Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 128026
Наименование:
Контрольная Назовите предмет, цель и задачи БЖД.
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Добавлен: 18.11.2021.
Год: 2021.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Тема 1
1. Назовите предмет, цель и задачи БЖД.
БЖД – комплекс научных и практических знаний о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. Цель БЖД – разработка методов и способов защиты человека от внешних негативных воздействий различного происхождения. БЖД решает 3 группы задач: 1) идентификация опасностей; 2) профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод; 3) действия в условиях ЧС. Объектом науки БЖД является человек, коллективы людей. Предмет исследований - опасности и их совокупности, действующие в системах «человек-среда», а также методы и средства защиты от опасностей.
2. Чем отличается понятие «техносферная безопасность» от понятий «БЖД» и «ЗОС»?
Техносферная безопасность – сфера научной и практической деятельности, направленная на создание и поддержание техносферного пространства в качественном состоянии, исключающем его негативное влияние на человека и природу, в то время как БЖД и ЗОС – это комплексы, целью которых является сохранение биосферы и защита человека в момент взаимодействия с техносферой. БЖД – комплекс научных и практических знаний о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. ЗОС – комплекс научных и практических знаний, направленных на сохранение качественного состояния биосферы (природной среды).
3. Что такое «ноксология»?
Ноксология – наука об опасностях материального мира Вселенной. Основными понятиями в ноксологии являются понятие о совокупности систем «человек-среда обитания», «человек-техносфера» и «природа-техносфера» (как двух полярных сред обитания: биосфера (природная) и техносфера (производственная, селитебная, бытовая).
4. Перечислите и поясните основные принципы ноксологии.
Основными принципами ноксологии являются: I - принцип существования внешних негативных воздействий. Человек и природа постоянно и одновременно испытывают на себе внешние воздействия. Вполне вероятно, что некоторые из них будут способны причинять ущерб здоровью человека или угрожать природе. II – принцип антропоцентризма: «Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования». Реализация этого принципа делает приоритетной деятельность, направленную на сохранение здоровья и жизни человека при воздействии на него внешних систем. III – принцип природоцентризма: «Природа – лучшая форма среды обитания биоты, ее сохранение – необходимое условие существования жизни на земле». Реализация этого принципа означает, что защита природы является второй по важности задачей учения. IV - принцип возможности создания качественной техносферы: «Создание человеком качественной техносферы принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека и природу». Этот принцип указывает на возможность создания качественной техносферы и определяет пути достижения этой цели, основанные на знании допустимых внешних воздействий на человека и природу. V - принцип выбора путей реализации безопасного техносферного пространства: «Безопасное техносферное пространство создается за счет снижения значимости опасностей и применения защитных мер». При защите от естественных опасностей воздействие на их источники невозможно, а защита от антропогенных опасностей достигается только за счет совершенствования источника опасностей и углубления знаний об опасностях. VI - принцип отрицания абсолютной безопасности гласит: «Абсолютная безопасность человека и целостность природы –недостижимы». Этот принцип справедлив, поскольку, во-первых, на Земле всегда существуют естественные опасности и процессы потребления ресурсов и захоронения отходов, во-вторых, неизбежны антропогенные опасности, в-третьих, практически неустранимы полностью и техногенные опасности. VII - принцип «Рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека и природы от опасностей». Этот принцип во многом соответствует принципу Ле-Шателье.
5. Дайте определение понятиям «техносфера», «биосфера», «среда обитания».
Среда обитания – вся совокупность объектов и явлений, оказывающих влияние на организм человека. Её компоненты: природно-климатическ е явления, флора, фауна, искусственные объекты (здания, сооружения), энергия, информация, люди и т.д. Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек-среда обитания». Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия. Техносфера – регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия людским социально-экономичес им потребностям.
6. Что такое «опасность»?
Центральное понятие в ноксологии - опасность. Опасность – способность причинять ущерб человеку или биосфере. Опасности возникли одновременно с возникновением материи и будут существовать вечно. Ущерб для человека - заболевание, травма, летальный исход, т.е. ущерб здоровью человека. Ущерб для биосферы – деградация природной среды, снижение продуктивности экосистемы, вымирание видов. Применительно к безопасности жизнедеятельности термин «опасность» можно сформулировать так: опасность – негативное свойство систем материального мира, приводящее к ущербу здоровью человека. Применительно к защите окружающей среды термин «опасность» можно сформулировать так: опасность - негативное свойство систем материального мира, приводящее природу к деградации и разрушению.
7. Дайте определение понятию «безопасность объекта защиты».
Безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него потоков вещества, энергии и информации из окружающей среды не превышает максимально допустимых значений.
8. Сформулируйте закон толерантности.
Закон толерантности, сформулированный В. Шелфордом и отображенный на рисунке 1: «Лимитирующим фактором процветания популяции (организма) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, а диапазон между ними определяет величину выносливости (предел толерантности) организма к заданному фактору».
Рисунок 1 – Закон толерантности Шелфорда
Зона оптимума с точкой комфорта (точка максимума жизненного потенциала) и зона допустимых значений фактора воздействия являются областью нормальной жизнедеятельности, а зоны с большими отклонениями фактора от оптимума называются зонами угнетения. Пределы толерантности по фактору воздействия совпадают со значениями минимума и максимума фактора, за пределами которых существование организма невозможно. Это -зона гибели.
9. Опишите характерные состояния взаимодействия в системе «человек-среда обитания».
Характерные состояния взаимодействия в системе «человек-среда обитания», наблюдаемые при изменении величины любого потока от минимально значимой до максимально возможной: • комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям воздействия – гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонентов среды обитания; • допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности; • опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации среды обитания; • чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в среде обитания. Из четырех видов воздействия среды обитания на человека первые два соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других являются недопустимыми для процессов жизнедеятельности человека.
10. В чем сущность понятия «поле опасностей»?
Совокупность источников опасностей образует около защищаемого объекта поле опасностей. Опасности находятся на разных уровнях (опасности первого, второго, третьего и т.д. круга). Первый круг опасностей непосредственно воздействует на человека (например, опасности связанные с погодными и климатическими условиями). Факторы второго уровня влияют в основном на другие объекты - здания и сооружения, промышленные территории и пр. Опасности третьего круга оказывают всеобщее влияние на население города, региона или все население Земли. Опасности второго и третьего уровней опосредованно могут воздействовать на каждого человека, усиливая влияние первого круга опасностей.
11. Как классифицируют опасности?
Согласно Белову С.В., качественная классификация опасностей, представлена в виде двухуровневой схемой. К первой группе (I уровню) относят опасности, классифицируемые по следующим признакам: • по происхождению источника опасностей: естественные, антропогенные, техногенные и комбинированные (естественно-техноген ые, антропогенно-техноген ые); • по виду потока, образующего опасность: массовые, энергетические и информационные; • по интенсивности воздействия опасности: опасные и чрезвычайно опасные; • по длительности воздействия опасности на объект защиты: постоянные, переменные (периодические) и импульсные; • по виду зоны воздействия опасностей: производственные, бытовые, городские, зоны ЧС; • по размерам зон воздействия опасности: локальные, региональные, межрегиональные и глобальные; • по степени завершенности процесса воздействия опасности на объект защиты: потенциальные, реальные и реализованные. Во вторую группу (II уровень) классификации опасностей целесообразно свести признаки, связанные со свойствами объекта защиты. Выделяют следующие классификации: • по способности объекта защиты различать опасности: различаемые и неразличаемые; • по виду влияния негативного воздействия опасности на объект защиты: вредные (угнетающие) и травмоопасные (разрушающие) факторы; • по численности лиц, подверженных воздействию опасности: индивидуальные, групповые и массовые.
12. Что такое «риск» и «приемлемый риск»? В чем сущность концепции приемлемого риска?
Риск R - отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий (n) к их возможному числу (N) за определенный период, т.е. это частота реализации опасностей. Риск является наиболее распространенной количественной оценкой опасности. Суть концепции приемлемого (допустимого) риска заключается в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени. Концепция приемлемого риска исходит из того, что каждый элемент деятельности (предметы, средства и продукты труда, технологические процессы, источники энергии, люди и взаимоотношения между ними), равно как и деятельность в целом потенциально опасны, а потому всегда создают тот или иной реальный риск, т.е. R ?0.
13. Какие методы используют для оценки риска?
Выделяют следующие методы оценки риска: • Инженерный: определение масштабов и степени разрушений элементов системы; анализ их влияния на устойчивость работы отдельных элементов и объекта в целом, а также не жизнедеятельность населения. Оценка инженерной обстановки производится на основе сочетания данных прогноза и инженерной разведки. • Расчетный (модельный): основан на построении модели влияния опасностей на отдельного человека; • Экспертный: учитывает опрос специалистов – экспертов. • Социологический: предполагает социологические опросы среди населения.
14. Перечислите показатели негативного влияния опасностей...
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.