Е. В. Воспитательная деятельность куратора в период адаптации студентов-первокурсн ков вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 95-107. doi: 10.32744/pse.2019. 6. Андриенко О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 1 (26). 7. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. 8. Башкирова О.А. Роль куратора в адаптации первокурсников в вузе // В сборнике: Омские социальногуманитарны чтения – 2020 материалы IX Международной научно-практической конференции. Министерство образования Омской области; Омское отделение Российского общества социологов; Омский государственный технический университет. 2020. С. 145-149. 9. Бородина Е.С. Организация работы куратора студенческой группы в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5. № 3. С. 77-80 10. Венцель В.Д., Янчий С.В., Каргаполова Е.О. Из опыта работы куратора по адаптации студентов в техническом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 239-242. 11. Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 64 с. 12. Зелеева В. П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе. Казань, 2002. 13. Кролевецкая Е.Н. К проблеме развития субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой // Almamater (Вестник высшей школы). – 2006. – №7. 14. Кудашева Л.В. «Роль куратора в формировании студенческого коллектива» // СПО (приложение), 2012. №1. С.152-155. 15. Мандель, Б.Р. Кураторство: проблемы, размышления, полемика / Б.Р. Мандель // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2016. – №3. – С. 45–51. 16. Манузина Е. Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 110. 17. Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. – М.: Ад Маргинем, 2014 – 256 с. 18. Милойчикова Е.П. «Об аспектах работы куратора учебного заведения среднего профессионального образования» // СПО (приложение), 2012. №3. С.83-86. 19. Обрист Х.-У. Кураторство. Как бороться с перепроизводством и пере-расходом ресурсов, которые захлестнули мир [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: ideas/hans-ulrich-obr st. 20. Пластун, Н. А. Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа / Н. А. Пластун, С. В. Бабенко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 56-58. — URL: conf/ped/archive/147/ 251/ (дата обращения: 15.04.2021). 21. Рябцева С. И. Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 178-180. 22. Современный куратор: наставник или партнер? (Из опыта работы кураторов студенческих групп): Науч.метод. пособие. –Белгород, 2007. 23. Творческий менеджмент: зачем нужны кураторы. Журнал «Look at me» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mag/ how-to/jobs/196253-c rator. 24. Теория и практика воспитательных систем / под ред. Л. И. Новиковой. М., 1993. 25. Царапина Т.П., Ульрих Т.А., Никулина И.В. «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с. 26. Шаталова, Е.А. Инновационный потенциал кураторства в социальнопедагогичес ом пространстве вуза / Е.А. Шаталова, А.И. Свиридов // Модернизация профессионально-педаг гического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции / Алтайский государственный педагогический университет. – Барнаул, 2019. – С. 220–222. 27. Щелина, Т.Т. Академическое кураторство в инновационном вузе: психологическая обоснованность и педагогическая целесообразность / Т.Т. Щелина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2019. – №4(36). – С. 248–255. ? Приложение 1 План воспитательной работы ***
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.