Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 126929
Наименование:
Диплом Ленинградская школа фотографии 1970-1980-х годов
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: История.
Добавлен: 01.06.2021.
Год: 2020.
Страниц: 75.
Уникальность по antiplagiat.ru: 76. *
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет» НИУ ИНСТИТУТ МЕДИА и СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРН Х НАУК Исторический факультет Кафедра «Теология, культура и искусство»
Ленинградская школа Фотографии 1970-1980-х годов
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
АННОТАЦИЯ
Целью дипломной работы является выявление уникальности и художественного своеобразия феномена ленинградской неофициальной фотографии 1970-80-х гг. Проанализированы особенности развития неофициальной культуры Ленинграда 1970-80-х, с тем чтобы выявить и охарактеризовать контекст развития ленинградской школы фотографии. Изучена история развития фото-клубов и квартирных выставок, как структур, формирующих творческое сообщество ленинградских фотографов. Проанализированы особенности творческого пути ленинградских фотографов (Леонида Богданова, Бориса Смелова, Людмилы Таболиной, Марии Ивашинцовой). Охарактеризованы особенности ленинградской школы фотографии как художественное явление.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. КУЛЬТУРА АНДЕГРАУНДА ЛЕНИНГРАДА 1970-80-Х ГОДОВ И СТАНОВЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФОТОГРАФИИ 6 1.1 Неофициальная культурная жизнь Ленинграда 1970-1980-е годы 6 1.2 Фотоклубы и квартирные выставки: формирование сообщества независимых фотографов 16 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕЗАВИСИМОЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФОТОГРАФИИ 1970-80-Х ГОДОВ 22 2.1. Творчество Леонида Богданова и Бориса Смелова в 1970-80-х годы 22 2.2. Творчество Людмилы Таболиной и Марии Иващенцовой в 1970-80-х гг 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57 ПРИЛОЖЕНИЕ А 60 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется нарастанием интереса к художественному наследию советского периода, а также к культуре советского «андеграунда» 1970-80-х годов, что обусловливает потребность в более глубоком изучении творчества фотографов, произведения которых недостаточно освещены в искусствоведении. Собрано множество материалов по разным видам искусства (живопись, музыка, литература, поэзия, а также фотография.) этого периода, но на наш взгляд исследованиям и анализу творчества фотографов выделяется меньше внимания. В то время не было сформировано понятия, такого как «фотоискусство», а также работы некоторых авторов, долгое время были не были известны и не исследовались, в этом мы и видим актуальность исследования данной темы. Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной изученности наследия советского независимого фотоискусства. Степень изученности проблемы. К сожалению, на тему «неофициальной» фотографии Ленинграда затрагивавший данный период времени очень мало доступной информации, так как она отходила от идеологии того времени, ее можно встретить лишь в статьях, и интервью посвященных открытиям художественных выставок, где их работы выставлялись, только последние несколько лет. Основными литературным источником для моей дипломной работы является книга «Ленинградский фотоандеграунд»[1;с. 9-16 ] В. Вальрана, в книге рассматриваются фотографы 1960-80-х годов, и их основные работы, а также тексты в которых автор описывает работы, книга в том числе, захватывает промежуток времени, который рассматривается в моей работе. «Субъективно о фотографии. Письма» [2;с.15;29;44] Александра Китаева, книга составленная из писем к друзьям, в которых речь идет о времени, о фотографах и о фотографии Петербурга конца XX – начала XXI-го века. Также, многочисленные статьи Валерия Савчука, который изучает фотоискусство ленинградского фотоандеграунда и неофициальную культуру в целом. Каталог
выставки «70-е. Со-при-частность» [3,с. 34-39]. И книга Алексеевой Л. История инакомыслия в СССР: Новейший период [6;с.103-109]. К сожалению, до сегодняшнего дня не написано ни одного научного труда, в котором бы освещалась в полном объеме проблема советского «фото-андеграунда». Хотя количество материалов достаточно ограничено их можно разделить на несколько категорий: материалы фотовыставок – каталоги, самиздаты, пресс-релизы и фотоматериалы, имеющие документальный характер; публикации об авторах, непосредственно произведения фотоискусства, экспонировавшиеся на выставках, интервью фотографов, статьи-воспоминания, личные дневники опубликованные в блогах или в интернет-изданий. Анализ этих материалов помогает сформировать сформировать представление о культурной жизни Ленинградских фотографов, проследить, что интересовало их, что влияло на их творчество, как они начали заниматься именно фотографией. Объект исследования— творчество независимых ленинградских фотографов периода 1970-80-х гг. (Бориса Смелова, Леонида Богданова, Людмилы Таболиной, Марии Ивашинцовой) Предмет исследования — художественная специфи а ленинградской школы фотографии 1970-80-х годов. Цель исследования — в явление уникальности и художественного своеобразия феномена ленинградской неофициальной фотографии 1970-80-х гг. Задачи исследования заключаются в следующем: –– проанализировать особенности развития неофициальной культуры Ленинграда 1970-80-х гг., чтобы выявить и охарактеризовать контекст развития ленинградской школы фотографии; —изучить историю развития фотоклубов и квартирных выставок Ленинграда 1970-80-х, как структур, формирующих творческое сообщество ленинградских фотографов; — проанализировать особенности творческого пути ленинградских фотографов (Леонида Богданова, Бориса Смелова, Людмилы Таболиной, Марии
Ивашинцовой) в общем контексте развития советской фотографии периода 1970-1980-х; — охарактеризовать особенности ленинградской школы фотографии как художественного явления. Разработка темы исследовния потребовала сочетания искусствоведческого и семиотического подходов. Были использованы следующие методы: –– культурно-историческ й метод, позволяющий аеализировать художественные произведения и художественный процесс в культурном контексте; –– историко-биографичес ий метод, позволяющий изучить перечисленных фотографов, как фотохудожников, воспитанных ленинградской культурно- исторической среде; — сравнительный метод, позволяющий сопоставить работы перечисленных фотографов по идейно-творческому началу; — метод композиционного анализа, помогающий выявить особенности содержательно-образн го решения фотографов; –– иконографический метод, выявляющий в описании сюжеты, мотивы, типичные композиционные решения; –– метод иконологической интерпретации, для анализа смысловой составляющей фотографии. Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, приложения.
1. КУЛЬТУРА АНДЕГРАУНДА ЛЕНИНГРАДА 1970-80-Х ГОДОВ И СТАНОВЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФОТОГРАФИИ
1.1 Неофициальная культурная жизнь Ленинграда 1970-1980-е годы
«Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков!» Ю. Рыбаков 1
Начало 1970-х годов в Ленинграде, в отличие от Москвы был несравненно более удушающий и тяжелый идеологический климат, связано это было с особенностью партийного руководства городов. В это время секретарем Ленинградского обкома КПСС был Григорий Васильевич Романов, он не являлся одиозной персоной, но именно при нем с одной стороны открываются первые выставки неофициального искусства, а с другой стороны, начинается массовая эмиграция из Ленинграда, представителей неофициальной культуры: литераторы, поэты, режиссеры. Безусловно, когда мы слышим про «советский андеграунд» то ассоциация проходит с художниками и литераторами, и реже всего с фотографами, связано это было с тем, что фотография в то время не считалась искусством. Для начала хотелось бы что же означает такой феномен, как «неофициальная культура» и что в это понятие вкладывается – все явления (в социально-культурной среде), которые проходили или осуществлялись без ведома государственных органов контроля. Считается, что неофициальная культура стала зарождаться в 1960-х годах, но это не значит, что неподконтрольная художественная деятельность не происходила до этого времени, главное их различие состоит в том, что деятели неофициальной культуры обладали пониманием своей роли и значение своей деятельности для культуры. Наступил такой период, время новых явлений в советской культуре, когда творческая интеллигенция начинает противостоять идеологии официальной культуры. Так же отметим, что в период «оттепели», вновь появились открытые дискуссии, казалось, что вернулась возможность свободного обмена творчеством, мыслями и мнениями.[4] Одним из переломных моментов для неофициальной культуры являются суды над И. Бродским (поэт), А. Синявским и Ю. Даниэлем (оба писатели). В целом, волна судов и арестов приходится на период с 1966-75 гг, и в это же время происходит мощный отток поэтов, писателей и поэтов, музыкантов, но даже когда с 1976 года, количество арестов начинает снижаться, поток эмиграции не закончился. Часто, она носила вынужденный характер, люди культуры и науки не могли работать по своей специальности, и вынуждены были работать дворниками или вахтерами, но далеко не все могли существовать в таких условиях. Самые известные деятели искусства, которые вынуждены были эмигрировать из страны: М. Шемякин (1971 г.), И. Бродский (1972 г.) , Г.Вишневская (1974 г.), А. Солженицын и Э. Неизвестный (1976 г.), С. Довлатов (1978 г.).[4;34] После эмиграции, все деятели продолжали свою творческую деятельность, но признание было разным, кто-то был известен только в узком кругу, а порой были доступны только русскоговорящим (относятся к литераторам), в то время как другие авторы, как Бродский, стал лауреатом Нобелевской премии, например, или Михаил Шемякин, строил свою карьеру и был признан за рубежом...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проанализировав особенности развития неофициальной культуры Ленинграда 1970-80-х годы, для выявления и характеристики контекста развития ленинградской школы фотографии и изучив структуры, формирующие творческое сообщество ленинградских фотографов. А также, проанализировав особенности творческого пути авторов, в общем контексте развития советской фотографии периода 1970-80-х гг, мы выявили уникальность и художественное своеобразие феномена ленинградской неофициальной фотографии, и пришли к следующим выводам. 1. Происходит формирование культуры ленинградского андеграунда, рассмотренного нами периода (1970—80-е года), этому способствовали разные процессы, например, в духовно-культурной сфере, поиск себя в новом постхрущевском мире. Несмотря на тяжелую ситуацию идеологического климата, связанное с руководством города, во многом именно противостояние ему и формирует неофициальную культуру. 2. Появляются места, где фотографы, могли общаться, получать опыт и знания. Так как профильного образования не существовало, с одной стороны была некая сложность в изучении фотоискусства, с другой стороны авторы экспериментируют с формой, светом, изучают разнообразие творческих приемов, учились создавать красивые, технически совершенные иллюстративные работы, при отсутствии четкой авторской идеи. Фотографы, окруженные единомышленниками, со схожим культурным багажом, часто объединенные одной творческой средой с близкими друг другу целями, задачами, желаниями и мироощущением показывают нам заметную схожесть художественных методов и идей. 3. Появляются площадки для презентации своих работ, но существовала проблема цензуры, далеко не все могли выставляться даже на выставках своих же фотоклубов, авторы были отрезаны от официальных выставок. Так наряду с официальными выставками, развивается культура неофициальных квартирных
выставок, а впоследствии, квартирных галерей и сквотов, в которых художники жили, творили и выставлялись. Сформировали почву для создания объединений и крепкую коммуникацию для распространения новой самобытной культуры. Ленинградская независимая фотография – уникальное культурно- художественное явление. Война, блокада, репрессии стали толчком к новому витку экспрессионизма, который существовал в Ленинграде в рамках неофициального искусства. Особая духовно-художественна атмосфера и мифология Ленинграда, которая также определяет следующие особенности творчества рассматриваемых фотографов. В работе мы анализировали творчество четырех авторов и выявили индивидуальные черты. Говоря о Смелове, который является одним из значимых фигур неофициальной фотографии, создавший образ меланхоличного, города, в натюрмортах, так же можно утверждать, что они имеют мощное эмоциональное напряжение, экспрессивны. Леонид Богданов также сформировал образ безлюдного и тяжелого города, его снимки лиричны и полны аллегорий, символизируя ветхость человеческих строений перед стихией. Анализируя работы Людмилы Таболиной и Марии Ивашинцовой, при всей схожести мотивов, Таболина фотограф-живописец, она будто продумывает постановку кадра, делая его более художественным, а в работах Ивашинцовой, чувствуется, моментальность, подобно импрессионистам, она выхватывает кадр из окружающей ее непримечательной действительности, в которой она способна увидеть, красоту мгновения. Проявляются общие характеристики, которые позволяют говорить о сложившихся специфичных чертах ленинградской школы фотографии: 1. Во многих снимках фотографов «ленинградского андеграунда» прослеживается мотив противопоставления свободной личности и серьезного города, под спудом которого этой личности приходится существовать. Рядом с ним стоит также мотив одиночества, отчужденности и потерянности. Есть ли ещё какое-то место на земле, где фотография «питалась» бы до такой степени именно местной, городской средой. И, конечно, мистика города дает для этого
неиссякаемую почву и понятна какова эта почва, если вспомнить что этот город возводился так, что теперь и не скажешь, чего больше было вбито в этот болотный грунт свай или человеческих костей. Вся тяжесть империи, которая проступала вместе с этим городом из болотной земли она ломала человека и выстраивала его по определенным человеческим законам. На снимках – не парадный и выхолощенный Петербург, который советские граждане привыкли видеть на открытках, плакатах и разворотах газеты «Ленинградский рабочий» – это пустые дворы-колодцы, поврежденные детские площадки, покосившиеся сараи и гаражи, неухоженные лабиринты старых домовых крыш и темные арки с переходами. 2. Предметы, сотворенные человеком и для человека, но взятые в кадр отдельно от него. Иногда эти предметы появляются в привычных для них условиях, а иногда они, как намеренно, так и случайно, располагаются в «неправильных» для них местах. 3. Снимки детей и подростков, пожилых людей, нередкими являются и снимки города во время массовых мероприятий или будничной рутины простых его жителей. 4. Хроника неофициальной культуры, в этот период между деятелями неофициальной культуры не было соперничества, скорее наоборот. Так живописцы помогали с оформлением афиш и концертов, фотографы снимали. 5. Фотографии, созданные рассмотренными нами авторами, вбирают в себя лучшие черты живописи и графики – и черно-белыми вырезками показывают нам яркую полноцветную. Конечно же, стоит упомянуть и цветовую гамму абсолютного большинства снимков «ленинградской школы» –– это черно-белые фотографии, иногда при проявке доведенные практически до монохромного изображения. Иногда среди них появляются и фотографии, выполненные в сепии. Цветные изображения довольно редки – цвет в них появляется только как средство дополнительного художественного акцента.
Таким образом, преодолевая критику и давление официальной культуры, неофициальные художественные движения рождали "отрицание отрицания" и творчески осмысляя происходящие социокультурные процессы и средовые явления, создавали дополнительный культурный план. И если в некоторых регионах СССР неофициальная фотография могла проявляться, как исключение, то в Ленинграде "андеграундные" фотохудожники изначально стремились к формированию художественного движения. Подводя итог, хочется подчеркнуть высочайшую индивидуальность и самобытность советской неофициальной фотокультуры 1970-1980-х гг., что делает ее важной составляющей культурного и художественного наследия России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вальран В. Ленинградский фотоандеграунд, монография / В. Вальран, Изд-во: СПб: Palace Editions, 2007 г.- 320 с. 2. Китаев А. Субъективно о фотографии. Письма, монография / А. Китаев, Изд-во: Стереоскоп, 2013 г. – 315 с. 3. «70-е. Со-при-частность», каталог выставки, Изд-во: Третьяковская галерея, 2017 г. -425 с. 4. Горяева Т. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. - М„ 2002. С. 309- 310.430 с. 5. Гройс Б. Утопия и обмен. Сборник текстов, эссе - М. Изд-во: Знак, 1993, -374 с. 6. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР: Новейший период. – Изд- во: ЗАО РИЦ «Зацепа», 2001 -384 с. 7. Савицкий С. Андеграунд. (История и мифы ленинградской неофициальной литературы). М., 2002. – 224 с. 8. Петров В. Субкультура российского андеграунда 1960-1980-х: системные черты//Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. - СПб., 2001. С. 272-273 -320 с. 9. Тамручи Н. Из истории московского авангарда // Знание-сила. - 1991. - № 5. - Кабаков И. Семидесятые годы // Искусство. - 1990. — № 1. – 98 с. 10. Лисаковский И. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. - М., 2002. С. 117-118.-203 с. 11. Жигалов А. Изменения в художественном сознании на неофициальной сцене 1970-х годов // Художественная жизнь России., С. 209-210. 3 Савицкий С. Андеграунд. -46 с. 12. Субъектив, журнал, Изд-во: Атлант №1, 1995- 40 с. 13. Крусанов П. Живые, или беспокойники города Питера, Коровин С. Носов В., текст, изд-во: К. Тублина, 2015, -213 с. 14. Гордин Я. Дело Бродского // Нева. - 1989. - № 2. - С. 134-308 с.
15. Гуревич JI. Неофициальные художники 70-х: Время натиска // Звезда. - 1998.-№8. -С. 201-203- 340 с. 16. Cамиздат (По материалам конференции «30 лет независимой печати. 1950-1980 годы». Санкт- Петербург, 25-27 апреля 1992 г.) / Ред.-сост.: В. Долинин, Б. Иванов. СПб., 1993;- 132 с. 17. Вальран В. Советская фотография 1917-55, текст, Изд-во: Лимбус- пресс, 2012- 349 с. 18. Из интервью Б. Кудрякова с Д. Пиликиным [Электронный ресурс] Пилкин Д-Элект. текст. данные., -2003, режим доступа: www.fotovideo.ru/art/e hibition/2775/ 19. Ковалёв А. К воп осу о границах приме ения терминов «постмодернизм» и «т ансавангард» к совет кому искусству период перестройки // Искусство. - 1989. — № 10. - 78.c 20. Рефлексия, альбом петербургских фотографов, 2009, пресс порт спб 21. Свиблова О. Вторая культура? // Творчество. - 1988. - № 7. - С. 28-31 22. Из интервью Марии Снигеревской [Электронный ресурс] Снигиревская М. -текст. Данные, 2007, режим доступа: legenda-boris-smelov- aprel-2018/ 23. Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны в 5 томах" 2006- 98 c 24. Константин Кузьминский: Умеренности я в себе не наблюдаю, ни в чем... // Пчела», 1998, № 12.-78 c. 25. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Песни.1961–1970 В. Высоцкий -153 c. 26. Нечаев В. Архив-история «левой культуры» // Литературный европеец. № 158.-65 с. 27. Голынко-Вольфсон Д. С тоскою по мировой культуре в глазах. Питерский андеграунд: Forever // Независимая газета. - 2002. - № 198. - 19 сент. EXLIBRIS. - № 33. - C 4.- 76 c
5-56 с.
28. Кудряков Б., Друг детства, проза, воспоминания: статья из журнала №
29. Кнабе Г.С. Феномен рока и контр-культура // Вопросы философии. -
1990.-№ 8.-С. 39-61.-220с. 30. Советский самиздат // Диалог. - 1990. - № 3. - С. 99-101 -115 с. 31.Савельев A.B. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950-х-70-х годов // Вопросы истории. - 1998. - № 4. – 458 с. 32. Савчук В. Философия фотографии, Изд-во Спбу, С. 256 33. Большая российская энциклопедия: В 30т. / Т.1 А - Анкетирование. М., 2005.- 400 С. 34. Лисаковский И. Х дожественная культура Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. М., 2002.-345 с. 35. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии / Сост. А.К. Троицкий. М., 1990 -65 с. 36. Ивашинцова М. Личный дневник, из архива семьи 1970-80-е г. -45 С. 37. Константин Кузьминский: Умеренности я в себе не наблюдаю, ни в чем... // Пчела», 1998, № 12. 56 с. 38. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. М., 2002. Ч. 2-309с. 39. Подольский Н., За объективом. Эссе петербургских фотографов и фотографии, Изд-во: Лимбус-Пресс, 2008- 200 с. 40. Бродский И. Ночн й полет, стихи, Изд- о: Лениздат, книжнач лаборатория, 2016- 267 с. 41. Якимович А. Творческое сознание России // Творчество. - 1989. - № 8.- 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Богданов Л. «Дождь» 1970-е (рис. 1)...
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.