Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 110017
Наименование:
Диплом Особенности мышления детей младшего школьного возраста с различным уровнем успеваемости
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Психология.
Добавлен: 27.11.2017.
Год: 2016.
Страниц: 75.
Уникальность по antiplagiat.ru: 47. *
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ Введение………... Глава 1. Теоретические подходы к изучению мышления младших школьников... ... ... 1.1 Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста... ... 1.2 Особенности развития мышления младших школьников со слабой успеваемостью... ... 1.3 Психологическая характеристика трудностей младших школьников при усвоении программного материала... Выводы по первой главе……… Глава 2. Организация и методика проведения исследования. Основные рекомендации………... ... 2.1 Организация и методика проведения исследования……… 2.2 Анализ результатов исследования……… 2.3 Психолого - педагогические рекомендации, направленные на развитие мышления младших школьников в процессе их обучения……… Выводы по второй главе ……….……… Заключение……… Список литературы……… Приложения………
ВВЕДЕНИЕ
Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы детей. Однако такие условия обеспечиваются в начальном этапе обучения пока не в полной мере. Определено, что педагогический процесс обусловлен целями образования и взаимодействием основных его компонентов: содержание обучения; преподавание, т.е. деятельность учителя; учение - деятельность школьников; средства обучения. Успешную реализацию образовательных целей сегодня представляют технологично. Личностно - ориентированная технология в начальной школе предполагает: - интеграцию содержания образования и оптимальных форм, методов и средств обучения, направленных на развитие мышления младшего школьника. - разработку процедуры диагностики результатов обучения и уровня сформированноти навыков речевой деятельности в процессе усвоения знаний по русскому языку и чтению у детей начальной школы. Актуальность рассматриваемой нами проблемы связана с тем, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.) исследователи. Основным показателем умственного развития ребенка считается овладение им мыслительными операциями. В работе рассмотрены особенности мышления детей младшего школьного возраста. На данном этапе происходят значительные изменения в этом познавательном процессе. В младшем школьном возрасте начинается постепенный переход от наглядно - образного мышления к словесно - логическому. Развиваются мыслительные операции. Аналитико-синтетичес ая деятельность в начале младшего возраста еще весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно - действенного анализа. Но постепенно она совершенствуется. Младшие школьники усваивают причинно - следственные связи и их отношения. В процессе обобщения младший школьник начинает опираться на более существенные признаки. Совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Особенности развития мыслительных процессов на данном возрастном этапе у каждого ребенка разные. Недостаточное их развитие отрицательно сказывается на успеваемости школьника. Много затруднений возникает по той причине, что ребенок не умеет анализировать, сравнивать и обобщать. Объект исследования: мышление младшего школьника. Предмет исследования: психологические особенности развития мышления слабоуспевающих младших школьников. Целью исследования является исследование психологических особенностей мышления слабоуспевающих младших школьников. Для реализации цели мы поставили перед собой следующие задачи. - Изучить психолого - педагогическую литературу по теме исследования; - Рассмотреть влияние уровня развития мышления ребенка на успешность учения младших школьников с низкой успеваемостью; - Провести эмпирическое исследование особенностей мышления слабоуспевающих младших школьников при помощи комплекса диагностических методик; - Представить количественную и качественную оценку результатов исследования мышления слабоуспевающих младших школьников; - Определить систему заданий , направленных на развитие мышления слабоуспевающих младших школьников. Для решения обозначенных задач мы использовали следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого - педагогической литературы по изучаемой проблеме, метод эксперимента; методы качественной и количественной оценки результатов эксперимента. База исследования: Муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 13 имени героя Советского Союза А.П. Маресьева г. Орла Теоретическая значимость. В работе получили дальнейшие теоретические представления о влиянии развития мышления на уровень успеваемости слабоуспевающих младших школьников в контексте имеющихся исследований Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Практическая значимость. Результаты нашего исследования могут быть использованы как школьным психологом, так и учителем начальных классов. Данные результаты способствуют развитию мышления младших школьников с низкой успеваемостью. Частично результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, студентами педагогических колледжей, родителями младших школьников, а также всеми теми, кто интересуется проблемой развития мышления в младшем школьном возрасте.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях автора: Бурлакова, В.А Психологические особенности мышления младших школьников при низкой успеваемости / В.А.Бурлакова // Эволюция современной науки: сб. материалов науч-практ. конф., Киров, 5 апреля 2016 г. В 4 ч. Ч.4 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 148 – 150. Бурлакова, В.А. Формирование мышления слабоуспевающих младших школьников в процессе усвоения ими знаний / В.А.Бурлакова //Материалы «Недели науки-2016»: сб. статей студентов и магистрантов: / Отв. редактор Л.В. Алешина. – Орел, 2016. - С. 18 - 21.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ
1.1 Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Отметим, что мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Выделим основные особенности мышления. Первая особенность - это опосредованный характер мыслительной деятельности. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения и восприятия, представления, а также на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется в отдельном либо конкретном. [34] Существует и другое определение понятия «мышление». Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. [14]...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мышление - это познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Мышление включает такие операции как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение, но основной формой выступает понятие. Основные виды мышления – это теоретическое (понятийное, словесно – логическое, образное) и практическое (наглядно – образное, наглядно – действенное, словесно – логическое). Младший школьный возраст является сензитивным для развития мышления. Именно в этот период происходят существенные изменения в мыслительной деятельности ребёнка, что связано с переходом на новую ступень развития – школьную. Развитие мышления при этом, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Формировать у школьников способность к активному и самостоятельному мышлению – это одна из важнейших педагогических задач. Так, нами была изучена психолого – педагогической литературы по теме исследования. Это позволило выяснить, что проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.) исследователи. В работе были рассмотрены особенности мышления детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте начинается постепенный переход от наглядно – образного мышления к словесно - логическому. Развиваются мыслительные операции. Аналитико-синтетичес ая деятельность в начале младшего возраста еще весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно - действенного анализа. Но постепенно она совершенствуется. Младшие школьники усваивают причинно - следственные связи и их отношения. В процессе обобщения младший школьник начинает опираться на более существенные признаки. Совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Мы рассмотрели влияние уровня развития мышления ребенка на успешность учения. Так, многие авторы считают, что некоторые особенности развития мышления могут стать причиной неуспеваемости. Л.С. Выготский полагает, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития понятийного мышления. Отметим, что формирование научных понятий в этом возрасте только начинается [5]. Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточнойсформир ванностью основных психических процессов. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приемам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания учеников. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих на успешность обучения. Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьников. Слабоуспевающие ученики не имеют рациональных приемов запоминания, но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Точно также при выполнении специальных заданий на внимание неуспевающие ученики дают результаты не хуже тех, которые получают их сверстники. Низкая концентрация внимания у них обусловлена тем, что они в силу особенностей своего мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Именно специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей. Неумение преодолеть возникающие трудности в учении приводят к отказу от активной мыслительной деятельности. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий. К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Таким образом, и недостатки мышления необходимо выявлять и предупреждать, так как это тоже отрицательно сказывается на успеваемости младших школьников. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Мы провели эмпирическое исследование особенностей мышления слабоуспевающих младших школьников при помощи комплекса диагностических методик. Методика «Диагностика быстроты мышления», позволяющая определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Тест на выявление уровня развития мышления младших школьников «Выделение закономерностей» (Б.И. Пинский). Это одна из методик, направленных на выявление уровня обобщения. Основной смысл ее заключается в выделении закономерностей. А также тесты Амтхауэра направленные на изучение вербального мышления. Дана количественная и качественная оценка результатов исследования мышления слабоуспевающих младших школьников. У слабоуспевающих младших школьников преимущественно низкий и средний уровни развития мышления. Лучше у этих детей сформированы такие мыслительные операции как обобщение, хуже установка логических связей. С целью сравнения и разработки дальнейших психологических рекомендаций, направленных на развитие мышления, нами было проведено сравнение выше указанных данных с особенностями мышления хорошо успевающих младших школьников. У них преобладающими являются средний и высокий уровни мышления. Отметим, что лучше у сформированы операции анализа и синтеза, несколько хуже установка логических связей между понятиями . Результаты, полученные нами в ходе констатирующего этапа эксперимента позволили в обобщенном виде представить систему заданий, направленных на развитие мышления слабоуспевающих младших школьников. Результаты проведенного нами исследования позволили определить систему психолого-педагогиче ких рекомендаций, направленных на развитие мышления слабоуспевающих младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Абрамова, Г.С., Возрастная психология: учебн. Пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип./ Г.С. Абрамова – М.: Академия, 1999. – 672 с. 2.Ануфриев, А.Ф., Как преодолеть трудности в обучении детей./ А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М., 2004. 3. Бабанский, Ю.К., Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей./ Под ред. Ю.К. Бабанского. – Ростов-на-Дону, 1972. – 224 с. 4.Батршина Г.С., Способы и средства развития логического мышления младших школьников / Г.С. Батршина // Ежемесячный научн.- метод.журнал «Начальная школа» - 2012. - №4 5.Битянова, М.Р., Работа психолога в начальной школе – 2-е изд./М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: Генезис, 2001. – 352 с. 6.Блонский, П.П., Психология младшего школьника /Под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 576 с. 7. Богословский, В.В., Общая психология: учебн. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. – 383 с. 8.Волков, Б.С., Психология младшего школьника: Учебное пособие. /Б.С. Волков. - М.: Академический проспект, 2005. – 208 с. 9. Гамезо, М.В., Атлас по психологии: информ. – метод. Пособие к курсу «Психология человека» /М.В. Гамезо, И.А. Домашенко – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 276 с. 10.Гиппенрейтер, Ю.Б., Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2007. – 776 с. 11.Гонеев, А.Д., Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева – М.: Изд. Центр «Академия», 2012. – 280 с. 12. Выготский, Л.С., Собрание сочинений: В 6-ти т. / Лев Семенович Выготский //Проблемы общей психологии [под ред. В.В. Давыдова.]– М.: Педагогика, 1982. – т. 2. 13.Давыдов, В.В., Психическое развитие младших школьников. / В.В.Давыдов – М., 2000 год. 14. Давыдов В.В, Психологические проблемы учебной деятельности школьника / В.В. Давыдов – М., 1994. 15. Данилова, Е.Е., Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Авт. – сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с. 16. Дубровина, И.В., Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: изд. Центр «Академия», 2012. – 320 с. 17. Дубровина, И.В., Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / И.В. Дубровина – М., 2009. 18. Зак, А.З., Как ребенку стать умнее? / А.З. Зак – М., 2009. 19. Истратова, О.Н., Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 5-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 442 с. 20. Карлахайнц, Б., Трудности в обучении: раннее предупреждение: Учебное пособие. / Б. Карлахайнц. - М.: - Издательский центр «Академия», 2009. – с. 208 21. Копытов, Н.А., Задачи на развитие логики. / Н.А. Копытов – М., 2012. 22. Кордуэлл, М., Психология: А-Я (словарь-справочник) (пер. с англ. К.С. Ткаченко). / М. Кордуэлл – М., 2011. – 440 с. 23. Крутецкий, В.А., Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. / В.А.Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с. 24. Локалова, Н.П., Как помочь слабоуспевающему школьнику. / Н.П.Локалова. – М., 2012. 25. Люблинская, А.А., Учителю о психологии младшего школьника. / А.А. Лююблинская. – М., 2007. 26. Маралов, В.Г., Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В.Г. Маралов, И.А. Бучилова, Е.Ю. Клепцова и др. / Под ред. В.Г. Маралова. – М.: Академический проект: Парадигма, 2005. – 288 с. 27. Марцинковская, Т.Д., Диагностика психического развития детей. / Т.Д. Марцинковская. – М., 2012. 28. Менчинская, Н.А., Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. – М.: «Педагогика», 2008. – 272 с. 29. Монина, Г.Б., Тренинг взаимодействия с неуспевающими учениками. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 200 с. 30. Мухина, В.С., Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. /Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А. А, Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 624 с. 31. Мухина, В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов – 6-е изд., стереотип./ В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 456 с. 32. Немов, Р.С., Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС,. - Кн. 1: Общие основы психологии, 2013 - 688 с. 33.Павлов, И.П., Мозг и психика./ И.П.Павлов. – М.: МПСИ, 2009. 34.Петровский, А.В., Общая психология. / Под редакцией А.В. Петровского - М., 2008. 35. Пиаже, Ж., Речь и мышление ребенка./ Ж. Пиаже – М. - Л., 1977. 36. Романов, А.И., Игровые задачи для детей. / А.И.Романов. – М., 2012. 37. Рубинштейн, С.Л., Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 688 с. 38. Столяренко, Л.Д., Основы психологии. / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, 2011. 39.Тихомирова, А.Ф., Развитие познавательных способностей детей./ А.Ф. Тихомирова. – М., 2009. 40.Фридман, Л.М., Психологический справочник учителя. / Л.М. Фридман, И. Ю. Кулагина – М., 2010. 41.Хлебникова, А.А., Развитие логического мышления на уроках математики / А.А. Хлебникова // Ежемесячный науч.- метод. журнал «Начальная школа» . – 2015. - № 4. 42. Эльконин, Д.Б., Детская психология. / Д.Б.Эльконин. – М., 2008. 43. Эльконин Д.Б., Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин - М., 2010. 44.Юрчук, В.В, Современный словарь по психологии. / Автор – составитель В.В. Юрчук. – Минск: Элайда, 2008. – 704 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.