Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 126940
Наименование:
Курсовик Методика развития речи на основе анализа текста
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 02.06.2021.
Год: 2020.
Страниц: 30.
Уникальность по antiplagiat.ru: 71. *
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ТЕКСТА 6 1.1. Текст как явление языка и речи 6 1.2. Виды анализа текста 12 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНАЛИЗА ТЕКСТА 17 2.1. Приемы работы с текстом на уроках 17 2.2. Из опыта работы учителя по использованию комплексного анализа текста в 9 классе 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 ? ВВЕДЕНИЕ
В нынешний период времени текст представляет собой базовую дидактическую единицу на уроке русского языка. В связи с этим, на уроках русского языка в современной школе особенно важно организовывать планомерную деятельность с текстами различных видов и стилей, важно включать в образовательную деятельность упражнения на формирование собственных текстов. Данные упражнения необходимо внедрять для продуктивного ознакомления учащихся с общими правилами и принципами создания текстов. При условии корректного создания у школьников на уроках русского языка универсальных знаний закономерностей построения текстов в начальных классах средней школы, на уроках русского языка более позднего этапа обучения осуществляется углубление данных знаний и умений, а также школьники учатся формировать тексты различных видов и стилей. Современная образовательная программа средней школы базовыми видами деятельности с текстами считает изложение и сочинение. Тем не менее, не все школьники способны в необходимой мере понять, осмыслить, запомнить и воспроизвести текст. Для того, чтобы понимать и адекватно воспроизводить текст, обучающийся должен достаточно легко производить простейшие мыслительные операции анализа и синтеза, отслеживать и управлять собственными методами мышления и быть способным концентрироваться на выполнении определенного упражнения. Это способны осуществлять далеко не все ученики даже в старших классах, и именно планомерная деятельность с комплексным анализом текста способна научить их понимать, осмысливать, запоминать и точно воспроизводить любой вид текст. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие связной речи – одна из ведущих задач уроков русского языка, а именно посредством применения комплексного анализа текста данная задача достигается наилучшим образом. Цель: изучить способы и приемы развития речи школьников через комплексный анализ текста. Задачи: - рассмотреть текст как основу развития речи учащихся; - изучить и описать средства организации связного текста; - исследовать особенности анализа художественного произведения; - рассмотреть практические задания как элементы анализа текста. Объект исследования: развитие речи школьников посредством комплексного анализа текста. Предмет исследования: анализ текста как средство развития речи школьников. Практическая значимость: материалы данного исследования возможно применять при обучении студентов-филологов методике преподавания русского языка.
? ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ТЕКСТА
1.1. Текст как явление языка и речи
В нынешней образовательной науке текст начинает рассматриваться как одна из основополагающих языковедческих категорий. Это обусловлено тем, что языковая структура в ходе взаимодействия между людьми осуществляется не в обособленном высказывании, а в текстах различного вида и направленности. Ориентированность обучения русскому языку на осуществление взаимодействия обращает внимание ученых на текст непосредственно как на независимый объект исследования с первостепенной целью осмысления принципов текстообразования. Таким образом, текст получил статус ведущего коммуникативного элемента, а способность структурировать текст представляет собой итоговую цель обучения русскому языку в современной школе [23, c. 46]. Большинство ученых-филологов полагают, что в современной средней школе в недостаточной степени обучают техническому аспекту построения текста. Зачастую обучающиеся формируют текст без какого-либо применения теоретических принципов и правил его построения, иными словами, школьники постигают закономерности формирования текста только интуитивно. Тем не менее, все тексты основываются на общеупотребимых принципах их формирования. С данными принципами и весьма важно знакомить школьников, начиная с начального этапа обучения в средней школе. Стоит сказать, что обучение языковедческой специфике текста должно быть планомерным и строго ориентированным. Это надлежит осуществлять для того, чтобы удалить возможность возникновения таких случаев, когда школьник на протяжении всего своего обучения в средней школе инстинктивно обнаруживает и перенимает принципы структурирования текста [30, c. 14]. В языковедческой и методической литературе можно обнаружить различные определения понятия текст. Понятие текст обозначает два различных объекта. С одной стороны, текст – это любое завершенное по смыслу высказывание, сформированное из группы предложений, с другой, текстом может являться как литературное произведение – повесть, роман, сказание, рассказ, басня, былина, поэма и пр., так и произведение в любом виде, отображающее какое-либо взаимодействие – репортаж, заявление, жалоба, ходатайство, иск и пр. В связи с этим любой текст, а также его вариации являются совокупностью смыслового содержания и языковой формы. В нем осуществляется специфическая методичность языковых значений, заключаются определенные сведения. С точки зрения знаменитого методиста Л.М. Лосевой, при формулировании понятия «текст» необходимо отталкиваться от качеств, характерных любому тексту. К ним методист причисляет такие: 1) информативность; 2) содержательная и структурная завершенность; 3) выражение отношения автора к сообщаемому (авторская установка). На базе перечисленных характеристик Л.М. Лосева определяет текст как высказывание в письменной форме, отличающееся смысловой и структурной завершенностью и определенным отношением автора к сообщаемому. В синтаксическом плане текст является единством высказываний, объединенных по смыслу и посредством лексико-грамматически средств [19, c. 25]. В отдельных исследованиях при определении понятия текст принимаются во внимание следующие факторы: текст – представляет собой результат речевой креативной деятельности, имеющего законченностью, определенной полнотой, конституированного в виде письменного сообщения, литературно обработанное согласно вида данного сообщения произведение, сформированное из названия (заголовка) и группы специфических сегментов (сверхфразовых единств), сгруппированных различными видами грамматической, лексической, стилистической, логической связи, обладающее четкой ориентированностью и применительной установку [5, c. 62]. Из данного определения вытекает, что под текстом стоит понимать не закрепленную в письменном виде устную речь, а специфическую форму речевой деятельности, обладающую такими характеристиками, как цельность (тематическое единство), связность (объединение всех составляющих лексико-грамматически и связями), логичность, завершенность. Рассмотрев разные определения понятия текста, можно согласиться с трактовкой данного понятия предложенной профессором М.Р. Львовым. С точки зрения этого ученого, текст – это порождение, результат речевой деятельности в устной или письменной форме. Текст состоит из количества предложений, превышающего одно. Таким образом, текст – это синоним понятия высказывание. Он имеет единство темы и замысла, сравнительную завершенность, единую структуру, синтаксическую, композиционную и логическую [21, c. 23]. В нем осуществляются оперативные возможности языка, принципы и правила его синтаксиса, лексики и стилистики. Текст всегда отличается принадлежностью к определенному стилю – публицистическому, научному, разговорно-бытовому и пр. Речевое высказывание имеет две стороны - выражение и содержание, оба данные аспекта текста как речевого элемента взаимосвязаны и взаимозависимы. Из этого вытекает, что на занятиях русского языка весьма важно акцентировать внимание школьников на средствах структурирования текста, методах формирования его как совокупного, связного и цельного речевого творения. Текст должен представлять собой независимый учебный элемент, предмет исследования, представляющий языковое и речевое обучение с определенными принципами структурирования, а не только как объект для исследования существования в нем элементов более низких уровней: предложений, словосочетаний и слов. Необходимо уточнить, что в научно-методической литературе определены и изображены специфические характеристики текста: цельность, последовательность, развернутость, логичность, информативность, подготовленность (в письменном виде), законченность, модальность и ситуативность [32, c. 26]. Среди большинства языковедов бытует мнение, что наиважнейшей отличительной чертой текста представляется связность. С их точки зрения, текст – это ведущий элемент взаимодействия, стремящийся к смысловой обособленности и завершенности, основной характеристикой которой служит связность, обнаруживающаяся на разных уровнях текста и в разном комплексе одиночных связей. Связность текста выражается в связанности составляющих, формирующих предложения, и в связанности этих предложений друг с другом общим смыслом и структурой. Важно уточнить, что информативность характерна только для текста и представляет собой его основополагающее свойство. Интенцией любого завершенного текста представляются какие-либо сведения. Они включают сообщение о событиях, процессах, фактах, отображает авторское мировоззрение на взаимосвязи между данными феноменами, фактами и происшествиями. Итак, можно сказать, что текст отражает некую хронологичность событий, которые иллюстрируются во времени и пространстве по специфическим принципам в соответствии с сущностью текста [1, c. 38]. Необходимо далее сказать, что важнейшей отличительной чертой текста служит развернутость. Текст в письменном виде предусматривает зрительную перцепцию, в связи с этим, он должен быть сформирован в наиболее понятном для читающего виде. Текст в большинстве случаев делится на сравнительно существенные составляющие, подразумевает существование некой внутренней (смысловой), внешней (языковой) и конструктивной (структурной) связи ее составляющих. Говоря о структуре текста, можно сказать, что он является грамматически организованными, развернутыми сложными конструкциями и формируется по принципам эксплицитной грамматики... ? ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нынешний период времени текст представляет собой ведущий дидактический элемент на уроке русского языка. В связи с этим, на уроках русского языка в современной школе весьма важно организовывать ориентированную деятельность с текстами разнообразных видов и стилей, а также значимо отводить учебное время на их написание. Для того, чтобы понимать и адекватно воспроизводить текст, обучающийся должен достаточно легко производить простейшие мыслительные операции анализа и синтеза, отслеживать и управлять собственными методами мышления и быть способным концентрироваться на выполнении определенного упражнения. Обучение языковедческой специфике текста должно быть планомерным и строго ориентированным. Это надлежит осуществлять для того, чтобы удалить возможность возникновения таких случаев, когда школьник на протяжении всего своего обучения в средней школе инстинктивно обнаруживает и перенимает принципы структурирования текста. Различные несовершенства в письменных работах обучающихся наглядно иллюстрируют специфичность данной сложной мыслительной деятельности. Основополагающей причиной несовершенств школьных письменных работ представляется недостаточный самоконтроль, неумение адекватно оценивать формируемый учениками текст с позиции перцепции его читателем. Посредством текстов реализуется языковое взаимодействие, в связи с этим, у школьников должна быть развита способность составлять и воспринимать тексты в ходе речевого взаимодействия. Данную способность считают безусловным признаком человеческого интеллекта и его необходимостью. Исходя из этого, можно сказать, что текст должен стать ведущим коммуникативным элементом обучения русскому языку в средней школе. Анализ текста всегда должен иметь определенную цель. Целеустремленность анализа – это наличие в нем единой мысли. Таким образом, текст получил статус ведущего коммуникативного элемента, а способность структурировать текст представляет собой итоговую цель обучения русскому языку в современной школе. Урок литературы и русского языка должен обнаруживать для школьников что-то новое, неизведанное, значимое, то, что не было ранее подмечено или осознано. Обнаруживать перед школьниками в ходе анализа произведения еще неизвестное из области литературы и литературного творчества – это путь к знанию увлекательному и приносящему удовлетворение. ? СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверинцев A.A. Русский язык. Филология. - М.: 2016. – 386 с. 2. Акишина A.A., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М.: 2017. – 241 с. 3. Алгагазина Н.И. Предупреждение ошибок в построении словосочетания и предложения. - М.: 2015. – 184 с. 4. Арнольд И.В. Лексико-семантическо поле в языке и тематическая сетка текста. – СПб.: 2016. – 212 с. 5. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. - М.: 2016. – 228 с. 6. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка. – М.: 2016. – 240 с. 7. Богаткина М. Г. Теория литературы. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2015. - 56 с. 8. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы. / О. Ю. Богданова, С. А. Леонова, В. Ф. Чертова. – М.: 2016. - 384 с. 9. Богин Г.И. Противоречия в процессе формирования речевой способности: Учебное пособие. – М.: 2017. – 235 с. 10. Брандес Н.П. Стилистический анализ. - СПб.: 2016. – 326 с. 11. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М.: 2015. – 173 с. 12. Гей Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. – М.: 2015. – 472 с. 13. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. - М.: 2015. – 247 с. 14. Жинкин Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. – М.: 2016. – 305 с. 15. Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте. – СПб.: 2016. – 289 с. 16. Ипполитова H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе. - М.: 2017. – 372 с. 17. Купинос В. И. Культура речи. – М.: Учитель, 2015. - 286 с. 18. Ларина Г. К. Обогащение речи – важнейший фактор воспитания учащихся. - М.: 2017 – 314 с. 19. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей. - М.: 2016. – 284 с. 20. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: 2015. – 328 с. 21. Львов М. Р. Методика развития речи учащихся // Русский язык в школе. – 2015. - № 4. – С. 23-25. 22. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М.: 2016. – 240 с. 23. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. – М.: 2015. – 236 с. 24. Мещеряков В.Н. Методика описания текстов в учебных целях. - М.: 2015. – 294 с. 25. Одинцов В.В. Стилистика текста. - М.: 2015. – 457 с. 26. Работа над текстом в школе / Под ред. Т.К. Донской. - СПб.: 2016. – 426 с. 27. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – СПб.: 2017. – 198 с. 28. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М.: 2015. – 362 с. 29. Технологии и методики обучения литературе / под ред. В. А. Кохановой. – М.: Флинта, 2016. – 249 с. 30. Устименко И.А. Речевой урок в начальных классах // Начальная школа. – 2015. - № 9. С.14-16. 31. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. – М.: 2016. – 334 с. 32. Якубова Н. Б. Развитие речи учащихся // Начальная школа. – 2015. – № 3. – С. 26-28.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.