Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131564
Наименование:
Диплом Деятельность психолога с трудными подростками в сельской школе
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 14.12.2022.
Год: 2018.
Страниц: 56.
Уникальность по antiplagiat.ru: 68. *
Описание (план):
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВО «Северо–Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» Педагогический институт Учебно–методический центр
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему «Деятельность психолога с трудными подростками в сельской шко-ле»
Специальность: 050706 Педагогика и психология
Выполнил(а): слушатель курсов переподготовки
Якутск 2018 СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕ КОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 6 1.1. Анализ психолого–педагогиче кой литературы по проблеме девиантного поведения старших подростков 6 1.2. Социально–педагогиче кие и психологические особенности трудных подростков в сельской местности 11 1.3. Модель психолого–педагогиче кой коррекции девиантного поведения подростков 19 Выводы по первой главе 25 ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕ КОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ 27 2.1. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 27 2.2. Программа психолого–педагогиче кой коррекции девиантного поведения старших подростков 33 2.3. Анализ и обобщение результатов 41 Выводы по второй главе 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящий период в РФ пове-дение трудных подростков становится все более разнообразным и все менее контролируемым обществом благодаря цифровой реальности (пример – группа «синий кит»). Проявления его все учащаются (больше становится делинквентности, аддиктиктивности и т.д.). В последнее время у большинства подростков встречается направлен-ность к таким типам девиаций, как несогласие обучаться, сквернословие, своеволие, ложь, наркомания и воровство, раннее начало сексуальной жизни, враждебность, уход из дома, употребление спиртного, табакокурение и токсикомания и др. Прецеденты отклоняющегося поведения молодых людей есть действи-тельность, с которой буквально ежедневно сталкиваются учителя, родители. Актуален, как никогда ранее, круг задач воспитания ребят с асоциальным поведением, исследование его сути и путей формирования, определение способов и средств актуальной корректировки проявлений девиантности, злости и иных неблагоприятных свойств. Ответственность за удачную профилактику девиантного поведения у подростков несет не только семья подростка, но и общеобразовательные организации, как главные институты обучения. Очевидно, что добиться сколько–нибудь заметных результатов в решении проблемы девиантного поведения детей и подростков невозможно без организации адекватной профилактической работы. Профилактика девиантного поведения становится одной из важнейших задач современного общества. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса ста-новления его характера. Серьезные нарушения поведения, как правило, свя-заны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие де-тей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития, и большая часть этих осложнений является отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания. Объектом исследования выступает девиантное поведение старших подростков. Предметом исследования является психолого–педагогиче кая кор-рекция девиантного поведения старших подростков. Целью аттестационной работы является теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого–педагогиче кой коррекции поведения трудных подростков. Для достижения поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом исследования, решаются следующие задачи: - проанализировать психолого–педагогиче кую литературу по про-блеме девиантного поведения; - выявить социально–педагогиче кие и психологические особенности трудных подростков в сельской местности; - разработать модель психолого–педагогиче кой коррекции девиантного поведения старших подростков. Гипотеза исследования заключается в том, что частота проявления и виды девиантного поведения старших подростков изменятся, если будет разработана и реализована программа психолого–педагогиче кой коррекции девиантного поведения. Научная новизна исследования заключается в совершенствовании профилактической деятельности психолога с подростками девиантного поведения. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов психологами различных общеобразовательных учреждений, студентами специальностей «Психология» и «Социальная педагогика». Методы исследования. Теоретический анализ психолого–педагогиче кой литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, бе-седа. Опытно–экспериментал ная база исследования: МБОУ «Мельжехсинская средняя общеобразовательная школа» с. Суола, Мегино–Хангаласский район, Республика Саха (Якутия). Структура аттестационной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель и задачи работы. В первой главе рассматривается теоретические основы социально–педагогиче кой работы с трудными подростками в сельской местности. Вторая глава посвящена опытно – экспериментальной работе по реализации программы психолого–педагогиче кой коррекции девиантного поведения трудных подростков. В заключении подводятся итоги работы, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
? ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕ КОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 1.1. Анализ психолого–педагогиче кой литературы по проблеме девиантного поведения старших подростков
Исследование феномена девиантного поведения логично, на наш взгляд, начать с рассмотрения более крупного, родового по отношению к нему понятия – поведения, так как девиантное поведение – это, прежде всего некая форма поведения личности, которой присущи все основные качества человеческого поведения. Поведение человека изучает ряд наук и каждая под своим углом зрения. В нашем исследовании мы обращаем внимание на работы педагогов и психологов в связи с тем, что эти две науки очень тесно связаны между собой. Термин «поведение» широко используется для определения активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, общение, познание [10, с. 5]. Научные представления о человеческом поведении получили бурное развитие в начале XX века, с того времени, когда бихевиористы объявили ее предметом психологической науки [10, с. 5] и понимали под поведением реакции индивида (подвижные, вегетативные, речевые), которые внешне наблюдаются и функционируют по схеме «стимул – реакция». Это были первичные взгляды на эту проблему, со временем они постоянно менялись. Так, в 1931 году Дж. Уотсон – выразил мнение о том, что поведение – это «непрерывный поток активности, который возникает во время оплодотворения яйца и становится все более сложным в период развития организма» [10, с. 224]... ? ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы была достигнута цель исследования – теоретически обоснована и экспериментально проверена программа психолого–педагогиче кой коррекции девиантного поведения старших подростков. Проведенное опытно–экспериментал ное исследование подтвердило поставленную ранее гипотезу о том, частота проявления и виды девиантного поведения старших подростков изменятся в результате разработки и реализации коррекционной программы. Девиантное поведение – целостный поведенческий акт, действия или поступки личности, не соответствующие общепринятым социальным, культурным и нравственным нормам, а также нормам, традициям и образцам поведения в тех группах, в которых протекает их жизнедеятельность, если эти нормы и традиции не вступают в противоречия с общепринятыми в том обществе, в котором живет человек. Для решения задач исследования была создана модель коррекции, которая включает в себя 4 этапа: теоритический, диагностический, формирующий и аналитический. Исследование девиантного поведения старших подростков проходило в три этапа. На первом, поисково–подготовите ьном этапе, была проанализирована психолого–педагогиче кая литература по проблеме девиантного поведения старших подростков, подобраны и изучены методики исследования девиантного поведения, определена экспериментальная группа. На втором, опытно–экспериментал ном этапе, был проведен констатирующий эксперимент, проанализированы результаты исследования; разработана и реализована программа коррекции девиантного поведения старших подростков. На третьем, контрольнообобщающем этапе, был проведен контрольный срез, проанализированы результаты опытно–экспериментал ной работы по психологопедагогичес ой коррекции девиантного поведения старших подростков сделаны выводы, разработаны психолого–педагогиче кие рекомендации для педагогов и родителей. В исследовании приняли участие старшие подростки, учащиеся МБОУ «Мельжехсинская средняя общеобразовательная школа им А.В. Чугунова», состоящие на педагогическом учете, в составе 15 человек, в возрасте 14–16 лет. Констатирующий этап эксперимента показал следующее: по результатам проведения психодиагностических методик был сделан вывод о том, что все подростки склонны к отклоняющемуся поведению, что агрессивное поведение у старших подростков имеет достаточную степень выраженности, а также подростки имеют высокую и значительную склонность к девиантному поведению. Вторая глава была посвящена опытно–экспериментал ному исследованию психолого–педагогиче кой коррекции девиантного поведения старших подростков. Предложенная коррекционная программа состояла из 10 занятий, направленных на развитие навыков общения, формирования чувства близости с другими людьми, снижение психоэмоционального напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, умения чувствовать настроение. Психолого–педагогиче кая коррекция девиантного поведения старших подростков оказалась эффективной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Изд–во Института Психотерапии, 2015. ? 214 с. 2. Акулинина Ю.Н. Социально–педагогиче кая деятельность по формированию у девиантных подростков «мотива достижения» // Социал. педагогика. – 2014. – № 1. – С. 81–85. 3. Антонова Л.Н. Психология и педагогика поддержки // Прикладная психология и психоанализ. – 2018. – № 1. – С. 17–35. 4. Андрианова Р.А. Социально – педагогическая парадигма преодоления девиантного поведения несовершеннолетних: концепция / Р.А. Андрианова; Рос. акад. образования, Ин–т соц. педагогики. – М.: ИСП РАО, 2014. – 37 с. 5. Андрианова Р.Х. Девиантное поведение подростков: сущность, причины и социально–педагогиче кая профилактика // Социал. педагогика в России. – 2015. – № 1. – С. 34–40. 6. Бандура А. Теория социального научения. ? СПб.: Изд–во «Евразия», 2013. ? 319 с. 7. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации тяжелых подростков // Психологический журнал. – 2017. – № 6. – С. 48–54. 8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов, 2016.–780 с. 9. Волков Б.С. Психология подростка/ Б.С. Волков. – М.: Изд–во Речь, 2014. – 357 с. 10. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. С.–Петерб. социол. ин–т РАН и др. – СПб.: Мед. пресса, 2014. – 197 с. 11. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики/А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – 5–е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2013. – 272 с. 12. Зиновьева М. Девиантное поведение детей и подростков как симптом психологического неблагополучия современной России // Философия социал. коммуникаций. – 2014. – № 3. – С. 160–172. 13. Зиннуров Ф.К. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально–культурных условиях XXI века: монография / Ф.К. Зиннуров. – Казань: Центр инновац. технологий, 2016. – 403 с. 14. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – 5–е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 287 c. 15. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: [учеб. пособие] / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – М. [и др.]: Питер, 2014. – 351 с. 16. Илатовская Л.А. Психологическое сопровождение детей группы риска // Социал. педагогика. – 2014. – № 4. – С. 89–97. 17. Ильницкая В.А. Девиантное поведение подростков: понятие, признаки, особенности / В.А. Ильницкая, В.В. Толмачева // Вестн. Социально–гуманитар. образования и науки. – 2017. – № 2. – С. 13–18. 18. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учеб. пособие / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 285 с. 19. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. – М.: Академия, 2014. – 256 с. 20. Клочкова А.В. Роль СМИ в детерминации девиантности// Ломоносовские чтения. – М., 2017. – С. 294–304. 21. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Соврем. пробл. науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 78–86. 22. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Соврем. пробл. науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 78–86. 23. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2015. – 445 с. 24. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 3. – С. 16–25. 25. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. – СПб.: Речь, 2012. – 136 с. 26. Нелидов А.Л. Медико–психологическ я работа с девиантными подростками / А.Л. Нелидов, И.В. Сахарова // Беспризорник. – 2015. – № 5. – С. 58–60. 27. Остапенко Г.С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением / Г.С. Остапенко, Р.И. Остапенко // Перспективы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 54–60. 28. Перешина Н.В., Заостровцева, М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешина, М. Н. Заостровцева. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с. 29. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практическое руководство / А. Б. Петрова. – М.: Фмента: МПСИ, 2014. – 152 с. 30. Позднякова М.Е., Салагаева А.Л. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция / под ред. – М.: Ин–т социологии РАН, 2018. – 306 с. 31. Рахматуллин Э.С. Девиантное поведение как социальная проблема / Э.С. Рахматуллин, Р.Ф. Хабриев. – Казань: Казан. гос. ун–т, 2017. – 119 с. 32. Родермель Т.А. Девиантное поведение подростков: философский и клинико–психологичес ий аспекты: учеб. пособие / Т.А. Родермель. – Новосибирск, 2015. – 99 с. 33. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н.А. Рычкова. – М.: Гном и Д (Казаков), 2014. – 95 с. 34. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социол. исслед. – 2013. – № 2. – С. 87 –92. 35. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – 3–е изд., испр. и доп. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2013. – 208с. 36. Семенов С.Ю. Социально–педагогиче кие проблемы детей с девиантным поведением // Социал. педагогика. – 2015. – № 1. – С. 109–118. 37. Снимщикова Э.В. Некоторые аспекты положительных и отрицательных проявлений девиаций как фактора прогрессивного развития социума // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 2. – С. 78– 86. 38. Снимщикова Э.В. Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме: автореф. дис. канд. филос. наук / Снимщикова Э.В.; [Краснодар. ун–т МВД России]. – Краснодар, 2015. – 22 с. 39. Снимщикова Э.В. Самоактуализация и позитивные девиации личности – характер взаимосвязи // Гуманитар., социально–экон. и общественные науки. – 2011. – № 1. – С. 74–78. 40. Узорова Т.М. Профилактика девиантного поведения в детсткоподростковой и молодежной среде // Актуальные вопросы теории и практики социальной работы: сб. науч. тр. / М–во образования и науки Рос. Федерации, Вологод. гос. пед. ун–т. – Вологда, 2014. – С. 108. 41. Фокина И.В. Специфика ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением / И.В. Фокина // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. –№ 9. – С. 61–63. 42. Фурманов И.А. Психология детей с нарушением поведения: пособие для психолога и педагога / И.А. Фурманов.– М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2017. – 351 с. 43. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка/ Н.Е. Харламенкова; Рос. акад. наук, Ин–т психологии. – М.: Ин–т психологии РАН, 2017. – 295 с. 44. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – 2–е изд. / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013. – 336 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.