Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Контрольная Методики изучения эмоционального самочувствия дошкольника в семье
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 28.12.2021.
Год: 2021.
Страниц: 22.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение………...………..3 1. Методики изучения эмоционального самочувствия дошкольника в семье….…...4 2. Практическая часть………7 Заключение………...16 Список использованной литературы………..17 Приложения
Введение Актуальность данной темы заключается в том, что семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д. Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями - важнейший фактор нормального психологического развития ребенка. ? Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни ... Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Костенко М. А., Лунякова Л.Г., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие. Цель данной контрольной работы заключается в рассмотрении методик изучения эмоционального самочувствия дошкольника в семье. Задачи данной контрольной работы: 1. Изучить методики...
1. Методики изучения эмоционального самочувствия дошкольника в семье Диагностические методики изучения эмоционального состояния детей дошкольного возраста. Методика «Семья глазами ребенка». Куликова Т.А. У ребенка рано складывается эмоциональное отношение к близким, которое «окрашивает» его представления о родителях, других членах семьи, о своем доме и т.д. Эти представления во всем их своеобразии могут пролить свет на те стороны семьи, домашнего воспитания, которые по другим каналам изучить трудно. Как, например, узнать, кто из членов семьи является особо значимым для ребенка, к кому он испытывает привязанность, как видит свое место в семье и т.д.? Конечно, об этом и многом другом, связанном с эмоциональными привязанностями ребенка, со степенью его приятия-неприятия в семье и т.д., можно расспросить родителей, бабушку, дедушку и других родственников, но тогда мы получим их видение проблемы, которое не всегда отражает истинное положение дел. Поэтому имеются специальные методики, с помощью которых изучается эмоциональное благополучие ребенка в семье. Цель: Изучить эмоциональное благополучие ребенка в семье, его представления о своем месте в семейном коллективе, о доме, близких людях и т.д. Подбор методик для изучения эмоциональное благополучие ребенка в семье Рисуночная методика. Ребенку предлагают нарисовать свою семью, не наводя его на мысль, кого или что он может рисовать: «Рисуй так, как тебе хочется». По окончании рисунка уточняются некоторые детали, ребенок называет изображенных членов семьи («Это мама, это я»). Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, как расположены, как сгруппированы члены семьи, насколько удалены друг от друга, место нахождения самого ребенка среди них, с кого ребенок начал рисовать семью, на ком кончает, кого «забыл» изобразить, кого «добавил», кто выше ростом, кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, а кто вырисован до деталей и т.д. Психологи научились «считывать» заключенный в детском рисунке смысл. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - один из симптомов психического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейных взаимоотношений, в которые вовлечен маленький художник. Если же на рисунке отсутствует сам художник, то это сигнал конфликта между ним и семьей или кем-то из ее членов. Таким способом ребенок выражает свою реакцию протеста против неприятия его в семье. Впрочем, когда ребенок вместо семьи рисует только одного себя, то это - крик одиночества, грозный признак семейного неблагополучия. Рисунок без кого-то из родителей или других реальных членов семьи (например, младшего брата) означает, что «забытый» родственник - источник дискомфорта, переживаний и мучений ребенка. Но бывают случаи, когда ребенок «дополняет» свою семью несуществующим родственником или посторонним человеком. Этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, улучшить семейную обстановку. Авторитетность членов семьи ребенок подчеркивает размерами фигур, поэтому для самых «ценных» родственников иногда не хватает места на листе бумаги: такие они высокие! С них обычно и начинается созидание семейного портрета. Когда ребенку хорошо и комфортно в семье, то он изображает себя ростом почти с маму или папу, чаще всего - в центре между родителями. А вот если на семейном портрете маленький художник нарисовал себя после братьев и сестер, подальше от папы и мамы, то это говорит о его ревности к другим детям по отношению к родителям. Об эмоциональной близости или, напротив, разобщенности родственников автор семейного портрета заявляет большей или меньшей «плотностью» их размещения. Чем сильнее любят друг друга члены семьи, тем ближе они расположены. В неблагополучных, конфликтных семьях родственники изображаются на расстоянии друг от друга, а пространство между ними заполнено вещами, предметами, малознакомыми людьми. Казалось бы, такая малость - детский рисунок на тему «Моя семья», но на деле он имеет глубокий внутренний смысл и при грамотном «раскодировании» представляет собой своеобразную диагностику внутрисемейных отношений. Модификация рисуночной методики «Моя семья» в «Семью, которую хочу» дает возможность приоткрыть завесу его тайных желаний, несбывшихся надежд. Интересно, что дети не рисуют себя в будущем, когда вырастут, станут взрослыми. Нет, они рисуют семью, которую хотят иметь сейчас, а не много лет спустя. Ребенок конструирует семью таким образом, чтобы ему было в ней уютно, тепло, надежно. Для этого он устраняет одних родственников, меняет местами других, «передвигает» себя поближе к маме, папе, рисует на коленях собачку, о которой так страстно и долго мечтает, и т.д. Проективные методики основаны на принципе проекции - перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Ребенку предлагаются те или иные задания, которые можно выполнить по-разному, в зависимости от его жизненного опыта, представлений об окружающем мире, потребностей и желаний. Для изучения особенностей семейного воспитания можно использовать игровые задания, методики комментирования картинки, методики завершения рассказа, неоконченных предложений...
2. Практическая часть В исследовании приняли участие 20 детей 3-4 летнего возраста (вторая младшая группа), помещающих детский сад № 52 г. Чебоксары. Нами было проведено исследование детско – родительских отношений и особенностей эмоционального самочувствия ребенка. С целью диагностики детско – родительских отношений мы провели исследование с помощью методики «Тест – опросник родительского отношения». Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и обще¬ния с ними. Родительское отношение понимается как система разнооб¬разных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стерео¬типов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Структура опросника Опросник состоит из 5 шкал. 1. «Принятие-отвержение . Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полю¬са шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Ро¬дитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: роди¬тель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. 2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: ро¬дитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает ин¬теллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоя¬тельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отно¬шениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стре¬мится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощуща¬ет тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и безза¬щитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. 4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родите¬ля отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он стара¬ется навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достиже¬ниями ребенка, его индивидуальными особенностями, привыч¬ками, мыслями, чувствами. 5. «Маленький неудачник» - отражает особенности вос¬приятия и понимания ребенка родителем. При высоких значе¬ниях по этой шкале в родительском отношении данного роди¬теля имеются стремление инфантилизировать ребенка, припи¬сать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся роди¬телю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не при-способленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неус¬пешность и неумелость. В связи с этим родитель старается ог¬радить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. В результате факторизации данных общей выборки испы¬туемых было получено 4 значимых фактора: «принятие-отвер¬жени », «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциа¬лизация». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 - в экспериментальной, 4 - в контрольной и 2 - в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью - «маленький неудачник». На ос¬нове значимых факторов общей выборки и максимально ...
Заключение Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства формируется эмоциональное поведение и отношение ребенка к семье. Именно поэтому так важно изучить особенности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. Более того, диагностика эмоционального поведения и эмоциональных взаимоотношений в семье выступает важнейшим средством формирования у ребенка отношения к действительности, средством нравственного, эстетического и умственного воспитания. Главной задачей дошкольного воспитания является создание полноценной личности, что актуально и в настоящее время. Семья важна для каждого ребёнка. Функции, которые выполняет семья по отношению к ребёнку, многообразны: воспитательная, эмоциональная, сфера первичного социального опыта и контроля, сфера духовного общения, социально-статусная, досуговая, хозяйственно-бытовая и экономическая. На этом фоне детско-родительские отношения являются важнейшей подсистемой семьи и рассматриваются как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. При дисгармонии внутрисемейных отношений выделяются негативные стили семейного воспитания: гиперпротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность или недостаточность требований/обязанност й, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопротекция и др. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей ...
Приложение 1 Текст опросника родительского отношения 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребе¬нок. 3. Я уважаю своего ребенка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребен¬ку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы доса¬дить м...
... Список использованной литературы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ (ред. от 29.12.2017 № 473-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» // С?обрание законодательс?тва РФ. – 2014. – №53. – С?т. 7598. 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета от 25 ноября 2013. –№ 265. 3. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина. – Ярославль : Академия, 2016. – 198 с. 4. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина. - М. : Айрис-пресс, 2017. – 310 с...