Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 132195
Наименование:
Курсовик Образы главных героев в романе «Герой нашего времени» и поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова: параллели и переклички
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Литература.
Добавлен: 20.03.2023.
Год: 2022.
Страниц: 23.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»
ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И ПОЭМЕ «ДЕМОН» М.Ю. ЛЕРМОНТОВА: ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРЕКЛИЧКИ
Код и направление подготовки: 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность (профиль) образовательной программы: Литература и история
Курсовая работа (бакалаврская работа)
Москва — 2022 год
Оглавление Введение 3 Глава I. Истоки 5 1.1 История создания и литературные источники 5 1.2 Онегин — общий предок 7 1.3 Автобиографичность: где герой, а где сам Лермонтов? 9 Глава II. Личность 13 2.1 Человек и Демон 13 Глава III. Отношения 16 3.1 Демоническая любовь 16 3.2 Уроки обольщения 17 Заключение 19 Библиографический указатель 22
Введение Одни из наиболее загадочных персонажей русской классики — обаятельные злодеи, чья уникальность характеров и сложность натур вот уже почти двести лет затмевают в глазах читателей черноту и холод их сердец — Демон, герой поэмы, завершившей всю русскую романтическую традицию, и Григорий Александрович Печорин, герой единственного завершенного Лермонтовым романа, начавшего традицию психологизма в русской романистике. Сложные, опасные и невероятно привлекательные — герои разных миров, человек и дух, находящиеся по противоположные стороны бытия, — задаются похожими вопросами, скитаясь среди горных вершин, одинаково гонимые тоскою и скукой. Что роднит человека с демоном? Каковы истоки обоих образов? Как перекликаются между собой роман и поэма? В чем заключается идейно-философская нагрузка образов? — на эти вопросы призвана ответить данная работа. Актуальность избранной темы связана, в первую очередь, с возможностями расширения и углубления изучения обоих произведений, самоценных по отдельности, каждое как самостоятельная художественная единица, но явно связанных на уровне образности и идейного наполнения. Очевидным также становится и то, как обедняется читательское восприятие «Героя нашего времени» без предварительного знакомства с «Демоном». Хотя роман и поэму невозможно объединить в цикл, невозможно также закрывать глаза на общность их тематики (одиночества, двойственности человеческой природы, безуспешных поисков любви и своего места в мире, бросания вызова судьбе и Богу), общее место действия (Кавказ), общие черты их главных героев (исключительность, обособленность, разочарованность, одиночество, цинизм, скрытая жажда любви) и глобальный масштаб философской мысли обоих произведений (борьба вселенских Добра и Зла в «Демоне» и портрет Героя целого поколения в «Герое нашего времени»). Цель работы состоит в сопоставлении образов главных героев поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени» для выявления между ними общих черт, мотивов и идей на разных уровнях: от идейно-философского до морально-нравственног . Задачами работы являются последовательный анализ каждого произведения, вычленение образов главных героев и их сопоставление с опорой на опыт имеющихся исследований критической литературы. Объект исследования работы — параллели и переклички между образами главных героев поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени» М,Ю. Лермонтова. Предмет исследования — источники создания персонажей, их прототипы, количество личного и биографического в каждом образе, черты психологического портрета, внутренняя мотивация, степень влияния среды на формирования характера, мировоззрение, морально-нравственные установки и формы взаимодействия с миром, в т.ч. с другими персонажами. Методологическая основа работы — анализ, расчленяющий сложноорганизованное поле художественного текста на составные части, выделяющий в нем определенные стороны, элементы (в данном случае — образы главных героев), познавая их по отдельности, и сравнительное сопоставление, выявляющее интертекстуальные связи произведений через параллели между главными героями. «Демон» (1839), завершивший лермонтовские размышления о том, способна ли искренняя любовь победить в человеке порок, отчужденность, ненависть и злобу, находит свое естественное продолжение в «Герое нашего времени» (1840), где эти темы рассматриваются более пристально, уже с позиций психологии и через призму социального воздействия на личность человека. Таким образом, Печорин стал более продуманной, уже не абстрактно-мистическ й, а реально-психологичес ой моделью для решения животрепещущих вопросов о месте человека на земле, его власти над собственной судьбой и возможности преображения через любовь. Глава I. Истоки 1.1 История создания и литературные источники Время от времени Лермонтов возвращался к своим старым наработкам и переосмысливал сюжеты, придуманные в юности. Так, набросав «Демона» еще в возрасте 15-ти лет, будучи учеником Благородного пансиона, он возвращался к нему на протяжении последующих 10-ти лет (1829 — 1839). Всего за это время он создал восемь редакций поэмы разной степени завершенности. В 1831 году замысел претерпел кризис: после попытки замены четырёхстопного ямба пятистопным Лермонтов в сердцах оставляет следующую запись: «Я хотел писать эту поэму в стихах: но нет. — В прозе лучше» [9]. Так или иначе, через два года Лермонтов возвращается к работе над рукописью. В 1838-м он завершает шестую редакцию поэмы, которая начинает превращаться именно в «восточную повесть»: здесь появляются мотивы грузинской мифологии, место действия переносится на Кавказ (в предыдущих редакциях предположительным местом действия была Испания). Эта версия уже приближается к окончательной, написанной в 1839. Впрочем, есть мнение, что версия 1839 года является «окончательной» исключительно по причине ухода из жизни ее автора: «Последняя редакция… именно оказалась последней, а не была подлинным завершением работы над поэмой» [7]... Заключение Печорин — земное воплощение Демона. Как и Демон, он встречается с чистой душой и видит в ней «оправдание несправедливой судьбы, возможность открыть для себя новый жизненный этап — светлый, осмысленный, благотворный» [22]. «Когда я увидел Бэлу в своем доме...я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбой» [12]. Как и в случае с Демоном, эти надежды рассыпаются в пыль, забирая с собой жизни невинных, потому что оба героя идут к любви путем зла, коварства, индивидуализма, в полной уверенности того, что имеют право распоряжаться чужими судьбами. Но если Демон может возложить хотя бы часть вины на Бога, против которого бунтует, то Печорину обвинять уже некого, кроме себя самого: его «сердцу ненасытному» «невежество и простосердечие» «дикарки» «так же надоедают, как и кокетство» «знатной барыни» [12]. Демон — Зло без примесей, Титан, одно большое, горящее черным огнем сердце; огонь Печорина хилый, еле теплящийся под его тонкой бледной кожей, вспыхивающий в редкие моменты волнений болезненным румянцем на красивом лице. Встретив его, Демон бы с презрением посмеялся над его самонадеянностью и высокомерием, а более того — над вялостью души и сердца, хотя и пораженного злом, как и его собственное, но не способного ни на что сильное и настоящее, будь то злоба, ненависть, бунт, тяга к отмщению или любовь и сгорающая страсть. Важнейшее отличие героев еще и в том, что Печорин не бунтует против Неба; разъедающий душу скепсис не оставляет в ней места для веры (не в пример Демону, для которого существование Бога сомнению не подвергается); отсутствие возможности даже бунтовать против кого-то делает жизнь Печорина еще более мрачной и опустошенной. Судьба для него не Провиденье, дело рук Всеобщего Творца, а темная, бесформенная сила, слепой Рок, не знающий ни жалости, ни справедливости. Демон мечется в поисках сильного чувства, нового, очищающего огня, даровавшего бы прощение и примирение со светлым миром в обход раскаяния. Печорин, как нравственный калека, на это чувство просто-напросто не способен; он признает это, он рефлексирует свое состояние, но уже не хочет и не может ничего с собой поделать. Оба — глубоко несчастные создания, одинокие, отверженные, наполненные чувством беспросветной богооставленности, благородные негодяи, неспособные разрешить внутренний конфликт, отравляющий все их существование, ни самостоятельно, ни с помощью других.
Библиографический указатель 1. Бояркина П. В. Онегинский тип героя в русской литературной традиции (2018) // Вестник Челябинского государственного университета [Электронный ресурс] URL: article/n/oneginskiy- ip-geroya-v-russkoy-l teraturnoy-traditsii 2. Вайль П. Л., Генис А. А. Родная речь. М.: КоЛибри, 2008. 3. Виноградов В. В. Стиль прозы Лермонтова // Литературное наследство. Т. 43/44: М. Ю. Лермонтов. Кн. I. М.: Изд-во АН СССР, 1941. 4. Гендлина В. Михаил Лермонтов. Демон // Полка [Электронный ресурс] URL: articles/569 5. Гинзбург Л. Я. Творческий путь Лермонтова. Л.: Худ. лит., 1940. 6. Гуревич А. М. Динамика реализма (в русской литературе XIX в.): Пособие для учителя. М.: Гардарика, 1995. 7. Журавлёва А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: Прогресс-традиция. 2002. 8. Казанцева Е.Д. М. Ю. Лермонтов и Дж. Байрон — два романтика большой литературы (2015) // Бюллетень медицинских интернет-конференций [Электронный ресурс] URL: article/n/m-yu-lermon ov-i-dzh-bayron-dva- omantika-bolshoy-lit ratury 9. Лермонтов М. Ю. Заметки на рукописях / Подгот. текста Е. М. Хмелевской // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 6. Проза, письма. — 1957. [Электронный ресурс] URL: feb/lermont/texts/ler 06/vol06/le6-3892.ht ?cmd=p 10. Лермонтов М. Ю. Я не для ангелов и рая // Лермонтов, М. Ю. Сочинения : в 6 т. / М. Ю. Лермонтов. — М.; Л., 1957. — Т. 1. 11. Лермонтов М. Ю. Демон // Лермонтов, М. Ю. Сочинения : в 6 т. / М. Ю. Лермонтов. — М.; Л., 1957. — Т. 4. 12. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Лермонтов, М. Ю. Сочинения : в 6 т. / М. Ю. Лермонтов. — М.; Л., 1957. — Т. 6. 13. Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. — Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1837—1841. 14. Манн Ю. В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. М.: Аспект Пресс, 2001. 15. Оборин Л. Михаил Лермонтов. Герой нашего времени // Полка [Электронный ресурс] URL: articles/523 16. Овсянико-Куликовский Д. Н. М. Ю. Лермонтов. К столетию со дня рождения великого поэта. СПб.: Кн-во «Прометей» Н. Н. Михайлова, (1914). 17. Пушкин А. С. Кавказский пленник // Пушкин А. С. Собр. соч. в 10 т. Т. 3 [Электронный ресурс] URL: pushkin/01text/02poem /01poems/0785.htm 18. Пушкин А.С. Евгений Онегин // Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 т. Т. 4 [Электронный ресурс] URL: pushkin/01text/04oneg n/01onegin/0836.htm 19. Щёголев П. Е. Книга о Лермонтове: В 2 выпусках. Вып. 2. Л.: Прибой, 1929. C. 19, 23, 45. 20. Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопоэтики русской литературы XVIII–XIX вв. М.: Языки русской культуры, 1998. 21. Эйхенбаум Б. М. Лермонтов. Опыт историко-литературно оценки. Л.: Госиздат, 1924. C.125. 22. Янченко Е. Е. Примиряющая любовь в творчестве Лермонтова (2005) // Литературоведческий журнал [Электронный ресурс] URL: article/n/primiryayus haya-lyubov-v-tvorch stve-lermontova
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.