Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 126940


Наименование:


Курсовик Методика развития речи на основе анализа текста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 02.06.2021. Год: 2020. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: 71. *

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ТЕКСТА 6
1.1. Текст как явление языка и речи 6
1.2. Виды анализа текста 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНАЛИЗА ТЕКСТА 17
2.1. Приемы работы с текстом на уроках 17
2.2. Из опыта работы учителя по использованию комплексного анализа текста в 9 классе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
?
ВВЕДЕНИЕ

В нынешний период времени текст представляет собой базовую дидактическую единицу на уроке русского языка. В связи с этим, на уроках русского языка в современной школе особенно важно организовывать планомерную деятельность с текстами различных видов и стилей, важно включать в образовательную деятельность упражнения на формирование собственных текстов. Данные упражнения необходимо внедрять для продуктивного ознакомления учащихся с общими правилами и принципами создания текстов.
При условии корректного создания у школьников на уроках русского языка универсальных знаний закономерностей построения текстов в начальных классах средней школы, на уроках русского языка более позднего этапа обучения осуществляется углубление данных знаний и умений, а также школьники учатся формировать тексты различных видов и стилей.
Современная образовательная программа средней школы базовыми видами деятельности с текстами считает изложение и сочинение. Тем не менее, не все школьники способны в необходимой мере понять, осмыслить, запомнить и воспроизвести текст.
Для того, чтобы понимать и адекватно воспроизводить текст, обучающийся должен достаточно легко производить простейшие мыслительные операции анализа и синтеза, отслеживать и управлять собственными методами мышления и быть способным концентрироваться на выполнении определенного упражнения.
Это способны осуществлять далеко не все ученики даже в старших классах, и именно планомерная деятельность с комплексным анализом текста способна научить их понимать, осмысливать, запоминать и точно воспроизводить любой вид текст.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие связной речи – одна из ведущих задач уроков русского языка, а именно посредством применения комплексного анализа текста данная задача достигается наилучшим образом.
Цель: изучить способы и приемы развития речи школьников через комплексный анализ текста.
Задачи:
- рассмотреть текст как основу развития речи учащихся;
- изучить и описать средства организации связного текста;
- исследовать особенности анализа художественного произведения;
- рассмотреть практические задания как элементы анализа текста.
Объект исследования: развитие речи школьников посредством комплексного анализа текста.
Предмет исследования: анализ текста как средство развития речи школьников.
Практическая значимость: материалы данного исследования возможно применять при обучении студентов-филологов методике преподавания русского языка.

?
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ТЕКСТА

1.1. Текст как явление языка и речи

В нынешней образовательной науке текст начинает рассматриваться как одна из основополагающих языковедческих категорий. Это обусловлено тем, что языковая структура в ходе взаимодействия между людьми осуществляется не в обособленном высказывании, а в текстах различного вида и направленности.
Ориентированность обучения русскому языку на осуществление взаимодействия обращает внимание ученых на текст непосредственно как на независимый объект исследования с первостепенной целью осмысления принципов текстообразования. Таким образом, текст получил статус ведущего коммуникативного элемента, а способность структурировать текст представляет собой итоговую цель обучения русскому языку в современной школе [23, c. 46].
Большинство ученых-филологов полагают, что в современной средней школе в недостаточной степени обучают техническому аспекту построения текста. Зачастую обучающиеся формируют текст без какого-либо применения теоретических принципов и правил его построения, иными словами, школьники постигают закономерности формирования текста только интуитивно. Тем не менее, все тексты основываются на общеупотребимых принципах их формирования. С данными принципами и весьма важно знакомить школьников, начиная с начального этапа обучения в средней школе.
Стоит сказать, что обучение языковедческой специфике текста должно быть планомерным и строго ориентированным. Это надлежит осуществлять для того, чтобы удалить возможность возникновения таких случаев, когда школьник на протяжении всего своего обучения в средней школе инстинктивно обнаруживает и перенимает принципы структурирования текста [30, c. 14].
В языковедческой и методической литературе можно обнаружить различные определения понятия текст. Понятие текст обозначает два различных объекта. С одной стороны, текст – это любое завершенное по смыслу высказывание, сформированное из группы предложений, с другой, текстом может являться как литературное произведение – повесть, роман, сказание, рассказ, басня, былина, поэма и пр., так и произведение в любом виде, отображающее какое-либо взаимодействие – репортаж, заявление, жалоба, ходатайство, иск и пр. В связи с этим любой текст, а также его вариации являются совокупностью смыслового содержания и языковой формы. В нем осуществляется специфическая методичность языковых значений, заключаются определенные сведения.
С точки зрения знаменитого методиста Л.М. Лосевой, при формулировании понятия «текст» необходимо отталкиваться от качеств, характерных любому тексту. К ним методист причисляет такие: 1) информативность; 2) содержательная и структурная завершенность; 3) выражение отношения автора к сообщаемому (авторская установка).
На базе перечисленных характеристик Л.М. Лосева определяет текст как высказывание в письменной форме, отличающееся смысловой и структурной завершенностью и определенным отношением автора к сообщаемому. В синтаксическом плане текст является единством высказываний, объединенных по смыслу и посредством лексико-грамматически средств [19, c. 25].
В отдельных исследованиях при определении понятия текст принимаются во внимание следующие факторы: текст – представляет собой результат речевой креативной деятельности, имеющего законченностью, определенной полнотой, конституированного в виде письменного сообщения, литературно обработанное согласно вида данного сообщения произведение, сформированное из названия (заголовка) и группы специфических сегментов (сверхфразовых единств), сгруппированных различными видами грамматической, лексической, стилистической, логической связи, обладающее четкой ориентированностью и применительной установку [5, c. 62].
Из данного определения вытекает, что под текстом стоит понимать не закрепленную в письменном виде устную речь, а специфическую форму речевой деятельности, обладающую такими характеристиками, как цельность (тематическое единство), связность (объединение всех составляющих лексико-грамматически и связями), логичность, завершенность.
Рассмотрев разные определения понятия текста, можно согласиться с трактовкой данного понятия предложенной профессором М.Р. Львовым. С точки зрения этого ученого, текст – это порождение, результат речевой деятельности в устной или письменной форме. Текст состоит из количества предложений, превышающего одно. Таким образом, текст – это синоним понятия высказывание. Он имеет единство темы и замысла, сравнительную завершенность, единую структуру, синтаксическую, композиционную и логическую [21, c. 23].
В нем осуществляются оперативные возможности языка, принципы и правила его синтаксиса, лексики и стилистики. Текст всегда отличается принадлежностью к определенному стилю – публицистическому, научному, разговорно-бытовому и пр.
Речевое высказывание имеет две стороны - выражение и содержание, оба данные аспекта текста как речевого элемента взаимосвязаны и взаимозависимы. Из этого вытекает, что на занятиях русского языка весьма важно акцентировать внимание школьников на средствах структурирования текста, методах формирования его как совокупного, связного и цельного речевого творения.
Текст должен представлять собой независимый учебный элемент, предмет исследования, представляющий языковое и речевое обучение с определенными принципами структурирования, а не только как объект для исследования существования в нем элементов более низких уровней: предложений, словосочетаний и слов.
Необходимо уточнить, что в научно-методической литературе определены и изображены специфические характеристики текста: цельность, последовательность, развернутость, логичность, информативность, подготовленность (в письменном виде), законченность, модальность и ситуативность [32, c. 26].
Среди большинства языковедов бытует мнение, что наиважнейшей отличительной чертой текста представляется связность. С их точки зрения, текст – это ведущий элемент взаимодействия, стремящийся к смысловой обособленности и завершенности, основной характеристикой которой служит связность, обнаруживающаяся на разных уровнях текста и в разном комплексе одиночных связей.
Связность текста выражается в связанности составляющих, формирующих предложения, и в связанности этих предложений друг с другом общим смыслом и структурой.
Важно уточнить, что информативность характерна только для текста и представляет собой его основополагающее свойство. Интенцией любого завершенного текста представляются какие-либо сведения. Они включают сообщение о событиях, процессах, фактах, отображает авторское мировоззрение на взаимосвязи между данными феноменами, фактами и происшествиями.
Итак, можно сказать, что текст отражает некую хронологичность событий, которые иллюстрируются во времени и пространстве по специфическим принципам в соответствии с сущностью текста [1, c. 38].
Необходимо далее сказать, что важнейшей отличительной чертой текста служит развернутость. Текст в письменном виде предусматривает зрительную перцепцию, в связи с этим, он должен быть сформирован в наиболее понятном для читающего виде.
Текст в большинстве случаев делится на сравнительно существенные составляющие, подразумевает существование некой внутренней (смысловой), внешней (языковой) и конструктивной (структурной) связи ее составляющих. Говоря о структуре текста, можно сказать, что он является грамматически организованными, развернутыми сложными конструкциями и формируется по принципам эксплицитной грамматики...
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нынешний период времени текст представляет собой ведущий дидактический элемент на уроке русского языка. В связи с этим, на уроках русского языка в современной школе весьма важно организовывать ориентированную деятельность с текстами разнообразных видов и стилей, а также значимо отводить учебное время на их написание.
Для того, чтобы понимать и адекватно воспроизводить текст, обучающийся должен достаточно легко производить простейшие мыслительные операции анализа и синтеза, отслеживать и управлять собственными методами мышления и быть способным концентрироваться на выполнении определенного упражнения.
Обучение языковедческой специфике текста должно быть планомерным и строго ориентированным. Это надлежит осуществлять для того, чтобы удалить возможность возникновения таких случаев, когда школьник на протяжении всего своего обучения в средней школе инстинктивно обнаруживает и перенимает принципы структурирования текста.
Различные несовершенства в письменных работах обучающихся наглядно иллюстрируют специфичность данной сложной мыслительной деятельности. Основополагающей причиной несовершенств школьных письменных работ представляется недостаточный самоконтроль, неумение адекватно оценивать формируемый учениками текст с позиции перцепции его читателем.
Посредством текстов реализуется языковое взаимодействие, в связи с этим, у школьников должна быть развита способность составлять и воспринимать тексты в ходе речевого взаимодействия. Данную способность считают безусловным признаком человеческого интеллекта и его необходимостью. Исходя из этого, можно сказать, что текст должен стать ведущим коммуникативным элементом обучения русскому языку в средней школе.
Анализ текста всегда должен иметь определенную цель. Целеустремленность анализа – это наличие в нем единой мысли.
Таким образом, текст получил статус ведущего коммуникативного элемента, а способность структурировать текст представляет собой итоговую цель обучения русскому языку в современной школе.
Урок литературы и русского языка должен обнаруживать для школьников что-то новое, неизведанное, значимое, то, что не было ранее подмечено или осознано. Обнаруживать перед школьниками в ходе анализа произведения еще неизвестное из области литературы и литературного творчества – это путь к знанию увлекательному и приносящему удовлетворение.
?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверинцев A.A. Русский язык. Филология. - М.: 2016. – 386 с.
2. Акишина A.A., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М.: 2017. – 241 с.
3. Алгагазина Н.И. Предупреждение ошибок в построении словосочетания и предложения. - М.: 2015. – 184 с.
4. Арнольд И.В. Лексико-семантическо поле в языке и тематическая сетка текста. – СПб.: 2016. – 212 с.
5. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. - М.: 2016. – 228 с.
6. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка. – М.: 2016. – 240 с.
7. Богаткина М. Г. Теория литературы. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2015. - 56 с.
8. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы. / О. Ю. Богданова, С. А. Леонова, В. Ф. Чертова. – М.: 2016. - 384 с.
9. Богин Г.И. Противоречия в процессе формирования речевой способности: Учебное пособие. – М.: 2017. – 235 с.
10. Брандес Н.П. Стилистический анализ. - СПб.: 2016. – 326 с.
11. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М.: 2015. – 173 с.
12. Гей Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. – М.: 2015. – 472 с.
13. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. - М.: 2015. – 247 с.
14. Жинкин Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. – М.: 2016. – 305 с.
15. Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте. – СПб.: 2016. – 289 с.
16. Ипполитова H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе. - М.: 2017. – 372 с.
17. Купинос В. И. Культура речи. – М.: Учитель, 2015. - 286 с.
18. Ларина Г. К. Обогащение речи – важнейший фактор воспитания учащихся. - М.: 2017 – 314 с.
19. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей. - М.: 2016. – 284 с.
20. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: 2015. – 328 с.
21. Львов М. Р. Методика развития речи учащихся // Русский язык в школе. – 2015. - № 4. – С. 23-25.
22. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М.: 2016. – 240 с.
23. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. – М.: 2015. – 236 с.
24. Мещеряков В.Н. Методика описания текстов в учебных целях. - М.: 2015. – 294 с.
25. Одинцов В.В. Стилистика текста. - М.: 2015. – 457 с.
26. Работа над текстом в школе / Под ред. Т.К. Донской. - СПб.: 2016. – 426 с.
27. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – СПб.: 2017. – 198 с.
28. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М.: 2015. – 362 с.
29. Технологии и методики обучения литературе / под ред. В. А. Кохановой. – М.: Флинта, 2016. – 249 с.
30. Устименко И.А. Речевой урок в начальных классах // Начальная школа. – 2015. - № 9. С.14-16.
31. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. – М.: 2016. – 334 с.
32. Якубова Н. Б. Развитие речи учащихся // Начальная школа. – 2015. – № 3. – С. 26-28.


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.