Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131774
Наименование:
Реферат Значение ранней диагностики и коррекции детей с речевыми нарушениями
Информация:
Тип работы: Реферат.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 20.01.2023.
Год: 2023.
Страниц: 21.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» БАЛАШОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Факультет психолого-педагогиче кий Кафедра дошкольного и начального образования
РЕФЕРАТ
Тема: Значение ранней диагностики и коррекции детей с речевыми нарушениями
студентки 5 курса 53 группы заочной формы обучения Направление подготовки 43.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование, профиля «Логопедия».
Балашов 2023 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……….3 1.Обследование доречевого развития младенца (от рождения до 12 месяцев)………4 2.Обследование речи ребенка преддошкольного возраста (от 12 до 36 месяцев)………..10 3.Коррекционно-воспита ельная работа……….13 4. Приемы коррекционного обучения……….14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…20 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..21 ? ВВЕДЕНИЕ Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка - и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово! К. Д. Ушинский. Раннее предупреждение, диагностика, и коррекция психических и речевых нарушений является на сегодняшний день одной из актуальных проблем педагогики. Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. По данным Института коррекционной педагогики, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5 – 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют патологию периода беременности и родов. В этих случаях, в первую очередь, страдает нервная система ребенка, и в частности - речь. Таким образом, можно констатировать факт неуклонного роста количества детей раннего возраста, имеющих те или иные отклонения в сфере речевого здоровья, осложняющие процесс их социализации. ? 1.Обследование доречевого развития младенца (от рождения до 12 месяцев) Логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. Это предполагает использование специальных приемов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогиче ких наблюдений за ребенком. В логопедическом обследовании детей раннего возраста в зависимости от того, воспитывается ли ребенок с рождения в семье или доме ребенка, используют комбинированно методы анализа анамнестических данных, анкетирования родителей и наблюдения за ребенком младенческого возраста. При проведении ранней диагностики отклонений в речевом развитии целесообразно также ориентироваться на традиционную схему нормального развития доношенных детей до 3 лет (Н.М. Аксарина, 1972; Л.О. Бадалян, 1982, 1988) и методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (Г .В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л.Фрухт, 1996). I этап (период новорожденности) При сборе анамнестических данных о неонатальном периоде логопеду целесообразно ориентироваться на следующее: – характер первого крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал); – физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кувезе); – интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, переливание крови, подключение к капельнице); – хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т.п.); – первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос); – причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.); – длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску); – характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления). II этап (1 – 3 месяца) Оно начинается с наблюдения за ребенком в естественных условиях. При опросе родителей и осмотре ребенка логопед обращает внимание на: – характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность); – появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое – горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность); – начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других); – «оральное внимание» (фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого); – наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого; – характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций; – характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует; – проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например, после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.). Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца: – начальное гуление – «гуканье»; – истинное гуление (время его появления, длительность и напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, особенности общего поведения при гулении, наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуления после звуковой или двигательной стимуляции); – первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас; – монотонность/выразите ьность, напевность гуления, модулированный /немодулированный характер первой доречевой продукции. III этап (3 – 6 месяцев)...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное». ? СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 2020; 2. Обзор речевых нарушений и основных методов их преодоления Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, М., Просвещение, 2019 Краткое изложение основ логопедии для студентов педагогических институтов; 3. Краузе Е.Н. Логопедия, Санкт-Петербург, Корона принт, 2018; 4. Бурлакова М.К. Советы логопеда, М., В.Секачёв, 2021 Небольшая брошюра для родителей; 5. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2019; 6. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста М.: АСТ: Астрель, 2017; 7. Разенкова Юлия. Игры с детьми младенческого возраста, М., Школьная пресса, 2022; 8. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона, М., Изд-во Сфера, 2020.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.