Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131624
Наименование:
Курсовик Основы обучения фонетике на начальной ступени обучения
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 21.12.2022.
Год: 2022.
Страниц: 49.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФОНЕТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………5 1.1. Фонетика как раздел языкознания………...5 1.2. Основные понятия и компоненты процесса формирования фонетических компетенций в начальной школе………6 1.3. Изучение фонетики на уроках русского языка в начальной школе в практике современного филологического образования в соответствии с ФГОС НОО……..11 Вывод по главе 1………..17 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФОНЕТИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ………...19 2.1. Отражение основных понятий фонетики и фонологии в учебниках по русскому языку начальной школы УМК «Школа России»………19 2.2. Методические основы фонетической работы на уроках русского языка в начальной школе………27 Вывод по главе 2………...32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..35 ПРИЛОЖЕНИЯ………...38 ? ВВЕДЕНИЕ «Без знакомства с фонетической системой языка невозможно теоретическое или практическое изучение языка. Ведь звуки речи являются «природной материей» языка, вне которой невозможно само существование языка слов. Поэтому изучение языка — его грамматического строя и словарного состава - само по себе уже предполагает изучение его фонетической системы» Р. И. Аванесов. В настоящее время общество предъявляет высокие требования к личности гражданина страны во всех областях общественной жизни, науки, образовании, экономике, промышленности, медицине и т.д. Особую актуальность приобретают коммуникативные качества, не только содержательная часть речи, но и ее качественное звучание, четкое произношение звуков, слов, интонирование, правильное написание слов, словосочетаний и предложений. Высокообразованная личность не существует без устной и письменной речи, умения четко и правильно выражать свои мысли. Основным периодом для становления фонетически грамотной речи и ее написания является младший школьный возраст. Воспитание интереса к изучению родной речи, русского языка, желания говорить правильно, начинается в дошкольном учреждении и продолжается в начальной и средней школе, где приобретает все более сознательный характер. Преподавание в начальной школе невозможно без знаний основ педагогики и психологии, которой занимались известные деятели науки, такие как: Н. В. Бордовская, А. Б. Воронцов, Л. С. Выготский, М. В. Гамезо, А. А. Леонтьев и т.д. Теоретической основой русского языка, его фонетикой занимались О. В. Антонова, Ж. В. Ганиев, С. В. Князев, Е. Г. Малышева, Е. В. Михалева и т.д. Методическую часть русского языка разрабатывали М. Т. Баранов, Е. А. Быстрова, Н. В. Дембицкая, О. Н. Киселева, М. Р. Львов, М. С. Соловейчик и т.д. Младший школьник при изучении фонетики русского языка сталкивается с определенными трудностями при выделении звуков, их характеристике, произношении звуков, написании слов русского языка. Возникновение этих затруднений и способы их преодоления в области фонетики изучает методика русского языка. Задача учителя вовремя заметить и преодолеть возникающие сложности для формирования правильной устной и письменной речи учащегося, иметь представления о специфике фонетической работы в начальной школе, что и обусловило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Цель данной курсовой работы заключается в анализе основ обучения фонетике на начальной ступени обучения. Задачи: - рассмотреть теоретические основы изучения раздела «Фонетика» в начальной школе; - выявить основные понятия и компоненты процесса формирования фонетических компетенций в начальной школе; - проанализировать учебно-методические комплекты по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы; - выявить методические основы фонетической работы на уроках русского языка в начальной школе. Для решения поставленных задач использованы следующие научно-исследовательс ие методы: теоретический анализ методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта. Объект исследования – процесс изучения и освоения младшим школьником современного русского языка и речи. Предмет исследования – специфика учебно-познавательно деятельности учеников по формированию фонетических компетенций на уроках русского языка в начальной школе.? ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФОНЕТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Фонетика, как раздел языкознания Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются. Значение изучения фонетики обусловлено, во-первых, необходимостью фонетических знаний и умений для становления у школьников всех видов речевой деятельности; во-вторых, важностью этих знаний и умений для усвоения произносительных норм, что обеспечивает эффективное осуществление коммуникативной деятельности; в-третьих, фундаментальной ролью фонетических умений в освоении орфографии и грамматики русского языка. Задачи изучения фонетики в начальной школе: 1) сформировать у школьников представления о звучащем слове как основной единице устной речи, системе фонетических понятий; 2) познакомить с основными произносительными нормами, ввести их в речевую практику; 3) сформировать на основе фонетических знаний отдельные фонетические умения, обеспечить становление навыка осуществления звукового анализа. Недооценка значения фонетики на начальном этапе обучения русскому языку – одна из существенных причин графических и орфографических ошибок в письменных работах младших школьников. Если ребенок может установить последовательность звуков в слове, ориентируется в "звуках-соседях", различает ударные (безударные) гласные, твердые (мягкие) и глухие (звонкие) согласные звуки, то это свидетельствует о прочном фонетическом фундаменте, от которого будет зависеть его грамотность... ? ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате анализа лингвистической литературы было выявлено, что в науке существует два взаимосвязанных учения: 1) фонетика – учение о звуках и других аспектах звуковой стороны языка (слог, ударение, интонация); 2) фонология – учение о фонеме как о кратчайшей линейно выделяемой языковой единице, представленной всем множеством чередующихся звуков. В результате анализа было выявлено, что в фонетике выделяют сегментные единицы (фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог и звук) и суперсегментные единицы (слог, ударение и интонация), которые взаимосвязаны между собой. Наша речь – это поток звуков, звуковая цепь. А эта цепь членится на речевые единицы. Такими единицами является фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук. Это основные единицы фонетики. Фонология – это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения. Основной единицей фонетики является фонема. Фонема – это кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом (всем множеством) чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для формирования, различения и отождествления слов и морфем. В результате анализа теоретического материала по фонетике и фонологии, представленного в программе и учебниках по русскому языку УМК «Школа России» и его соотнесения с основными научными положениями этих разделов языкознания было выявлено, что обучающиеся начальной школы уже в период обучения грамоте изучают основы фонетики в неявном виде. Такие понятия как – звук, слог, ударение и интонация. Установлено, что набора упражнений в учебниках недостаточно для закрепления фонетических понятий. В дальнейшем младшие школьники глубже изучают фонетические понятия, связанные с характеристикой звуков, структурой слога, особенностями русского ударения и интонации. Фонетика, фонология, графика и орфография – взаимосвязанные разделы языкознания. Для прочного формирования фонетических умений и орфографической зоркости обучающемуся необходимо иметь хорошую теоретическую базу. ? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Антонова, О.В. Русская фонетика в развитии. Фонетические отцы и дети начала XXI века / О.В. Антонова М.: Языки славянской культуры,2013.464 с. 2. Аристова, Т.А. Образование младших школьников. / Т.А. Аристова, С.В. Кривых СПб.: ИПК СПО - НОУ Экспресс 194 с. 3. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан - СПб.: Питер, 2006. 300 с. 4. Выготский, Л.С. Психология. / Л.С. Выготский М.: ЭКСМО Пресс, 2012. 224 с. 5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шан ко А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука, учебник для 1 класса. – Просвещение, 2000. – 239 с. 6. Захарова Татьяна Евгеньевна Основные принципы обучения. Опубликовано 26.11.2016. [Электронный ресурс]. URL: shkola/materialy-meto icheskikh-obedinenii/ ibrary/2016/11/26/ref rat-osnovnye-printsi y-obucheniya (дата обращения: 15.12.2020). 7. Князев, С.В. Современный русский литературный язык: учебное пособие для вузов. / С.В. Князев, С.К Пожарицкая. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. -430 с. 8. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. / А.А. Леонтьев - М.: Издательство Красанд, 2010. 216 с. 9. Малышева, Е.Г. Фонетика: учеб.-метод. пособие / Е.Г. Малышева, О.С. Рогалева. М.: Фл Инта: наука, 2012. 64 с. 10. Методика преподавания русского языка в школе Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.Т. Баранов и [др.]. М.: Академия, 2007. 368 с. 11. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова и [др.]. М.: Дрофа. 2004. 240 с. 12. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. / И.П. Подласый. M.: Владос, 2008. - 464 с. 13. Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, 1 класс, 2-я четверть: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2001. – 128 с. 14. Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, 1 класс, 3-я четверть: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2002. – 176 с. 15. Программа «Русский язык» Рамзаева Т. Г. 1–4 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013. 16. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / под ред. Д. Я. Райгородского Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2010. 672 с. 17. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. – М.: Дрофа, 2000. – 112 с. 18. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 2 кл.: в 2 ч. Ч.1 / Т. Г. Рамзаева. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 126 с. 19. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с. 20. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» – М.: Просвещение, 1979. – 431 с. 21. Регуш Л. А. Педагогическая психология / Л.А. Регуш, А. В. Орлова –. СПб.: Питер, 2008. 414 с. 22. Русский язык: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др. / под ред. Л.Л. Касаткина. – 3-е изд., стер. – М: Академия, 2005. – 768 с. 23. Студопедия.Нет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . – Дата доступа: 14.12.2020. 24. ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . – Дата доступа: 15.12.2020. ? ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Артикуляционная таблица согласных звуков русского языка...
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.