Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 131786


Наименование:


Курсовик ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 23.01.2023. Год: 2021. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ


Курсовая работа
по дисциплине «»
направления 44.03.01 «Педагогическое образование»,
профиль «Начальное образование»


Волгоград
2022
?
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Литературоведческие основы изучения лирических произведений 6
1.2. Психология восприятия лирических произведений младшими школьниками 11
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 17
2.1. Методические аспекты изучения лирики в школе и особенности восприятия детьми лирических произведений 17
2.2. Анализ лирического текста 21
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

?
ВВЕДЕНИЕ
Подобно тому, как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического вида, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнять свою задачу – быть средством формирования всесторонне развитой личности.
Лирическая поэзия приобщает людей к духовному богатству, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых разнообразных ее проявлениях.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период ее становления и развития. Особый смысл лирики заключается в его способности проникать в самые сокровенные глубины духовного мира ученика и оставлять в нем неизгладимый след.
Многие методисты и исследователи справедливо считают понимание лирического текста вершиной читательского восприятия, литературного и эмоционального развития школьников.
Для эффективного изучения лирики в школе необходима определенная методическая система подготовки учащихся к восприятию, пониманию и интерпретации лирического произведения. Для этого методика преподавания по изучению лирических произведений должна основываться на ряде условий, принципиально важных для реализации главной цели, ради которой ведется работа по анализу лирического произведения. Трудность приобщения учащихся к поэтическим текстам, их безразличие к поэтическому образу стиха, его музыке являются основными проблемами полноценного восприятия читателем при изучении лирики.
Поэтому теоретическая разработка проблем лирического творчества приобретает практическое значение.
Однако проблема изучения лирических стихотворений в начальной школе остается недостаточно разработанной.
Изучение лирического произведения в школе, при всей его кажущейся простоте, требует от учителя большого литературного такта и методических навыков. Ведь в лирическом произведении нет широкого изображения событий или поступков героев. Лирическая поэзия отражает жизнь конкретными, единственно доступными средствами. Поэтому попытка перенести методы и приемы изучения эпического произведения на анализ лирического произведения приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только тогда, когда они научатся понимать ее идейное и эстетическое богатство, которое заложено в специфической форме лирического монолога. Это обосновывает актуальность темы курсовой работы.
Объектом исследования являются учащиеся младших классов в учебном процессе.
Предметом исследования является процесс формирования у учащихся способности к анализу лирического произведения на уроках литературного чтения.
Цель курсовой работы – изучить проблему обучения младших школьников анализу лирических произведений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Исследовать литературоведческих основ изучения лирических стихов;
2. Раскрыть особенностей восприятия лирических произведений младшими школьниками;
3. Описать методические аспекты изучения лирики в школе и особенности восприятия детьми лирических произведений;
4. Провести анализ лирического текста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературоведческой, психолого-педагогиче кой и учебно-методической литературы; наблюдение за учебным процессом в школе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методы и приёмы обучения младших школьников анализу лирических произведений, которые позволят разнообразить уроки литературного чтения современному учителю.
База исследования: МКОУ «СШ №2 г. Калач-на-Дону».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, а также приложений.
?
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Литературоведческие основы изучения лирических произведений
На специфике лирики как особого искусства настойчиво настаивал в начале нашего века видный теоретик и литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский Среди современных литературоведов взгляд на лирику как на особое искусство последовательно развивает В. В. Кожинов [6]. Т. И. Сильман считает лирическую поэзию особым и очень сложным искусством [20].
Признание статуса самостоятельной лирики, хотя и тесно связанной с другими видами словесного творчества, приводит к необходимости определения ее места не только в литературном ряду, но и среди других видов искусства. В решении этой проблемы еще много спорного и неясного. Одни авторы без всяких оговорок относят лирическую поэзию к числу выразительных искусств (Г. Н. Пашков, В. В. Кожинов, Т. И. Сильман), другие рассматривают поэзию как самостоятельное искусство, уделяя большое внимание изобразительным средствам языка (Т. И. Сильман, М. А. Палкин, А. А. Михайлов). В широком смысле слова лирика в настоящее время включает в себя как поэтические, так и прозаические произведения, наполненные лирическим мировоззрением. И все же, как отмечает М. А. Палкин, «когда говорят о лирике, чаще всего имеют в виду не лирическую прозу, а лирические стихи» [14, с. 3].
В настоящее время понятие «лирика» имеет довольно много определений, которые можно найти, в частности, у таких авторов, как Р. М. Вернер, Г. Л. Абрамович, Ф. М. Головенченко, Т. И. Сильман и др. Эти определения во многих работах носят скорее описательный и психологический, чем методологический характер.
Г. Л. Абрамович дает следующее определение лирики: «Эпический метод был основан на воспроизведении внешнего мира писателя. Лирический – основанный на непосредственном выражении мыслей и чувств поэта, вызванных определенными явлениями жизни» [1, с. 46]...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проведенной работе были раскрыты многие вопросы, касающиеся обучению анализу лирических произведений в начальной школе. В частности, была сделана попытка рассмотреть лирику, как особый вид искусства со своими особенностями. Были рассмотрены характерные черты лирических стихотворений, взгляд на лирику литераторов и методистов.
Раскрытие теоретического вопроса позволило лучше узнать о подходе к методике работы над лирическими стихами, ведь без основ теории нельзя вести разговор о правильно поставленной работе над художественными произведениями.
В данной курсовой работе так же были представлены основные приёмы работы над лирическими произведениями, проиллюстрированные примерами. Таким образом, мы пришли к выводу, что существуют различные подходы и приёмы работы с лирическими произведениями, такие как:
• первоначальное ознакомительное чтение, повторное чтение текста с целью уточнения деталей картины и характера переживания;
• медленное, филологическое чтение с выявлением и осмыслением изобразительно-выраз тельных средств;
• устное словесное рисование представившихся картин (или рисунок) как способ проявления зрительного образа, формирующегося в сознании читателя;
• структурно-образна схема (система образов произведения);
• работа над выразительным чтением (как путь и результат анализа).
И использование того или иного приёма при анализе обусловлено рядом причин, к примеру, таких как: учёт возрастных и психологических особенностей учащихся; учёт их теоретических знаний о таком специфическом жанре, как лирика; сам материал лирического текста, который подсказывает направление анализа и т. д.
?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М.,1979. – 325с.
2. Взаимосвязь восприятия и анализа худ. произведений в процессе изучения литературы в школе. – М., Издат. МГУ, 1990. – 148с. – 120
3. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. – М.,1979. – 318с.
4. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика русского языка в начальной школе. –Л.: Учпедгиз, 1950.-518с.
5. Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят…». Кн. для учителя. – М., Просвещение, 1991. – 173с.-121
6. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии 19 века. – М.,1978. – 304с.
7. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., Учпедгиз., 1974. – 211с. -116
8. Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Кн. для учителя. – М., Просвещение, 1985. – 208с. – 43
9. Михайлов А.А. Азбука стиха. – М.: Мол. гвардия, 1982.-319с.
10. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.,«Книга», 1972. – 168с.-123
11. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М., Изд-во Моск. ун-та, 1959. – 85с.-118
12. Огнев В.Ф. Книга про стихи. Заметки, наблюдения, выводы. – М., «Сов.писатель», 1963.
13. Основы методики начального обучения русскому языку. / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., «Просвещение», 1965. – 534с.
14. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. – Минск: Высш.шк., 1986. – 270 с.
15. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. – М.,1974.-325с.
16. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., Просвещение, 1979. – 431с.
17. Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. – М.,
Учпедгиз, 1954. – 288с.
18. Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. – М., «Просвещение», 1965. – 348с.
19. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед. – М., Просвещение, 1996. – 154с. -111
20. Сильман Т.И. Заметки о лирике. – Л.: «Сов. Писатель». Ленингр. отд-ние, 1977. – 223с.
21.Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.,1976
22. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. – М., Просвещение, 1965. – 184с.-55
23. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе. – Куйбышев, 1974. – 115с. – 119.


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.