Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 129139
Наименование:
Курсовик Организация внеурочной деятельности по литературному чтению в начальной школе
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 22.03.2022.
Год: 2021.
Страниц: 33.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Кафедра педагогики и психологии начального обучения Профиль Начальное образование
Курсовая работа на тему: «Организация внеурочной деятельности по литературному чтению в начальной школе »
г. Ярославль 2021г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……….…3 Глава 1. ИНТЕРЕС В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ………...5 1.1 Общее понятие об интересе……….5 1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста……8 1.3 Интерес как фактор формирования способностей………...…11 Выводы по главе 1……….…14 Глава 2. Практические аспекты исследования учебных интересов младших школьников………...……….15 2.1 Специфика и виды учебных интересов младших школьников……..……15 2.2. Опыт формирования познавательных интересов младших школьников………...….19 2.3. Формирование познавательных интересов на уроках внеклассного чтения и во внеурочной работе……….…22 Выводы по главе 2……….…27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….30 ПРИЛОЖЕНИЯ……….32
Введение
На сегодняшний день проблема развития читательской самостоятельности младших школьников и необходимость реорганизации внеклассного чтения в младших классах особенно актуальна, поскольку именно формирование навыков самостоятельной работы с книгой является необходимым условием интеллектуального и духовного мира. В начальной школе на уроках литературного чтения перед учителем стоит цель – сформировать у младшего школьника интерес к чтению книг. Профессор Н.Н. Светловская определила значение читательского интереса. По ее словам это «интерес к чтению, т.е. желание и потребность к воссозданию смысла чужой речи на основе ее письменной формы: интерес к механизму прочитывания, способу перевода знаков, которые напечатаны в звуки и осмыслении полученных звуковых комплексов» [46]. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования (ФГОС НОО) отмечается, что предметные результаты освоения предмета "Литературное чтение" на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, отражать сформированность на необходимом для продолжения обучения уровне читательской компетентности и общего речевого развития и обеспечивать формирование положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию [1,с.12-13]. Но на сегодняшний день большинство детей младшего школьного возраста теряют интерес к чтению, и вне уроков не любят читать. В Российской Федерации ученые, занимающиеся проблемами начального образования, такие как В.Г. Горецкий [13], Т.А. Калганова [22], Е.А. Миронова [36], Н.Н. Светловская [43] и пр. рассматривали различные аспекты развития уровня читательского интереса у младших школьников. Исследования данных ученых показали, что уровень читательского интереса у обучающихся снижается. В дальнейшем это сказывается не только на понижении уровня грамотности, снижении культурного уровня, но и на непонимании окружающего мира в целом. Урочная форма работы в современной школе обеспечивает четкое планирование и организацию учебно-воспитательно работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательно деятельности обучающихся. Но времени, отведенного на урок, недостаточно для вариативной творческой организации обучения, воспитания и личностного развития младшего школьника. В таком случае внеурочная деятельность помогает реализовать продуктивное творческое сотрудничество между педагогом и школьником, ориентируя их на систематический поиск форм и способов обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей у младшего школьника. ФГОС НОО устанавливает тесную связь между урочной и внеурочной деятельностью. Предполагается, что внеурочная деятельность, которой уделяется важное внимание как форме развития личностных и метапредметных компетентностей обучающихся, является продолжением работы младших школьников на уроке [1,с.27]. Формы работы во внеурочной деятельности могут быть разными: кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, проекты, познавательные игры, различные виды экскурсий. Цель нашей крсовой работы состоит в том, чтобы доказать целесообразность проведения внеурочной деятельности по литературному чтению у младших школьников, разработав программу Объект исследования – процесс формирования читательского интереса у младших школьников. Предмет исследования – внеурочная деятельность как одна из форм формирования читательского интереса у младших школьников. Для реализации цели намечены следующие задачи: 1. Рассмотреть и проанализировать степень разработанности заявленной проблемы в научно-методической литературе; 2. Проследить связь между урочной и внеурочной деятельностью в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО; 3. Выявить у обучающихся в процессе экспериментальной работы уровень читательского интереса; 4. Обосновать роль проведения внеурочной деятельности; рассмотреть виды деятельности во внеурочной деятельности. 5. Разработать программу по внеурочной деятельности для 3 класса. Методы исследования: На теоретическом уровне мы применяли анализ психолого-педагогиче кой литературы. На эмпирическом уровне мы использовали опроснодиагностическ й метод (анкетирование), педагогический эксперимент (констатирующий). База исследования: МБОУ Некрасовская СОШ Практическая значимость заключается в том, что разработанная и апробированная программа может быть использована в образовательном процессе. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и 7 приложений.
ГЛАВА 1. ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Связь между урочной и внеурочной деятельностью На сегодняшний день в образовательной школе происходят качественные изменения. Происходит взаимосвязь традиционных и инновационных подходов, чтобы организовать целостный учебно-воспитательны процесс совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника. Учителя стремятся освоить новые современные подходы урочных и внеурочных занятий школьников. Преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система достижения планируемых результатов. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального образования основная образовательная программа начального образования реализуется как через учебный план, так и через внеурочную деятельность [1]. Урочными занятиями считаются занятия, которые осуществляются педагогами и обучающимися в рамках отведенного времени. Они включены в школьное, классное расписание. Структурная единица данных занятий – урок – основная форма учебно-воспитательно работы в школе. Внеурочная деятельность – это не дополнительное время к основному общему образованию, которая компенсирует недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. ...
Библиографический список 1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от. 18.12.2012)//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – №12. – 22.03.2010; Российская газета. – 2011. – 16 фев. №5408. 2. Абдулова Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника/Ж.Н. Абдулова//Наука и современность. – 2013. – №25 – 1. – С.68-72. 3. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из форм организации учебного процесса на уроке литературы/Е.В. Александрова//Литерат ра в школе. – 2010. – №10. – С.22-24. 4. Андреев, В.И. Внеклассная работа по литературе в начальной школе/В.И. Андреев. – М., 2014. – С.314-135. 5. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге/Е.С. Антонова//Начальная школа плюс до и после. – 2012. – №12. – С.27- 28. 6. Артамошина Е.Н. Дети и книга. Простые приемы привлечения к чтению/Е.Н. Артамошина//Школьная библиотека. – 2010. – №5. – С.21-23. 7. Бодрова И.В. Развитие читательской самостоятельности у младших школьников/И.В. Бодрова//Начальная школа. – 2008. – №8. – С.38-41. 8. Бородина В.А. Технологии читательского развития. Летняя школа чтения/В.А. Бородина//Школьная библиотека. – 2010. – №3-4. – С.104-112. 56 9. Бунеева Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтения/Р.Н. Бунеева//Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №4. – С.50-55. 10. Ванюшева Н. Растим читателей (к вопросу о детском чтении)/Н. Ванюшева//Литература (Первое сентября). – 2011. – №20. – С.25-27. 11. Волохова О.Ф. Развитие читательской компетенции младших школьников с помощью игры/О.Ф. Волохова//Мастеркласс. – 2013. – №6. – С.42-44. 12. Герд, А.Я. Избранные педагогические труды/А.Я. Герд. – М., 1953. 13. Горецкий В.Г. О методике обучения чтению/В.Г. Горецкий//Начальная школа. – 2007. – №5. – С.63-64. 14. Григорьева Е.Ф. Читательская позиция современного школьника (Воспитывающий потенциал художественной литературы)/Е.Ф. Григорьева//Начальная школа плюс до и после. – 2012. – №4. – С.74-77. 15. Гусарова Л.А. Нескучное чтение. Формирование умения читать/Л.А. Гусарова//Начальная школа. – 2009. – №7. – С. 30-33. 16. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение/Б.В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2007. – 216с. 17. Жесан О.Б. Формирование читательской компетентности младших школьников/ О.Б. Жесан//Школьная библиотека. – 2010. – №5. – С.24-26. 18. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению?/М.А. Зобнина//Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №8. – С.35-43. 57 19. Казаренков, В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учеб. пособие/В.И. Казаренков. Рос. ун-т дружбы народов. – М.: Логос, 2003. 20. Казаринова С.В. Социальный портрет пользователя детской библиотеки г. Новосибирска/ С.В. Казаринова//Читали, читаем и будем читать! – 2015. С.6-34. 21. Кайгородов, Д. На разные темы, преимущественно педагогические/Д. Кайгородов. – СПб, 1907. – С.70. 22. Калганова Т.А. Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения/ Т.А. Калганова//Литература в школе. – 2009. – №12. – С.26-28. 23. Кашкаров А.П. Личностный интерес ребенка/А.П. Кашкаров//Вестник детской литературы. – 2011. – №2. – С.126-130. 24. Кашкаров А.П. Читатель: личностный и познавательный интерес/А.П.Кашкаров /Личность и культура. – 2011. – №1. – С.66. 25. Колганова Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой/Н.Е. Колганова//Начальная школа. – 2013. – №11. – С.38-42. 26. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. Отдельные произведения/Я.А.Ком нский. – М.: Педагогика, 2013. –354с. 27. Коновалова, В.П. Внеклассная работа по литературному чтению/В.П. Коновалова. – М., 2014. 28. Котомина Г.В. Как пробудить детей к чтению и обсуждению книги/Г.В. Котомина//Школьная библиотека. – 2009. – №3. – С.36-38. 58 29. Крупницкий Д.В. Роль чтения и его влияние на становление личности/Д.В. Крупницкий//Образован е в современной школе. – 2011. – №12. – С.44-51. 30. Крупская, Н.К. Экскурсионный метод в применении к программе ГУСа/Н.К. Крупская. – Пед. соч.: в 10-ти т. – М., 1959, т.3, С. 47-48. 31. Крылова Н. Чтение как универсальная культурная практика ребенка/Н. Крылова// Народное образование. – 2012. – №9. – С. 165-168. 32. Крылова О.В. Формирование читательской грамотности учащихся/О.В. Крылова//Мастер-класс. – 2013. – №6. – С.2-15. 33. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению/А.М. Кушнир//Начальная школа. – 2011. – №5. – С.71-73. 34. Литературные экскурсии: учебно-методическое пособие/под ред. М.А. Соловьевой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО. – 2017. 35. Мацько Г.Р. Дети – читатели и исследователи чтения/Г.Р. Мацько//Начальная школа. – 2011. – №9. – С.58-61. 36. Миронова Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников/Е.А. Миронова//Начальная школа. – 2011. – №8. – С.74-75. 37. Музыка Л.А. Интерес к чтению: как его пробудить?/Л.А. Музыка//Начальная школа. – 2011. – №6. – С.72- 74. 38. Первова Г.М. Формирование и развитие мотивации чтения/Г.М. Первова//Начальная школа. – 2009. – С.37-42. 59 39. Первова Г.М. Чтение как универсальная деятельность младшего школьника/Г.М. Первова//Начальная школа. – 2013. – №1. – С. 11-16. 40. Поздеева, С.И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой/С.И. Поздеева. – Томск, издательство Томского ЦНТИ, 2009. – 120с. 41. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь/А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1993. – 1632с. 42. Светловская Н.Н. Как обучать чтению, или как разорвать замкнутый круг/Н.Н. Светловская//Начальна школа. – 2010. – №3. – С.8-13. 43. Светловская, Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать. Практическое пособие/Н.Н. Светловская. – М.: АРКТИ, 2012. – 56с. 44. Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения/Н.Н. Светловская. – М.: Просвещение, 2011. – 207с. 45. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: учебное пособие для студ. пед. вузов/Н.Н. Светловская. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 248с. 46. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/Н.Н. Светловская//Начальна школа. – 2013. – №1. – С.11-18. 47. Семенов, Д.Д. Избранные педагогические сочинения/Д.Д. Семенов; под ред. Н.А. Константинова. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. 60 48. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов/Н.Е. Степанов. – Псков, 2011. 49. Тимофеева Е.Н. Роль педагогических мастерских в развитии интереса учащихся к личности писателя/Е.Н. Тимофеева//Герцена. – 2009. – №116. – с.37-41. 50. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь-справочник для библиотекарей/И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2014. – 248с. 51. Хуторской А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения/А.В. Хуторской//Школьные технологии. – 2012. – № 4. – С.36–47. Электронный ресурс: 52. Кристинина Е.И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе [Текст]//Педагогическ е мастерство: материалы с 6 Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С.100-104. – conf/ped/archive/151/ 132/ 53. Литературная карта Челябинской области [Электрон. ресурс]. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: persons/writers/podko ytov-yurijgeorgievic / 54. Портал Марины Волковой [Электрон. ресурс]. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.