Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 132026
Наименование:
Курсовик Оценочная лексика в поэтическом дискурсе В. Маяковского
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Литература.
Добавлен: 16.02.2023.
Год: 2018.
Страниц: 23.
Уникальность по antiplagiat.ru: 49. *
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Теоретические основы эмоционально-оценочн й лексики 6 1.1. Сущность и виды оценочной лексики 6 1.2. Средства выражения «эмоции» и « оценки» в русском языке 9 2. Анализ эмоционально-оценочн й лексики в лирике В.В. Маяковского 14 2.1. Аспект стилистической окраски. «Эмоция» и «Оценка» как тип стилистической окраски 14 2.2. Оценочная лексика в лирике В.В. Маяковского 16 Заключение 20 Библиографический список 23
? ВВЕДЕНИЕ Изучение эмоциональности как языковой категории имеет длительную лингвистическую историю, поскольку еще древние философы отмечали влияние на речевое поведение индивидуума испытываемых им (под влиянием различных причин) эмоций. В настоящее время многими ведущими учеными были предприняты попытки разносторонне изучить языковую эмоциональность с различных точек зрения и позиций. Так, процессы формирования эмоциональности в языке неразрывно связывают с различными аспектами психологии и физиологии. Но до сих пор мнения ученых расходятся по многим вопросам, касающимся трактовки самого термина, структурного и семантического составляющего данного класса, его границ и значения. Языковая эмоциональность включает в себя средства реализации на различных уровнях. Класс эмоционально-оценочн й лексики — самый подвижный и открытый класс языка, в то же время именно он активно используется в речевой коммуникации, являясь универсальным средством выражения субъективности. Лингвистическая природа эмоционально-оценочн й лексики позволяет ей реализовываться очень широко и многогранно, являться ведущим компонентом в речевом выражении человека, при этом до сих пор нерешёнными остаются вопросы, касающиеся толкования термина, градации и классификации, границ данного класса. В данной работе мы попытались собрать воедино разнообразные точки зрения на природу эмоционально-оценочн й лексики. На сегодняшний день она отличается неоднозначной трактовкой со стороны различных ученых, а также частым отсутствием кодификации эмоционального значения единицы в словарях, что приводит к необходимости, зачастую опираясь на интуицию и контекст, определять его наличие либо отсутствие. Кроме того, класс эмоционально-оценочн й лексики наиболее подвижен с точки зрения временных рамок, национальных, политических, социальных влияний и, как никакой другой языковой класс, подвержен влиянию контекста, то есть появление эмоциональных смыслов теоретически возможно допустить у любой лексической единицы и это определяет актуальность работы. Объектом исследования в представленной работе являются лирика В.В. Маяковского. Предметом данного исследования является оценочная лексика в лирике. Цель исследования заключается в изучении оценочной лексики в поэтическом дискурсе В. Маяковского. Задачи исследования: 1. Описать сущность и виды оценочной лексики; 2. Изучить средства выражения «эмоций» и «оценки» в русском языке; 3. Описать понятие стилистической окраски; 4. Проанализировать оценочную лексику в лирике В.В. Маяковского. Гипотеза исследования: в лирике В.В. Маяковского ярко-выражена оценочная лексика. В работе были использованы такие методы исследования, как описательно-аналитич ский метод исследования с его основными компонентами: наблюдением, интерпретацией и классификацией, что обусловлено объектом исследования и состоянием его изученности. Методологической базой исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных учёных. Практическая значимость этой работы заключается в возможности использования материалов исследования на уроках русского языка и литературы. Структура курсовой работы состоит из Введения, двух разделов, Заключения и Библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определяются объект и предмет, цели, задачи исследования, формулируются гипотеза и база исследования. В первом разделе «Теоретические основы эмоционально-оценочн й лексики» рассматриваются аспекты и типология оценочной лексики, описываются средства выражения «эмоции» и «оценки» в русском языке. Во втором разделе «Анализ эмоционально-оценочн й лексики в лирике В.В. Маяковского» раскрывается термин стилистической окраски, анализируется оценочная лексика в лирике В.В. Маяковского. В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы.
? 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧН Й ЛЕКСИКИ
1.1.Сущность и виды оценочной лексики Для того чтобы говорить об элементах оценочной лексики, нам необходимо разобраться в этом, что же такое лексика. В «Толковом словаре» С.И. Ожегова мы находим следующие определение: лексика - это словарный состав языка, его стиля, сферы, а так же и отдельных произведений [Сергеева 2008: 92]. Лексика делится на следующие виды: высокая, сниженная, эмоциональная, книжная, разговорная, просторечная. Категория оценки - совокупность разноуровневых языковых единиц, объединенных оценочным значением и выражающих положительное или отрицательное отношение автора к содержанию речи. Характерной особенностью выражения оценки является возможность усиления или ослабления признака «хорошо» или признака «плохо». Фактически человек познает окружающий мир через оценку, и практически все предметы могут стать объектами оценки. Оценка признается одной из важнейших сторон интеллектуальной деятельности человека и, несомненно, находит свое отражение в языке. Впервые круг проблем, связанных с изучением оценки, был обозначен Аристотелем. В дальнейшем эти вопросы получили освещение с точки зрения различных исследовательских подходов [Запорожец 2013: 38-39]. Рассматривая оценку с точки зрения языка, все компоненты ее структуры можно разделить на обязательные и факультативные. Главными элементами оценки являются ее субъект (тот, кто оценивает), объект (то, что оценивают), а также сам оценочный элемент...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В рамках исследования были раскрыты сущность и виды оценочной лексики, приведено подробное описание средства выражения «эмоций» и «оценки» в русском языке. Было раскрыто содержание ключевого понятия данной области исследования – стилистической окраски и проанализирована оценочная лексика в лирике В.В. Маяковского. В языке эмоции выражаются категориями эмоциональности, экспрессивности, эмотивности или оценочности. Они реализуются во всех языках на разных уровнях: фонетическом, морфологическом, лексическом, словообразовательном, синтаксическом, стилистическом, текстуальном, коммуникативном при помощи различных средств языка. Рассмотрим средства выражения эмоциональности в русском языке. Наиболее часто слова с оценкой встречаются в публицистических текстах. Там задачей пишущего является не только сообщение информации, но и в однозначном выражении ее оценки, отношения автора к тому, о чем он говорит. Понятия стилистической окраски, стилистических средств и стилистического значения теснейшим образом взаимосвязаны. Языковые единицы различных уровней, особенно лексические, способны обладать оттенками, выходящими за пределы основного семантического значения, к тому же эти единицы неравнозначны по своей стилистической природе. Прежде всего все языковые средства обычно разделяют на так называемые нейтральные и стилистически окрашенные Эмоционально - оценочные средства представляют собой единицы языка с ярко выраженными эмоционально-оценочн ми оттенками (торжественный, уничижительный, ласкательный, иронический, неодобрительный, фамильярный и мн. др.). В.В. Маяковский - русский поэт начала XX века. До сих пор среди поэтов, связанных с «серебряным веком», он остается самой неоднозначной фигурой. Сам Владимир Маяковский в своей автобиографии писал: «Я - поэт. Этим и интересен» В.В. Маяковский повышенное внимание уделял слову. В его произведениях для выражения эмоционально-экспрес ивной (оценочной) окраски встречаются разные речевые формы. Особое внимание привлекают его личные неологизмы - это не просто стилистическое явление, а некая самобытная система, работающая по собственным законам. Именно в этой системе и заключается прелесть стихотворений Маяковского, которые по сей день пленяют читателей своей образностью и точностью выражений. Поэтому неудивительно, что из всех русских кубофутуристов Владимир Маяковский стал самым известным. Он умело использовал эмоционально-оценочн ю лексику с помощью собственных неологизмов, изменением слов и т.д. Таким образом, поставленные задачи решены, цель – изучить оценочную лексику в поэтическом дискурсе В.В. Маяковского – достигнута. Однако оценочная лексика не столь хорошо изучена, есть сложности в ее типизации, во многом восприятие идет на подсознательном уровне, на уровне эмоций, поэтому эта лексика в большей степени используется в устной речи, где задействованы не только речевой аппарат, но и мимика, жесты. Предстоящая проблема неизбежно повлечет за собой необходимость более глубокого разбора данной темы представителями науки современности. ? БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки [Текст] / Е.М. Вольф // Серия «Лингвистическое наследие ХХ века». - Изд.2, 2002. - 280 с. 2. Гак, В.Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания / В.Г. Гак // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. - М., 2017 - №3 - С. 88 - 89. 3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [Текст] / И.Б. Голуб. - М.: Просвящение, 2015. - 420 с. 4. Запорожец, И.В. Культура речи [Текст] / И.В. Запорожец // Начальная школа. – 2013. - №5. - С. 38-39. 5. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 840 с. 6. Лукьянова, Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления (проблемы семантики) / Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Наука, 1986. - 232с. 7. Майданова, Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку / Л. М. Майданова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. - 384 с. 8. Маяковский, В.В. Я сам. Сочинения в двух томах. / В.В. Маяковский - М: издательство «Правда»,1922. 8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / Под общ. ред. Проф. Л. И. Скворцова.- 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. - 896 с. 9. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка [Текст] / Д.Э. Розенталь - М.: Педагогика, 2017. - 209 с. 10. Сергеева, Д.В. Лексика эмоций в аспекте когнитивной лингвистики: монография. [Текст] / Д.В. Сергеева - М: Изд-во МГОУ, 2008. - 92 с. 11. Сковородников, А.П. Оценочность. Культура русской речи. [Текст] / А.П. Сковородников - М.: Флинта, Наука, 2007. С. 174-180. 12. Смирнова ,JI.Г. Лексика с оценочным компонентом значения в современном русском языке. [Текст] / Л.Г. Смирнова - Смоленск, 2008. - 268 с. 13. Смирнова, Л.Г Лексика с оценочным компонентом значения в современном русском языке и в тексте. [Текст] / Л.Г. Смирнова - Смоленск, 2009. - 292 с. 14. Смирнова, Л.Г. Оценка как прагматический сигнал [Текст] / Л.Г. Смирнова // Филологические науки. - 2010. - № 5-6. - С. 76-85. 15. Смирнова, Л.Г. Оценочная асимметрия русской лексики [Текст] / Л.Г. Смирнова // ФН. - 2011. - № 5. - С. 65-75. 16. Химик, В.В. Поэтика низкого или просторечие как культурный феномен. [Текст] / В.В. Химик -СПб: Филол. фак-т СПбГУ, 2000. - 272 с. 17. Химик, В.В. Феномен гиперболических оценок в русском модификационном словообразовании [Текст] / В.В. Химик // Оценки и ценности в современном научном познании: сб. науч. трудов. Ч. 2. Калининград: Изд-во РТУ им. И. Канта. - 2009. - С. 31-38. 18. Шмелева, Т.В. Русские событийно-оценочные предложения [Текст] / Т.В. Шмелева // Оценки и ценности в современном научном познании: сб. науч. трудов. Ч. 2. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. - 2009.- С. 38-44. 19. Яппарова, В.Н. Оценочные наименования лиц в современном политическом дискурсе [Текст] / В.Н. Яппарова // Вестник ВятГГУ. Т. 2. Филология и искусствоведение. - 2009. - № 3 (2). - С. 26-32.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.