Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 129556


Наименование:


Диплом Затеси Виктора Петровича Астафьева (тетрадь четвертая «Игра»): опыт создания словарных статей и возможности использования в преподавании литературы в средней школе

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 23.05.2022. Год: 2021. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: 81. *

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА
(КГПУ им.В.П. Астафьева)

Филологический факультет
Кафедра мировой литературы и методики её преподавания

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
Тема: «Затеси Виктора Петровича Астафьева (тетрадь четвертая «Игра»): опыт создания словарных статей и возможности использования в преподавании литературы в средней школе»
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями)
Направленность (профиль) образовательной программы
Русский язык и литература

Красноярск 2021


Содержание

Введение 3
Глава 1. «Затеси» в контексте творчества Виктора Петровича Астафьева 5
1.1. Изучение Виктора Петровича Астафьева литературоведами 5
1.2. История создания и жанровая природа «Затесей». 7
1.3. Художественные особенности «Затесей» «по материалам работ исследователей» 11
1.4. Натурфилософия в затесях Красноярского периода 14
Глава 2. Содержание затесей красноярского периода творчества В.П. Астафьева 17
Глава 3. Особенности и возможности изучения затесей красноярского периода творчества Виктора Петровича Астафьева в средней школе 44
Заключение 50
Библиографический список 52


Введение

Творчество Виктора Петровича Астафьева занимает в отечественной литературе особое место. Его произведения подкупают искренностью, отражением событий народной жизни. Автору удается объединить философскую глубину и удивительную простоту. Отдельной вехой творчества Виктора Астафьева является написание затесей, которые он создавал на протяжении всей жизни. Это особенный жанр. Затеси — это слияние личного и общественного, для кого-то простого, для кого-то необычного. Затеси — это своеобразный дневник автора, его лирические размышления и истории из его собственной жизни. Они перекликаются с другими, более значимыми произведениями, которые были написаны до публикации затесей или после. Исследователи анализировали затеси Астафьева, описывали их художественные особенности. Но отельные аспекты требуют дальнейшего рассмотрения. Так, например, не существует работ, посвященных этому жанру, где рассматривались бы особенности затесей по периодам их создания. П.А. Гончаров разделяет творчество В.П.Астафьева на три периода: пермский период (1951 — 1969), вологодский период (1969 — 1980), красноярский (сибирский) период (1980 — 2001). А также практически не существует исследований, обобщающих по тематическому и проблемному аспекту отдельные тетради. Это обуславливает актуальность и научную новизну нашей работы.
Цель данной работы: рассмотрение тематического и проблемного аспекта затесей красноярского периода творчества В.П. Астафьева и разработка методического материала на примере четвертой тетради «Игра».
Достижение данной цели обеспечивается реализацией следующих задач:
1. проанализировать научные работы, посвящённые творчеству В.П. Астафьева;
2. рассмотреть содержание (тематику, проблематику) затесей красноярского периода творчества В.П. Астафьева;
3. создание словарных статей для книги «Словарь-справочник. В.П.Астафьева. Второй и третий периоды творчества»;
4. разработка урока по затесям красноярского периода творчества В.П.Астафьева.
Объектом исследования являются тридцать два рассказа из книги «Затеси» (тетрадь четвертая «Игра».
Предметом исследования являются содержание и художественные особенности «Затесей» красноярского периода.
Материалом для исследования послужили тридцать два рассказа книги «Затеси» В. П. Астафьева, написанные в Красноярском крае, представляющие собой особый интерес.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы для углубленного изучения творчества В.П. Астафьева, в частности книги «Затеси».
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из: введения, трёх глав. Завершается работа заключением и списком литературы, который включает в себя 44 источника.


Глава 1
«Затеси» в контексте творчества Виктора Петровича Астафьева
1.1. Изучение Виктора Петровича Астафьева литературоведами

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году, в селе “Овсянка”, недалеко от города Красноярска. Творчество В. П. Астафьева сохраняет свою уникальность и актуальность в современной русской культуре, сохранит их и в будущем. Наши потомки о нас, нашем времени будут судить во многом по его произведениям, которые воспроизвели жизнь России с 30-х годов и до конца XX столетия. Особый дар Виктора Петровича позволил ему открыть свою страницу в отечественной литературе, создать свой мир, населенный не идеальными героями, а обычными людьми, со всеми их достоинствами и недостатками.
Творчество писателя уже не раз было предметом монографического изучения. В работах А.Н.Макаров, В.Я.Курбатова, Т.М.Вахитовой, А.Ю.Большаковой, С.В.Переваловой, в диссертациях, научных статьях, докладах исследовались характерные для писателя темы, отдельные жанры, поэтические особенности произведений, философское наполнение его творчества. В мере, необходимой для решения поставленных исследователями задач, в этих работах рассматривались вопросы художественного своеобразия, влияния традиций, взаимодействия творчества В.Астафьева с современной литературой.
Жизни и творчеству В.П.Астафьева посвящена работа А.Ланщикова «Виктор Астафьев». Автор рассказывает о нелегкой судьбе русского писателя, размышляет над его художественной прозой, публицистикой. Особо выделена в книге позиция Астафьева, основанная на любви к родному краю, на вере в духовные возможности человека [22. С. 115].
Известный критик Николай Яновский, автор статей о произведениях Виктора Астафьева, в книге «Виктор Астафьев. Очерк творчества» 1982 года исследует все творчество прозаика и соотносит его с общественно-историчес ими проблемами нашей эпохи. Размышляя над судьбами героев Астафьева, в каждом из которых раскрывается та или иная грань народного характера, критик приходит к выводу, что его поэтику и концепцию личности характеризует присущий писателю исторический оптимизм [43. С. 157]...
?
Заключение

Каждый хороший писатель мечтает о том, чтобы его произведение было особенным. Для этого авторы используют разные приёмы и методы, выдумывают необычных героев и занимательные события. Затрагивают актуальные темы и проблемы. Используют выразительные средства. Но важнее и интереснее произведение для читателя тогда, когда он чувствует искренность автора в каждом слове.
Виктор Петрович Астафьев прожил долгую, насыщенную жизнь и оставил после себя ценнейшее творческое наследие. Особенными в его творчестве являются затеси – рассказы, в которых автор «оживает», автор является их героем, автор является наблюдателем, автор близок и понятен читателю. Размышления, случи из жизни, наблюдения, короткие диалоги в семи тетрадях затесей – это то важное и особенное, что хотел донести до читателей Астафьев. В каждой затеси затронуты актуальные по сегодняшний день проблемы. Именно поэтому необходимо изучать затеси с точки зрения различных аспектов: тематики, проблематики, периодизации.
Рассмотрев и проанализировав тридцать два рассказа, мы пришли к выводу, что четвертая тетрадь объединяет истории, содержащие социально-нравственну проблематику. Автора волнуют проблемы экологии («Пила», «Раскопки» и др.), воспитания ( «Нет, правильно!», «Игра» и др.), исторической памяти ( «Стоящая надпись» и др.), несправедливой власти («Высший подхалимаж», «Шопениана» и др.), отношения к ветеранам войны («Жучина», «У знаменитого профессора и др)», мировосприятия («Тоска», «Заинтересованность» и др.), творчества («Все про всех знает», «Сила искусства» и др.).
Основные художественные средства, которые использует писатель, горькая ирония, лирическая ирония, сарказм. Частно В.П. Астафьев использует топонимы, эпитеты, сравнения, жаргонизмы, деревенскую лексику и просторечия.
Изученные затеси отражают особенности времени и места их написания. Действующими лицами в затесях четвертой тетради являются родственники и знакомые В.П.Астафьева. В миниатюрах описываются случаи из их жизни и жизни автора. Часто повествование в рассказах ведется от первого лица, что позволяет прочувствовать откровенность и открытость автора. В четвертой тетради автор использует образы русской деревни и современного города, обращается к воспоминаниям из глубокого детства, делится сокровенными тайнами авантюрных приключений и транслирует короткие диалоги, которые однажды прозвучали в его жизни.
Методическая значимость затесей четвертой тетради неоценима. Мы считаем, что обращаться к затесям Астафьева на уроках литературы и уроках внеклассного чтения в среднем звене необходимо, ведь там заложены вопросы экологии, воспитания, исторической памяти, несправедливой власти, отношения к ветеранам войны, мировосприятия, творчества.
Преимущество этого жанра в его краткости. Учащиеся современных школ не приветствуют крупные жанровые формы. Затеси – короткие рассказы о самом главном, обращаясь к ним, преподаватель может разнообразить работу на уроках литературы и чаще проводить уроки внеклассного чтения.

?
Библиографический список

1. Анисимов К.В. Литература Сибири // Историческая энциклопедия Сибири: В 3 т. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. Т. 2. С. 283–287. URL: literatura-sibiri (дата обращения: 02.04.2021).
2. Анисимов К.В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX – начала XX века: Особенности становления и развития региональной литературной традиции. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. 304 с.
3. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 7. Затеси: семь тетрадей. – Красноярск: ПИК «Офсет», 1997. 544 с.
4. Баранов С. Ю. Черты художественного мира Виктора Астафьева / Баранов С. Ю. — 78-135.
5. Бобкова, Ю.Г. Концепт и способы его актуализации в идиостиле В.П. Астафьева (на материале цикла «Затеси»): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Пермь, 2007. - 23 с.
6. Белая Г.А. Астафьев // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М.: Советская энциклопедия, 1978. С. 78–79.
7. Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы (вторая половина XX века): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2002. 49 с.
8. Вахитова Т.М. Астафьев Виктор Петрович // Русская литература XX века: прозаики, поэты, драматурги / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. Т. 1. С. 121–126.
9. Верхотуров Д. Что такое сибирская нация? Аудиозапись лекции 13.10.2011. URL: 632355.html (дата обращения: 24.04.2021).
10. В.М. Шукшин: опыт комплексного описания творчества. Предварительные итоги и перспективы. Рецензия на книгу: Творчество В.М. Шукшина. Энциклопедический словарь-справочник. Барнаул, 2004-2007. Т. 1-3. // КиберЛенинка URL: article/n/v-m-shukshi -opyt-kompleksnogo-o isaniya-tvorchestva- redvaritelnye-itogi- -perspektivy-retsenz ya-na-knigu-tvorches vo-v-m-shukshina (дата обращения: 17.05.20).
11. Виктор Петрович Астафьев. Словарь-справочник / Л.Г. Самотик, Т.Н. Садырина; Красноярск: РАСТР, 2019. 432 с.
12. Гончаров П.А. Творчество В.П.Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века: автореф. дис. ... д-р. филол. наук: 10.01.01. - Тамбов, 2004. 52 с.
13. Дар слова: Виктор Петрович Астафьев: (к 85-летию со дня рождения): библиогр. указ.: Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. 640 с.
14. «Затеси» - зарубки на сердце // Красноярский рабочий URL: archive/2003/05/07/13/ iew_article (дата обращения: 29.03.20).
15. Зубков, В.А. Наедине с Виктором Астафьевым: научно-популярное издание. – Пермь, 2011. – 150 с.
16. Ковалева А.И., Лебедева Н.В., Ревенко И.В., Садырина Т.Н., Самотик Л.Г. Творчество В.П. Астафьева как воплощение национального и регионального самосознания: монография / под ред. Л.Г. Самотик, Т.Н. Садыриной: Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 314.
17. Кожинов, В. Затеси метят тропу // В. Кожинов // Литературное обозрение. – 1973. - №1 – С. 58-61.
18. Коробов, В.И. Юрий Бондарев: страницы жизни, страницы творчества / В. И. Коробов. – Москва: Современник, 1984. - 368 с.
19. Кураев, М.Н. Виктор Астафьев и конец крестьянской Руси // Дар слова: Виктор Петрович Астафьев. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. - С. 621-627.
20. Кустова 1998 – Кустова Л.С. Национальный характер как результат творчества народа // Россия и Запад: диалог культур. – М., - 1998. – Вып. 5. – с. 73-79.
21. Лазарева О.В. Проблема русского национального самосознания в прозе И.А. Бунина 1910–1920-х гг.: формы художественного выражения, эволюция: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 М., 2006. 180 с.
22. Ланщиков А. П. Виктор Астафьев / А. П. Ланщиков. – Москва : Просвещение, 1992. – 159 с. : ил.
23. Мартазанов А.М. Идеология и художественный мир «деревенской прозы»: В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев: автореф. Дис. ... докт. филол. наук / С-Петерб. Гос. ун-т. СПб., 2007. 30 с.
24. Мурзина И. Я.. Феномен региональной культуры: Бытие и самосознание: Дис. ... д-ра культурологических наук: 24.00.01. Екатеринбург, 2003. 237 c.
25. На краю отечества // БУК ВО «Областная универсальная научная библиотека» URL: fulltext/2as/taf/iev/s ie/1.htm (дата обращения: 06.05.20).
26. Недошивин Г.А. Народность искусства // Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1974. С. 280.
27. Нива Ж. К вопросу о новом почвенничестве": моральный и религиозный подтекст «Царь-рыбы» Виктора Астафьева // Одна или две русских литературы. Лозанна, 1981. С. 58– 143. URL: viewtopic.php?id=632 (дата обращения: 01.05.2021).
28. Ондар Л. М. Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности (На примере тувинских подростков): Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 Красноярск, 2006. 200 с.
29. Особенности стиля книги В.П. Астафьева «Затеси» // conf.sfu-kras.ru URL: sites/mn2015/ (дата обращения: 05.05.20).
30. Подюков И.А. Эстетика народной речи в поэтике В. П. Астафьева/ I Астафьевские чтения. – Пермь, 2003. – [Электронный ресурса]. – URL: fulltext/ast/afi/evs/k e/index.htm
31. Река жизни Виктора Асафьева: (по страницам публикаций) / сост. В.Г.Швецова. Красноярск: ИПЦ «КАСС». 2010. 528 с.
32. Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. М.: Сов. энцикл. - 1989. Т. 1. 672 с.
33. Садырина Т.Н. Онтологическая проблематика главных произведений В.П.Астафьева 60-70-х годов // Первый Астафьевские чтения в Красноярске / отв. ред. Л.Г.Самотик. Красноярск: РИО КГПУ, 2005 С. 146-166.
34. Самотик Л.Г. Рассказы В.П.Астафьева как региональный компонент образования в начальной школе // Начальная школа. 2007. №2. С. 67-70.
35. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. М.: Астрель: АСТ, 2008. 447 с.
36. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. М.: Ридерз Дайджест, 2004, 960 с (СТСРЯ)
37. Стадниченко, В. А. «Затеси» В. П. Астафьева: лирико-философские миниатюры в системе малых форм «Первой тетради» / В. А. Стадниченко, Н. П. Хрящева // Филологический класс. – 2017. – №2 (48). – С. 100-103.
38. Торчинов, В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина: историко-биографичес ий справочник. - СПб.: 2000. - 608 с.
39. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. 576 с. Чмыхало Б.А. Молодая Сибирь: регионализм в истории русской литературы. Красноярск: КГПИ, 1982. 200 с.
40. «Что древнее в нас...» // БУК ВО «Областная универсальная научная библиотека» URL: fulltext/2as/taf/iev/s ie/1.htm (дата обращения: 15.05.20).
41. Шаповалова И.А. Рец.: Литературы народов России. XX век. Словарь. М.: Наука, 2005. 365 с. // Вестник Российской Академии наук. 2006. № 1. Т. 76. С. 90–91.
42. Шкловский В.Б. Искусство как при?м // О теории прозы. М.: Круг, 1925. С. 7–30. URL: manifests//kakpriem.ht l (дата обращения: 24.04.2021).
43. Шленская Г.М. Повесть и рассказ (И.М. Лавров, В.М. Шукшин, В.В. Липатов, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин) // Очерки русской литературы Сибири: в 2 т. Новосибирск: Наука, 1982 Т.2. С. 497-543
44. Яновский, Н.Н. Виктор Астафьев: очерк творчества / Н. Н. Яновский. – Москва: Советский писатель, 1982. - 269 с.


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.