Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131754
Наименование:
Курсовик Определение уровня знаний и познавательной активности на уроках математики у младших школьников посредством использования игровых технологий
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 12.01.2023.
Год: 2020.
Страниц: 33.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы использования игровых технологий в обучении младших школьников 5
1.1 Понятие и сущность игровых технологий 5
1.2 Классификация игровых технологий 8
1.3 Роль и значение игровых технологий в обучении младших школьников 12
Глава 2 Опытно-экспериментал ное исследование по определению эффективности применения игровых технологий в обучении младших школьников 15
2.1 Проведение констатирующего этапа эксперимента 15
2.2 Организация формирующего эксперимента на уроках математики в начальной школе 17
2.3 Подведение итогов опытно-экспериментал ной работы на контрольном этапе исследования 19
Заключение 22 Список использованной литературы 24 Приложения 26
Введение
Современная система образования характеризуется четкой направленностью на воспитание гармонично развитой личности, индивидуальный подход к каждому учащемуся, внедрение новых методик и технологий в процесс обучения. Особенно важным этапом образовательного процесса является обучение в начальной школе, так как ученики младшего школьного возраста начинают воспринимать учебную деятельность как ведущую, формируется самооценка, учебная мотивация, коммуникативные навыки. Актуальность. Урок является основной формой организации учебного процесса. В ходе урока происходит разнонаправленное взаимодействие учителя и ученика, между учащимися класса и т.д. Данное взаимодействие предполагает использование различных способов и методов обучения, благодаря которым происходит непосредственная передача знаний, умений и навыков. В начальной школе одним из самых эффективных способов является игра и игровые технологии. Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания младших школьников. Такая форма деятельности подразумевает сочетание развивающих и образовательных возможностей, основной акцент в которой делается не на сам процесс, а на результат. Игровая форма работы с учащимися младших классов наиболее актуальна в настоящее время, так как именно в процессе игры ребенок получает необходимые интеллектуальные и творческие навыки. Игры способствуют практическому использованию знаний, позволяют изучить новый материал и закрепить его. Учеными подтверждается факт необходимости применения на уроках в начальной школе игровых технологий, однако система образования направлена на получение конкретного результата без учета внедрения современных технологий, в том числе игровых. В связи с этим, наблюдаются противоречия: между стандартным преподаванием учебного материала и недостаточным использованием эффективных методов обучения. Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников. Предмет исследования: игровые технологии обучения математике в начальных классах. Цель исследования: определение уровня знаний и познавательной активности на уроках математики у младших школьников посредством использования игровых технологий. Задачи исследования: 1. Изучить понятие и сущность игровых технологий. 2. Определить классификацию видов игр в процессе обучения. 3. Выявить роль и значение игровых технологий в процессе обучения младших школьников. 4. Провести опытно-экспериментал ную работу, направленную на определение эффективности использования игровых технологий в процессе обучения математике младших школьников. Теоретическую базу составили научные исследования Н.А. Коротковой, Н. Я. Михайленко, А. И. Сорокиной, Н. Р. Эйгес, Ф. К. Блехер, А. С. Ибрагимовой, Н. М. Конышевой, М. Т. Салиховой, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Практическое исследование в рамках настоящей курсовой работы осуществлялось в несколько этапов: На первом этапе исследования проведен сбор теоретических данных по проблеме исследования, а также осуществлялся анализ научных источников. На втором этапе осуществлены констатирующее и контрольное исследования, направленные на изучение представленной проблемы. На третьем этапе исследования проведена работа по систематизации результатов, оформлению настоящей курсовой работы. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ теоретических источников, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, конкретизация. 2. Эмпирические: наблюдение, анализ, педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования является КГУ «Кызыласкерская средняя школа имени В.М.Скачкова» Мамлютского района Северо-Казахстанской области (экспериментальная группа – 2 «А» класс в количестве 14 человек, контрольная группа – 2 «Б» класс в количестве 12 человек). Практическая значимость настоящего исследования обусловлена тем, что полученные результаты могут быть использованы в учебной деятельности образовательных учреждений для детей младшего школьного возраста.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы использования игровых технологий в обучении младших школьников
1.1 Понятие и сущность игровых технологий
В эпоху глобализации все сферы жизнедеятельности человека претерпевают трансформации. Не исключением является и сфера образования. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационный программ и др. Всестороннее развитие детей в условиях школы является главной целью современной системы образования. Это достигается путем использования различных эффективных способов, методов, методик, которыми в настоящее время пользуются педагоги. Одной из эффективных технологий, способствующей наилучшему восприятию учебного материала младшими школьниками, является игровая технология. Игра по сути является феноменальным человеческим явлением, которое подробно рассматривается в таких научных областях, как психология и философия. В педагогике и методике преподавания наибольший акцент делается на игры среди дошкольников. Особенно популярны исследования Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокиной, Н.Р. Эйгес. Исследованиями применения игровых технологий в процессе обучения младших школьников занимались Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова. Психологи, педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Это подтверждается также специальными исследованиями Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Игра является предметом изучения различных наук – культуры, философии, педагоги, психологии, этнографии. Впервые предметом специального исследования игра стала в работах немецкого философа и психолога К. Гросса. Он доказывал упражняющую функцию игры, назвав свое предположение «теорией предупреждения». В теорию К. Гросса внес поправки К. Бюлер, который считал, что игра – это деятельность, сопровождающаяся «функциональным удовольствием», и совершаемая ради получения удовольствия. Он определил ряд особенностей игры: ненаправленность движений, импульсивность, аффективная связь с окружающими людьми и миром в целом, робость, боязливость, застенчивость. Кроме того, автор данной теории выделяет инстинкты, которые привлекают ребенка к определенной игре: влечение к освобождению, влечение к слиянию, влечение к повторению. Существуют различные подходы к определению понятия и сущности игры. Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология» исследовал педагогическое значение игры в процессе образования. По его мнению, «игры организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил». Л.С. Выготский отмечает, что особенность игры состоит в подчинении поведения детей условным правилам. Именно игра учит разумному и сознательному поведению в первую очередь, то есть является «первой школой мысли для ребенка» [4, с.35]. Исследуя сущность игры, Л.С. Выготский дает следующее определение: «Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координиров нная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии» [4, с.31]. Стефан Шуман, польский исследователь, утверждает, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребенка, именно благодаря которой он учится и приобретает опыт. По мнению исследователя, игра побеждает в детях самые высокие эмоциональные переживания и наилучшим образом активизирует процесс воображения. Игра понимается как определенный процесс развития, направленный на формирование наблюдательности, воображения и других важнейших процессов мыслительной деятельности. Нидерландский философ культуры Йохан Хейзинга считает, что все определения и термины, которыми оперируют психологи и педагоги в отношении игры как ведущей формы деятельности дошкольников и учащихся младших классов, имеют место быть, так как игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна. Границы игры настолько обширны, что дать ей одно определение, лаконичное и четкое, является весьма сложным [20, с.22]. Особое внимание играм в процессе обучения уделял Д.Б. Эльконин. Он считал игру как проявление потребности ребенка действовать как взрослые. Так, в своих исследованиях он выделял четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребно тной сферы ребёнка; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; развитие умственных действий; развитие произвольности действий. Г.В. Плеханов определял игру как практику развития, т.е. ребенок последовательно развивается в процессе игры. А.С. Макаренко также подчеркивал значимость игры в процессе воспитания и всестороннего развития, формировании подрастающей личности...
Заключение
Проведение исследования в рамках курсовой работы на тему «Использование игровых технологий обучения на уроках в начальной школе» позволило решить поставленные задачи. Так, была выявлена сущность и понятие игры и игровых технологий, рассмотрена классификация видов игр, использующихся в учебном процессе, а также изучена роль и значимость использования игровых технологий в процессе младших школьников. Согласно исследованиям ученых, педагогов, под игрой понимается форма организации деятельности, которая осуществляется в условных ситуациях и направлена на освоение социального опыта. Понятие «игровые технологии» включают систему методов и способов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Педагогические игры отличаются от обычных игр тем, что обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который характеризуется определенной учебно-познавательно деятельностью. Учитывая возрастные особенности младших школьников, необходимо отметить, что в начальных классах учащиеся проходят сложный этап адаптации к учебному процессу и преобладающим видом деятельности для них остается игровая. Так, педагогические игры выступают аккумулирующим средством образовательных и развлекательных задач, позволяющим достигать поставленных целей в рамках учебно-воспитательно о процесса путем проведения игр. В ходе данной курсовой работы было организовано опытно-экспериментал ное исследование, направленное на определение уровня знаний и познавательной активности на уроках математики в младшей школе посредством использования игровых технологий. На констатирующем этапе исследования была проведена начальная диагностика по определению уровня знаний по математике, вследствие чего было выявлено, что участники контрольной и экспериментальной групп обладают средним уровнем знаний. Так, общий средний балл по экспериментальной группе составил 13,4 из 20 максимальных, по контрольной группе – 12,8. С целью повышения уровня знаний учащихся экспериментальной группы по математике был организован формирующий эксперимент, который включил комплекс различных игр и игровых технологий, проведенных в рамках учебно-воспитательно о процесса. С целью закрепления результатов эксперимента на контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика, которая показала рост уровня познавательных навыков и предметных знаний по математике. Так, рост данного уровня по экспериментальной группе составил 7%, по контрольной группе 0,1%. Из этого следует вывод, что применение игровых технологий на уроках математики является эффективным способом организации учебно-воспитательно о процесса. Участники экспериментальной группы научились работать в командах, решать проблемные задания, усвоили предметные умения, повысили уровень развития познавательных навыков, научились грамотно рассуждать, обобщать и критически осмысливать полученные результаты.
Список использованной литературы
1. Абуков А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии [Текст]/ А.Ф. Абуков// «Знание».-. 2016. №11 – с 51-57. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Кн. для учителя/ Н.П.Аникеева. – М.: Просвещение, 1987 – с.113-120, 131. 3. Боровских А.В. Игра: деятельность или мышление? [Текст]/ А.В.Боровских// Педагогика. – 2015. №7 – с.51. 4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991. 5. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание / О. С. Газман. - М.: Просвещение, 1988. – 512 с. 6. Кармин А.С. Культурология: Учебник / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 2001. – 830 с. 7. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 – с. 206-209. 8. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта [Текст]/ А.С.Макаренко. – Т.5. – М., 1958 – с.79. 9. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011 – с 110-123. 10. Педагогический словарь [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / [В.И.Загвязинский , А.Ф.Закирова , Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – с.81-82. 11. Приблуда Е.И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания [Текст]/ Е.И. Приблуда // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. Т.3 – С.49-55. 12. Разумный В. Эстетическое воспитание: сущность, формы, методы / В. Разумный. - М.: Мысль, 1969. – 190 с. 13. Репринцева Е.Л. Педагогические игры: теория, история, практика. [Текст] / Е.Л.Репринцева – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005 – с.43-57. 14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998 – 65-77. 15. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х тт. Том 1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ Школьных технологий, 2006. – 818 с. 16. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников [Текст]: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. М.: КНОРУС, 2016 – с. 6-18, 20. 17. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно [Текст] / А.С. Спиваковская. — М., 1981 – 87-89, 93-99. 18. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения [Текст]/ К.Д. Ушинский. -В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика,1990 – С.112. 19. Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий [Текст] / Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011 – С.46. 20. Хейзинга Й. Статьи по истории культуры. М., 1997. 21. Шайхетдинова Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Л.Р. Шайхетдинова// Фестиваль 1 Сентября – 2007-2008 22. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст]/ С.А. Шмаков. – М., 1994 – с.34-40. 23. Шмаков С.А. Учимся, играя…/ С.А. Шмаков. – М.: ЦГЛ, 2004. – 128 с. 24. Янковский Н.К. Дидактическая игра как средство развития творческой активности школьников [Электронный ресурс]/.Н.К. Янковский// Электронная газета «Биология». – 2000, №14.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.