Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 128008
Наименование:
Диплом Особенности агрессивного поведения подростков из разных типов семей
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Психология.
Добавлен: 17.11.2021.
Год: 2021.
Страниц: 133.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Особенности агрессивного поведения подростков из разных типов семей
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙ………..………9 1.1. Понятия агрессии и агрессивного поведения, причины и механизмы возникновения в подростковом возрасте………..9 1.2.Психологические особенности подростков с агрессивным поведением……..17 1.3.Психологические типы современных семей ………27 1.4. Специфика психологического консультирования подростков с агрессивным поведением в зависимости от типа семьи 34 Выводы по I главе………...40 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ………..43 2.1. Организация и методы исследования ……….43 2.2. Анализ полученных данных………...52 2.3.Интерпретация результатов исследования ………...80 Выводы по II главе ……….……….……….84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….86 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90 Приложения………..1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Агрессивность в поведении современных подростков проявляется довольно часто. Это может быть связано с изменением ряда требований общества и значимых взрослых к подростку, более ранней социализацией и отсутствии внутренней готовности подростка к несению ответственности за свои поступки и процесс личностной самоидентификации. В данном исследовании под агрессивностью мы понимаем комплексное свойство личности, способствующее разрушению самого субъекта или объекта, а также объективных отношений с окружающим миром. Субъектом при возникновении агрессии является сам человек, а объектом - значимый и целесообразный для субъекта Другой. По идее З. Фрейда [77, с. 60], «во внутренней психической жизни человека всегда находится «другой» человек. Именно «другой» диктует человеку условия для подражания, становится помощником или мешает совершать какие-то действия». В данной теме присутствует значительное число обоснованных теоретических и эмпирических позиций, но тема агрессивности в поведении подростков в настоящее время остается актуальной. Каким образом появляется и формируется агрессивность у подростков? В каком возрасте наиболее уязвимы подростки и что вызывает агрессию? В чем заключается влияние типа семьи на подростка и как семья вызывает агрессивное поведение? Как повлияет агрессивное поведение в подростковом возрасте на процесс создания семьи, рождение и воспитание собственных детей? Эти вопросы в исторической, общественной и психологической динамике имеют разные ответы в различные периоды их изучения. Возникновение агрессивного поведения у подростка в современной психологии часто связывают с деформацией детско-родительских отношений в семье. По мнению О.И. Ефимовой [27, с. 181], «агрессию подростка можно признать результатом воздействия множества социокультурных и психологических факторов, возникающих во взаимодействиях «общество - микросоциум – личность»». Социально-психологич ский уровень изучения причин и механизмов агрессивного поведения чаще находится в полюсе микросоциума подростка, его близкого окружения сверстников и семьи. Знание закономерностей возникновения агрессивного поведения, механизмов деформации детско-родительских и межличностных отношений подростка, может стать одним из важнейших факторов психологического консультирования, профилактикой вероятности возникновения агрессивного поведения и снижение поведенческих деформаций для подростков. Проведенный теоретический анализ литературных и научных источников по проблеме агрессивности в подростковом возрасте позволил сформулировать основные подходы к изучаемой проблеме, структурировать содержание выпускной квалификационной работы и выявить направления экспериментального исследования. Для того, чтобы предпосылки агрессивного поведения были преодолены, подросток нуждается в психологической поддержке и психологическом консультировании. Поиск эффективных методов предоставления психологической помощи подростку в ситуациях агрессивного поведения, а также методов профилактики психологических, социальных, семейных и личностных негативных воздействий в процессе консультативной работы обусловил необходимость разработки проблемы изучения особенностей агрессивного поведения подростков из разных типов семей. Степень научной разработанности темы исследования. В психологических концепциях и экспериментальных исследованиях психологических особенностей проявления агрессивности у подростков, до настоящего времени, есть не решенные задачи. Часто описание механизма агрессивности проводится специалистами из сферы медицины, психиатрии, социологии. Но в настоящее время актуальной становится позиция объяснения феноменов агрессивности и агрессивного поведения парадигмой психологического знания. Эмпирические исследования агрессивности и агрессии были осуществлены как западными (А. Бандурой, Р. Бероном, Л. Берковицом, Р. Уолтерсом, Д. Зильманном, Дж. Карлсмитом, Ч. Мюллером, Д. Ричардсоном, З. Фрейдом) [5, 6, 9, 10, 45, 73, 74, 75], так и отечественными психологами (А.А. Реаном, И.Г. Малкиной-Пых, В.Ю. Меновщиковым, В.Н. Мясищевым, Т.Г. Румянцевой,Н.Д. Левитовым, С.Ф. Сироткиным, С.Л. Соловьевой) [17, 18, 19, 79]. Вопросами психического и социального развития подростков, испытывающими трудности в установлении социальных контактов, занимались такие специалисты как А. Айхорн, Дж. Боулби, Д.В. Винникотт, А.Н. Голик, И.В. Дубровина, М.Ю. Кистяковская, Й. Лангмейер, М.И. Лисина, Р. Липтон, 3. Матейчик, К. Солоед, A.M. Прихожан, С. Прованс, H.H. Толстых, Э. Пиклер, Р. Шпиц, А. Фрейд, М. Эйнсворт [1, 2, 13, 14, 17, 34, 36,44, 54]. В обозначенных работах находятся позиции, где раскрываются подходы к изучению механизма появления и развития агрессии, способы работы с агрессивным поведением и варианты стабилизации психологического состояния подростка в сложной для него жизненной ситуации. Проблема возникновения и закрепления агрессивного поведения как источника травматизации личности подростка, поиск эффективных методов оказания психологической помощи, направленной на повышение саморегуляции поведения и снижение неблагоприятных последствий воздействия факторов вне консультативной деятельности, и в настоящий момент не теряет своей актуальности, что обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы. Цель исследования: исследование подростков с агрессивным поведением из разных типов семей. Объект исследования: агрессивное поведение подростков. Предмет исследования: влияние типа семьи на проявление агрессивного поведения у подростка. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь типа семьи и агрессивного поведения в подростковом возрасте, а именно: - родительское отношение может влиять на психологические особенности проявления агрессивного поведения у подростков в возрасте 11-13 лет; -родители подростков склонных к проявлению агрессивного поведения чаще соответствуют характеристикам семей со средним и высоким уровнями функционирования; - родители подростков без склонности к проявлению агрессивного поведения соответствуют характеристикам семей со здоровыми и оптимальными отношениями родителей с подростком. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие агрессивного поведения, причины и механизмы возникновения агрессии у подростков. 2. Рассмотреть специфику детско-родительских отношений, тип семьи у подростков при возникновении агрессивного поведения. 3. Изучить предпосылки снижения деформации личности у подростков через поиск ресурсов (снижение агрессивных воздействий, придание личностной значимости происходящих событий, снижение негативных факторов, активизация детско-родительских и межличностных отношений между подростками). 4. Проанализировать возможности психологического консультирования при агрессивном поведении подростков в зависимости от типа семьи. 5. Провести эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков и различных типов семей. 6. Выявить психологические компоненты появления агрессивного поведения подростков и связать их с разными типами семей подростков. 7. Проверить полученные результаты с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Научно-практическая новизна исследования состоит в изучении причин и психологических особенностей, вызывающих агрессивное поведения подростков в возрасте 11 – 13 лет, обучающихся в 5-6 классах ГБОУ СОШ № 1852 г. Москва и посещающих социальный центр Государственного бюджетного учреждения города Москвы Территориальный центр социального обслуживания «Новогиреево» филиал «Перовский» (ГБУ ТЦСО «Новогиреево» филиал «Перовский»). Методы исследования: теоретический анализ психологической, социальной и медицинской литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, анализ личной документации испытуемых. В исследовании введены статистические сравнительные показатели по коэффициенту корреляции Спирмена. Методики исследования: -опросник Басса-Дарки [46, с. 5-10 ]; - тест выявления аутоагрессивных тенденций и факторов (А.А. Кучера, В.П. Костюкевич)[41, с. 60-62]; - опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (АИОК) (Л.И. Вассерман, И.А. Горькова, Е.Е. Ромицына) [55, с. 58]; - опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) [56, с.12-15]. База и выборка исследования. В основном исследовании принимало участие 80 человек: 60 испытуемых подростков в возрасте 11-14 лет и 20 родителей подростков в возрасте 32-56 лет. Основное и исследование было организовано на базе ГБОУ СОШ № 1852 г. Москва и социальном центре Государственное бюджетное учреждение города Москвы Территориальный центр социального обслуживания «Новогиреево» филиал «Перовский» (ГБУ ТЦСО «Новогиреево» филиал «Перовский»). Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов и выводов в практической деятельности психологов-консульта тов при работе с подростками, информировании родственников подростков с агрессивным поведением, специалистов, сопровождающих процесс стабилизации подростков с агрессивным поведением. Также практическая значимость результатов исследования состоит в использовании полученных экспериментальных результатов при разработке рекомендаций и курсов, занятий, консультативных сессий для подростков и их родителей в ситуации возникновения, профилактики или коррекции агрессивного поведения в разных типах семей.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙ 1.1. Понятия агрессии и агрессивного поведения, причины и механизмы возникновения в подростковом возрасте
Одним из критичных возрастов для возникновения агрессивного поведения можно выделить подростковый возраст. Период подросткового возраста рассматривается в психологии как кризисный этап становления личности человека. Это связано с переходом подростка во взрослую жизнь и личностной незрелости к ее принятию и осуществлению. У подростка появляется новообразование - «чувство взрослости», но пока не сформированны ценностные смыслы, формы взаимодействия с окружающими, способность восприятия родителей как близких и значимых людей, уважающих позицию подростка и оказывающих своевременную помощь. Сложность кризисного периода для подростка характеризуется повышенной социальной и семейной конфликтностью, повышенной тревожностью при столкновении с проблемами и трудностями окружающей подростка реальности. Свои сложности в реальной жизни подросток часто не осознает и не может поделиться ими с окружающими. В результате возможно появления агрессии и агрессивного поведения...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящей работе была рассмотрена взаимосвязь типа семьи и агрессивного поведения в подростковом возрасте. Для раскрытия темы был проведен сопоставительный теоретический анализ изучения структурных особенностей проявления агрессивного поведения у подростков их разных типов семей, изучены понятия агрессии и агрессивного поведения, выявлены причины и механизмы возникновения агрессии в подростковом возрасте. В теоретической части выпускной квалификационной работы были изучены психологические подходы в анализе психологических особенностей подростков с агрессивным типом поведения, выявлены содержательные компоненты психологических типов семей и обозначена их взаимосвязь. Такое направление теоретического исследования позволило объяснить специфику психологического консультирования подростков с агрессивным поведением из разных типов семей. Под агрессией мы понимали единую интерпретацию теорий агрессии, как причинение ущерба или вреда субъекту, не желающего подобного обращения. При этом агрессия подростков может возникать по причине воздействия физиологических, психологических и социальных изменений, личностного роста, появления признаков сознательного поведения, формирования нравственных представлений и социальных установок, социального включения и влияния на подростка отношений в семье. Под типом психологическим типом семьи рассматривалась комбинации классификаций видов семей, в зависимости от их периода создания, длительности совместного проживания, количества членов семьи и установившейся системой и структурой семейных взаимодействий между членами семьи. Исходя из проанализированной литературы, мы предположили, что между типом семейного воспитания и родительскими установками существует взаимосвязь. Эта взаимосвязь может оказывать ведущее воздействие на возникновение и укрепление агрессивного поведения подростков. Эти взаимосвязи важно учитывать при организации работы по психологическому сопровождению и консультированию семей с агрессивными подростками. В заключении были сделаны обобщающие выводы по теоретической части исследования. После анализа теоретических аспектов темы работы, было выполнено собственное эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязей особенностей типа семьи и агрессивного поведения в подростковом возрасте. Данное исследование было проведено на основе диагностического изучения агрессии и агрессивного поведения подростков, тенденций и факторов аутоагрессивного поведения подростков, поведения родителей и их отношения к подросткам, родительского отношения, по опросу родителей подростков. В результате обработки и анализа данных, полученных в ходе исследования, были сформированы следующие результаты. Во-первых, выявлены общие закономерности во взаимосвязях особенностей агрессии и агрессивного поведения с аутоагрессивными тенденциями и факторами поведения подростков: вербальной агрессией, косвенной агрессией, чувство вины, несчастная любовь, совершение противоправных действий, добровольный уход из жизни, семейные неурядицы, потеря смысла жизни, переживаний подростком чувств неполноценности и уродливости, сложности в решении школьных проблем и выборе жизненного пути. Во-вторых, определены варианты поведения родителей и их отношения к подросткам (опрос подростков), родительского отношения (опрос родителей), по результатам которых выявлены корреляционные связи: необходимость проявления позитивного интереса к подростку, выраженная директивность, враждебность, непоследовательность в поведении родителей, создание сверх сильного симбиоза, гиперсоциализации и инфантилизации в системе родительского отношения и воспитания подростков. Характер обнаруженных закономерностей позволяет предположить, что связь между возникновением и закреплением агрессивного поведения зависит от типа семьи подростка. Полученные результаты имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты нашего исследования раскрывают связи между различными компонентами агрессивного поведения подростков и типов родительских установок, что позволяет по-новому взглянуть на проблему соотношения агрессивности подростков и различных типов семей и семейного воспитания. Характер этой связи зависит от направленности личности родителей и подростков, гендерных особенностей, следовательно, эта связь формируется в совместных коммуникациях и в деятельности. Практическая значимость исследования связана с диагностическим и консультативным содержанием работы в практике психолога-консультан а. Материалы исследования могут быть использованы в консультационной работе с подростками, взрослыми людьми, разработке развивающих и коррекционных программ для стабилизации факторов, вызывающих агрессивное поведение подростков, повышение эмоционально-волевой регуляции подростков и родителей. Перспективным направлением в дальнейшем изучении связей агрессивного поведения подростков и типов семей и семейного воспитания может быть проведение исследований на разнообразных по социально-демографич ским характеристикам выборках (семьи, с подростками среднего и старшего подросткового возраста), семьи, отличающиеся по уровню образования и материального достатка, проживающие в крупных городах и небольших населенных пунктах). Такие исследования позволят расширить знания о механизмах формирования и действиях установок, в том числе иррациональных. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы // Электронный журнал «Современная зарубежная психология». - 2017. – Том 6. - №2. – С. 7-14. 2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с. 3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологич ские методы исследования супружеских отношений. М., 1987. - 120 с. 4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Класс, 2004. - 284 с. 5. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений / Бандура А. - М.: Просвещение, 2008. - 202 с. 6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. – 512с. 7. Банщикова Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды // Концепт. – 2013. – № 08 (август). – С. 1-10. 8. Барсукова С.А. Формирование опыта коммуникативного взаимодействия в старшем подростковом возрасте : монография / С. А. Барсукова ; Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. - Пенза :Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, 2004 (Тип.ПГПУ). - 80 с. 9. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. – С. 24-62. 10. Берковиц Л. Агрессия: причины и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 512 с. 11. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко. - М.: Олма-пресс, 2004. – С. 27-28. 12. Бэтмен.Detective omics. Такая типасемья [Текст] : [графический роман : 16+] / Пол Дини, Дон Крамер, Уэйн Фаучер ; [пер. с англ. А. Бродоцкой]. - Санкт-Петербург : Азбука, 2018. - 24 с. 13. Великанова Р.Р. Подросток. Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Астраханская гос. мед.акад. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию". - Астрахань : Изд-во Астраханской гос. мед.акад., 2007. - 117 с. 14. Возрастные особенности психического развития детей : Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии; [Отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина]. - М. : АПН СССР, 1982. - 164 с. 15. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типамсемей с детьми : Результаты исслед. проекта : [Сб.] / М-во труда и соц. развития Рос. Федерации, Деп. по делам детей, женщин и семьи, Рос. Фонд социал. реформ ; [В. В. Елизаров и др.]. - М. : Просвещение, 2003. - 543 с. 16. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: Союз, 2018. – 148 с. 17. Гаралева М.Д. Индивидуально-типиче кие особенности саморегуляции агрессивного поведения : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Психол. ин-т Рос.акад. образования. - Москва, 2006. - 26 с. 18. Гельбер В.А. Агрессия в контексте проблемы целостности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Гельбер Владимир Анатольевич; [Место защиты: Бурят.гос. ун-т]. - Томск, 2010. - 182 с. 19. Гельбер В.А. Агрессия в контексте проблемы целостности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Гельбер Владимир Анатольевич; [Место защиты: Бурят.гос. ун-т]. - Улан-Удэ, 2010. - 25 с. 20. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине.- М. - Минск: АСТ, Харвест, 2001. - С. 158. 21. Дольто-Толич К. На путях рождения: о гаптономическом сопровождении человека. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003.- 132 с. 22. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с. 23. Дружинин В.Н. Современный психологический словарь. - М: Просвещение, 2009. - С. 310. 24. Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (На сравн. материале исслед. детей, воспитывающихся в дет.доме и в семье): Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 165 c. 25. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 78. 26. Ермаков С.А., Кашина О.П. Жизненные ценности и смыслы возрастной периодизации человека // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2018. – № 3 (20). – С. 19-23. 27. Ефимова О.И. Особенности детско-родительских отношений как фактор формирования суицидального риска // Вестник КГУ им. Некрасова. – 2012 – Т.18. – С. 181-184. 28. Голик А.Н. Педагогическая психиатрия : Учеб.пособие / А.Н. Голик ; Ун-т Рос. акад. образования. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во УРАО, 2003. – 203 с. 29. Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. – 413 с. 30. Завражнов В.В., Чагина М.В. Социально-психологич ские аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте // Молодой ученый. - 2017. - №20. - С. 399-401. 31. Зубова Л.В. О проблеме агрессивности как форме ассоциального поведения личности // Вестник РУДН, сер. Психология и педагогика. – 2003. - №1. – С. 109-110. 32. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О.А. Карабанова. - М. :Гардарики, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 319 с. 33. Картер Б. Три работы на двоих [Текст] : [беседа с семейным психологом из США Б. Картером / беседовал корр. газеты] // Первое сентября. - 1999. - 9 февраля. - С. 8. 34. Карьера, семья и материнство в жизни современной женщины [Текст] : материалы всероссийской научно-практической конференции "Женщина и карьера", 28 февраля 2004 г., Москва / [отв. ред. К. В. Солоед]. - Москва : Альфа, 2004. - 128 с. 35. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М.,1998. – С. 41. 36. Кистяковская М.Ю. Развитие поведения и воспитания детей до 9-10 месяцев в яслях и домах ребенка [Текст] / М.Ю. Кистяковская ; Под общ.ред. проф. Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной. - Москва : Ин-т сан.просвещения, 1947. - 32 с. 37. Ковалевский А.Н. Детская агрессия – результат становления характера // Молодой ученый. - 2010. - №5. Т.2. - С. 161-164. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. - 176 с. 38. Ковалев С.В. Психология современной семьи :Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейн. жизни" : Кн. для учителя / С. В. Ковалев. - М. : Просвещение, 1988. – 207 с. 39. Ковалев С.В. Психология современной семьи :Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейн. жизни" : Кн. для учителя / С. В. Ковалев. - М. : Просвещение, 1988. – 207 с. 40. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типахсемей : [монография] / Е. Котова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск : РИО КГПУ, 2004 (Красноярск :ИПК КГПУ). – 151 с. 41. Куликов, Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств/ Л.В. Куликов - СПб.: СПГУ. - 2003. – С. 78-79. 42. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2001. - 440с. 43. Куницына В.Н. Межличностное общение. / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. - СПб.: Питер, 2001. - 370с. 44. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте., АВИЦЕНУМ.: Медицинское издательство, Прага 1984, ЧССР. – 247 с. 45. Левин К. Гештальт-психология и социально-когнитивна теория личности / К. Левин и А. Бандура. - Санкт-Петербург :Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 125 с. 46. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: Учебно-методическое пособие / Сост. Л.В. Шилова. – Саратов. – 2016. – 56 с. 47. Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13. - Ставрополь, 2004. - 175 с. 48. Николаев Н.Н. Типы семей в современном российском обществе: социально-философски анализ. – автореф. к.ф.н., 09.00.01. – Р/нД. – 2007. – С. 8-11. 49. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 321с. 50. Палагина А.О. Формы проявления агрессии по классификации А. Басса в русской классической литературе // Образование и воспитание. - 2016. - №4. - С. 1-4. 51. Пилецкий С.Г. Человеческая агрессивность через призму социофобии //Известия высших учебных заведений. – 20013. - № 2 (26). - С. 58-69. 52. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / Прихожан А.М. - Питер, 2009. - 192 c. 53. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, М. : АСТ, 2001. – 656 с. 54. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с. 55. Райс Ф., Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2010. – 816 с. 56. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. – 529 с. 57. Саратова Л.М. Психолого-педагогиче кие особенности подростков с особыми образовательными потребностями // Молодой ученый. – 2011. – 11. Т.2. – 102-104 с. 58. Сахибгареева Л.М. Проблемы возрастной периодизации // В сборнике: Openinnovation. – 2017. – С. 171-173. 59. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, – 2008. – 176 с. 60. Сербина Л.Ф. Особенности агрессивного поведения подростков // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - № 6. – С. 98-106. 61. Словарь Ожигова С.И. – М., 2014., С.67-195. 62. Список основных научных работ Л.И. Божович / подгот. к публ. Е.Д. Божович // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. - С. 142-152. 63. Системная семейная психотерапия: Классика и современность / Сост. и научн. ред. А.В. Черников. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 400 с. 64. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с. 65. Терских Л.Б. Социально-экономичес ая адаптация различных демографических типов семей в условиях реформ: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.18. - Москва, 1996. - 200 с. 66. Толстых Н.Н. Теория Л.И. Божович: личность, психика, индивидуальность // Культурно-историческ я психология. 2019. - Том 15. - № 2. - С. 85-90. 67. Уилсон Э.О. О природе человека. – М.: Кучково поле., 2015. – 143 с. 68. Фельдштейн Д.И. Система общественного полезного труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство нравственного воспитания детей и подростков :Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1963. - 24 с. 69. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности : избранные психологические труды. - М.; Воронеж: Институт практической психологии : НПО «Модек», 1996. - 512 с. 70. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - М.; Воронеж: МПСИ : Модек, 2008. - 206 с. 71. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. - М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социальног ин-та : НПО «Модек», 2008. - 15 с. 72. Фортино Ж. О патологическом кризе в период пубертата // Социальная и клиническая психиатрия. 1994. Т. 4, № 1. С. 102-105. 73. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: Эксмо, 2019. – 416 с. 74. Фрейд З.Я. Сочинения. – М.: ЭКСМО-Пресс., Харьков: Фолио, 1998. – 1040 с. 75. Фрейд А. Идентификация с агрессором // Психоаналитические концепции агрессивности: Тексты. В 2 кн. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004., Кн. 1. - С.190-201. 76. Фромм Э.Анатомия человеческой деструктивности. - М., 2010. - 624 с. 77. Цапкин В.Н. Личность как группа – группа как личность // МПТЖ. – 1994. - №4. – С. 58-69. 78. Чижова Ж.Г., Шестакова Н.В., Пунина М.А. Особенности семьи и брака на современном этапе развития общества // Вестник Смоленской медицинской академии. - №4. – 2016. - С. 61. 79. Шнейдер Л.Б.Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - Москва :Трикста : Акад. Проект, 2005. - 334 с. 80. Эриксон Э. Трагедия личности. – М.: Алгоритм, 2019. – 256 с. 81. Эйдемиллер Э.Г.Психология и психотерапия семьи: монография / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – Санкт-Петербург : Питер, 1999. – 656 с. 82. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2017. – 384 с. 83. Berkovits L. Aggression: A social psychological analysis. - N.Y., - 1962. - 225 pp. 84. McDougall W. An Introduction to Social Psyholody. - L., 1908.
Приложение 1. Модель причин и последствий агрессии подростков...
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.