Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 127150


Наименование:


Диссертация Конституционно-правовые основы социальной защиты

Информация:

Тип работы: Диссертация. Предмет: Право. Добавлен: 29.07.2021. Год: 2021. Страниц: 96. Уникальность по antiplagiat.ru: 71. *

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……….………3
Глава 1. Историко-теоретическ е основы государственной политики в сфере социальной защиты граждан………..….…..11
1.1. Ретроспективный анализ института социальной защиты граждан в Советском Союзе……….…..11
1.2. Социальные функции государства: понятие, содержание, эволюция………..…….………13
1.3. Содержание и правовые основы социальной политики Российской Федерации………...33
Глава 2. Правовая основа социального обеспечения граждан Российской Федерации……….……38
2.1. Тенденции реализации института социальной защиты граждан за рубежом………..………38
2.2. Социальная защита граждан России как реализация государственной политики на федеральном и региональном уровнях………...49
Глава 3. Совершенствование правового регулирования социальной защиты российских граждан………..………61
3.1. Перспективные направления социальной политики как инструмент стабилизации российского общества………...……..61
3.2. Совершенствование механизмов обеспечения функций социального государства в России……….69
Заключение……….79
Список использованных источников и литературы ………..81
Приложения



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертации обусловлена возрастающей ролью социальной защиты граждан и появлением новых государственно-правов х институтов, призванных укреплять социальную функцию российского государства. В ст. 7 Конституции Российской Федерации закрепляется: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» .
Провозглашение России как социального государства можно рассматривать как важную политическую установку, предопределяющую сущность и направления деятельности органов власти. Несмотря на определенные достижения и уровень социального обеспечения, требуются определенные усилия по выработке парадигмы Института социального государства в юридической науке. Западные юристы и отечественные исследователи по-разному трактуют институт социальной защиты.
Необходимо отметить, что существование социального государства возможно при соблюдении условий гарантии социальных прав граждан государственной властью. Конституционально и законодательно закреплены основные векторы социальной политики, которым отводится важное место в социально-экономичес ой жизни России. На их основе происходит реализация принципа социальной справедливости, достойного и достаточного уровня жизни граждан, разработка дополнений к имеющимся государственным механизмам реализации социальной политики.
Развитие социального государства в России характеризуется иными инструментами взаимодействия между и государственными институтами и гражданами, в отличие от практики Советского государства. В его основе лежит конституционный принцип признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; государство обязано обеспечить соблюдение и защиту этих прав и свобод.
Как будет доказано в исследовании, рыночная модель экономики не обеспечивает формирование социального государства. Напротив, рыночные отношения могут вызывать к перекосам, дисбалансу в социальной защите граждан, как это имеет место в США, где граждане без страховки, в случае утраты социального статуса могут остаться без минимальной поддержки. Таким образом, несмотря на многочисленные критические замечания, следует отметить, что конституционально закрепленный механизм защиты граждан работает, является действенным и, несомненно, нуждается в совершенствовании. Большая роль в этом процессе отводится улучшению правового обеспечения механизмов социальной защиты.
Требуется грамотно продуманный, с внедрением элементов адаптированного к российским реалиям зарубежного опыта, комплекс государственно-правов х мер по защите прав и интересов граждан, чье положение в социуме является важнейшим индикатором качества социального управления.
Имеющееся в Российской Федерации социальное обслуживание не обеспечивает в полной мере защиту многих групп граждан страны. В связи с этим, необходим пересмотр сложившегося правового механизма социальной защиты. В целях решения этой проблемы требуется выработка четкого социально-правового механизма, предназначенного для преодоления противоречий и социальных конфликтов, вызванных рыночной моделью экономики.
Стратегическое предназначение социальной политики заключается в последовательном решении следующих задач:
1. Обеспечение свободы экономической деятельности и право граждан на достойную жизнь;
2. Развитие инновационных видов социального обслуживания для эффективной реализации социальных прав и справедливого распределения общественного достояния.
Изучение указанных вопросов свидетельствует об актуальности рассмотрения феномена социального государства в правовом ключе.
В многочисленных международно-правовы актах и отечественных законодательных актах задекларированы права и свободы человека и гражданина, провозглашены их гарантии. В ст. 2 Конституции Российской Федерации закреплен принцип «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В ст. 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Нормы главы 2 Конституции, где задекларированы права и свободы граждан, исследователи относят к социальным правам.
Тема диссертации вызвана необходимостью комплексного рассмотрения конституционно-правов х основ гарантий социальной защиты как форм обеспечения государством неотъемлемых прав человека и гражданина. Социальную защиту следует рассматривать в качестве правовой категории, которая обозначает специфические общественные отношения, объединяет правовые нормативные акты, регламентирующие социальные права.
Степень разработанности темы. Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования конституционалистов и других ученых правоведов, можно отметить, что, в значительной степени, они утрачивают актуальность и выполнены по отдельным вопросам тематики, имеющей фрагментарный характер. Конституционно-правов е основы социальной защиты, по-прежнему, несмотря на имеющиеся труды в виде диссертаций , монографий, научных статей являются до сих пор актуальным направлением в российском конституционном праве. В большинстве случаев социальная защита не рассматривалась в юридической науке в качестве правовой категории.
Несмотря на это, ряд направлений получил отражение в работах российских и зарубежных ученых. Диссертационные работы с аналогичным предметом исследования, проанализированные в рамках магистерской, датируются, в большинстве, периодом 2002-2004 гг., что указывает на необходимость обновления исследований с учетом состоявшихся изменений в отечественной правовой базе. Более десяти лет не защищались диссертации по указанной тематике. Вероятно, это говорит не об отсутствии актуальности, а о значительных затруднениях, связанных с разнообразной правоприменительной практикой.
Становление и развитие феномена социального государства в России в рамках социологии и политологии, рассматривались В.П. Милецким, А.Ф. Храмцовым, В.И. Жуковым, А.Г. Воржецовым, А.Н. Авериным и др. Труды указанных исследователей обладают несомненной теоретической и практической значимостью. В то же время, не могли быть проанализированы в совокупности конституционно-правов е основы социальной защиты как инструмента политического социального государства в рамках теоретического осмысления конституционного права и правоприменительной практики.
Данный пробел необходимо восполнить. Для этого предназначена настоящая магистерская диссертация, направленная на выявление пробелов и коллизий в структуре организационно-правов го механизма социальной защиты российского государства. Также предпринята попытка по выработке практических предложений, направленных на преодоление установленных недостатков.
Предмет исследования – совокупность правовых общественных отношений, которые возникают при реализации гарантий социальной защиты и регулируются с помощью международных, конституционных и прочих правовых актов Российской Федерации и ее субъектов.
Объект исследования – феномен социального государства, предназначенный для конституционно задекларированного обеспечения достойной жизни всех социальных групп населения Российской Федерации.
Цель исследования – провести научное теоретическое осмысление и анализ существующих конституционных основ социального государства в России и предложить меры по их совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выполнить анализ правовой сущности понятий «социального государства, «социальной защиты»;
2. Провести комплексное исследование социального государства как социально-политическ го и правового явления и одной из основ конституционного строя Российской Федерации;
3. Проанализировать становление и развитие социального государства различных типов за рубежом на примере Германии;
4. Дать характеристику сложившихся основных направлений в современной отечественной концепции социального государства, реалий социально-экономичес ого состояния страны на данном этапе и особенностей общественного сознания, а также опыта других государств;
5. Классифицировать (разобрать) основные понятия: социальное и правовое государство, социальное государство и гражданское общество в их соотношении с учетом приоритетов различных принципов, положенных в основу их функционирования;
6. Рассмотреть нормативные правовые акты, регламентирующие мероприятия по социальной защите и правоприменительную практику;
7. Обозначить специфику организационно-правов го механизма социальной защиты в субъектах Российской Федерации;
8. Разработать предложения по совершенствованию конституционно-правов го механизма социальной защиты населения в Российской Федерации.
База исследования. При выполнении диссертационного исследования использовались работы ряда отечественных и зарубежных ученых. Так, в частности, были задействованы положения из диссертаций следующих российских исследователей: Е.В. Аристова, А.А. Белякова, В.В. Болговой, В.В. Даниловой, И.Н. Куксина, В.П. Малахова, А.В. Менкенова, В.К. Самигуллина и др.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Предложена актуальная формулировка понятия «социальная защита» с учетом изменений, состоявшихся в конституционно-правов м механизме: «Под социальной защитой следует понимать совокупность организационно-правов х механизмов соблюдения социальных прав граждан и достижения в России социального государства, регулируемую с помощью нормативных документов в сфере правоотношений, возникающих при социальной защите в следующих областях общественной жизни: образовании, здравоохранении, труде и занятости, социальном обеспечении».
2. Имеющаяся совокупность субъектов социальной защиты не составляет единую систему на уровне Российской Федерации. Целесообразно объединение разрозненных субъектов в единую систему. В результате выполненного анализа российского законодательства и правоприменительной практики субъектов Российской Федерации сделан вывод о том, что социальная защита в настоящее время сводится к оказанию социальной помощи наиболее нуждающимся группам граждан.
3. Социальная защита – комплексный правовой институт, регулирующий общественные отношения, которые, в свою очередь, регулируются нормативными актами, регламентирующими процесс соблюдения гарантий социальной защиты человека на основе ст. 7 Конституции РФ. Данный институт затрагивает аспекты труда и занятости, социального обеспечения, здравоохранения, поощрения мероприятий социального характера, реализуемых негосударственными субъектами.
4. По качественному критерию субъекты социальной защиты целесообразно дифференцировать на 3 группы: государственные органы, реализующие меры социальной защиты и организации различного организационного типа форм и видов собственности, осуществляющие отдельные меры социальной защиты в целях получения налоговых и иных льгот, которые предусмотрены законодательно; волонтерские организации, занимающиеся благотворительностью
5. Разнообразные нормативно-правовые акты регламентируют и содержат механизмы социальной защиты. Наряду с этим, сохраняется отсутствие внутреннего единства подобных правовых норм. Целесообразно объединить нормативные акты, составляющие правовой институт социальной защиты в единый кодифицированный акт в виде «Социального кодекса Российской Федерации».
Научно-практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут найти применение: в реализации законотворческой деятельности по регламентации гарантий социальной защиты; при осуществлении правоприменительной деятельности органов государственной власти Российской Федерации в сфере социальной защиты; в разработке дисциплины «Социальная защита» для магистрантов, целью которой будет формирование системных знаний о сущности, направлениях и механизмах социальной защиты.
В диссертации выдвигается следующая гипотеза: социальное государство как феномен состоит из нескольких элементов: концептуальный – как парадигма; нормативно-правовой – как одна из базовых основ конституционного строя, задекларированная в Конституции Российской Федерации; практический – как деятельность институциональных образований государства, направленных на решение вопросов социального характера.
Апробация. По результатам исследования опубликованы статьи в научной периодике .
Структура работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, 3-х глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и 5-ти приложений к работе.


ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСК Е ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН

1.1. Ретроспективный анализ института социальной защиты граждан в Советском Союзе


В Советском Союзе были разработаны различные меры, направленные на повышение уровня благосостояния населения. Разрабатывались различные мероприятия по повышению стабильности социальной политики. Социальные преобразования осуществлялись в системе закрытого социума. Социальная политика СССР состояла из совокупности социально-экономичес их прав человека (право на труд, восьмичасовой рабочий день, гарантированная выплата пенсии, бесплатное образование и система здравоохранения, поддержка материнства и детства) .
Несмотря на значительную критику советского строя современниками, следует отметить, что набор мер социальной защиты граждан характеризовался многогранностью, высокой степенью бюрократизации исполнительной системы, возможностями обращения граждан в случае нарушения их прав на получение социальной защиты.
В теории марксизма благотворительная деятельность трактовалась как феномен, присущий буржуазной модели общества. В связи с этим, в СССР происходила ее ликвидация.
В самом начале формирования молодого советского государства состоялся роспуск благотворительных организаций. Народный комиссариат государственного призрения под руководством А. М. Коллонтай получил в распоряжение имущество данных организаций. Данный комиссариат был уполномочен на выполнение функций: социальное обеспечение трудящихся во всех случаях нетрудоспособности; охрана материнства и младенчества; попечение об инвалидах войны и их семьях, о престарелых и несовершеннолетних.
После Второй Великой отечественной войны периода 1941-1945 гг. в СССР была сформирована устойчивая система социальной защиты, сохранившаяся без кардинальных трансформаций до 90-х гг. ХХ в.
Среди основных составляющих данной системы, следует отметить социальное страхование, при котором выплачивались пособия по беременности и родам, на рождение ребёнка, в случае временной нетрудоспособности, на погребение, на переквалификацию...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная политика остается одним из основных аспектов комплексной государственной политики России. Население нашей страны является весьма неоднородным. Происходит старение населения, показатели рождаемости снижаются. Несмотря на многие затруднения, являющиеся следствием финансово-экономичес ого кризиса, введения относительно России санкций со стороны США, Евросоюза и ряда присоединившихся стран, падения цен на углеводороды, российское правительство весьма эффективно преодолевает возникшие трудности.
Являясь правовым государством, Россия планомерно разрабатывает и реализует различные мероприятия, направленные на укрепление социальной защиты граждан страны, которая провозглашена в Конституции Российской Федерации.
Среди основных мер, которые, как представляется, могут оказаться весьма эффективными в вопросах, укрепления социальной защиты граждан России следует отметить повышение доверия граждан к системе негосударственного пенсионного обеспечения и к отечественной пенсионной системе; увеличение объемов пенсионного обеспечения. Это воздействует на качество жизни лиц пенсионного возраста. Также целесообразно внедрять различные формы участия самого населения в вопросах разработки предложений по формированию пенсионных программ. Необходимы меры по модернизации имеющейся накопительной части пенсионной системы. Может оказаться эффективной разработка инновационных форм вовлечения населения в активное участие на отечественном рынке труда и приведет к уменьшению показателей безработицы. Также эффективной, но требующей согласованности с возможностями государственного бюджета мерой, является увеличение выплат официальных заработных плат.
Принятое решение о повышении пенсионного возраста является необходимой мерой для формирования баланса в демографическом состоянии российского общества. Происходит старение населения, что влечет за собой сокращение доли работающих.
Также одной из кардинальных мер, которые позволили бы осуществлять более быстрое начало трудовой деятельности молодых специалистов, является введение сроков обучения в средней школе в течение 10 лет, как это было во время СССР, когда система образования была конкурентноспособной и позволившей подготовить целую плеяду выдающихся ученых, достичь колоссальных успехов в стратегически значимых отраслях промышленности и науки и вывести Россию на мировые позиции.
Рассматривая Институт социальной защиты, необходимо отметить, что это – не только пенсионная реформа и забота об уязвимых слоях населения, таких, как инвалиды, сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, утратившие трудоспособность, молодые матери и т.д. Также стратегически значимой группой, нуждающейся в социальной защите, является молодежь, для которой разрабатываемые меры должны отличаться от поддерживающих. В данном случае одними из эффективных и представляющих значимость для укрепления государственности являются превентивные меры, такие, как разработка идеологических аспектов, формирование четко выработанных патриотических основ воспитания молодого поколения, пропаганда здорового образа жизни, цензура и тщательный контроль за телевидением и Интернетом.
Выполненный сравнительный правовой анализ конституций ряда европейских государств позволяет констатировать, что большинство мер по социальной защите не получили отражение в основном законе государств. Тем не менее, проводимая социальная политика в этих государствах, является взвешенной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. № 67. 05.04.1995.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеей ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
4. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. - Режим доступа: ru/documents/decl_con /conventions/disabil ty.
5. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи A/RES/37/52 от 3 декабря 1982 г.) // Всемирные программы действий в отношении инвалидов. - Нью-Йорк : ООН, 1983. - С. 1–61.
6. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на сорок первой сессии. 16 сентября — 19 декабря 1986 года. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Сорок первая сессия. Дополнение № 53 (A/41/53). — Нью-Йорк : ООН, 1987. — С. 328–330.
7. Конвенция МОТ № 18 «О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях» (заключена в г. Женеве 10.06.1925) (с изм. 221 от 08.07.1964) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. — Женева : Международное бюро труда, 1991. — Т. 1 : 1919–1956.— С. 109–111.
8. Конвенция МОТ № 35 «Об обязательном страховании по старости трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги» (заключена в г. Женеве 29.06.1933) (с изм. от 29.06.1967) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. — Женева: Международное бюро труда, 1991. — Т. 1: 1919–1956. — С. 259–267.
9. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (заключена в г. Женеве 28.06.1952) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. — Женева: Международное бюро труда, 1991. — Т. 1 : 1919–1956. — С. 1055–1086.
10. Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства» (заключена в г. Женеве 28.06.1952) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. — Женева: Международное бюро труда, 1991. — Т. 1: 1919–1956. — С. 1088–1094.
11. Конвенция МОТ № 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма» (заключена в г. Женеве 08.07.1964) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. — Женева: Международное бюро труда, 1991. — Т. 2 : 1957–1990. — С. 1421.
12. Конвенция МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (заключена в г. Женеве 29.06.1967) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. — Женева : Международное бюро труда, 1991. — Т. 2 : 1957–1990. — С. 1531–1552.
13. Конвенция МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (заключена в г. Женеве 25.06.1969) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. — Женева : Международное бюро труда, 1991. — Т. 2 : 1957–1990. — С. 1581–1599.
14. Конвенция МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (принята в г. Женеве 23.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 328.
15. Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (заключена в г. Женеве 21.06.1982) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. — Женева: Международное бюро труда, 1991. — Т. 2 : 1957–1990. — С. 1971–1982.
16. Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (заключена в г. Женеве 21.06.1988) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. — Женева: Международное бюро труда, 1991. — Т. 2 : 1957–1990. — С. 2171–2184.
17. Конвенция МОТ № 183 «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства» (заключена в г. Женеве 15.06.2000) // Официальный сайт МОТ. [Электронный ресурс]. URL: dyn/normlex/en/f?p=NO MLEXPUB:12100:0::NO::P1 100_I NSTRUMENT_ID:312328.
18. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женеве 18.06.1998) // Российская газета. — № 238. — 16.12.1998.
19. Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (принята Международной конференцией труда на ее 97-й сессии, Женева, 10 июня 2008 г.) // СПС КонсультантПлюс.
20. Рекомендация МОТ № 202 «О минимальных уровнях социальной защиты» (принята в г. Женеве 14.06.2012 на 101-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Официальный сайт МОТ. [Электронный ресурс] URL: ›21. Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 г. // Бюллетень международных договоров. — 2010. — № 4. — С. 17–67.
22. Европейский кодекс социального обеспечения (пересмотренный) 1990 г. (ETS N 139) // Официальный сайт Совета Европы [Электронный ресурс]. URL: ru/web/conventions/fu l-list/- /conventions/treaty/ 39.
23. Европейская конвенция о социальном обеспечении ETS N 078 (Париж, 14 декабря 1972 г.) // Информационно-правово обеспечение «ГАРАНТ». [Электронный ресурс] URL: 4089727/#ixzz5Rg0nfjp0
24. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
25. Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 N 798-О-О "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П" // Вестник Конституционного Суда РФ, N 1, 2008.
26. Постановление Конституционного Суда от 15.05.2006 N 5-Р "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ, N 3, 2006.
27. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997 N 20-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции от 20 апреля 1996 года" // Вестник Конституционного Суда РФ, N 1, 1998.
28. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
29. Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 11. Ст. 1576.
30. Федеральный закон от 31.12.2017 № 484-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2018, № 1 (Часть I), ст. 68.
31. Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2020) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 2.
32. Федеральный закон от 28.12.2017 № 420-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О страховых пенсиях», внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 4. 225
33. Федеральный закон от 05.12.2017 № 364-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» // Российская газета. № 279. 08.12.2017.
34. Федеральный закон от 22.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» // Российская газета. № 266. 24.11.2016.
35. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2020) // Российская газета. № 295. 30.12.2013.
36. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 13.10.2018) «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6989.
37. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6965.
38. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
39. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
40. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 19.
41. Федеральный закон от 15.07.1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. N 29. ст.2757.
42. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономичес ого развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономичес ого развития Российской Федерации на период до 2020 года) // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
43. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (ред. от 19.12.2016, с изм. от 31.10.2019) // Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, N 30, ст. 3738 (утр. силу).


Научная и учебная литература

1. Андреев П. Соотношение понятий: социальное государство, социальная защита, социальные риски, социальное обеспечение // Проблемы обеспечения прав и интересов личности в России. Материалы Всероссийской конференции, г. Владимир, 16 декабря 2004 г.. - Владимир: Изд-во Владимир. ун-та, 2005. - С. 52-54.
2. Аристов Е.В. Гарантии принципа социальности государства в конституциях и уставах субъектов России?скои? Федерации, зарубежных государств: Уч. пособие. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2016. – 147 с.
3. Аристов Е.В. Социальность государства: зарубежный опыт конституционно-правов го обеспечения: дисс. ... д-ра юридю наук: 12.00.02 / Аристов Евгений Вячеславович.– М., 2018
4. Архипова М. Сколько платят на социальную поддержку в странах ЕС, а сколько - в России // Метагазета: сайт, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: arti-cle/45565-skolyko tpatyat-na-sotspoddep hku-v-stpanah-es-a-s olyko-v-possii.html (дата обращения: 09.03.2019).
5. Байматов П.Н. Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации: конституционно-правов е исследование: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2016. 33 с.
6. Барикаева Д.Е., Шакун Н.В. Конституционно правовые основы социального государства и основные направления обеспечения социальных прав и свобод граждан в России на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2013, № 3. - С. 68-71.
7. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Москва, 2014. 51 с.
8. Болотская Д. В. Опыт формирования систем пенсионного обеспечения в развивающихся странах // Экономика промышленности. –2014. –№2 (66). – С. 53- 67.
9. Бондаренко А.В. Право на отдых и виды времени отдыха по российскому трудовому праву: диссертация ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Бондаренко Анна Владимировна, М., 2017.
10. Босхомджиева Г.Г. Конституционно-правов й механизм обеспечения личных прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Саратов, 2007.
11. Быстрова Е. А. Социальное государство и социальная политика // Научно - технический вестник информационный технологий, механики и оптики. –2006. – С. 142-146.
12. Власова О.В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование: дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 / Власова Оксана Вячеславовна. - Ханты-Мансийск, 2011. - 417 с.
13. Выдрин И.В., Выдрина И.И. Концепция социального государства: от идеи к практике // Вестник Уральского института экономики, управления и права, 2015. –№3. – С.18-26.
14. Гафиатулина Н. Х. Государственная молодежная политика в сфере социального здоровья молодежи // Вестник науки и образования. 2012. № 2 (42). с. 158-164.
15. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи в условиях риска трансформирующегося общества // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. –№ 3 (31). –С. 137-143.
16. Гонтмахер Е. Пенсионные системы: мировой и российский опыт / Е. Гонтмахер // Общество и экономика. –2008. – N 9. –С.37-80.
17. Губанкова Т.Н. Понимание социального государства в российском и зарубежном праве// Вестник Тамбовского университета. Серия: Политические науки и право. 2016. Т.2. – Вып 4(8). –С.70-78.
18. Гуменюк А.А. Социальная стратегия Советского государства и практики повседневности населения российской провинции во второй половине 1950-х - середине 1980-х гг. (на материалах Нижнего Поволжья). дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02: Гуменюк Алексей Анатольевич, Саратов, 2019. — 678 с.
19. Гусев А.Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2017. 27 с.
20. Демченко Е.Н. Социальная политика как объект философского анализа : дисс. ... канд. философ. наук : 09.00.11 / Демченко Елена Николаевна.- Москва, 2008.- 196 с.
21. Ефремов И. Почему пенсионный возраст надо не повышать, а уравнивать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: opinion/articles/2018 07/31/776948-vozrast- ado-uravnivat (дата обращения 5.102019)
22. Значение правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации для защиты прав человека. Санкт-Петербург 12 декабря 2015 г. wp-content/uploads/20 8/08/Stenogramma-1212 015.pdf
23. Иванов А.В., Бузуглова М.И. Пенсионный фонд России: проблемы функционирования на современном этапе// КANT. 2018. №1(26).
24. Кижикина В.В. Эволюция системы социальной защиты населения в России (сравнение со странами Европы) Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013.– №. 3(23). С.80-94.
25. Климова Е.С. Пенсионный фонд России в условиях реформирования пенсионной системы: Дисс. ... канд. экон. наук : 08.00.10: Климова Елена Сергеевна. Тюмень, 2005. – 193 с.
26. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: проспект. 2013. 565 с.; Право социального обеспечения: учебник под ред. К. Н. Гусова. М.: ПБОЮЛ Грачев С. М.:2001. 328 с.
27. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учебное пособие. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 164-245.
28. Коньков К.А. Негосударственный пенсионный фонд как субъект инвестиционного правоотношения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2017. 26 с.
29. Корчагина Д. Т. Правовые аспекты социальной политики государства на современном этапе // Вестник Челябинского государственного университета. –2008. –№ 1.– С.5-7.
30. Кочетков В.В. Идеи конституционализма в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX- начала XX века: дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 / Кочетков Владимир Валерьевич, М.: 2017. - 487 с.
31. Лазарева Е.В. Конституционно-правов е основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Лазарева Елена Витальевна.- Саратов, 2010.- 240 с.:
32. Ларькин С.И. Конституционно-правов е основы социально-правовой защиты народа РФ// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2008.
33. Макаров В.Ф. Конституционно-правов е основы социальной политики Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Макаров Виктор Федорович.- М., 2004.- 160 с.
34. Малкина М.Ю., Логинова Т.П., Лядова Е.В. Институциональная экономика: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. – 258 с.
35. Медведев А.В. Социальная защита молодежи в Российской Федерации // Российский юридический журнал. –2009. –№ 2. –С. 210-213.
36. Медведев Д.А. Россия-2024: Стратегия социально-экономичес ого развития // Вопросы экономики. 2018. No 10. С. 5—28.
37. Методические материалы в помощь правозащитным организациям, действующим в сфере защиты социальных уязвимых категорий граждан: Защита права на труд и социальное обеспечение. Вып. 3 / Борбат А.В., Гриб В.В., Доровских Д.В., Макаров Е.Д. - М.: Юрист, 2013. - 108 c.
38. Новопавловская Е.Е., Переверзев Е.А. Социальная политика российского государства: современное состояние и тенденции развития // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2018. –№.3. –С.11-20.
39. Подвязникова М.В. Правовое регулирование лекарственной помощи в системе социального обеспечения: дис. ... канд. юрид. наук. - Пермь, 2015. 256 с.
40. Попова Э.А., Сизова Ю.С. К вопросу о некоторых проблемах реализации социальной политики в России // Colloquium-journal. 2019. №. 7(31). –С. 64-70.
41. Потапенко В.В., Широв А.А. О справедливой пенсионной системе // Эксперт. – 2018. –№24. –11-17 июня. publication/o-spraved ivoj-pensionnoj-siste e/
42. Роик В. Финансовые модели бюджетной и социальной политики: что может использовать Россия? // Человек и труд. –2011. –No 6. –С. 32-39.
43. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правов й аспект // Вестник Пермского университета. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2014, № 2 (24). - С. 36-42.
44. Саженова Е. Ю. Анализ конституционно-правов х основ института социальной защиты населения в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 579-582.
45. Самарина О.А. Российское законодательство о социальном обеспечении и роль в его развитии конституционного (уставного) правосудия: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Пермь, 2014. 26 с.
46. Самарина О.А. Российское законодательство о социальном обеспечении и роль в его развитии конституционного (уставного) правосудия: дисс. ... канд. юрид. наук /12.00.05: Самарина Ольга Александровна, Пермь, 2013, 199 с.
47. Саркитов А. А. Экономика социальной работы // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 829-831.
48. Солосин С.В. Конституционно-правов е основы социальной защиты в Российской Федерации дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Солосин Станислав Викторович.- Казань, 2002.- 163 с.
49. Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / Отв. ред. Ю.Д. Квашнин. М.: ИМЭМО РАН, 2016. —189 с.
50. Старшова У.А. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации : дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Старшова Ульяна Александровна. - Саратов, 2004. - 219 с.
51. Турчина О.В. Отдельные элементы конституционно-правов х основ социального обеспечения граждан: современный взгляд / В сборнике: Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2019. - С. 105-108.
52. Турчина О.В. Правовые основы социального обеспечения граждан на примере иностранных государств: тенденции, реализуемые за рубежом при социальной защите граждан / В сборнике: Лучшая научная статья 2019. Сборник статей XXVII Международного научно-исследовательс ого конкурса. - Пенза, 2019. - С. 81-85.
53. Турчина О.В. Советская система социальной защиты: взгляд в прошлое / В сборнике: Молодые учёные России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2020. - С. 188-190.
54. Феоктистов А.В. Сущность Российской Федерации как социального государства: конституционно-правов й анализ : автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Москва, 2008.
55. Юнусов Ф.А. Защита социальных прав граждан социальными судами Германии // Конституция, закон и социальная сфера общества (материалы научно-практической конференции. Москва, 1 декабря 2008 г.). - М.: Юриспруденция, 2009. - С. 230-234.
56. Яблокова И.А. Защита права граждан на социальное обеспечение при регулировании различных видов социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. - М.: Юрист, 2010, № 4. - С. 30-32.


Иностранные источники

1. Chandler А. Democratization, Social Welfare and Individual Rights in Russia: The Case of Old-Age Pensions // Canadian Slavonic Papers / Revue Canadienne des Slavistes Vol. 43, No. 4 (DECEMBER 2001), pp. 409-435.
2. Clement К.With its controversial pension reforms, Russia is looking after its rich Le Monde Diplomatique 22 November 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: with-its-controversia -pension?lang=en#.XY Ozn9RXbg (дата обращения 30.09.2019)
3. Diez-Picazo/Ponth reau, op. cit., p.20.
4. E. Wesley F. PetersonThe Role of Population in Economic Growth doi/full/10.1177/21582440 7736094
5. Eichengreen В. Hall of mirrors: The Great Depression, The Great Recession and the uses — and misuses — of history Gaidar Institute Publ, Moscow (2016)
6. Evans, P. (2019) 13 mind-blowing facts about Russia’s economy [Электронный ресурс]. –Режим доступа: news/stocks/russia-eco omy-facts-2019-4-102 116037#russia-loses-70 -people-every-day1 (accessed 01.10.2019)
7. EXTENDING COVERAGE: SOCIAL PROTECTION AND THE INFORMAL ECONOMY Experiences and ideas from researchers and practitioners issued by the Research, Network and Support Facility (RNSF), a project financed by the European Commission that provides support to enhance livelihoods for people dependent on the informal economy and improve social inclusion of marginalised and vulnerable persons. Электронный ресурс. – Режим доступа: capacity4dev/iesf/dis ussions/rnsf-book-exte ding-coverage-social protection-and-infor al-economy-available here (Дата обращения 25.08.2019)
8. Isabel Alvarez Velez/Fuencisla Alcon Yustas, Las Constituciones de los 15 estados de la Union Europea, p.145.
9. Janis Kluge Mounting Pressure on Russia’s Government Budget Financial and Political Risks of Stagnation SWP Research Paper 2019/RP 02, February 2019, р. 44.
10. Jose Vargas-Hernandez, Mohammad Reza Noruzi, Irani Farhad Nezhad Haj Ali. What is Policy, SocialPolicy and Social Policy Changing? International Journal of Business and Social Science, 2011, 2 (10),pp. 287-291.
11. Jose Vida Soria in Matscher, op. cit., p. 290, Manessis, op. cit., p.47.
12. Kittner: Kommentar zum GG fur die BR Deutschland, Vol. I, Articles 1-37, lit. 64.
13. Luis Maria Diez-Picazo/Marie-Cl ire Ponthoreau, The Constitutional Protection of Social Rights: Some Comparative Remarks, p.18.
14. Medvedev D. Social and economic development of Russia: Finding new dynamics // Russian Journal of Economics Volume 2, Issue 4, December 2016, Pр. 327-348.
15. Nicole Maestas, Kathleen J. Mullen, David Powell Тhe Effect of Population Aging on Economic Growth, Тhe Labor Force and Productivity content/dam/rand/pubs working_papers/WR1000/ R1063-1/RAND_WR1063- .pdf
16. Norton A. Conway T., Foster M., SOCIAL PROTECTION CONCEPTS ANDAPPROACHES: IMPLICATIONS FOR POLICY ANDPRACTICE IN INTERNATIONAL DEVELOPMENT // Centre for Aid and Public Expenditure sites/odi.org.uk/file /odi-assets/publicati ns-opinion-files/2999. df
17. Piketty T. Capital in the twenty-first century Ad Marginem Press, Moscow (2015).
18. Piron L.-H. RIGHTS-BASED APPROACHES TO SOCIAL PROTECTION., 2004 sites/odi.org.uk/file /odi-assets/publicati ns-opinion-files/170 .pdf
19. Rachel Sabates-Wheeler, Abdul -Gafaru Abdulai, Nikhil Wilmink, Richard de Groot and Tayllor Renee Spadafora Linking Social Rightsto Active Citizenshipfor the Most Vulnerable: The role of rights and accountabilityin the ‘making’ and ‘shaping’ of social protection publications/pdf/IWP- 4%20%20Social%20Prot ction%20and%20active 20citizenship%20Rev. df
20. Rittel, Webber, M. (1973). Dilemmas in a General Theory of Planning. Policy Sci 4:155-169.
21. Scholz: Maunz/Durig, Article 20a GG I, lit. 28
22. Stephen Devereux and Rachel Sabates-Wheeler Transformative social protection October 2004 . –IDS Working, P. 232. socialpolicy/files/Tr nsformative_Social_P otection.pdf
23. Stiglitz J., Sen A., Fitoussi J.-P. The Measurement of Economic Performance and Social Progress — Reflections and Overview / Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress. Paris. 2009. URL: www.stiglitz-sen-fitou si.fr/documents/rappor _anglais.pdf (дата обращения 5.10.2019)
24. The German Social Security System ttps://www.gtai.de/GTAI/ avigation/EN/Invest/ nvestment-guide/Empl yees-and-social-secur ty/the-german-social security-system.html view=renderPdf
25. The right to social security in the constitutions of the world: broadening the moral and legal space for social justice. ILO Global Study, Volume 1: Europe. The right to social security in the Constitutions of Belgium, Bulgaria, Czech Republic, Republic of Estonia, France, Germany, Greece, Hungary, Ireland, Italy, Republic of Latvia, Republic of Lithuania, Netherlands, Republic of Poland, Romania, Russian Federation, Slovak Republic, Slovenia, Spain, Sweden, Ukraine, United Kingdom / International Labour Office – Geneva: ILO, 2016
26. V. K. Vodenko, O. M. Shevchenko, T. I. Barsukova4, E. I. Hubuluri, N.V. Mishinа Modern Institutes and Regulatory Forms of Social and Labor Relations in Russian // Society International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S6) 185-190 en/download/article-f le/367299 ( дата обращения 6.10.2019)
27. Vida Soria, op. cit., p.292.
28. World Bank (2018) Russia Economic Report, available at: en/country/russia/publ cation/rer (accessed 02 May 2019)


Интернет-ресурсы

1. workingpapers/soci/pd /104_en.pdf
2. docs/ustav/60382
3. pensionnyj-vozrast-zhe shhin/
4. with-its-controversia -pension?lang=en#.XY Ozn9RXbg (дата обращения 5.10.2019)
5. ›6. sites/odi.org.uk/file /odi-assets/publicati ns-opinion-files/167 .pdf

Справочная литература

1. Годовой отчет ПФР за 2018 г. files/id/press_center/ odovoi_otchet/Pensio -fund-Annual-report-2 18.pdf
2. Нормы МОТ по социальному обеспечению moscow/areas-of-work/ ocial-security/WCMS_ 49298/lang--ru/index. tm
3. Об индексации страховых пенсий с 1 января 2019 года press_center/~2018/12/ 9/173009 (дата обращения 30.09.2019)
4. Орехин П. Правительство Российской Федерации дополнительно выплатит россиянам в 2018 году 1 трлн. рублей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: business/2017/12/27/115 2534.shtml?utm_sourc =push&updated(дата обращения 5.10.2019)
5. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2016 года: Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: ›6. Социальная защита как инструмент обеспечения продовольственной безопасности. Доклад Группы высокого уровня по продовольственной безопасности и питанию Комитета по всемирной продовольственной безопасности, Рим, 2012 год 3/a-me422r.pdf



Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.