Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 127823
Наименование:
Отчет по практике Законодательный процесс в Российской Федерации
Информация:
Тип работы: Отчет по практике.
Предмет: Юриспруденция.
Добавлен: 04.10.2021.
Год: 2019.
Страниц: 25.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный университет
Институт права и управления Кафедра «Судебная экспертиза и таможенное дело»
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Выполнила магистрант Заочной формы обучения
гр.з741091/05
Тула 2020 Содержание
Содержание 2 Введение 3 Глава 1. Законотворчество: понятие, особенности и виды 5 1.1.Понятие законотворчества 5 1.2Принципы законотворчества в РФ 9 1.3Виды законотворчества в РФ 12 Глава 2. Проблемы законотворческого процесса в РФ 16 2.1 Право законодательной инициативы в РФ 16 2.2Деятельность Совета Федерации и Государственной Думы в процессе законотворчества 19 Заключение 22 Список использованной литературы 24
Введение
Опыт мировой цивилизации с очевидностью доказывает, что без совершенного, отражающего актуальные потребности развития общества законодательства невозможно эффективно воздействовать на экономику , обеспечить и охранять права и свободы личности, институты народовластия, защищать природу , устанавливать общественную дисциплину и порядок. Законодательство призвано быть важным и эффективным инструментом государственного руководства российским обществом, затрагивающим, по существу все основные пласты и сферы жизни. Сегодня своевременность, полнота и точность законодательных решений, качество законов становятся во многом определяющим фактором развития рыночных отношений, политического, социального и духовного реформирования России. «Подготовка законов – это сложная и кропотливая работа. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Закон должен быть не только актом высшего юридического качества, но и актом прямого регулирующего действия».1Все основные отношения общественной и государственной жизни должны быть урегулированы именно в законе, чтобы в правовой системе не оставалось пробелов, пустот, не охватываемых законом и позволяющих заполнять их правительственными решениями. Законов должно быть такое количество, чтобы они охватывали своим регулированием все наиболее значимые отношения общественной и государственной жизни страны. В настоящее время когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения. Исходя из всего этого, можно сформулировать цель работы - рассмотреть законодательный процесс в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи: - дать определение «законодательному процессу»; - показать этапы принятия закона в РФ; - выявить принципы законотворческого процесса в РФ; Объектом в курсовой работе является законотворческая деятельность общества и государства как важнейший компонент нормотворчества и правотворческой деятельности. Предмет курсовой работы составляют правовые отношения, возникающие между участниками (субъектами) материальной и процессуальной законотворческой деятельности в России на различных стадиях и этапах их взаимодействия и проявления управленческих ролей в законотворчестве. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. ? Глава 1. Законотворчество: понятие, особенности и виды 1.1. Понятие законотворчества
Научное освоение всякого явления действительности начинается с его понимания, то есть с его осмысления, постижения его содержания, смысла, значение. Обусловленное целым рядом объективных и субъективных факторов, правильно (то есть научно доказанное, подтверждаемое практическим опытом) понимание того или иного явления логически упорядочивает знания, понятийно определяет и систематизирует их, что обеспечивает целостность научного видения изучаемого явления, оптимальность его осознания, научного объяснения, активное теоретико-прикладное использование добытых знаний. Итак, что же такое законотворчество? «Законотворчество — это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм»3. По мнению Спирина М.Ю., «законотворчество в общем виде определяется как деятельность, направленная на создание правовых норм, обладающих высшей юридической силой, то законотворчество, как специально-юридическ я категория, означает соответствующую юридически значимую деятельность»4. Салихов А.И. полагает, что «законотворческий процесс есть порядок последовательных операций, в результате которых в правовую систему вливается новый элемент»5. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах — нормативно-правовых актах. Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовы стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности. Содержательный аспект законотворческой деятельности государства состоит в установлении и возведении в ранг законодательных актов принципов и норм права. Законодательная деятельность занимает важнейшее место в механизме правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень законотворческого процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов — это показатель цивилизованности общества и демократичности государства. В юридической литературе законотворческую деятельность государства обычно называют правотворчеством, что, конечно, не соответствует природе права. Государство не творит право. Право рождается в рамках гражданского общества. Оно изначально формируется естественно, исторически независимо от деятельности законодателя. Задача государства — признать реально существующие правовые отношения и закрепить их в правовых нормах. Итак, законотворчество — один из важнейших признаков практически любого государства независимо от его типа и формы. Еще Н.М. Коркунов отмечал, что «законодательная власть государства есть не что иное, как общая воля государства, в силу которой издаются законы»6. О законодательной деятельности как таковой можно говорить в широком и узком смысле. Как отмечает Т.Н. Рахманина, в юридической литературе сложилось два взгляда на понятие законотворческого процесса. «С одной стороны, законотворческий процесс ограничивается рамками официального прохождения законопроекта в высшем представительном органе. Более широкое понимание этого явления включает в законодательный процесс и всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона»7. Подходы к определению законотворчества позволяют сделать вывод о том, что в науке сложилось представление о законотворчестве лишь как о процедуре принятия компетентным органом закона. Многими авторами предпринимались попытки более широкого исследования данного явления, однако все научные выводы сводятся к пониманию данного явления как процессуальной деятельности. В данной связи предлагается рассмотреть альтернативную концепцию законотворчества, которая позволит обогатить традиционную точку зрения о законотворчестве и сделать возможным более широкое восприятие данного явления, направленного на упорядочение наиболее существенных социальных отношений на различных уровнях и в разных сферах общественной жизни. Любой творческий процесс начинается с замысла. Последний есть результат восприятия жизненных явлений и их понимания различными субъектами на основе их глубинных индивидуальных особенностей (степень одаренности, опыт и др.). Под влиянием окружающей действительности у законодателя возникает некоторая идея, которая воплощается в соответствующий текст закона. Образ идеи трансформируется в форму, которая должна отвечать замыслу. Творческий процесс — это достижение единства формы и содержания. Согласно общепринятому определению, творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Немало определений творчества дается в философской литературе. Так, в философском словаре под редакцией И.Т. Фролова определение творчества характеризуется как «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.)»8. Применительно к законотворчеству, как указывает М.Ю. Спирин, именно «написание юридических норм как научно-творческая деятельность... способствует пониманию права в качестве «arsbonietaequi» и пониманию юридических текстов как вершин культуры, человеческой цивилизации, являясь законотворческой деятельностью в материальном смысле слова (законотворчеством как таковым)»9... ? Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что состояние законотворческой деятельности в современной России не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня и влияет на дальнейшее развитие Российского государства. Без учета и глубокого осмысления содержания и значения законотворческой деятельности, современного ее состояния качество отечественного законодательства в ближайшее время может быть недостаточным, поскольку динамика развития общественных отношений в последние десятилетия преобладает над динамикой развития законодательства. На основании изложенного можно выделить такие основные направления модернизации и оптимизации законотворчества в Российской Федерации: повышение качества законотворчества и законотворческого процесса, создание необходимых условий для полноценной законотворческой работы, нормативное регулирование лоббизма, обеспечение социализации законодательства; обеспечение системного развития законодательства, упорядочение системы нормативно-правовых актов, обновление нормативно-правовой базы; устранение пробелов и преодоление коллизий действующего законодательства; обеспечение научного сопровождения правотворческой деятельности и пр. До сих пор нет четкого порядка разграничения сфер регулирования закона и указа Президента Российской Федерации, полномочий между законодательной и исполнительной властями, отсутствует определение сферы правотворческой деятельности Президента Российской Федерации, вопросов, которые могут быть урегулированы только законом. В современный период из-за интенсивного и порой попросту хищнического использования природных ресурсов для развития хозяйства, военных, энергетических и иных нужд неизмеримо возрастает необходимость четкого и детализированного правового регулирования экологической безопасности планеты, охраны и защиты естественной среды. Действующее законодательство не обеспечивает в полной мере эти задачи, и здесь общими нормами об охране природы не обойтись. Необходима целая серия правотворческих решений всех уровней, начиная с законов и кончая муниципальными актами: о защите земли, воды, воздуха, недр, об атомной энергетике, о защите населения от радиационного облучения, о борьбе с экологическими катастрофами и так далее. Точно так же нужны в развитие недавно принятого Трудового кодекса серьезное изменение и дифференциация регулирования трудовых отношений, учитывая изменение характера труда, его оплаты в условиях рыночной экономики, порядка прохождения воинской службы, в частности альтернативной, и так далее. Современная Конституция России придала мощный импульс развитию парламентских начал российской государственности. Учрежденное ею двухпалатное Федеральное Собрание за прошедшие годы превратилось в мощный и достаточно эффективно действующий орган народного представительства и законодательства. Одновременно такие понятия как "законотворчество", "законодательная техника" стали наиболее распространёнными, часто употребляемыми практически во всех отраслях обществоведения и в политической лексике. Вместе с тем можно с определённой долей уверенности утверждать, что пока ещё существует достаточное количество проблем, появляющихся в силу не правильного применения правил конструирования закона, применения особенностей русского языка, специфики толкования тех или иных понятий и многое, многое другое. И как причина всего этого, отсутствие по сей день так и не сформированной единой точки зрения относительно истолкования, содержательного наполнения, и определения данных понятий. Ныне действующий Основной Закон определяет магистральный вектор движения нашего общества и государства на ближайшую историческую перспективу. Сегодня перед парламентом и его палатами встают новые задачи - он должен определять лицо демократической власти. ? Список использованной литературы
1. Конституция РФ- М. 2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №26. Ст. 3176. 3. АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2017. С. 43—54; 4. Административное право Российской Федерации/Под ред. Н.Ю.Хаманеева.- М.Юрист,2015.- 556с. 5. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 644. 6. Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов /Отв. ред. проф. Ю.А.Тихомиров. М.,2016.- 231c. 7. Глобализация, государство, право, XXI век. О некоторых итогах международного юридического форума // Журнал российского права. 2014. № 2. С. 3-4. 8. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М.: Городец, 2017. -262с. 9. Исаков В. Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития //Журнал российского права. 2018. №З.С.27-29. 10. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 2014. – 425с. 11. Конституционный строй России. Вып. II. М., 1995.- С. 82. 12. Конституция и законодательство/Отв ред. Т.Я.Хабриева, Ю.А.Тихомиров. М., 2014. 13. Концепция развития российского законодательства в целях обеспечения единого правового пространства в России // Журнал российского права. 2017. №6. С. 17—31; 14. Круглый стол «Роль парламента в конституционной реформе России» // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2005. №3(16)/№4(17). -С. 35. 15. Курманов М. М. Приняты изменения в Федеральный закон. Что «приобрели» законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации? // Юрист. 2015. №11. С. 4. 16. Лафитский В. И. Законодательный процесс // Очерки конституционного права иностранных государств:- Учебное и научно-практическое пособие/Отв. ред.Д.А.Ковачев.М., 2016. – 488с. 17. Лебедев В. А. Правовое регулирование законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: Научное и учебное пособие. Челябинск, 2014. – 317с. 18. Окуньков Л. А., Рощин В.А. Вето Президента: Научно-практическое пособие. М.: Городец, 2010. -345с. 19. Права человека и новое российское законодательство (материалы «круглого стола») // Государство и право. 2003. №6. С.96—114; 20. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А.Лукашевой. М., 2012; 21. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М.:Олита,2014-.С.126 22. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2016.-142с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.