Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 30.08.2021. Год: 2021. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………... 3
1 Теоретические основы развития представлений о себе у детей 4–5 лет………..
1.1 Представления о себе как объект психолого-педагогиче ких исследований………..
1.2 Особенности формирования представлений о себе у детей 4–5 лет……….
1.3 Психолого-педагогиче кие условия развития представлений о себе у детей 4–5 лет ………
2 Экспериментальная работа по формированию представлений о себе у детей 4–5 лет ………
2.1 Особенности представлений о себе у детей 4–5 лет по результатам констатирующего этапа исследования..………
2.2 Содержание работы по формированию представлений о себе у детей 4–5 лет (формирующий этап исследования)……….
2.3 Результаты экспериментальной работы (контрольный этап исследования)……….
Заключение………. 52
Список использованных источников………. 55
Приложения……….. 61
?

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст является основным этапом формирования личности, в течение которого у ребенка появляются такие личностные качества, как овладение нормами поведения, соподчинение мотивов, а также формирование представлений о себе как о личности. Постепенно у ребенка формируется представление о себе, благодаря которому у него складывается определенное отношение к окружающему миру взрослым и себе. Представления о себе формируются в игровой, познавательной, образовательной деятельности, по мере их развития меняется социальное положение ребенка в целом, он начинает осознавать себя как личность.
В настоящее время перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель, добиться всестороннего развития ребенка, чтобы каждый ребенок вырос сознательной личностью, способным открыть для себя мир сложных человеческих отношений через осознание самого себя как личности, через общение со сверстниками и взрослыми, и в результате у него закладываются основы для общего дальнейшего развития ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» [58].
В ФГОС ДО [49] уделено внимание формированию представление о себе в различных видах деятельности. В процессе формирования представлений о себе у детей ...
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: ...
Цель исследования: определить ...
Объект исследования: представления ...
Предмет исследования: процесс ...
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о себе у детей 4-5 лет будет эффективным при...
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования представлений о себе у детей...
Методологические основы:
1. Основополагающие законы и принципы диалектико-материали тической философии (закон перехода количественных ...
Методы исследования: анализ психолого-педагогиче кой литературы ...
Практическая значимость: апробированная ...
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь-декабрь 2020): анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой ...
Организация исследования: ...
Апробация исследования: результаты исследования обсуждались на педагогическом совете в ...



1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ
1.1 Представления о себе как объект психолого-педагогиче ких исследований

Изучением представлений о себе занимались такие ученые как: Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович [9], Н. Н. Васильева, Л. С. Выготский [13], В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн [50], А. Г. Спиркин, Т. Н. Семенова, и другие.
По мнению Л. И. Божович [9] представление – это воспроизведение образа предмета или явления, который в настоящий момент человек не воспринимает, но они основываются на прошлом опыте человека.
Р. С. Немов считает, что представление – это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека [45].
По мнению Ю. В. Щербатых понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», образа, явления).
Представления, по В. В. Богословскому, это образы, возникающие в головном мозге, когда на органы чувств не воздействуют раздражители. Под воздействием раздражителей старые нервные связи, имевшиеся в коре головного мозга, возбуждаются, и возникает образ.
Представление о себе у детей среднего дошкольного возраста, по мнению Эльконина Д. Б. – это психический процесс, в ходе которого дети изучают окружающий мир, общество и самих себя [63].
Л. И. Божович [9], С. Л. Рубинштейн [50], Е. О. Смирнова [51] считают, что формирование представлений о себе тесно взаимосвязано с самооценкой, что в значительной мере обуславливает развитие мотивов, потребностей, эмоционально-волевой сферы, отношения к окружающим. Для того чтобы научиться оценивать других людей на которых он может смотреть как бы со стороны необходимо научиться правильно оценивать себя. Умением сравнивать себя самого с другими ребенок овладевает уже к среднему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки. На всех периодах возрастного развития ...

1.2 Особенности формирования представлений о себе у детей 4–5 лет

Особенности формирования представлений о себе у детей 4–5 лет заключаются в том, что к среднему дошкольному возрасту, ребенок начинает осознавать не только свои личностные качества и мотивы, даже оценивать свои конкретные действия и достижения, переживания. Все это воспроизводится в усилении представлений о себе. Представления о себе – это понимание ребенком того, что он собой представляет, какими свойствами обладает, как относятся к нему окружающие.
В то же время дети среднего дошкольного возраста начинают осознавать особенности своих поступков и по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерки для оценки себя и окружающих.
По мнению Е. В. Лисиной [37] именно в среднем дошкольном возрасте в норме формируется первичное представление о схеме тела, становятся относительно дифференцированными самоощущения. Нормально развивающиеся дети способны локализовать телесное ощущение к середине второго года жизни, максимум - к двум годам. Данный факт подтверждает окончание формирования схемы тела. Еще раньше (в год-полтора) они начинают узнавать себя в зеркале, а затем и на фотографии, что свидетельствует о первичных дифференциациях «Я» и «не Я».
Но исследования Божович Л. И. [9] показывают, что ребенок 4-5 лет который находится в условии материнской депривации, часто не узнает себя в зеркале и, тем более, на фотографии. Помимо задержек в выделении своего «Я» этот факт объясняется значительно меньшим опытом действий такого рода. Доказано, что возрастной срок появления возможностей узнавания себя напрямую зависит от наличий индивидуализированных взаимодействий со взрослыми [9].
Трудность исследования ребенка 4-5 лет оставляет открытым большой спектр аспектов раннего этапа развития представления о себе. Оценка показывает, что у ребенка имеется мотивирующее представление и гордость за свое достижение. Это свидетельствует о началах формирования системы «Я». Однако уточним следующее: возникновение такого важнейшего личностного новообразования предопределяется взаимодействием детей и взрослых.
Выполнения одних действий ради других возникают у детей в общении, под влиянием воспитания ...


1.3 Психолого-педагогиче кие условия развития представлений о себе у детей 4-5 лет

В настоящее время психолого-педагогиче кие условия формирования представлений о себе у детей 4 – 5 лет, во многом зависят от социальной среды, в которой развивается ребенок, эти условия развития должны быть комплексными, чтобы ребенок смог осознавать свою принадлежность к человеческому роду, чтобы он не только узнавал о своих человеческих способностях и возможностях, но и учился управлять своим телом, своими чувствами, своими поступками.
Содержание работы с детьми, направленной на воспитание интереса к себе и «помощи» себе в собственной социализации, можно объединить в несколько групп: организм человека; чувства, мысли, умения, поступки; место среди других людей. Все это вместе и поможет ребенку составить представление о себе как о человеке.
Отметим то, что в процессе формирования представлений детей относительно собственной личности важное значение играет именно мнение окружающих, то есть то, как оценивают другие особенности детей.
В первую очередь для детей важное значение имеет мнение родителей, а затем важно мнение воспитателей, педагогов, иных родственников, находящихся в контакте с детьми.
В процессе анализа мнения окружающих о собственной личности происходит становление у детей системы ценностных ориентиров, дальнейших планов, а так же в общем формируется образ, на который они ориентируются в процессе анализа собственной личности.
Учитывая, что у детей также формируется собственная оценка собственной личности, то выделим, что если собственная оценка и мнение окружающих совпадают, то у ребенка происходит становление положительного самовосприятия образа «Я», при этом, если мнение расходится, то ребенок может формировать неверное представление о собственной личности, что способствует потере индивидуальности.
Необходимо отметить, что мнение взрослых не всегда должно быть исключительно положительным, поскольку важна и критика в адрес ребенка, чтобы скорректировать проблемные аспекты поведения, тем самым способствуя формированию объективной самооценки детей .
В процессе формирования представлений детей о собственной личности актуальное значение ...


2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ
2.1 Особенности представлений о себе у детей 4–5 лет по результатам констатирующего этапа исследования

Исследование проходило в МБОУ «Малокибечская ООШ им. А. Я. Яковлева» Канашского района Чувашской Республики. Приняло участие 40 дошкольника в возрасте 4–5 лет, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 20 детей в каждой группе).
Для решения поставленных исследовательских задач экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования.
Цель констатирующего этапа исследования заключалась в выявлении особенностей уровня сформированности представлений о себе у детей 4–5 лет.
Для проведения диагностики уровня сформированности представлений о себе у детей 4–5 лет были подобраны методики: Беседа «Мое имя» автор В. С. Мухина [44], Модифицированное задание «Физическое Я» (А. В. Шевченко), Диагностическое задание «Половозрастная идентификация» (Н. Л. Белопольская [6]).
Обратимся к раскрытию содержания диагностических заданий...



2.2 Содержание работы по формированию представлений о себе у детей 4–5 лет (формирующий этап исследования)

Для реализации задач нашего исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем участвовали дети 4–5 лет экспериментальной группы – 20 человек.
Целью формирующего этапа эксперимента является разработка и апробация системы работы по формированию представлений о себе у детей 4–5 лет.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Определить основные подходы к построению экспериментальной программы формирования представлений о себе у детей 4–5 лет.
2. Разработать содержание мероприятий по формированию представлений о себе у детей 4–5 лет.
3. Апробировать подобранный комплекс с целью, повышения уровня представлений о себе детей указанной категории.
Нами была проведена целенаправленная работа на формирование представлений о себе у детей 4–5 лет в данном направлении с использованием ...


2.3 Результаты экспериментальной работы (контрольный этап исследования)

Для оценки результатов формирующего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента, цель которого состояла в определении эффективности проведенной в ходе формирующего этапа системы мероприятий по формированию представлений о себе у детей 4–5 лет и выявлении динамики после проведенной работы.
Задачи:
1) определить уровень сформированности представлений о себе у детей 4–5 лет;
2) выявить динамику развития представлений о себе у детей 4–5 лет после проведенной работы.
Для решения поставленных задач на контрольном этапе эксперимента использовались те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе. Анализируя результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы провели сравнение показателей в обеих группах.
Можно отметить, что использование предметно-практическ й деятельности, в процессе которой осуществляется развитие представлений о себе у детей и применение комплексной системы специально подобранных занятий на развитие представлений о себе у детей 4–5 лет принесли положительные результаты.
Сравнительные данные констатирующего и контрольного срезов, демонстрирующие динамику в уровне изучения особенности развития представлений о себе у детей 4–5 лет, приведены в таблице 6 и Приложении Г.
Таблица 6 – Сравнительные данные распределения испытуемых по уровням знаний детей о своей фамилии, отчестве и имени
в процентах...



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов.
1. Данное исследование, было направлено на изучении проблемы психолого-педагогиче ких условий формирования представлений о себе у детей 4–5 лет. Нами была изучены научная, методическая, психологическая и педагогическая литература, а также педагогический опыт по проблеме формирования представлений о себе у детей дошкольного возраста таких учёных как: Л. И. Божович, Т. В. Гордеевой, М. А Егоровой, М. В. Корепановой, А. Н. Леонтьева, Е. В. Лисиной, Г. А. Мишиной, В. С. Мухиной, Л. Э Семеновой, И. В. Сычевич, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и других.
2. Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что в целом у большинства детей представления о себе сформированы на среднем и низком уровне. У детей с ...






...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. – Москва : Издательский Дом Ш. Амонашвили, 2018. – 496 с.
2. Антюхина, А. В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте / А. В. Антюхина. – Москва : ИМА-пресс, 2019. – 296 с.
3. Арнаутова, Е. П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. П. Арнаутова. – Москва : ВЛАДОС, 2015. – 213 с.
4. Артамонова, О. Предметно–пространст енная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 4. – С. 30 – 32.
5. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. – Москва : Педагогика, 2016. – 479 с.
6. Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация : Методика исследования детского самосознания / Н. Л. Белопольская. – Москва : Когито-Центр, 1998. – 124 с.
7. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и дидактические материалы / Ф. Н. Блехер. – Москва : Педагогика. – 2011. – 58 с.
8. Бодунов, М. В. Структура формально–динамическ х особенностей активности личности / М. В. Бодунов // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 129 – 135.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Мастера психологии / Л. И. Божович. – Санкт Петербург : Питер Пресс, 2008. – 38 с.
10. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. – Москва : Воронеж, 2015. – 392 с.
11. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, ...

Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.