Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131801
Наименование:
Курсовик Использование методики Л. В. Лопатиной в исследовании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. База исследования: МОУ СШ №7 г. Волгоград.
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 26.01.2023.
Год: 2022.
Страниц: 64.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Использование методики Л. В. Лопатиной в исследовании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня курсовая работа по дисциплине «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ЗПР» направление 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия»
?
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 6 1.1. Сущность понятия «фонематическое восприятие» в психолого-педагогиче кой литературе 6 1.2. Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 11 ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 18 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛ НАЯ РАБОТА РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ Л. В. ЛОПАТИНОЙ 19 2.1. Исследование уровня сформированности фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 19 2.2. Реализация коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью методики Л.В. Лопатиной 31 ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52 ПРИЛОЖЕНИЕ 55
? ВВЕДЕНИЕ Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. В настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Работа в дошкольном учреждении только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами. В свою очередь, школа, заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический слух, владели элементарными навыками звукового анализа и синтеза, деления слов на слоги, дифференциации фонем родного языка. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. Однако у детей нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. Трудности в слуховой дифференциации звуков могут влиять на формирование звукопроизношения. Основную массу дошкольников имеющих речевую патологию составляют дети с общим недоразвитием речи. Это дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы — фонетика, лексика и грамматика. Дети данной категории отличаются не только низким уровнем речевого развития, но и недостаточно сформированными психическими процессами: низкой концентрацией внимания, небольшим объемом памяти, отсутствием контроля за чужой и собственной речью. Многие исследователи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева и др.) считают дефекты устной речи, ведущей причиной ошибок на письме и в чтении. А накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза. Зная, что развитие фонематических процессов, одна из важнейших задач для педагогов, и понимая важность данной работы, мы начали углубленно изучать тему: «Использование методики Л. В. Лопатиной в исследовании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня». Объект исследования: дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет исследования: процесс использования методики Л. В. Лопатиной в исследовании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Цель исследования: выявить эффективность методики Л. В. Лопатиной в коррекционно-логопедич ской работе по развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР-III- уровня. Гипотеза исследования: развитие фонематического восприятия у детей с ОНР-III будет наиболее эффективным при организации целенаправленной коррекционно-логопедич ской работы. С использованием методики Л. В. Лопатиной. Задачи исследования: 1. На основе анализа научной психолого-педагогиче кой литературы раскрыть сущность понятия «фонематическое восприятие» и его значение для развития детей дошкольного возраста. 2. Выявить особенности фонематического восприятия у детей с ОНР третьего уровня; 4. Диагностировать уровень сформированности фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. 5. Реализовать коррекционную работу по развитию фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью методики Л.В. Лопатиной. Методы исследования: 1) теоретические: анализ психолого-педагогиче кой литературы по проблеме исследования, учебно-методической документации; 2) эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент; 3) статистические: количественная обработка полученных результатов исследования. База исследования: МОУ СШ №7 г. Волгоград. В исследовании принимали участие 10 детей дошкольного возраста, входящих в группу подготовки к школе, с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи третьего уровня». Апробация результатов исследования: выступления автора с научными сообщениями на методических объединениях, педагогическом совете в МОУ СШ №7 г. Волгограда. Практическая значимость исследования заключается в том, что дистанционные образовательные технологии могут активно применяться на логопедических занятиях в общеобразовательном учреждении с целью коррекции нарушений речи у детей младшего школьного возраста. Объем и структура работы: - курсовая работа общим объемом 70 листов, состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 32 источников, 16 приложений. Текст работы содержит 4 таблицы.
? ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕ КОЙ ЛИТЕРАТУРЕ На сегодняшний день в науке остро стоит проблема неточной терминологии. Различные учёные в своих трудах используют разные термины для обозначения одного и того же понятия. Это касается и фонематических процессов, поэтому нужно сразу определить, что мы под ними понимаем. Термин фонематическое восприятие наиболее полно раскрыт Л.С. Волковой, где он определяется так: "специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова". Оно содержит в себе два компонента: фонематический слух и элементарный звуковой анализ. Благодаря фонематическому восприятию, которое развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на слух звуков речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы. Фонематический слух-способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак –лак-мак, угол-уголь. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом. Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема»: доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Фонема - это не просто звук, а значащий звук. Л.С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи». Основной закон восприятия фонем - закон восприятия звучащей стороны речи. Л.С. Выготским был введен термин «Фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции: • способность слышать данный звук в слове; • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин «Фонематическое восприятие». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию. Фонематическое восприятие включает в себя 3 операции: • умение определять линейную последовательность звуков в слове; • осознание или подсчет количества звуков в слове; • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу. Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий в себя: • выяснение порядка следования фонем в слове; • установление различительной функции фонем; • выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных языку... ? ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе изучения научно-методической литературы по проблеме развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня выявлено, что в отечественной логопедии нет единого определения понятия «фонематическое восприятия». Также существуют противоречия при описании особенностей формирования данного процесса в различные периоды развития ребенка. Однако все авторы сходятся во мнении, что данный процесс обусловлен наличием способности слышать, различать слова и выделять близко звучащие фонемы. Фонематическое восприятие опосредовано навыками анализа и синтеза собственной речи и речи взрослых, поэтому недостаточность форсированности данных процессов сказывается на произношении ребенка. Описывая психолого-педагогиче кие особенности развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, отечественные логопеды указывают на несформированность всех компонентов речи. При этом отмечаются отдельные проблемы звукопроизношения, лексико-грамматическо стороны речи, ритмической структуры, и, как следствие, нарушение формирования ВПФ. Также для детей данной категории характерна бедность экспрессивной речи на фоне высокого уровня понимания речи. На констатирующем этапе эксперимента нами были отобраны следующие методики для диагностирования уровня развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня: «Обследование узнавания и различения звуков, близких по звуковому составу» (Филичева Т.Б.), «Обследование узнавания и различения слогов, близких по звуковому составу» (Чиркина Г.В.), «Обследование узнавания и различения слов, близких по звуковому составу» (Филичева Т.Б.), «Обследования навыка фонематического анализа и синтеза» (Волкова Г.А.). Итак, проведенное нами исследования с помощью выбранных нами диагностических заданий выявил следующий уровень фонематического восприятия детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи привело к следующим результатам: высокий уровень показал 1 (8%) ребенок (Никита О.). Средний уровень фонематического восприятия было выявлено лишь у 3 (25%) детей (Ника Х., Ульяна С. и Катя Щ.). Остальные дети показали несформированность фонематического восприятия. Формирующий этап проводился на основании методики преодоления фонематических нарушений Л.В. Лопатиной. По результатам контрольного эксперимента доля детей, имеющих высокий уровень фонематического восприятия увеличилась на 25%, а доля детей с низким уровнем уменьшилась на 17%. Полученные данные исследования позволяют говорить о том, что разработанная методика Л.В. Лопатиной по формированию фонематического восприятия дал положительный результат. В связи с этим, его можно рекомендовать к практическому использованию для работы в детских общеобразовательных организациях. ? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям [Текст] / З.Е. Агранович. СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 144 с. 2. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие [Текст] / В.М. Акименко. изд. 2-е Ростов-на -Дону: Феникс, 2009. – (Сердце отдаю детям) 3. Алабанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.П. Алабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 238 с. 4. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки [Текст] / Н.Г. Алтухова. СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с. 5. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика [Текст] : методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. СПб.: Каро, 2005. – 176 с. 6. Беккер, К.П. Логопедия [Текст] / К.П. Беккер. М.: Медицина, 2005. – 288 с. 7. Бельтюков, В.И. Закономерности овладения произношением слышащими детьми [Текст] / В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова // Дефектология. – 1976. – № 5. – С. 58-63. 8. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опере на сюжетную картинку [Текст] / Н.Ю. Борякова // Дефектология. – 1982. – № 5. – С. 53-57. 9. Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика [Текст] / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. АСТ.: Астрель, 2005. – 208 с. 10. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. М.: Просвещение, 1987. – 159 с. 11. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. СПб.: Питер, 2009. – 240 с. 12. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2009. – 680 с. 13. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедиче кого обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 144 с. 14. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. – 224 с. 15. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 1966. – 416 с. 16. Гадасина, Л.Я. Звуки на все руки: пятьдесят логопедических игр [Текст] / Л.Я. Гадасина, О.Г. Ивановская. СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 96 с. 17. Гадасина, Л.Я. Звуки на все руки [Текст] / Л.Я. Гадсина, О.Г. Ивановская. М.: Детство-Пресс, 2008. – 96 с. 18. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие [Текст] / Г.Г. Голубева. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена : Союз, 2000. 19. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий [Текст] / О.С. Гомзяк. М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 160 с. 20. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2010. – 236 с. 21. Журова, Л.Е. Обучение грамоте в детском саду [Текст] / Л.Е. Журова. М.: Издательство «Педагогика», 1978. 22. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2010. – 279 с. 23. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г.А. Каше. М.: Просвещение, 1985. – 192 с. 24. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи III уровень. Пособие для логопедов [Текс] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 104 с. 25. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи [Текст] / А.Н. Корнев. М.: Просвещение, 2006. – 181 с. 26. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей [Текст] / Т.А. Ладыженская. М.: Педагогика, 2005. – 210 с. 27. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: Учебное пособие / Л.В. Лопатина, под ред. Е.А. Логиновой. СПб.: Союз, 2004. – 237 с. 28. Лопатина, Л.В. Структура речевого дефекта и интеграции детей с нарушениями речевого развития [Текст] / Л.В. Лопатина. СПб.: Союз, 1995. – 159 с. 29. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. СПб.: Союз, 2001. – 192 с. 30. Миронова, Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планыконспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] / Н.М. Миронова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007, – 48 с. 31. Нищева, Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное [Текст] / Н.В. Нищева. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 32. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. М.: Феникс, 2012. – 314 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.