Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Диплом ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 30.08.2021.
Год: 2021.
Страниц: 72.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 1. Формирование графических навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию 1.1. Проблема формирования графических навыков в рисовании в психологической и педагогической литературе 1.2. Обучение графическим навыкам и умениям в рисовании детей дошкольного возраста 2. Особенности формирования графических навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста 2.1. Современные подходы к формированию графических навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста 2.2. Технология формирования графических навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста Заключение 65 Список использованной литературы 68 Приложения 73 ?
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования России от 17.10.2013 №1155 как ступени общего образования, необходима поддержка разнообразия и самоценности дошкольного детства, создание условий для личностного роста, индивидуального развития, удовлетворение особых потребностей детей. В современном мире одним из основных средств передачи и хранения, информации стали графические изображения. Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность проведенного исследования; направленного на выявление условий формирования» графических умений у детей младшего дошкольного возраста. Графика, используя свойства зрительного восприятия и подчиняясь своим законам, общим, для всех видов графических изображений (от художественного рисунка до- всевозможных чертежей, схем, карт и т.п.); является своеобразным «языком» коммуникации. Проблемой развития графических навыков в рисовании занимались А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. В. Рождест... Цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования графических навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: ... Предмет исследования: ... Гипотеза исследования заключается в том, что ... Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы мы определили следующие задачи: 1.Изучить психолого-педагогиче кую литературу по формированию графических навыков в рисовании ... Методологическая основа: представления в трудах отечественных и зарубежных педагогов и ... Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в ...
1 ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ 1.1 Проблема формирования графических навыков в рисовании в психологической и педагогической литературе.
Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон: искусствоведы – стремятся подтвердить правильность тех или иных эстетических концепций; психологи – ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка; педагоги – обсуждают проблемы руководства детским рисованием и ищут оптимальные пути обучения, способствующие художественному развитию детей. Значительный интерес к особенностям рисования детей возник в конце XIX – начале XX столетия, изменились взгляды в области педагогики, что оказало влияние на мировоззренческую установку методики обучения детей рисованию. Именно этот период был выделен основной круг вопросов, которые на протяжении всего ХХ века являлись дискуссионными для педагогов. Центральным среди них был вопрос о соотношении творчества детей в ходе изобразительной деятельности и возможностей их обучения изобразительной технике. Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности. Вопросы возникновения и развития детского рисунка издавна привлекали внимание многих специалистов. Педагоги А. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель, придавали большое значение детскому рисованию. Они считали, что «оно доставляет детям удовольствие, и нельзя лишать их этой полезной забавы». Обучение детей рисованию рассматривалось как подготовка руки и глаза к письму, а также первая ступень общей системы обучения изобразительному искусству. Дети проходили подготовительный курс тренировки руки и глаза для передачи в дальнейшем объемной формы предметов на плоскости [27, 138]. Труд Г. Кершенштейнера «Развитие художественного творчества ребенка» имеет ярко выраженную педагогическую направленность. В своей работе исследователь делает вывод, что «замкнувшееся в заколдованном круге геометрического и античного орнамента ...
1.2. Обучение графическим навыкам и умениям в рисовании детей дошкольного возраста.
Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв. В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Р.Д. Тригер, Н.С. Пантина, О.С. Филиппова и др.). Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв. Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Исследования Т.С. Комаровой и Н.П. Сакулиной [30, 23] показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным. Сбоку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец, пальцы сжаты без напряжения). Развитие мышц у детей происходит неравномерно. В начале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее - мышцы кисти рук. Поэтому до шести лет детям дается тонкая работа пальцами При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача - использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например, на занятиях рисованием дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине [30, 124]. Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель - восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти пуки, управляющих действиями карандашом и кистью. Последовательность формирования технических навыков и умений, как мы установили, должна определяться изобразительными задачами. Каковы же наиболее эффективные способы обучения детей этим навыкам? Понятное окружающим изображение может быть создано только на основе отчетливых представлений о предметах и явлениях. В работах советских психологов указывается, что представления образуются в процессе восприятия, что изображение в рисунке может получиться лишь на основе чувственного знакомства с предметом. Необходимость формирования представления для последующего изображения подчеркивает и Н. П. Сакулина, отмечая наряду с этим взаимосвязь всех процессов, лежащих в основе деятельности ...
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РИСОВАНИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Современные подходы к формированию графических навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.
Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы. В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе РФ «Об образовании» для дошкольных учреждений, разработан целый ряд отечественных программ нового поколения . Следует отметить, что многие программы разработаны серьезными учёными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в ДОО. Однако не во всех современных программах осуществляется принцип гармоничного развития ребенка. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. В процессе рисования углубляются представления детей об окружающем мире, дети осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики стремятся работать по новым воспитательно-образо ательным программам, но испытывают при этом определённые трудности. Во-первых, педагогу бывает сложно разобраться в многообразии существующих программ, во-вторых, не всегда можно приобрести нужную программу и методическое обеспечение к ней, очень сложно также за короткий срок изучить ту или иную программу, да и в детских садах не всегда созданы условия для внедрения нужной программы. Поэтому часто выбор программ происходит случайно, без учета специфики работы данного учреждения. В современных образовательных программах («Из детства в отрочество», «Радуга», «Развитие» и др.) в разделе «Введение в грамоту» одним из направлений является подготовка руки ребенка к письму. Она сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами (в младшем и среднем дошкольном возрасте), что создает основу произвольности движений для овладения в перспективе (на старшей дошкольной ступени) пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. В первой младшей группе освоение рисовальных движений происходит естественным порядком со значительными индивидуальными различиями. Лишь некоторые элементы рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, пятнышки (приманиванием кисти), точки, движения, но прямой в случайном направлении. Упражнения такого рода развивают способность совершать преднамеренно движение определенного характера. Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не слишком близко к концу. Дети осваивают действие с карандашом как с орудием, когда рука управляет движением карандаша. Очень важно, чтобы ребенок ощутил возможность легко, без излишнего нажима движения карандаша по бумаге и понял, что палочку карандаша и кисти можно не сжимать слишком сильно. Эти навыки отрабатываются длительное время. В освоении их большое значение имеют индивидуальные особенности детей. К концу пребывания в первой младшей группе дети должны уметь правильно держать карандаш и кисть. В младшей группе на занятиях используется детская склонность к подражанию при выполнении двигательных упражнений. Ребенок копирует движение взрослого, которые служат своеобразной меркой для того, чтобы подладить свои движения к оригиналу (образцу). Возрастные особенности детей трех лет таковы, что заданными двигательными движениями малыши овладевают не сразу. Так как, в большинстве своем они не умеют управлять руками, действовать синхронно обеими руками, выде...
2.2 Технология формирования графических навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.
C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе. В соответствии с ФГОС изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им изображению, огорчается, если что-то не получается. Он приобретает знания о явлениях и предметах, о способах и средствах их передачи, о художественных возможностях изобразительной деятельности. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, пространственное восприятие, его моторику. При обучении технике рисования малышей, следует учитывать, что движения руки только начинают развиваться и период свободного действия с карандашом и бумагой имеет огромное значение для развития рисовальных движений руки, на которых позднее основывается передача формы в изображении, а также закрашивание рисунков. Обучая малышей, необходимо опираться на то, что уже освоил ребенок в ходе развития «естественной» техники рисования. Для достижения цели данной работы, мы выдвинули следующие задачи: 1. Изучить теоретические основы формирования графических навыков у детей младшего дошкольного возраста; 2. Выявить педагогические условия формирования графических навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста; 3. Разработать серию занятий по формированию графических навыков у младших дошкольников, с включением различных игровых приемов. Теоретический анализ психолого-педагогиче кой литературы показал, множество взглядов на проблему формирования графических навыков в рисовании детей младшего дошкольного возраста, на педагогические условия, способствующие этому процессу. Но исследователями не рассматривалось формирование графических навыков и умений в рисовании карандашами у младших дошкольников посредством игровых приемов, вследствие чего нами было предпринято экспериментальное изучение обозначенной проблемы. Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №8» г. Канаш Чувашском Республики с двумя группами детей (экспериментальной и контрольной, по 8 детей в каждой группе в возрасте от 2 лет 11 мес. до 3 лет 4 мес.). Список детей прилагается (см. Приложение 3). В экспериментальной группе обучение детей проходило по серии занятий с целью формирования графических навыков и умений; контрольная группа занималась с воспитателем по основной общеобразовательной программе. Наше исследование включало три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью констатирующего эксперимента являлось выявление исходного уровня сформированности графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста. Методика проведения констатирующего этапа эксперимента включала: - анкетирование родителей; - диагностическое занятие; - анализ детских работ. В ходе констатирующего этапа был собран и обработан материал, необходимый для проверки выдвинутых в гипотезе предположений. Анкетирование родителей (см. Приложение 4). Анкетирование проводилось с 10 родителями с целью выявления у детей интереса к рисованию и отношения родителей к изобразительной деятельности детей. В результате анкетирования было выявлено, что 70% родителей не задумывались, как влияет изобразительная деятельность на развитие личности ребенка, но все посчитали, что необходимо осуществлять руководство этой деятельностью. 40% родителей уверены, что дети наделены способностью к изобразительному творчеству, такое же количество родителей не знают, есть ли у их детей способности, и 20% не задумывались. Было отмечено, что дома рисует 60% детей, из них по своей инициативе рисует 30%. Дети любят рисовать фломастерами 70% и красками 20%. В основном 80% детей рисуют только по разрешению родителей и лишь 20% пользуются материалами для рисования самостоятельно. Большинство детей 70% не имеют специального места дома для рисования и хранения соответствующих материалов. На вопрос: «Какие темы часто отражаются в рисунках детей?», ответили: каракули 10%, не знаю 10%, «Транспорт» 10%, «Люди» 20%, «Животные» 30%, «Герои мультфильмов» 20%. За помощью к родителям в процессе рисования обращаются 30% детей. Многие дети 60% рассказывают о своем рисунке окружающим, остальные не делятся впечатлениями о нарисованном, но ждут похвалы. Детские работы не используются в играх, лишь 40% родителей собирают рисунки в специальную папку. На позу ребенка во время рисования обращают внимание только 20% родителей. Результаты изобразительного творчества детей оценивают следующим образом: хорошо 40%, нормально 30%, не знаю 10%, это трудно назвать творчеством 10%, не ответили 10%. В результате анкетирования, мы пришли к выводу, что детей привлекают занятия рисованием, но они не рисуют карандашами, а предпочитают фломастеры, т.к. этот материал легче в использовании. Большинство родителей не внимательно относятся к изобразительной деятельности детей, не поддерживают интерес к рисованию, не создают для этого необходимых условий. Диагностическое занятие «Незнайка и карандаши» (см. Приложение 5) проводилось с целью выявления уровня сформированности графических навыков и умений в рисовании у детей младшего дошкольного возраста. Для этого мы определили следующие задачи: выявить у детей интерес к рисованию карандашами, выяснить, что знают о том, как правильно пользоваться ими, какие цвета знают, проверить наличие у детей навыков и умений в проведении прямых неотрывных линий, в изображении округлых форм, в замыкании линии в кольцо и раскрашивании формы, с передачей характерного цвета предмета. В начале занятия была создана игровая мотивация, направленная на то, чтобы донести до детей трудности, возникшие у игрового персонажа Незнайки, и вызвать желание помочь ему. Дети рассказали, что знают о карандашах, показали, как правильно надо держать карандаш. Мы заметили, что большинство детей ... Суммы баллов, набранные детьми экспериментальной и контрольной групп, позволили определить три уровня сформированности графических навыков и умений в рисовании у детей младшего дошкольного возраста: низкий, средний, высокий. Низкий (1 – 11 баллов): у реб?нка слабый интерес к рисованию, плохо переда?т форму изображаемого, трудности во владении инструментом, постоянно требуется помощь педагога. Средний (12 – 18 баллов): у ребенка удовлетворительное пользование материалом, движения ритмичные, достаточно ч?ткие, недостаточно уверенный нажим карандашом и недостаточно быстрый темп рисования, удовлетворительное отношение к рисованию. Высокий (19 – 24 баллов): Ребёнок правильно держит и пользуется карандашом, формообразующие движения хорошо сформированы, использует разные цвета в рисунке, смелость и чёткость в движении руки, рисует уверенно, заинтересован занятием, отзывчив, активен. По результатам анализа детских рисунков и наблюдения за поведением детей во время занятия (см. Приложение 6, протокол № 1) мы получили следующие результат
Таблица 2. Экспериментальная группа № п/п имя ребенка кол-во баллов уровень 1. Егор Т. 10 низкий 2. Илья Н. 10 низкий 3. Кристина М. 14 средний 4. Вика С. 16 средний 5. Денис Г. 11 низкий 6. Кирилл Б. 10 низкий 7. Максим М. 8 низкий 8. Эмилия С. 13 средний
Таблица 3. Контрольная группа № п/п имя ребенка кол-во баллов уровень 1. Настя К. 10 низкий 2. Агния К. 11 низкий 3. Кристина К. 12 средний 4. Павел М. 9 низкий 5. Максим В. 13 средний 6. Вова Е. 11 низкий 7. Вова П. 11 низкий 8. Камиль С. 14 средний
Таблица 4. Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности графических навыков и умений...
Используя разработанный на констатирующем этапе комплекс критериев оценки формирования графических навыков и умений, основанный на исследованиях Т.С. Комаровой. Проанализировав детские работы. (см. Приложение 6, протокол №2) Получили следующие результаты:
Таблица 5. Экспериментальная группа № п/п имя ребенка кол-во баллов уровень 1. Егор Т. 17 средний 2. Илья Н. 17 средний 3. Кристина М. 19 высокий 4. Вика С. 20 высокий 5. Денис Г. 18 средний 6. Кирилл Б. 16 средний 7. Максим М. 15 средний 8. Эмилия С. 18 средний
Таблица 6. Контрольная группа № п/п имя ребенка кол-во баллов уровень 1. Настя К. 12 средний 2. Агния К. 16 средний 3. Кристина К. 14 средний 4. Павел М. 16 средний 5. Максим В. 14 средний 6. Вова Е. 12 средний 7. Вова П. 14 средний 8. Камиль С. 16 средний
Таблица 7. Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности графических навыков и умений...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы показывает, что рисование обладает огромными возможностями во всестороннем развитии личности ребенка и его творческих способностей. Но развитию творческих способностей препятствует закономерное при сегодняшнем образе жизни явление развитый мозг и не развитая рука. Неумение детей рисовать приводит к потере интереса к этой деятельности. Поэтому для нормального формирования способностей к рисованию большое значение имеет моторное развитие ребенка, и особенно развитие движений его рук, координации руки и глаза, развитие графических навыков рисования. В настоящее время мало внимания уделяется классическому рисованию карандашами, способствующему приобретению необходимых графических навыков и умений. Обучение маленького ребенка умениям правильно держать карандаш и пользоваться им, впоследствии отражается на рисовании и письме. Таким образом, мы убедились в актуальности выбранной темы. В ходе исследования были решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая нами гипотеза, что позволило сделать следующие выводы. На основе анализа психолого-педагогиче кой и искусствоведческой литературы мы определили, что при соответствующем педагогическом руководстве ребенку младшего дошкольного возраста доступно эффективное усвоение графических навыков,...
... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Рос?с?ийс?кой Федерации : принята вс?енар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с? учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7– ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 – ФКЗ, 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – С?т. 4398. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №53. – С?т. 7598. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета от 25 ноября 2013. – № 265. 4. Ашлапова А. Н. Палитра мастерства [Текст] / А. Н. Ашлапова М.: Педагогика. –2019. – 144с. 5. Бабанский, Ю. К. Педагогика. [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение. – 2013. – 479 с. 6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. – 325 с. 7. Бреслав, Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве : Норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав – М.: Педагогика. –2015. – 144с. 8. Венгер, Л. А. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.- В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников [Текст] / под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., – 2012. – 159 с. 9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов [Текст] / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон – М.: Просвещение, 2019. – 522 с. 10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Под редакцией В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2012. – 258 с. 11. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии : Учеб. пособие [Текст] / Под ред. Л. А...