Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 129101
Наименование:
Курсовик Основные тенденции развития современного экспериментального театра
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Добавлен: 15.03.2022.
Год: 2018.
Страниц: 56.
Уникальность по antiplagiat.ru: 70. *
Описание (план):
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ТЕАТРА ? СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ 6 1.1. Типы и тематика современных пьес 6 1.2 Жанровые особенности современной драматургии 12 1.3 Национальные тенденции в современной драматургии 16 2 СИСТЕМА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ 20 2.1 Инновационные режиссерские идеи 20 2.2 Синтез видов искусств 29 2.3 Освоение виртуального пространства как новой художественной среды 35 3 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ТЕАТРА 40 3.1 Синтетический театр и театра художника: развитие визуальной культуры и соединение элементов разных стилей и жанров 40 3.2 Иммерсивный театр: эффект полного погружения 43 3.3 Выход за рамки искусства: социальный и документальный театр 45 ЗАКЛЮЧЕНЕ 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
? ВВЕДЕНИЕ
Драматургические и театральные явления конца 20 – начала 21 вв. отмечены разнообразием и часто обозначаются общим понятием «новая драма». На сегодняшнем театральном рынке стремление занять четкую и определенную позицию в информационном пространстве общества предполагает, в первую очередь, борьбу за известность, интерес и внимание публики. Развитие технологий приводит к выводу, что традиционное искусство «израсходовало» все известные художественные методы. Новые средства и способы коммуникации втягивают художников в новое цифровое поле. Многие художники работают на стыке современной науки, традиционного искусства и технологий. Это приводит к тому, что традиционным видам искусства приходится в прямом смысле бороться за свою популярность среди зрителей. На данный момент театральное искусство переживает очередной кризис. Старые формы воспроизведения и передачи исчерпывают себя, медиа закрывает собой видимые перспективы развития театрального искусства. Стремление сохранить и возродить театр приводит к тому, что сценографы идут на любые ухищрения, чтобы шокировать публику. Однако основные тенденции развития современного экспериментального театра, временные рамки, состав текстов, особенности поэтики до настоящего времени не были определены. Данное исследование посвящено эстетическому и жанровому своеобразию указанного явления. Актуальность темы диплома определяется, таким образом, - отсутствием социокультурных и научных литературоведческих исследований, посвященных экспериментальному театру как явлению конца 20 - начала 21 века; - неизученностью жанровой парадигмы и художественного своеобразия вышеуказанного явления, его типологических разновидностей. Объект исследования – театрально-сценическ е искусство XXI века. Предмет исследования – современный экспериментальный театр. Цель исследования – определить основные тенденции развития современного театрального искусства, особенности драматургии XXI века и системы выразительных средств в экспериментальном театре данного исторического периода. Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования: 1. Определить основные типы и тематики современных пьес. 2. Выявить жанровые особенности современной драматургии. 3. Оценить характер влияния национальной составляющей в современной драматургии. 4. Исследовать систему выразительных средств в современной драматургии. 5. Проанализировать качество использования виртуального пространства как новой художественной среды. 6. Дать оценку основным направлениям современного экспериментального театра. Теоретическо-методол гической основой исследования являются труды ведущих литературоведов, культурологов, искусствоведов, таких как: Бахтина М. М., Виноградова В. В., Лихачева Д. С., Лотмана Ю. М., Максимова Д.Е., Поспелова Г. Н., Тимофеева Л. М. (проблема теории конфликта), Аникст А.А. (история драмы), В. В. Фролов (организационно-творч ские формы театра) и др. Методы исследования: 1) Дескриптивный (оценочно-описательн й метод, использовался для эмпирического исследования и описания поведения театральных деятелей и театров как субъектов театральной деятельности); 2) историко-культуро едческий (использовался для проведения анализа исторических и культурных реалий исследуемого явления); 3) компаративный методы работы с материалом (использовался для установления родства между предметами различных исследований); 4) метод контекстуального анализа (использовался при анализе индивидуальных признаков явлений для учета признаков контекстов, к которым относится явление); 5) метод целостного анализа литературного произведения; 6) социокультурный (использовался для исследования влияния человеческой деятельности на общество как единство культуры и социальности). Исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка использованной литературы. ? Глава 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ
1.1. Типы и тематика современных пьес
Драматургия современных пьес очень разная, что не позволяет давать однозначную оценку. Это и документальные тексты, использующие язык verbatim; и пьесы, написанные хорошим литературным языком. Современные эксперименты в драматургии идут, в основном, из российской периферии, как считают некоторые современные критики . В каждый исторический период драма несет в себе общий «дух» времени, его главный нравственный нерв. С особой полнотой этот род литературы воссоздает действие и поведение человека в контексте противоречий эпохи. Как указывает А.В. Курочкина, исследовавшая особенности «новой драмы» в контексте современной отечественной драматургии, основная тематика современных пьес – вопросы семьи: отношения в семье, тоска по ней, проблемы распада семьи . Особое внимание сосредоточено на масштабе личности героя. Стоит отметить, что в современной драматургии уменьшился интерес к «маленькому человеку». Как отмечает Я. Пулинович, театр отзывается на проблемы времени, а сейчас современному зрителю интересно смотреть на сильнейших и борьбу за выживание . Такая метаморфоза вызывает внимание, так как русская литература 19-20 вв. была пропитана сочувствием и сопереживанием к «маленькому человеку». Во многих театральных постановках отражаются злободневные проблемы. При этом многие сюжеты базируются на личном авторском опыте. Современный драматург не боится отказываться от установок прошлого и демонстрировать только свой опыт восприятия мир. Среди последних «трендов», как отмечает А.В. Курочкина, в современной драматургии можно выделить мистику. Мистические элементы позволяют авторам не только осмыслить современную действительность, но и передать характер всеобщей отстраненности через соответствующие образы . Демонстрация страшных картин реального мира сменяется попытками анализировать происходящее. Сатира, которая обличает, обыкновенно, смирение с несуразностью жизни, сменяется мистикой. В этом заметно стремление драматургов протестовать против реальности, которое, из-за невозможности сделать это рациональными способами, переносится в миры иррационального. Уход от реальности является, по сути, бегством от нее. А это свидетельствует об укоренившейся тревожности... ? ЗАКЛЮЧЕНЕ
Драматургия современных пьес очень разная, что не позволяет давать однозначную оценку. На сегодняшнем театральном рынке побеждает не качество и новизна, а умение занять четкую и определенную позицию в информационном пространстве общества. Развитие технологий приводит к выводу, что традиционное искусство «израсходовало» все известные художественные методы. Новые средства и способы коммуникации втягивают художников в новое цифровое поле. Многие художники работают на стыке современной науки, традиционного искусства и технологий. Это приводит к тому, что традиционным видам искусства приходится в прямом смысле бороться за свою популярность среди зрителей. Во многих театральных постановках отражаются злободневные проблемы. При этом многие сюжеты базируются на личном авторском опыте. Инновационные режиссерские идеи в современном экспериментальном театре идут в следующих категорий: объекты и предметы конфликтов, типы конфликтов, причины возникновения и психологические составляющие конфликта, презентация мотивов, целей и соответствующих стратегий поведения участников конфликтов, динамика развития конфликтов. В драматургии 20-21 вв. отразился процесс эволюции художественного конфликта: от «бесконфликтности» до системы конфликтов, включающей в себя различные типы (внешние, внутренние, социальные, исторические и т.д.). Расширение тематики и жанровых форм происходит не только за счет психологизма, но и новых художественных решений. Многогранность палитры конфликта раскрывается за счет использования таких художественных приемов, которые драматурги используют для усиления социальной, нравственной, лирической или героической тональности драм. Современная драматургия предпочитает конфликт внутренний, основанный на борьбе человека с самим собой или борьбе универсальных принципов. В рамках одного сюжета такой конфликт не разрешим из-за своей универсальности. Синтез искусств представлен уже в самом театре. Основным искусством в театральном произведении является литература. Она задает фабулу, прописывает сюжет. Литература находит выражение не просто в своем прочтении, а в «обыгрывании» написанного. Основным видом театра (классическим) является драматический, для которого более характерны диалоги. Введение пения создает оперу. Введение хореографии - балет. Различные виды театра настроены на трансляцию идей через какой-то вид искусств в большей степени, чем через остальные. Изначально театр и кино, прежде всего, были зрелищем, ориентированным на самую широкую и не всегда требовательную публику. Впоследствии каждая из этих муз поделилась на сегменты. И хотя фильм и спектакль - различные зрелища, можно говорить об использовании театрального искусства в кино и киноискусства в театре. Одним из проявлений интермедиальности в современной русской драматургии является включение в структуру произведений элементов, представляющих телевидение, кино или интернет. Синтетический театр соединяет вербальное понимание средств художественной выразительности и ориентацию на пластико-визуальный ряд спектакля. Это предполагает максимальный уровень экспрессии по отношению к зрителю. Театр художника предполагает максимальную художественную визуализацию происходящего. Декорации играют дополнительную роль, рассказывая историю на равных с героями. Театр ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Имерсивный театр фокусируется на зрительском опыте и участии в постановке. Посетители получаются возможность влиять на события через вовлечение в процесс во время представления Актуальные теми, которые поднимаются в нем, всегда взяты из жизни определенных социальных групп или отдельных людей. Язык и изобразительные средства социального театра соответствуют реальности, в которой живут его герои. Документальная пьеса – это пьеса, в основе которой лежит какая-то правдивая история и она передана той же лексикой человека, рассказывает при помощи тех же художественных конструкций. При доминировании популярной культуры, поддержка и пропаганда настоящего высокого искусства – одна из ключевых задач. И это откладывает серьезный отпечаток на театр. Театральное искусство предстает перед огромной массой людей, поэтому должно нести в себе многообразность и способность воздействовать на разные типажи людей. Каких бы принципов не придерживался театр, если он хочет воспитать своих зрителей, то при всей серьезности идей требуется также их общедоступность. Зритель, даже маленький, должен иметь возможность прийти неподготовленным, удивиться, поразиться, проникнуться, прочувствовать и захотеть прийти еще. Театр может повышать свою популярность, предоставляя возможность для любительских и профессиональных коллективов демонстрировать свое мастерство на своей сцене. Среди творческих проектов способствует увеличению аудитории театра открытие дополнительных сцен. Театр может повышать свою популярность, предоставляя возможность для любительских и профессиональных коллективов. ? СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барр Ж.-М. Теория драматургии / Ж.-М. Барр // Проза.Ру. – 2008. – URL: 2008/05/07/64 (дата обращения: 17.04.2018). 2. Богданова П. Беседа с Я.Пулинович / П. Богданова // Современная драматургия. – 2015. - №1. – С. 197. 3. Взаимовлияние двух искусств: театральные приемы в кино и элементы киноязыка в театре // CINEMOTION. – 2014. – 15 мая. – URL: novosti/00065-vzaimovli anie_dvuh_iskusstv_te tralnye_priemy_v_kin _i_elementy_kinoyazy a_v_teatre/ (дата обращения: 26.03.2018). 4. Волькенштейн В. М. Драматургия / В.М. Волькенштейн. - Изд. 5-е, доп. - М., 1969. – 495 с. 5. Вопросы театра/PROSCAENIUM. – М. : Государственный институт искусствознания, 2011. – №1-2. – 352 с. 6. Головненко А. Театр социальных исследований и терапии / А. Головненко // Театральный портал. – 2016. – 03 июля. – URL: modern/eatr-sotsialno o-doslidzhennja-i-ter pij/ (дата обращения: 23.04.2018). 7. Елена Гремина // Театр.Doc. – 2018. - URL: person.php?id=191 (дата обращения: 22.05.2018). 8. Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века: Учебное пособие / О.В. Журчева. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – 312 с. 9. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы 20 века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй / Отвеств. ред. А. А. Аникст. - 1979. – URL: Library/Singerman/XX_c nt/ (дата обращения: 17.04.2018). 10. Зинцов О. Видео в театре: инструмент и метафора / О. Зинцов // Искусство кино. – 2011. - №5. – URL: archive/2011/05/n5-art cle13 (дата обращения: 26.03.2018). 11. Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова // Официальный сайт. – URL: (дата обращения: 27.03.2018). 12. Казин А.Л. Художественный образ и реальность / А.Л. Казин. – М. : Искусство, 1985. – 120 с. 13. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема / А.А. Карягин / М. : Наука, 1971. – 224 с. 14. Кокотюха А. Як театр пішов у кіно / А. Кокотюха // Детектор медиа.- 2017. – 5 июля. – URL: production/article/12 644/2017-07-05-yak-te tr-pishov-u-kino/ (дата обращения: 26.03.2018). 15. Курочкина А.В. Особенности «новой драмы» в контексте современной отечественной драматургии / А.В. Курочкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2017. - №1. – 83-86. 16. Лаборатория новых медиа. Действующий свет, активный свет. Лекция Кэти Олив (Франция) // Александрийский театр. – 2018. – URL: afisha-i-bilety/labor toriya-novykh-media- ektsii-po-teorii-i-ist rii-novykh-media/?bit ix%3Anewslaboratoriy -novykh-media-lektsi -po-teorii-i-istorii-n vykh-media/?bitrix%2 3Anewslaboratoriya-n vykh-media-lektsii-po teorii-i-istorii-novyk -media/ (дата обащения: 26.03.2018). 17. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Х.-Т. Леман. – М. : ABCdesign, 2013. – 286 с. 18. Липовецкий М. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы» / М. Липовецкий, Б. Боймерс. – М. : Новое литературное обозрение, 2012. – 314 с. 19. Лопина И. Театр как психологическая терапия: интервью с режиссером Елизаветой Олейник / И. Лопина // АртГород. – 2016. – 06 сент. – URL: 2016/09/06/teatr-yak- sihologichna-terapiy -interv-yu-z-rezhise koyu-yelizavetoyu-ol ynik/ (дата обращения: 23.04.2018). 20. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга : Сотворение человека печатной культуры / М. Мак-Люэн. – К. : Ника-Центр, 2004. – С. 43. 21. Малиновская Е. О. Типы конфликта в драматургии Велимира Хлебникова / Е.Л. Малиновская. – М., 2008. – 251 с. 22. Меркулова М. Г. Драматургия А. В. Вампилова в историко-литературно контексте / М.Г. Меркулова. – 1995. – URL: dramaturgiya-a-v-vamp lova-v-istoriko-lite aturnom-kontekste (дата обращения: 17.04.2018). 23. Молодецкая Л. Чи пишуть українські письменники те, що потрібно українським телеканалам? / Л. Молодецкая // Детектор медиа.- 2017. – 24 мая. – URL: production/article/12 285/2017-05-24-chi-p shut-ukrainski-pisme niki-te-shcho-potribn -ukrainskim-telekana am/ (дата обращения: 25.03.2018). 24. Новое литературное обозрение. – М. : Новое литературное обозрение, 2011. – №5 (111). – 448 с. 25. О театра // Театр.Doc. – 2018. - URL: stat.php?page=about (дата обращения: 22.05.2018). 26. Павловский Р. Краткая история польской революции (в драматургии) / Р. Павловский // Антология современной польской драматургии. – М. : Новое литературное обозрение, 2010. – С. 21. 27. Перышкина Е.Е. Навыки социального театра / Е.Е. Перышкина // Театр+. – 2017. - №28. – С. 18-22. 28. Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц / И.Ф. Петровская. – Л., 1990. – 271 с. 29. Платонов И. Драматургия 60-90-х годов ХХ века / И. Платонов // Стихи.Ру. – 2009. – URL: 2009/08/17/2961 (дата обращения: 17.04.2018). 30. Пулинович Я. В любой пьесе должна быть авторская боль / Я. Пулинович // Современная драматургия. – 2015.- №1. - 195-198. 31. Руднев П. Темы современных пьес / П. Руднев // Петербургский театральный журнал. – 2010. – Июль. – URL: archive/61/slovarnyi- apas-61/temy-sovreme noj-pesy/ (дата обращения: 21.04.2018). 32. Русский мультимедийный театр балета // Официальный сайт. – URL: (дата обращения: 26.03.2018). 33. Савинова Е.В. Курирую искусство новых медиа / Е.В. Савинова // Государственный институт искусствознания. – 2012. – URL: publications/magazine /kultura/2012-4/yazy i/778.html (дата обращения: 26.03.2018). 34. Сазонова Е. В. Теория драмы и основы сценарного мастерства: учебное пособие. – Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2012. – С.19. 35. Сарбашева А.М. Балкарская драматургия: этнофольклорная традиция, эволюция, жанровая специфика / А.М. Сарбашева. – Нальчик : ФГБУН «Кабардино-Балкарски ИГИ КБНЦ РАН», 2014. – 254 с. 36. Скомаровская А. Особенности современной русской драматургии обсуждали в Тирасполе / А. Скомаровская // Русский мир. – 2016. – 13 дек. – URL: news/218267/ (дата обращения: 21.04.2018). 37. Смагина С. Театрализация кинематографа. Пути обновления киноязыка / С. Смагина. – М., 2014. – 238 с. 38. Сорочкин Б.Ю. Формирование творческого состава драматического театра / Б.Ю. Сорочкин. – Л., 1982. – 69 с. 39. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. — М. : Искусство, 1980. —431с. 40. Театр. – М. : СТД РФ, 2013. – № 10. – 208 с. 41. Театр + общество // Театр. Doc. – Ноябрь. – URL: proj.php?id=10 (дата обращения: 27.03.2018). 42. Театральные уроки-спектакли // Златоустовский Государственный драматический театр «Омнибус». – URL: projects/lessons (дата обращения: 27.03.2018). 43. Театральный проект «Открытая сцена» // Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова. – 2017. - URL: project/teatralnyy-pro kt-otkrytaya-scena (дата обращения: 27.03.2018). 44. Фролова Н.Л. Нетипичные организационно-творче кие формы российского репертуарного театра в 2000-е годы / Н.Л. Фролова // Обсерватория культуры. – 2016. – Т. 13. - №3. - С. 321-328. 45. Фролова Н.Л. Основные признаки современного российского репертуарного драматического театра и критерии постоянства его труппы / Н.Л. Фролова // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2016. - №1. - С.89-100. 46. Фролова Н.Л. Современный репертуарный театр: проблемы и перспективы развития / Н.Л. Фролова // Культура и искусство. – 2016. - №3. - С.379-385. 47. Шендерова А. Драма времен Интернета и мобильника / А. Шендерова // Итоги. – 2003. - №14. – С. 78-79. 48. Шур Ю.Е. Репертуар и пантеон / Ю.Е. Шур // Вестник МГУП.– 2013. – № 7. – С. 62-65. 49. Pawlowski R. Wstep / Roman Pawlowski // Pokolenie Porno i inne niesmaczne utwory teatralne : antologia najnowszego dramatu polskiego w wyborze R. Pawlowskiego. – Krakow : Wydawnictwo Zielona Sowa, 2003. – S 9. 50. 5 фильмов последних лет, снятых по пьесам, получившим Пулитцеровскую премию // ЭКСМО. – 2016. – 17 августа. – URL: ekranizacii/5-filmov-p slednikh-let-snyatyk -po-pesam-poluchivsh m-pulittserovskuyu-pr miyu--ID3118216/ (дата обращения: 26.03.2018).
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.