Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131675
Наименование:
Курсовик Мотивация учебной деятельности по Математике и Информатике в младшем школьном возрасте
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 26.12.2022.
Год: 2022.
Страниц: 22.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Ставропольский государственный педагогический институт»
Педагогический факультет
Кафедра математики, информатики и цифровых образовательных технологий
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы Математика и Информатика
Курсовая работа
Мотивация учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Научный руководитель: Выполнил: студент 4 курса канд. пед. наук, доцент группы ПИ4
Ставрополь, 2022 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………...3 1. Теоретическое обоснование развития мотивации в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста………..6 1.1. Понятие мотивации в учебной деятельности………...6 1.2. Специфика развития мотивации в учебной деятельности………..8 1.3. Средства развития мотивации в учебной деятельности……….10 2. Экспериментальная работа по развитию мотивации в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста……….12 2.1. Диагностика познавательных интересов младших школьников……12 2.2. Технология проведения урока-исследования в начальной школе….15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….19 ПРИЛОЖЕНИЯ……….21
? ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы нашей работы заключается в том, что глобальные преобразования в системе образования Российской Федерации привели к повышенным требованиям к обучающимся. Основной проблемой при обучении младших школьников, особенно на первоначальном этапе, выступает организация мотивационной сферы. Побуждение мотивации выступает одним из главных вопросов пенитенциарной педагогики. У детей младшего школьного возраста правильное становление мотивации может способствовать активной учебной деятельности, что в последствии приводит к своевременному развитию личности. Стоит заметить, что младший школьный возраст наиболее пригоден для корректировки, соответственно развитие мотивации на данном этапе имеет весомое значение. Значение мотивации в образовании подтверждается и документами образования. Так, в новом федеральном государственном стандарте предусмотрено положение о том, что при оценке результатов обучения одним из критериев определения личностного роста выступает наличие мотивации к обучению и познанию. Деятельность педагога с детьми младшего школьного возраста должна быть направлена в первую очередь на повышение уровня мотивации и преодоление трудностей в обучении. В рамках данной работы нами будет предложен проект с целью повышения уровня мотивации у младших школьников. Объектом курсовой работы выступает образовательный процесс детей младшего школьного возраста. В качестве предмета исследования выступают положения законодательных и ведомственных нормативных актов, регламентирующих процесс повышения мотивационной сферы у учащихся, а также теоретические источники, раскрывающие организационные основы деятельности педагогических работников по повышению мотивационной сферы младших школьников. Целью работы являются системное исследование процесса мотивации в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста. Для решения указанных целей необходимо определить следующие задачи: – проанализировать понятие мотивации в учебной деятельности у младших школьников; – рассмотреть специфику развития мотивации в учебной деятельности у младших школьников; – определить средства развития мотивации в учебной деятельности у младших школьников; – провести экспериментальную работа по развитию мотивации в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста . Степень научной разработанности. Вопросы и проблемы изучения мотивационной деятельности в учебной сфере у детей младшего школьного возраста в разное время становились предметом исследования таких авторов как: Ш. А. Амонашвили, Т.В. Архиреева, Л.Г. Дорохина, В.С. Зайцев, Е. Н. Землянская, Е.А. Макеева, А.К. Маркова, К.Д. Ушинский, Т.П.Шевырева и др. Актуально то, что в педагогической науке можно увидеть разные подходы в отношении развития мотивации в учебной деятельности. Изучение литературы позволяет осознать проблематику, а также выработать авторские позиции по основным вопросам теории и методологии исследования. В ходе исследования в целях получения достоверных результатов и их научного обоснования применялись следующие методы: дедукции и индукции. Методы формальной логики (описание, сравнение, классификация, анализ, синтез) применялись при исследовании средств повышения мотивации в учебной деятельности. В частности, методы формальной логики позволили обосновать различные выводы работы, а также сформулировать меры повышения мотивационной сферы учащихся. Имели место эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; частно-научные методы: догматический и метод толкования. Структура работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя три параграфа, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретическое обоснование развития мотивации в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста 1.1. Понятие мотивации в учебной деятельности Мотивация – это одна из фундаментальных проблем в отечественной и зарубежной психологии и педагогике [12]. Мотивация является сложным многоуровневым регулятором жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Мотивационная система человека имеет сложное строение, а не является простым рядом заданных мотивационных констант. Она включает в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения. Можно сказать, что мотивация – это сложная, многоуровневая неоднородная система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. При этом любая деятельность является полимотивированной, а в мотивационной структуре деятельности можно выделить доминирующий мотив. Среди важных задач педагогики является определение того, как деятельность учения, проблемы, связанные с учением, преломляются в сознании ученика, какие стремления и побуждении у него при этом возникают, как и чем мотивируется для него деятельность учения. Под учением понимается не просто процесс овладения каким-то общим или частным навыком, а подразумевается под этим систематический процесс усвоения человеком определенного круга знаний и умений, который носит то более, то менее успешный характер...
? ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследования определения мотивации в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста позволяет нам сделать следующие выводы: Мотивация учебной деятельности выступает как сложное педагогическое явление, которое состоит из социальных и познавательских мотивов получения знаний. К мотивам при обучении можно отнести факторы, которыми можно описать проявление активности при организации учебного процесса: определенные цели и установки, итоги и желаемые результаты и т.п. Становление мотивации учебной деятельности берет свое начало с младшего школьного возраста, правильное ее развитие и формирование в дальнейшем влияет на весь процесс обучения. Стоит заметить, что мотивация учебной деятельности детей младшего школьного возраста строится на социальных мотивах, так указанная группа учащихся пытается найти ответы на интересующие их вопросы путем изучения и подбора материала. Формированию мотивации в учебной деятельности педагогом должно быть отведено значимое место, так как весь учебный процесс зависит от уровня познавательской активности, самостоятельности и мотивации. Учитель не должен игнорировать отсутствие такой мотивации, обязан привлекать все возможные средства в целях повышения уровня мотивации. В результате проведенного исследования было выявлено, что, более половины учащихся класса обладают высоким уровнем познавательной активности, данные ученики проявляют высокий интерес к обучению, задают вопросы, пытаются узнать что-то новое. Также более половины класса характеризуются высоким уровнем самостоятельности при учебной деятельности. Так, данные ученики при возникновении сложностей пытаются их самостоятельно решить, самостоятельно находят ответы на интересующие их вопросы в учебной литературе и иных источниках. Выше среднего процент и уровня мотивации в учебной деятельности. Ученики знают для чего им получать знания и как применять их на практике. Однако у некоторых учащихся (10% класса), показатели находятся на низком уровне, данные ученики не проявляют интереса к учебной деятельности, их мотивация находится на достаточно низком уровне. Кроме того, данные учащиеся характеризуются отрицательным эмоциональным настроем. С данными учащимися необходимо проводить дополнительную работу как педагогом, так и родителями, в целях повышения уровня учебной мотивации. Одним из таких методик может быть использование и организация уроков-исследования, который представлен нами далее. В целях повышения уровня мотивации учебной деятельности было предложено проведение уроков-исследования. Применение урока-исследования как на одном уроке, так и на протяжении всего учебного дня, на наш взгляд, окажут положительное воздействие на учащихся и помогут педагогу повысить уровень мотивации в учебной деятельности.
? СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 13.12.2022) 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 13.12.2022)
Литература
3. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили. – Москва : Амрита, 2015. – 178 с. 4. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста / Т.В. Архиреева // Культурно-историческ я психология. 2015. – Т. 11. – № 2. – С. 38-47. 5. Громоздова О.А., Маковец А.С., Маковец Л.А. Дистанционные технологии как способ формирования мотивации учебной деятельности младших школьников // КПЖ. – 2021. – № 3 (146). – C. 89-94. 6. Дорохина Л.Г. Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности / Л.Г. Дорохина // Вестник науки. – 2019. – № 12 (21). – С. 131-135. 7. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогичес ий анализ / В.С. Зайцев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С.52-56. 8. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Н. Землянская // Начальная школа. – 2015. – № 9. – С. 55-59. 9. Макеева Е.А. Формирование мотивации учения у младших школьников / Е.А. Макеева // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. – 2015. – С. 391-397. 10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с. 11. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности / К.Д. Ушинский. – М. : АСТ, 2018. – 572 с. 12. Шевырева Т.П. Формирование положительной мотивации учащихся в начальной школе / Т.П. Шевырева // Творческое наследие А.С.Посникова и современность. 2015. – № 9. – С. 177-181.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.