Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 126831
Наименование:
Курсовик Методика изучения доли и дроби в начальной школе.
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 27.05.2021.
Год: 2020.
Страниц: 30.
Уникальность по antiplagiat.ru: 66. *
Описание (план):
Министерство образования и науки Удмуртской Республики Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики "Ярский политехникум" (БПОУ УР "Ярский политехникум")
Специальность 44.02.02 « Преподавание в начальных классах»
Курсовая работа Тема: Методика изучения доли и дроби в начальной школе.
Выполнила: студентка группы 61-17
Яр 2020 год Оглавление ВВЕДЕНИЕ………3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения доли и дроби в начальной школе………..5 1.1 История возникновения понятий «доля» и «дробь»………...5 1.2 Проблемы изучения долей и дробей в начальной школе………...7 Глава 2. Методика изучения долей и дробей в начальной школе……...11 2.1 Методика ознакомления с понятиями «доля» и «дробь» и сравнением долей и дробей………...11 2.2 Методика работы над задачами с долями и дробями……….20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….27 Литература……….29
ВВЕДЕНИЕ Большинство применений математики связано с измерением величин. Однако для этих целей натуральных чисел недостаточно: не всегда единица величины укладывается целое число раз в измеряемой величине. Чтобы в такой ситуации точно выразить результат измерения, необходимо расширить запас чисел, введя числа, отличные от натуральных. К этому выводу люди пришли еще в глубокой древности: измерение длин, площадей, масс и других величин привело сначала к возникновению дробных чисел - получили рациональные числа, а в V в до н.э. математиками школы Пифагора было установлено, что существуют отрезки, длину которых при выбранной единице длины нельзя выразить рациональным числом. Позднее, в связи с решением этой проблемы, появились числа иррациональные. Рациональные и иррациональные числа назвали действительными. Строгое определение действительного числа и обоснование его свойств было дано в XIX в. Знакомство учащихся с дробными числами происходит, как правило, в начальных классах. Затем понятие дроби уточняется и расширяется в средней школе. В связи с этим необходимо владеть понятием дроби и рационального числа, знать правила выполнения действий над рациональными числами, свойства этих действий. Все это нужно не только для того, чтобы математически грамотно ввести понятие дроби и выполнять с ними действия, но и, что не менее важно, видеть взаимосвязи множеств рациональных и действительных чисел с множеством натуральных чисел. Без их понимания нельзя решить проблему преемственности в обучении математике в начальных и последующих классах школы.[1]
Актуальность. В соответствии с программой по математике в началь-ных классах должна быть проведена подготовка к изучению дробей в V и VI классах. Это значит, что в начальных классах надо создать конкретные представления о доли и дроби. В настоящее время появляется большое число новых моделей обучения в начальной школе, каждая из которых имеет свой взгляд на данную тему. Так в системе Л.В. Занкова более широко представлена обыкновенная дробь, а также сложение и вычитание обыкновенных дробей. Этой же позиции придерживается и модель «Школа 2100» и соответствующая ей программа Л.Г. Петерсон. В системе Эльконина - Давыдова наряду с обыкновенной дробью в 4 классе дети знакомятся с десятичными дробями и с правилами их сложения и вычитания. [14] Несмотря на то, что доли и дроби изучаются практически во всех современных моделях образования, эта тема до сих пор остается наиболее сложной для учащихся и вызывает у них определенные трудности. Все вышесказанное позволило определить тему курсовой работы: методика изучения доли и дроби в начальной школе. Объект исследования: учебно-воспитательны процесс в начальной школе. Предмет исследования: методические особенности обучения младших школьников понятию доли и дроби. Цель исследования: выявить особенности методики обучения младших школьников долям и дробям. Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи: 1. Подобрать и изучить методическую и психологическую литературу по данной теме. 2. Раскрыть понятия «доля» и «дробь». 3. Выявить основные проблемы, возникающие у учащихся в процессе изучения данной темы. 4. Раскрыть особенности методики работы с долями и дробями в начальной школе. Для написания работы использовалась методическая, психологическая литература и периодика. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯДОЛИ И ДРОБИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1 История возникновения понятий «доля» и «дробь» Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Древние египтяне уже знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа - 2/3 - у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица - все остальные дроби непременно имели в числителе единицу (так называемые основные дроби): 1/2; 1/3; 1/28; … . Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. [17 с.15] Например, вместо 8/15 писали 1/3+1/5. Иногда это бывало удобно. В папирусе Ахмеса есть задача : «Разделить 7 хлебов между 8 людьми». Если резать каждый хлеб на 8 частей, придётся провести 49 разрезов. А по-египетски эта задача решалась так: Дробь 7/8 записывали в виде долей: 1/2+1/4+1/8. Значит каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезали пополам, два хлеба - на 4 части и один хлеб на 8 долей, после чего каждому дали его часть. Но складывать такие дроби было неудобно. Ведь в оба слагаемых могут входить одинаковые доли, и тогда при сложении появится дробь вида 2/n. А таких дробей египтяне не допускали. Поэтому, папирус Ахмеса начинается с таблицы, в которой все дроби такого вида от 2/5 до 2/99 записаны в виде суммы долей. С помощью этой таблицы выполняли и деление чисел. Вот, например, как 5 делили на 21: Умели египтяне также умножать и делить дроби. Но для умножения приходилось умножать доли на доли, а потом, быть может, снова использовать таблицу. Ещё сложнее обстояло с делением. В древнем Вавилоне предпочитали наоборот, - постоянный знаменатель, равный 60-ти. Шестидесятеричными дробями, унаследованными от Вавилона, пользовались греческие и арабские математики и астрономы. Но было неудобно работать над натуральными числами, записанными по десятичной системе, и дробями, записанными по шестидесятеричной. А работать с обыкновенными дробями было уже совсем трудно. Поэтому голландский математик Симон Стевин предложил перейти к десятичным дробям.[17 с.16]...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав педагогическую и методическую литературу, мы выделили особенности изучения доли и дроби в начальной школе. Опираясь на имеющиеся источники, мы выявили оптимальные методы ознакомления детей с долями и дробями. Учителю необходимо владеть различными способами введения дроби и рационального числа, знать правила выполнения действий над рациональным числами. Свойства этих действий не только для того, чтобы математически грамотно ввести понятие дроби и обучать школьников выполнять действия, но и, что не менее важно, видеть взаимосвязи множества рациональных с множеством натуральных чисел, без понимания которых нельзя решить проблему преемственности в обучении математики в начальных и последующих классах школы. Осваивая понятие «обыкновенная дробь», ученик должен поупражняться в подсчете числа равных долей, на которые разделено целое, и числа взятых долей. Дроби есть числа, поэтому уже на перовом этапе нужно дать ученику возможность сравнивать, пользуясь только наглядностью, полученные дроби с целыми числами, например с 1, и дробь с дробью. С введением разнообразных заданий, опирающихся на формирование дроби как рационального числа, сравнительной работы при решении задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби, опираясь на смысл понятия дроби, подбором заданий творческого характера повысится активность, заинтересованность учащихся, качество работ, что позволит надежно и прочно сформировать понятие дроби в начальных классах. Отметим, что предложенные методические рекомендации, задачи и упражнения для действительно хорошего усвоения сложного понятия – дроби – являются одними из возможных способов достижения прочных знаний по выбранной теме. Предложенные упражнения и задачи можно дополнять более сложными или, наоборот, более простыми. То есть методические рекомендации будут окончательно выработаны учителем при работе с конкретным классом, учениками. Таким образом, при изучении дробей необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала. Уверенное представление о дроби возникает только тогда, когда учащийся самостоятельно проходит все ступени по формированию этого понятия. Сознательное оперирование осуществляется при верно построенной системе ассоциаций и полной связи между условием задачи и ее ответом. Система упражнений должна отвечать как методическим задачам, так и учитывать психологические основы слухового восприятия формулировок и зрительного восприятия комбинаций чисел. Важно сформировать у учащихся умение выделять существенные и несущественные признаки объектов и действий над ними.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ, отд-ний пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1984. 2. text/78/053/30631.php 3. Болтянский В.Г. Простые дроби и вычислительная техника.// Математика в школе, 1998, №5. 4. Дорохов Т.С. Дроби и проценты. // Математика, 1997, № 30. 5. Зайцев В.В. Математика для младших школьников. - М.:ВЛАДОС, 2001. 6. Иванова Л.С. Нахождение числа по доле.// Начальная школа, 1999, №8. 7. Ивашова И.Н. Все действия с обыкновенными дробями.// Математика, 2000, №2. 8. Истомина Н.В. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: Академия, 2000. 9. Истомина Н.Б., Латохина Л.Г., Шмырева Г.Г. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения».- М.: Просвещение, 1986. 10. Латыпова С.Т. Сложение и вычитание смешанных чисел.// Математика, 1999, №17. 11. Моро М.И., Пышкало A.M. Методика обучения математике в 1-3 классах. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1978. 12. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс: Методические рекомендации. - М.: Издательство «Ювента»,2004. 13. Пименова О.В. Изучение темы «Доли».// Начальная школа, 1999, №5. 14. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4). Часть 1. - М.: Просвещение, 2001. 15. Самкова В.Т. Правильные и неправильные дроби.// Начальная школа, 1999, №1. 16. Севостьянова Л.В. Любимые игрушки помогают изучать обыкновенные дроби.// Математика, 1999, № 2. 17. Шидова Н.В. Из истории возникновения дробей.// Математика, 1999,№ 10. 18. preview/8120938/page: /#5 19. files/drobi-v-zhizni- iudei.html
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.