Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131268
Наименование:
Курсовик Малое предпринимательство, как элемент современной рыночной экономики.
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Эконом. теория.
Добавлен: 20.10.2022.
Год: 2022.
Страниц: 29.
Уникальность по antiplagiat.ru: 52. *
Описание (план):
Оглавление
стр. Введение 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА – КАК ЭЛЕМЕНТА СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 6 1.1. Понятие и сущность малого предпринимательства 1.2. Функции малого предпринимательства 0 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 14 2.1. Анализ состояния малого предпринимательства 4 2.2. Актуальные проблемы и перспективы развития малого предпринимательства 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению темы – Малое предпринимательство, как элемент современной рыночной экономики. Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время приоритетной задачей государства является достижение высоких темпов экономического роста с целью обеспечения социально-экономичес ого развития страны и повышения уровня благосостояния населения. Малое предпринимательство выступает неотъемлемой частью современной рыночной системы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Именно развитие малых форм предпринимательства является одним из приоритетных направлений ускоренного роста экономики страны. Малое предпринимательство – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Основными достоинствами малого предпринимательства являются: функционирование на локальном рынке; быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры; непосредственная взаимосвязь с потребителем; узкая специализация на определенном рынке товаров и услуг; возможность начать бизнес с малым стартовым капиталом; высокая восприимчивость к новшествам; вовлечение широких масс населения в активную предпринимательскую деятельность, приобщение их к высоким нормам качества труда и к требованиям цивилизованных рыночных отношений. Учитывая современное состояние законодательства, правоприменительной практики, учебной и специальной литературы, представляется необходимым проведение комплексного теоретико-правового исследования малого предпринимательства. Тем более, что существует ряд серьезных проблем развитию малого предпринимательства – административные, экономические. В значительной степени современные проблемы малого предпринимательства свидетельствуют о недостатках государственной поддержки, необходимость которой сама по себе бесспорна. Новые вызовы внешней среды негативно сказались на деятельности субъектов малого предпринимательства. В первую очередь, сектор малого предпринимательства пострадал в период коронавирусной пандемии ввиду возникшего экономического кризиса, закрытия как внешних, так и внутренних рынков. Несмотря на оказанную поддержку со стороны государства малому предпринимательству из-за пандемии коронавирусной инфекции, тем не менее количество предприятий малого бизнеса сократилось. Анализ законодательства и литературы, позволяет сделать вывод, что на данном этапе малого предпринимательства, отсутствует четкое определение категории «малое предпринимательство» и отсутствует единое понимание данной дефиниции. Поэтому актуальность данной темы очевидна как в теоретическом, так и практическом плане. Анализируя степень научной разработанности представленной темы, следует подчеркнуть, что исследования в области малого предпринимательства в разное время неоднократно становились предметом исследования отечественных ученых. При очевидной ценности работ ученых-теоретиков следует признать, что в настоящее время по-прежнему существует немало проблем теоретического и практического характера, которые связанны с малым предпринимательством Многие вопросы до настоящего времени остаются дискуссионными и требуют новых подходов к их разрешению. Поэтому следует отметить необходимость дальнейшего рассмотрения особенностям современного этапа развития малого предпринимательства в России и актуальным задачам государственной политики, учитывая перемены, которые происходят в обществе, с учетом реформирования российского законодательства Все это свидетельствует о необходимости дальнейшей научной разработки темы. Цель работы – на основании норм российского законодательства и положений отечественной доктрины провести комплексный анализ и исследование малого предпринимательства, как элемента современной рыночной экономики. Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач: 1) проанализировать понятие и сущность малого предпринимательства; 2) определить функции малого предпринимательства; 3) проанализировать состояние малого предпринимательства; 4) выявить актуальные проблемы и перспективы развития малого предпринимательства. Объект исследования – малое предпринимательство, как элемент современной рыночной экономики. Предмет исследования – совокупность норм российского законодательства и положений отечественной доктрины, характеризующих малое предпринимательство, как элемент современной рыночной экономики. В теоретико-методологи еской основе исследования лежит диалектический метод анализа, научно-познавательны , возможности которого позволяют исследовать законодательство, а также комплекс общенаучных, частных и специальных методологических принципов познания социально-правовых явлений, конкретизирующихся в виде таких методов, как анализ, синтез, сравнительно-правово , системный, логический, лингвистический, структурно-правовой, всеобщие принципы научного познания (объективность, всесторонность, единство теории и практики) и других, применяемые в совокупности для решения поставленных задач исследования. Теоретическую основу составили научные труды, учебные пособия, статьи из журналов, диссертации, авторефераты диссертаций последних лет известных отечественных специалистов в области права, в которых изложены те или иные аспекты малого предпринимательства, как элемента современной рыночной экономики. Нормативно-правовую основу исследования нормы российского законодательства, регламентирующие малое предпринимательство. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА – КАК ЭЛЕМЕНТА СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Понятие и сущность малого предпринимательства
Сегодня роль малого предпринимательства чрезвычайно велика в экономическом развитии страны, поскольку малые предприятия способствуют созданию возможностей для реализации предпринимательской активности домашних хозяйств, снижению социальной напряженности. Следует обратиться к трактовке категории «малое предпринимательство» Прежде всего, в специализированной литературе предпринимательство предстает самостоятельной деятельностью субъекта, характеризующейся инициативностью, творческой направленностью, предполагающей создание новой организации, получение прибыли, внедрение инноваций. Следует обратиться к нормативно-правовым актам Российской Федерации с тем, чтобы придать законодательную точность исследуемому понятию. В нашей стране с 2007 года действует Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному закону «субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» . Определение малого предпринимательства в российском законодательстве представлено через категории его субъектов, что, не совсем корректно, так как в нем отождествляются категории субъекта предпринимательства и сама предпринимательская деятельность как феномен общественной жизни...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малое предпринимательство основано на учете потребностей локальных рынков, что обуславливает высокую социальную значимость малого предпринимательства. В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы: 1) Различные подходы к пониманию сущности малого предпринимательства свидетельствует об актуальности исследуемой темы, которая в условиях углубление рыночных отношений призвана способствовать формированию экономически устойчивой, сбалансированной и конкурентоспособной национальной экономики и обеспечению устойчивого социально-экономичес ого развития региона. Дальнейшие научные исследования необходимо направить на изучение региональных проблем, особенностей и перспектив развития малого бизнеса в разных видах экономической деятельности с целью их адаптации к настоящим и будущим реалиям. 2) Основными функциями малого предпринимательства – экономические и социальные. Экономическими функциями малого предприятия является: функция работодателя; производителя продукции и услуг; катализатором научно технического прогресса; налогоплательщика; агента рыночных отношений. К социальным функциям относятся: через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал; используется труд социально уязвимых групп населения, которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях; малые предприятия являются главным источником мест производственного обучения. 3) В данной работе было проанализировано состояние малого предпринимательства в России. Выделены и рассмотрены ключевые показатели, которые влияют на формирование и развитие малого бизнеса, а именно: количество зарегистрированных малых и микропредприятий; численность занятых. В ходе исследования можно сделать вывод, что текущая деятельность малого предпринимательства не является удовлетворительной несмотря на то, что в рассмотренных показателях наблюдается отрицательная динамика: снижение численности занятых в малом предпринимательстве. 4) Выделяют следующие основные проблемы малого предпринимательства: - Проблемы кредитования. Нехватка инвестиционных ресурсов касается как начинающих предпринимателей, так и взявших курс на расширение. Программ государственного инвестирования практически не существует, а частные кредитные организации предоставляют средства только по серьезные гарантии, которые далеко не все участники рынка способны предоставить. Оставаясь без финансовой поддержки в сложные моменты, сворачиваются даже перспективные и инновационные проекты, что говорить про обычные торговые точки или, например, сферу предоставления услуг. - Высокие налоги. Помимо самих налогов, они уплачивают страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования и пенсионный фонд. Из оставшихся доходов им необходимо оплатить труд рабочих, а также снабдить свой бизнес необходимым сырьем или товарами. Во многих случаях, такая финансовая нагрузка делает ведение бизнеса убыточным, что становится причиной ухода предпринимателя с рынка. - Коррупция и административные барьеры – самая серьезная проблема для малого бизнеса. Наличие огромного количества регулирующих деятельность нормативных актов, большой объем отчетности, серьезная документальная нагрузка, недобросовестные контролирующие органы, непомерные взятки за получение лицензий и прочих разрешительных – все это усложняет ведение своего дела, независимо от его направленности и масштабов и делает неблагоприятным инвестиционный климат. Наличие этих проблем постепенно приводит к прекращению деятельности большинства субъектов малого предпринимательства. Для поддержки и развития малого предпринимательства можно предложить следующие действия: эффективное местное управление, которое не только позволит сбалансировать бюджет, но и найдет достаточные средства для поддержания качественной инфраструктуры; оказание финансовой помощи субъектам малого бизнеса, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансовой поддержки их венчурных проектов; активные действия по оказанию предпринимателям помощи «на старте»; сокращение затрат субъектов малого предпринимательства посредством частичной компенсации расходов по продвижению их продукции (услуг) на внешнем рынке, а также компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам; разработка и реализация программы подготовки кадров, которая поможет новым фирмам выжить и развиваться; использование механизма лизинга и аренды оборудования. Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым предпринимательством отечественное малое предпринимательство имеет перспективы дальнейшего развития. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительна , медицинская. Подводя общий итог, необходимо отметить, что реальный прорыв в деятельности малого предпринимательства возможен только при выполнении ряда условий. Это: сокращение влияния негативных факторов внешнего воздействия на малое предпринимательство, повышение эффективности использования уже применяемых инструментов поддержки малого предпринимательства и развитие новых. Успех запланированных мероприятий по реализации стратегии развития МСП – 2030, будет возможен при мобилизации усилий государственных органов на реализацию заложенных в программе индикаторов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты 1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 30.07.2007. – №31. – Ст. 4006.
Научная и учебная литература 2. Алисов А. Н. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России: монография // А. Н. Алисов, С. Е. Грищенко. – М.: МАКС Пресс, 2003. – 175 с. 3. Абчук В. А. Курс предпринимательства / В. А. Абчук. – СПб.: Альфа, 2001. – 544 с. 4. Глухов В. В. Менеджмент: учебник для вузов / В. В. Глухов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 608 с. 5. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М. Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 685 с. 6. Мочерный С. В. Основы организации предпринимательской деятельности: учебник для вузов / Под общ. ред. проф. С. В. Мочерного. – М.: Приориздат, 2004. – 224 с.
Научные статьи, материалы из периодических изданий 7. Буров В. Ю. Роль и содержание малого предпринимательства в исследованиях современных российских ученых // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – №.2. – С. 31-34. 8. Грицунова С. В. Развитие малого предпринимательства в России / С. В. Грицунова, К. М. Лотарева // Мир науки. – 2015. – №2. – С. 1-8. 9. Земцов С. П., Царева Ю. В. Тенденции развития малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономичес ого развития. – 2020. – № 10. – С. 155-166. 10. Игнатова И. В. Предпринимательство и бизнес: терминологическая дифференциация // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – № 6 (25). – С. 63. 11. Мазилов Е. А., Кремин А. Е. Роль малого бизнеса в социально-экономичес ом развитии российских регионов: проблемы и тенденции // Проблемы развития территории. – 2018. – № 2. – С. 7-18. 12. Меркулова А. В. К вопросу о субъектах предпринимательских правоотношений // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 4. – С. 243-245. 13. Мукосеев Д. В. Экономическая сущность и критерии определения малого предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. – 2012. – № 5 (13). – С. 10. 14. Мусаева З. Н. Экономическая сущность и значение малого предпринимательства // Экономические науки. – 2017. – № 3. – С. 74-78. 15. Петров Д. В. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития / Д. В. Петров, Т. Е. Хорольская // Естественно-гуманитар ые исследования. – 2020. – № 2 (28). – С. 215-219. 16. Романенко Е. В. Сектор малого предпринимательства: особенности формирования взаимосвязей // Российское предпринимательство. – 2010. – № 7. – С. 11-16. 17. Смирнова И. Ю. Теоретические подходы к трактовке малого бизнеса и малого предпринимательства // Экономика строительства и природопользования. – 2017. – № 2. – С. 82-86. 18. Тумунбаярова Ж. Б. Об определении понятия «малое предпринимательство» // Российское предпринимательство. – 2013. – № 5. – С. 18-24. 19. Хамидуллин Ф. Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса // Проблемы современной экономики. – 2006. – № 3/4. – С. 171-174.
Электронные ресурсы 20. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: news/kak-koronavirus- enyaet-rabot.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.