Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 126927
Наименование:
Диплом Индустриальный пейзаж и особенности его развития в творчестве художников Челябинска
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: История.
Добавлен: 01.06.2021.
Год: 2020.
Страниц: 109.
Уникальность по antiplagiat.ru: 82. *
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет» НИУ ИНСТИТУТ МЕДИА и СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРН Х НАУК Исторический факультет Кафедра «Теология, культура и искусство»
Индустриальный пейзаж и особенности его развития в творчестве художников Челябинска.
ВЫПУСКНАЯ АННОТАЦИЯ
Ключевые слова: индустриальный пейзаж, изобразительное искусство Южного Урала, искусство СССР, гравюра, суровый стиль, живопись, монотипия, ксилография. Целью исследования является исследовании специфики содержания и образного решения, созданных В. Бубновым, Н. Третьяковым, Н. Черкасовым, М. Ткачевым, В. Подгорновым и И. Болоцким индустриальных пейзажей и произведений, связанных с темой индустрии. В работе рассмотрены факторы формирования и развития индустриального пейзажа в советском изобразительном искусстве, выделены традиции отечественного и мирового искусства, оказавшие влияние на специфику образного решения индустриальных пейзажей в творчестве челябинских художников. Проанализированы отличительные особенности в изображении индустриальных пейзажей у выбранной группы художников и образно- художественные особенности рассматриваемых в исследовании произведений, на их основе выделены виды индустриального пейзажа на основе образной системы представленных изображений. Область применения работы: результаты исследования рекомендуется использовать при изучении проявлений пейзажного жанра в Уральском и Отечественном искусстве, истории искусства соцреализма в региональных проявлениях, и при изучении особенностей художественного языка творчества представленных художников.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 Индустриальный пейзаж, его зарождение и формирование как направления в мировом и отечественном искусстве 8 1.1. Индустриальный пейзаж в советском изобразительном искусстве в 1920- 50-х гг 17 1.2. Развитие отечественного индустриального пейзажа во второй половине XX века. Основные представители. Проблемы жанра 27 2. Развитие художественной жизни и роль пейзажа в становлении искусства Челябинска 43 2.1. Начальные этапы и формирование школы челябинских художников 43 2.2. Зарождение индустриального пейзажа 54 3 Индустриальный пейзаж в творчестве челябинских художников 64 3.1 Своеобразие индустриального пейзажа в творчестве ведущих художников Челябинска ХХ в 64 3.2 Виды и особенности индустриального пейзажа в творчестве современных художников Челябинска 74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82 ПРИЛОЖЕНИЯ 87 ПРИЛОЖЕНИЕ А 87 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 98 ПРИЛОЖЕНИЕ В 101 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 104 ПРИЛОЖЕНИЕ Д 106
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одним из определяющих процессов XX века стал стремительный прогресс науки и техники и, как следствие, индустриальное преображение окружающего мира. Однако во второй половине прошедшего столетия развитие промышленности стало осуществляться на основе совершенствующихся сложных технологий и компьютеризации, что вело не только к достижениям, но и к техногенным катастрофам, к негативным изменениям в психологии человека. Спорный характер достижений науки и прогресса, проблема баланса в отношениях человека и природы начала волновать не только ученых, но и различных деятелей искусства. Изменялись и задачи, которые в это время решали советские художники, обратившиеся к индустриальной теме. В советском индустриальном пейзаже 1920-х можно отметить неоднозначный характер - несмотря на поддержку и определение тем государством, критики нередко высказывали претензии авторам в их поклонении технике, в копировании и подражании новаторским приемам нового западного искусства. В 1920-1930-е года, а затем и пoслевоенные десятилeтия гoсудaрствo, как правилo, стaвилo перeд художникaми, обрaщавшимиcя к индустриaльнoму пейзaжу, зaдaчу запечaтлеть грандиoзные дocтижения социалистической промышленности, следствием чего стала известная идеализация и прямолинейность в трактовке индустриальных мотивов. Вместе с тем искренняя вера многих художников в коммунистические ценности, зримым воплощением которых становились грандиозные стройки и величественные завоевания индустрии, позволяла создавать значительные в художественном отношении произведения. Вместе с тем процесс становления и развития промышленного пейзажа в советском искусстве не получил должного освещения. В индустриальных пейзажах художников В. Бубнова, Н. Третьякова, Н. Черкасова, М. Ткачева, В.
Подгорного и И. Болоцких нашли отражение основные стадии развития промышленной темы в советском искусстве. Каждый из представленных художников демонстрировал свое понимание предмета изображения и отношения к нему. Средства, которыми художники демонстрируют свое отношение, также представляют интерес для автора. Степень научной разработанности проблемы. Советский индустриальный пейзаж 1920-1980-х годов не изучен в должной степени. Первым из отечественных критиков его специфику раскрыл Яков Александрович Тугендхольд в обзорной статье к выставке «10 лет Октября» (1928). Важной в историко-методологич ском аспекте является монография Алексея Александровича Федорова-Давыдова «Советский пейзаж» (1958). Общая картина развития индустриальной темы дана в многочисленных учебниках и общих трудах по истории русского и советского искусства. Большое значение для изучения вопроса о начальном периоде развития индустриального пейзажа в СССР представляет монография В. Костина «Общество станковистов» (1975) и альбом «Круг художников 1926-1932» (2008). Принципиальные проблемы развития отечественного искусства в целом и отдельных его жанров были рассмотрены в исследованиях И. Н. Голомштока «Тоталитарное искусство», А. Морозова «Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов» (1995) и «Соцреализм и реализм» (2007), В. Манина «Искусство и власть. Борьба течений в советском изобразительном искусстве 1917- 1941 годов» (2008), а также в диссертации Г. Плетневой «Ангажированная культура. Опыт анализа художественной критики и художественной практики позднесоветского времени (1960-1980) (2002). В монографии О. Никулиной «Природа глазами художника. Проблемы развития современной пейзажной живописи» (1982) обзор развития пейзажа в 1950-1970е гг. сочетается с выявлением некоторых проблем, важных для изучения интересующей нас темы. Оригинальную интерпретацию специфики данного жанра мы встречаем в книге А. Каменского «Романтический монтаж» (1989).
Проблемы развития индустриальной темы в советском искусстве затрагивали в своих книгах и статьях В. Кеменов, В. Ванслов, В. Зименко, В. Сысоев и другие исследователи. Опорным трудом для автора данной работы послужила монография Ирины Борисовны Балашовой «Индустриальная тема в творчестве Александра Пантелеева» (2010), в первых главах автор обобщает имеющуюся информацию о истории индустриального пейзажа, его влиянии на советское искусство и общество. В главах, где Балашова углубляется в изучение искусства Александра Пантелеева, можно увидеть удачный пример описания и анализа индустриального пейзажа. Масштаб воздействия индустрии и техники на мировоззрение людей начала XX века позволил оценить литературные произведения К. Чапека, Е. Замятина, Ф. Гладкова, А. Платонова, О. Хаксли, Дж. Оруэлла, С. Лема, А. Азимова и других писателей. Труды философов О. Шпенглера и Э. Фромма раскрыли глубину и серьезность проблем технократического и постиндустриального общества. Объект исследования - индустриальные пейзажи и произведения, связанные с технической темой в творчестве челябинских художников В. Бубнова, Н. Третьякова, Н. Черкасова, М. Ткачева, В. Подгорного и И. Болотским с 1960 по 2000 гг. в контексте советского промышленного пейзажа. Предмет исследования - особенности становления индустриального пейзажа в советском искусстве второй половины XX в, основные этапы развития челябинской школы пейзажистов, специфика образного решения индустриальных пейзажей и произведений, посвященных теме освоения земель и технического прогресса. Цель исследования заключается в исследовании специфики содержания и образного решения, созданных В. Бубновым, Н. Третьяковым, Н. Черкасовым, М. Ткачевым, В. Подгорным и И. Болотским индустриальных пейзажей и произведений, связанных с темой техники. Задачи исследования:
Выявить факторы формирования и развития индустриального пейзажа в советском и мировом изобразительном искусстве, определить основных представителей и основные проблемы жанра. Рассмотреть традиции отечественного и мирового искусства, оказавшие влияние на специфику образного решения индустриальных пейзажей в творчестве челябинских художников Изучить процессы развития художественной жизни в г. Челябинске и роль пейзажа в становлении челябинского искусства. Проанализировать образно-художественны особенности рассматриваемых в исследовании произведений Определить виды челябинского индустриального пейзажа на основе образной системы в творчестве челябинских художников Методология исследования обусловлена выбором темы и необходимостью ее рассмотрения в контексте отечественного изобразительного искусства второй половины века. • Системно-историчес ий метод позволил соотнести творчество челябинских художников с проблемами развития индустриальной тематики в отечественном изобразительном искусстве • Метод сравнительного анализа полотен выбранной группы художников в сопоставлении их друг с другом, позволил выявить специфические особенности каждого мастера в создании картин на тему техники и определить виды индустриального пейзажа • Применение иконографического, иконологического, семантического анализа рассматриваемых произведений позволило выявить специфику их образного решения • Использование сравнительного анализа индустриальных пейзажей выбранной группы художников и произведений других крупных живописцев, обращавшихся к этому жанру в рамках метода художественно-стилист ческого искусствоведческого анализа,
позволило выявить специфику образного и стилистического решения рассматриваемых произведений • Метод анализа иерархий использовался на этапе отбора произведений для проведения анализа и выделения видов индустриального пейзажа. Источниками исследования являются три вида материалов: художественные, документальные и литературные. К первой группе относятся произведения живописи и графики В. Бубнова, Н. Третьякова, Н. Черкасова, М. Ткачева, В. Подгорного и И. Болотским из собрания Художественного музея Южно- Уральского Государственного Университета и Челябинского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Ко второй – опубликованные статьи и архивные документы, посвященные творчеству данной группы художников. К третьей группе можно отнести научные работы - книги и статьи отечественных исследователей (Я. Тугендхольд, А Федоров-Давыдов, В Костин, А. Каменский, А Морозов, О Никулина, В Манин, В Сысоев, Г. Плетнева, Н. Яковлева). Квалификационная новизна. В исследовании рассмотрен процесс формирования пейзажного жанра в рамках искусства Челябинска, определены особенности и факторы формирования жанра и особенности изображения индустриального пейзажа. Дана характеристика отличительных черт для произведений индустриального пейзажа у выделенных художников и сформирована система классификации видов индустриального пейзажа на основе образного решения работ. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, библиографического списка. Первая глава содержит два параграфа, вторая глава – два параграфа, третья глава – два параграфа.
1 Индустриальный пейзаж, его зарождение и формирование как направления в мировом и отечественном искусстве...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Индустриальный пейзаж, явление характерное для искусства XX века, за свой период развития продемонстрировало изменения в мировоззрении человека, произошедшие за 100 лет. От «культа машины» человечество пришло к «культу информации» и к переосмыслению прошлого. В искусстве Урала и Челябинска индустриальная тема сыграла большую роль в формировании и становлении целых поколений художников, не будь ее, мы бы не узнали целых плеяд и сообществ выдающихся деятелей искусства. На данный момент, индустриальная тема кажется чем-то совершенно невыразительным, но как исторический артефакт она очень ценна и должна быть изучена глубочайшим образом. Поставленные для нашего исследования задачи и цели были следующими: Цель изучения и исследования специфики содержания и образного решения, созданных В. Бубновым, Н. Третьяковым, Н. Черкасовым, М. Ткачевым, В. Подгорным и И. Болотских индустриальных пейзажей и произведений, связанных с темой техники была достигнута, для каждого из представленных художников авторы на основе отобранных произведений определили и обозначили характерные особенности изображения индустриальной темы, схожие и отличные приемы в ее реализации. Была определена специфика выражения индустриального пейзажа для графики и живописи. Задачи исследования, были достигнуты, в результате изучения литературы по истории искусства СССР и наследия Челябинского искусства были определены факторы формирования и развития индустриального пейзажа в советском изобразительном искусстве, такие как: • идеологизированный арактер советского и кусства, призванного отражать основные достижения нового строящегося государства; • разный темп развития промышленного сектора страны и резкий переход от аграрного обществ и традиционного иску ства к искусству авангарда;
Был рассмотрена история формирования и развития Челябинского искусства, искусства пейзажа и развитие индустриальной темы в Челябинском искусстве. В исследовании освещены основные этапы в истории искусства Челябинска, определена его специфика и отличительные особенности каждого десятилетия XX века, такие как: • смешение традиций скусства центрального региона и наследия искусства местных народов; • основополагающая р ль пейзажа, связанная с географическими особенностями региона; • характер основной кономической деятель ости региона – индустриальное производство. При рассмотрении истоков отечественного и мирового искусства, оказавших влияние на специфику образного решения индустриальных пейзажей в творчестве челябинских художников были проанализированы образно-художественны особенности рассматриваемых в исследовании произведений, на основе которых были выделены определенные типы изображений индустриального пейзажа, характерные для искусства Челябинска 60-80-х годов. На первом этапе исследования были выделены основные мотивы, используемые в данном виде пейзажа: • Изображения рабочих; • Технические сооружения и установки (в уральском пейзаже изображены домны и другие металлургическая техника, строительная техника); • Изображение среды нахождения завода и т. д.; • Поезда, и другие средства передвижения; • Дым/пар/огонь. С помощью анализа изображения этих мотивов в произведениях отобранной группы художников были выделены виды индустриального пейзажа, характерные для искусства Челябинских художников:
• Индустриальная архитектура – работы, в которых главным объектом изображения является промышленные объекты, технические помещения внутри завода. • Человек и завод – изображения рабочих, заводских будней • Индустрия и окружающая среда – промышленность в контексте города, другого места расположения (горнозаводская местность, леса). Для работ первого типа характерна • грандиозность масштабов изображённых объектов; • довольно часто объекты изображены на фоне неба с четким силуэтом, либо на фоне дыма; • резкие световые эффекты – вспышки, лучи солнца; • точка зрения художника на сюжет находится внизу, либо на уровне роста; • используются резки композиционные сокра ения для передачи масштаба; Второй тип пейзажей, изображения рабочего в среде предприятия, можно характеризовать такими чертами как: • персонажи произвед ний выполняют активн е действия, рабочего характера или нет; • акценты в работах строятся на фигурах людей, они не выполняют роль стаффажа • масштаб изображени не велик, взгляд зр теля приближен к действующим лицам • персонажи – обобщённые типы, в которых авторы прославляют подвиг труда советского народа. Третий тип индустриальных пейзажей, «Индустрия в окружающей среде», отличающийся следующими признаками:
• большое значение отдельных мотивов, картины строятся на контрасте больших и малых мотивов, в роли которых выступают элементы живой природы, массы людей; • масштаб сюжета в контексте полотна уменьшается, художники, пытаясь охватить весь пейзаж стремятся к панорамности изображения, либо к смене точки зрения на «чашу Брейгеля»; • художники размышляют о взаимоотношениях техники и природы, в работах поднимают вопросы экологии. Данная типизация играет большую роль в осмыслении процессов, происходящих в искусстве XX века, его специфики и эволюции. Она является первой ступенью изучения индустриального пейзажа и дает большой потенциал для более глубоких исследований данного направления. Результаты исследования рекомендуется использовать при изучении проявлений пейзажного жанра в Уральском и Отечественном искусстве, истории искусства соцреализма в региональных проявлениях, и при изучении особенностей художественного языка в творчестве художников Третьякова Николая Яковлевича (1925 – 2014), Черкасова Николая Ивановича (1919 – 2013), Ткачева Михаила Ивановича (1913 – 1995), Подгорнова Василия Федоровича (р. 1925) и Болотских Ивана Егоровича (1933 – 2012).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Thomson, R. Georgia OKeeffe [Текст]: монография – Franklin Watts, 2003. – 23 с. 2. VI пленум правления СХ СССР — обсуждение задач, стоящих перед деятелями искусства в свете решений 24 съезда КПСС // Искусство. - 1971. - № 7. - С. 2; - № 8. - С. 76. 3. Байнов, Л. П. Очерки истории искусства Южного Урала [Текст]: монография / Л. П. Байнов. - Челябинск: Книга, 2007. - 168 с. 4. Байнов, Л. П. Художники Челябинска [Текст]: монография / Л. П. Байнов. - Челябинск: Изд-во Южный Урал, 1979. - 167 с. 5. Балашова, И. Б. Индустриальная тема в творчестве А.В. Пантелеева в контексте советского промышленного пейзажа [Текст]: дис… канд. искв. наук / И. Б. Балашова. -СПб: СПб ГАИЖСА им. Репина, 2009 – 26 с. 6. Бобриков, А. А. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция [Текст] / Бобриков А. А. // Художественный журнал. – 2003. - № 51/52. – С. 25-29. 7. Бобриков, А.А. Другая история русского искусства [Текст]: монография. - Москва: Новое литературное обозрение, 2012.- 744 с.: ил. 8. Буткевич, Д. С. С уклоном в суровый стиль [Текст] / Д.С. Буткевич //Независимая газета. – 2006. – 27 января. – С. 3. 9. Волков, Н. Н. Цве в живописи [Текст]: монография. - Москва Издательство В. Шевчук, 2014. - 360 с. 10. Волков, Н.Н. Композиция в живописи [Текст]: монография. - Москва: Издательство В. Шевчук, 2014. - 368 с. 11. Воронова О. П. Суло Юнтунен [Текст]: монография. – Петрозаводск: Карелия, 1975. - 63 с. 12. Выставка произведений художников Российской Федерации «По родной стране» [Текст] / Э.И. Голубова; авт. вступ. ст. В. П. Сысоев. – Л.: Художник РСФСР, 1976. – 11 с.
13. Деготь, Е.Ю. Русское искусство XX века [Текст]: монография – Москва: Трилистник, 2000. - 224 с. 14. Диль Г. Фернан Леже [Текст]: монография – Будапешт: Корвина, 1985. – 96 c. 15. Духина, И. В. Николай Черкасов к 95-летию со дня рождения Формула пейзажа, Урал, Волга, Крым. Выставка в 2-х частях. Продолжение следует [Текст] / И. В. Духина // Челябинск: УРО ВТОО СХР, 2014. – 44 с.: ил. 16. Духина, И. В. Призвание и есть судьба [Текст]/ Духина И. В.// Вечерний Челябинск. - 1987. 3 октября – С. 8. 17. Духина, И.В. Художник Николай Черкасов [Текст]/ И.В. Духина // Автограф. Челябинск-Арт. - 2000. - № 1. - С. 61 -63. 18. Ермакова, М. Е. Искусство книги и гравюра в художественной культуре [Текст]: монография /М. Е. Ермакова. – М.: Пашков Дом, 2014. - 351 с.: ил. 19. Журов, А. П., Гравюра на дереве [Текст]: монография/ А. П. Журов, К. М. Третьякова. - Москва: Искусство, 1977. - 248 с. 20. Зименко В.М. Поэтическое отражение современности – центральная проблема искусства [Текст]/ В.М. Зименко// Живопись народов СССР: Альбом/авт. вступ. ст. и сост. M.H. Халаминская. – М, 1977.- С. 18 – 19. 21. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820 – 1932) [Текст]: справочник/сост./ Д.Я. Северюхин, О. Л. Лейкинд. – СПб.: Изд. Чернышева, 1992. – 400 с. 22. Каменский А. А. Романтический монтаж [Текст]: монография. -Москва: Советский художник, 2008 – 122 с. 23. Каменский, А.А. Вернисажи/ А. А. Каменский// Собр. Соч. – М.: Советский художник, 1974 – С. 356- 359. 24. Киселев, М. Ф. Павел Кузнецов [Текст]: монография. – М.: Белый город, 2002. – 48 с.
25. Козлова, Н. А. Николай Черкасов: Живопись. Графика: каталог выставки [Текст]/ Козлова Н. А.// – Челябинск: Челябинская областная картинная галерея, ЧОСХ России, 1999. – 39 с. 26. Кончин, Е. Романтик сурового стиля: Работы Виктора Иванова [Текст]/Е. Кончин // Культура. – 2000. - №43 (7251) - 22 ноября. – С. 4. 27. Костин, В. И. Общество станковистов [Текст]: монография. – Л.: Художник РСФСР, 1997. – 46 с. 28. Лебедева, В. Е. Дмитрий Жилинский [Текст]: монография. – Москва: Белый город, 2001. - 47 с. 29. Лебедянский, М.С. Становление и развитие русской советской живописи 1917 – начала 1930-х годов. [Текст]: монография. – Л.: Художник РСФСР, 1983. – 123 с. 30. Лентулова, М. А. Художник Аристарх Лентулов [Текст]: монография. – М.: Советский художник, 1969. – 70 с. 31. Литературно-теор тическое наследие / В. А. Фаворский; Подготовка текста, научный аппарат Д. Д. Чебановой. [Текст]. — М.: Советский художник, 1988. — 588 с., ил. 32. Манин, B.C. Искусство и власть. Борьба течений в советском изобразительном искусстве 1917 – 1941 годов [Текст]: монография. – СПб.: Аврора, 2008. – 138 с. 33. Манин, В. С. Константин Богаевский [Текст]: монография. - М.: Белый город, 2000. – 42 с. 34. Морозов, А. И. Конец утопии [Текст]: монография. – СПб: Галарт,1995. – 288 с. 35. Никулина, О. Р. Природа глазами художника: Проблемы развития современной пейзажной живописи [Текст]: монография. – М.: Советский художник, 1982. 116 с. 36. Огни Сибири [Текст]: Альбом/сост. и авт. вст. ст. О.Г. Грек, Т.В. Ряннель. – Л.: Художник РСФСР, 1989 – 55 с.
37. Оссовский П. П. Открытие выставки «Художники Советской России – рабочему классу». Доклад секретаря правления СХ РСФСР // Советская Россия. 1974.17 апреля 38. Редько К. Парижский дневник [Текст]: монография. – М.: Советский художник, 2013. – 112 с. 39. Русская живопись: Энциклопедия [Текст] – М.: Астрель, 2003. – 839 с. 40.Сарабьянов, Д. В. История русского искусства второй половины XIX века [Текст]: учеб. для вузов / Сарабъянов Д. В. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 382 с. 41.Степанян, Н. С. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х [Текст]: монография. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с. 42. Сысоев, В.П. Александр Дейнека [Текст]: монография. - М.: Арт-родник, 2010. – 96 с. 43. Трифонова, Г. С. Выставка четырех [Текст] / Трифонова Г. С.// Комсомолец - 1983. - 22 окт. - С.11-12. 44. Трифонова, Г. С. Художественная культура Южного Урала (1900-1980-е гг.). Художественная среда. Музеи. Художники [Текст]: монография. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009 - 271 с.: 131 ил. 45. Трифонова, Г. С. Челябинск глазами художников: альбом произведений живописи и графики. [Текст]– Челябинск: «АвтоГраф», 2016. – 256 с., фоторепр. 46. Трифонова, Г.С. Михаил Иванович Ткачев. Дорогами жизни и искусства [Текст]: монография. – Челябинск: Книга, 2013. – 191 с.: ил. 47. Трифонова, Г.С. Образ и стиль в гравюре челябинских художников- шестидесятников [Текст] / Г.С. Трифонова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитар ые науки». Т. 16. –– 2016. -– № 4. – С. 103–111. 48. Трифонова, Г.С. Современное искусство Урала и уральские творческие организации Союза художников России. Страницы истории и характеристика своеобразия. Современное искусство Урала: синергия региональных и общероссийских тенденций/ Изобразительное искусство
Российской Федерации. Т. 3 Урал. / /Руководитель проекта, составитель и редактор К.Б.Кузьминых. – М.: Пранат, 2013. Усл. п.л. 38. - 301 с. – С.10-29. 49.Трифонова, Г.С. Художественная культура Южного Урала 1900–1980-е гг. Художественная среда. Музей. Художники [Текст]: монография / Г.С. Трифонова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – 271 с.: 131 ил 50. Устьянцева, Е. М. Выставка челябинских художников. Каталог выставки [Каталог] / Устьянцева Е. М.//– Челябинск: 2012. 53 с. 51. Федоров-Давыдов, А. А. Советский пейзаж [Текст]: монография – М.: Государственное издательство «Искусство», 1958. – 86 с. 52. Филатова, Л.И. Искусство Урала. Каталог собрания Магнитогорской картинной галереи: живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство/ Л.И. Филатова// – Магнитогорск: 2001. – 19 с; 70 с; 122 с. 53. Художник и дыхание современности. Из опыта работы творческих групп художников Российской Федерации: Сборник/ред. – сост. М. С. Лебедянский. – Л.: Художник РСФСР, 1975. - С. 6 – 7. 54. Чугунов, Г. И. Мстислав Валерианович Добужинский [Текст]: монография – Л.: Художник РСФСР, 1984. - 112 с. 55. Эфрос А. М. Н. Купреянов и его «Дневники» Мастера разных эпох. Избранные историко-художествен ые и критические статьи [Текст]: монография / – М.: Советский художник, 1979. – 336 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное)
Рисунок 1 Николай Яковлевич Третьяков, «Мост» (1961). Ч/б линогравюра, И 55,9х35
Рисунок 2 Николай Яковлевич Третьяков, «Индустрия» (1961). Ч/б линогравюра. И 42,2х42,1
Рисунок 3 Николай Яковлевич Третьяков, «Комсомольская стройка» (1963). Ч/б линогравюра. И 38х49,5
Рисунок 4 Николай Яковлевич Третьяков, «Весна в Магнитогорске» (1969). (Оттиск вар. 1973). Цветная ксилография И 59х57,5
Рисунок 5 Николай Яковлевич Третьяков, «Смена». (1972 – 1973). Из серии «Магнитка». Цветная ксилография И 50х 61,8
Рисунок 6 Николай Яковлевич Третьяков, «Завод» (1968). Офорт И 34,5х 51,3
Рисунок 7 Николай Яковлевич Третьяков, «Высокое напряжение» (1962). Из серии «Утро семилетки». Ч/б линогравюра, И 54,5х 38,6
Рисунок 8 Николай Яковлевич Третьяков, «Высокое напряжение» (1962). Из серии «Утро семилетки». Цветная линогравюра с 3-х досок И 54,3х 39
Рисунок 9 Николай Яковлевич Третьяков, «Завод» (1982). Акватинта, сухая игла И 32,5х 33,7
Рисунок 10 Николай Яковлевич Третьяков, «Металлурги» (1962). Из серии «Урал» Цветная линогравюра И. 37,1х 74,3
Рисунок 11 Николай Яковлевич Третьяков, «Рабочее утро» (1963). Ч\б линогравюра И. 40,7х7х 55,5
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное)
Рисунок 12 Николай Иванович Черкасов, «Гончарный заводик» (1974). Линогравюра, подкрашенная акварелью И 43,2х60,3
Рисунок 13 Николай Иванович Черкасов, «Заводской пруд» (1971). Линогравюра 39х43
Рисунок 14 Николай Иванович Черкасов «50 лет ЧТЗ. Реконструкция. (1983) Линогравюра И 46,3х 51
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное)
Рисунок 15 Михаил Иванович Ткачёв «На Магнитогорском металлургическом комбинате». (1972). Из серии «Магнитка» Монотипия 51х 42
Рисунок 16 Михаил Иванович Ткачёв «Заводской пруд». Из серии «Магнитка» (1973) Монотипия 55х 46,5
Рисунок 17 Михаил Иванович Ткачёв «Сталевары». (1972). Из серии «Магнитка» Монотипия 51х 42