Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 128450
Наименование:
Курсовик Особенности внимания хорошо и плохо успевающих младших школьников
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 29.12.2021.
Год: 2018.
Страниц: 31.
Уникальность по antiplagiat.ru: 68. *
Описание (план):
Содержание
Введение 3 1 Теоретические основы особенности взаимосвязи процесса внимания и успеваемости младших школьников 5 1.1 Внимание как психический феномен 5 1.2 Особенности внимания младших школьников 10 1.3 Характеристика типов успеваемости в младшем школьном возрасте 14 Выводы 21 Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей взаимосвязи процесса внимания и успеваемости младших школьников 22 2.1 Методы и процедура исследования 22 !!!Внимание работа не полная!!!
Введение
Актуальность данной темы выявлена тем, что дети младшего школьного возраста чаще всего страдают от рассеянности, низкой устойчивости, недостаточного развития своего внимания, что приводит к их дезадаптации, влияет на выполнение учебной и трудовой деятельности. Проблема заключается в том что, развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению, это главное условие осуществления успешной познавательной деятельности. В настоящей работе мы повторяем исследование Т.М. Марютиной, Т.М. Мешковой, Н.Н. Г авриш, в котором устанавливается влияние внимания в целом и его отдельных свойств на успеваемость младших школьников по тем или иным предметам. Данное исследование проведено в 1986 г. За более чем 20 лет условия жизнедеятельности младших школьников претерпели изменение. Поэтому назрела необходимость пересмотра как фундаментальных теоретических, так и прикладных положений, установленных психологами в отношении феномена внимания. В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема исследования: «Психологические особенности взаимосвязи процесса внимания и успеваемости младших школьников». Цель исследования: Выявить особенности взаимосвязи процесса внимания и успеваемости младших школьников. Объект исследования: проблема взаимосвязи процесса внимания и успеваемости младших школьников. Предмет исследования: психологические особенности взаимосвязи процесса внимания и успеваемости младших школьников. В соответствии с целью и предметом исследования сформулированы следующие задачи: 1. На основе психолого-педагогиче кой литературы раскрыть понятие «внимание» 2. На основе психолого-педагогиче кой литературы дать характеристику внимания младшего школьника. 3. На основе психолого-педагогиче кой литературы раскрыть понятие «успеваемость», дать характеристику типам успеваемости. 4. Выявить психологические особенности взаимосвязи процесса внимания и успеваемости младших школьников 5. Составить рекомендации по организации взаимосвязи процесса внимания и успеваемости младших школьников. Методы: теоретический - (анализ психолого-педагогиче кой литературы); эмпирический - психодиагностические методы; интерпретационный - метод обработки данных (количественный, качественный и сравнительный анализ). Практическая значимость в том, что в работе предпринята попытка разработать рекомендации по организации процесса внимания и успеваемости младших школьников, которые могут быть полезны как педагогам, так и родителям. Эмпирической базой исследования стала МБОУ СОШ №1 г. Туймазы. В исследуемую группу вошли 11 детей учащиеся 4 «Б» класса. Выборка испытуемых носила произвольный характер. Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1 Теоретические основы особенности взаимосвязи процесса внимания и успеваемости младших школьников 1.1 Внимание как психический феномен
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно есть сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным будет его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее. Внимание обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего. Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это говорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Различают шесть основных свойств внимания. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть непроизвольные кратковременные изменения степени его интенсивности, напряженности. Устойчивость внимания особое значение для достижения успеха в любой деятельности, она характеризует глубину, длительность, интенсивность психической деятельности человека. Устойчивость внимания зависит от ряда условий: степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности. Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности на том или ином предмете. Под распределением внимания понимают способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Примером служат способности Юлия Цезаря, он мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности. Следующее свойство внимания – переключение. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения у разных людей различна, чем интересней деятельность, тем легче на нее переключиться и наоборот. Переключаемость относиться к числу хорошо тренируемых качеств. Следующее свойство внимания – это его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек может охватить с достаточной легкостью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие его от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду, чувство оскорбленного достоинства и пр. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания. Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности...
2.3 Рекомендации по организации взаимосвязи процесса внимания и успеваемости младших школьников В связи с актуальностью исследования, мы предлагаем следующие рекомендации по развитию внимания у младших школьников: 1.Особенно эффективными могут стать регулярно проведённые специальные упражнения и игры на развитие внимания во внеурочное время ( в школе или дома) не реже 1 раза в неделю. 2. Внедрение упражнений, игр, заданий на развитие внимания в учебный процесс ( т. е.уроки ). На каждом уроке предлагаем проводить физминутки с привлечением игр, направленных на тренировку внимания. 3. Материалы к играм на развитие и тренировку внимания ( « Собери картинку», « Найди различия» и другие ) должны быть доступны для младших школьников. Их лучше хранить в открытых коробках на стеллажах в классе ( дома), чтобы ребята могли ими пользоваться ( играть ) в свободное время. 4. Лучше если все письменные задания на внимание младшие школьники будут выполнять в специальных тетрадях, что позволит оценивать их работу, следить за показателями развития внимания. 5. Следует привлекать родителей младших школьников для того, чтобы они могли помогать своим детям в домашних условиях. Возможно, обучать организации игр на внимание, например, приглашая в школу на занятия по развитию внимания.
Заключение
В ходе теоретического исследования мы выяснили, что внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов. Внимание младшего школьника сильно отличается от взрослого человека, поэтому перед учителем начальной школы стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, так как в младшем школьном возрасте оно довольно слабое. Следует учитывать индивидуальные особенности личности младших школьников, потому что они также влияют на процесс внимания. Успеваемость для школьников выступает показателем уровня интеллектуальных и волевых свойств личности. Хорошие отметки выступают как социальная оценка компетентности учеников в различных областях знаний, их ответственности, целеустремленности, общительности, а именно это высоко ценится в группах школьников и даёт возможность школьнику занимать наиболее комфортное место в группе сверстников.
Список использованной литературы 1. Кузнецов, В. В. Введение в педагогическую деятельность : учебник и практикум для СПО / В. В. Кузнецов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 2014. — 222 с. 2. Бухарова, И. С. Психология. Практикум : учебное пособие для СПО / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева, Е. А. Царегородцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Дрофа, 2013. — 208 с. 3. Ганнушкин, П. Б. Избранные труды по психиатрии / П. Б. Ганнушкин. — М. : Вентано-граф, 2015. — 266 с. 4. Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников : учебное пособие для СПО / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : РОСМЭН, 2017. — 174 с. 5. Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для СПО / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Аванта+, 2018. — 524 с. 6. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для СПО / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. :Азбука, 2015. — 206 с. 7. Шапошникова, Т. Е. Возрастная психология и педагогика : учебник и практикум для СПО / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников, В. А. Корчуганов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Аквилегия-м, 2016. — 218 с. 8. Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения / В. П. Вахтеров. — М. : ЭКСМО, 2015. — 353 с. 9. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для СПО / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. :РИПОЛ-классик, 2017. — 119 с. 10. Савинков, В. И. Социальная оценка качества и востребованность образования : учебное пособие / В. И. Савинков, П. А. Бакланов ; под ред. Г. В. Осипова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. Просвещение:, 2013. — 295 с. 11. Виды оценочных средств. Подготовка практикоориентировано о педагога : практ. пособие / Е. В. Слизкова [и др.]. — М. : Дрофа, 2014. — 138 с. 12. Феоктистова, С. В. Психология : учебное пособие для СПО / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Вентано-граф, 2013. — 241 с. 13. Блинов, В. И. Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся : учебное пособие для СПО / В. И. Блинов, И. С. Сергеев ; под общ. ред. В. И. Блинова. — М. : РОСМЭН, 2016. — 133 с. 14. Профессиональная педагогика в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для СПО / В. И. Блинов [и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. — М. : РОСМЭН, 2013. — 353 с. 15. Милорадова, Н. Г. Психология : учебное пособие для СПО / Н. Г. Милорадова. — М. : ЭКСМО, 2016. — 225 с. 16. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для СПО / Е. Н. Землянская. — М. : АЗБУКА, 2015. — 507 с. 17. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Аквилегия-м, 2014. — 227 с. 18. Коряковцева, О. А. Технология социальной работы с семьей и детьми : учебник и практикум для СПО / О. А. Коряковцева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Ювента, 2016. — 289 с. 19. Быкова, А.А. «Развивающие занятия для детей младшего школьного возраста» [Электронный документ] А.А. Быкова //Педагогика. – 2016- Т.2.-1.-С. 127-158. Режим доступа: chto-pochitat/razviva ushhie-zanyatiya-dlya detey-doshkolnogo-vo rasta rtf. – 18.04.2016 20. Суркова, Л.М. «Ребенок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст» [Электронный документ] Л.М. Суркова //Детская психология. – 2015- Т.2.-1.-С. 145-163. Режим доступа: bd/?b=258837 rtf. – 18.04.2016
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.