Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131758
Наименование:
Курсовик Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 13.01.2023.
Год: 2021.
Страниц: 33.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Заочный факультет Факультет «Психология, педагогика и дефектология»
Кафедра «Дефектология и инклюзивное образование»
Курсовая работа по дисциплине «Логопедия» на тему: «Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников с фонетико-фонематичес им недоразвитием.»
Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Уровень образования Бакалавр Профиль подготовки «Логопедия»
Выполнила: студентка 4-го курса, заочной формы обучения.
Ростов-на-Дону 2020г
СОДЕРЖАНИЕ Введение………...3 Глава 1. Анализ теоретических подходов к проблеме устранения фонетико-фонематичес ого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста путем использования игр……….…5 1.1 Особенности развития речи детей дошкольного возраста в онтогенезе………...…..5 1.2 Характеристика и особенности речи детей с фонетико-фонематичес им недоразвитием речи………...…..9 Глава 2. Использование игр и игровых приемов в системе коррекционной работы по преодолению фонетико- фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста………13 2.1 Роль игры в коррекции фонетико-фонематичес ого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста………..……13 2.2 Особенности использования игр в процессе проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематичес ое недоразвитие речи………..19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...……….27
ВВЕДЕНИЕ В современной логопедии в настоящее время все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка. Особенно важное значение для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте. В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематичес ому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематичес ого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема рассматривается в работах Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, И.И. Панченко, О.В. Правдиной, Е.Ф. Соботович, М.Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематичес ого недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематичес им недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста. Анализ литературы позволяет отметить, что ряд авторов выделяют несколько форм нарушения звукопроизношения: фонетическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи и фонетико-фонематичес ое недоразвитие речи (О.В. Правдива, М.А. Александровская, Р.И. Мартынова). Специфика логопедической работы в детском саду определяется структурным анализом речезвукового дефекта ребенка и должна иметь дифференцированный характер в зависимости от качества основного дефекта (О.В. Правдина, И.И. Данченко). В настоящее время в литературе о дошкольном воспитании опубликовано много апробированных на практике разнообразных игр. В тоже время следует признать, что до настоящего времени в литературе недостаточно освещены особенности влияния игр на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематичес им недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематичес ого недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых приемов остается мало разработанной. Этим и определяется актуальность выбранной нами темы. Цель: выявление особенностей влияния игр на развитие речи ребенка с фонетико-фонематичес им недоразвитием речи.
Глава 1. Анализ теоретических подходов к проблеме устранения фонетико-фонематичес ого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста путем использования игр. 1.1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста в онтогенезе. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоци нального общения с взрослым закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения (С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин) [21]. К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенный анализ литературы позволяет отметить, что проблеме правильного произношения у детей уделяли большое внимание как западные, так и российские основоположники педагогики. Направленное, с позиций современной логопедии, изучение их наследия помогает обнаружить исторически сложившиеся общепедагогические основы логопедии. Речевое развитие ребенка предполагает формирование языковых, речевых и коммуникативных систем к старшему дошкольному возрасту. Однако в современных условиях до 50 % воспитанников дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются неподготовленными к школьному обучению. Отклонения в речевом развитии детей могут иметь как ярко выраженные внешние признаки, так и особенности, системно охватывающие различные уровни речевой деятельности и языковой знаковой системы. Изучению отклонений в речевой деятельности детей дошкольного возраста посвятили свои исследования такие психологи, дефектологи и педагоги, как Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и многие другие. Разработке систем обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематичес им недоразвитием уделяли особое внимание Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие. Фонетико-фонематическ е недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. У детей шестилетнего возраста с недоразвитием фонетико-фонематичес ой стороны речи в картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны.
Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическо развитие при этом нередко задерживается. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематичес им недоразвитием речи. В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем и т.д. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: «Академия развития», «Академия и К0», 2008. – 350 с. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: «Просвещение», 2004. – 125 с. 3. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 2004. – 253 с. 4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 108 с. 5. Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред. О.С. Ушаковой. М.: «Совершенство», 2009. – 296 с. 6. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2011. – 243 с. 7. Каше Г.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 2006.– 257 с. 8. Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематичес им недоразвитием речи. // Дефектология. 2005. № 1. С. 74 – 80. 9. Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? М., 2007. – 100 с. 10. Коррекционная педагогика. Под ред. Б.П. Пузанова. М.: «Академия», 2008. – 380 с. 11. Коррекционно-педаго ическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В.Ю., 2010. – 370 с. 12. Крылова Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматически средств речи у дошкольников. // Дефектология. 2009. № 4. С. 55 – 61. 13. Логопедия: Учебное пособие. /Под ред. Л.С. Волковой. М., 2009. – 230 с. 14. Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: «ВЛАДОС», 2014. – 450 с. 15. Лопухина И. Логопедия. С.-Пб., 2007. – 259 с. 16. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., «ВЛАДОС», 2009. – 157 с. 17. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011. – 462 с. 18. Практикум по детской логопедии. Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2007. – 238 с. 19. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: «ВЛАДОС», 2004. – 247 с. 20. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. М.: Просвещение, 2008. – 238 с. 21. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2011. – 237 с. 22. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 2007. – 193 с. 23. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие. М., 2009. – 342 с. 24. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематичес им недоразвитием. Воспитание и обучение. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 351 с. 25. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С.-Пб., 2006. – 530 с. 26. Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах. Т. 1. /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2007. – 548 с. 27. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва – Воронеж, 2008. – 431 с
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.